ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЙ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПРОЕКТ «ЛЫЖНЯ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Основной целью физического воспитания является формирование физической культуры личности. Начало этого процесса приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка.Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Отличным способом решения проблемы «двигательного дефицита» современных дошкольников, на мой взгляд, является лыжный спорт, так как это один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyzhnya_v_stranu_zdorovya.docx | 65.95 КБ |
Предварительный просмотр:
II ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ ПО
ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Номинация: Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии
в дошкольном учреждении
ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЙ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПРОЕКТ
«ЛЫЖНЯ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ»
Автор: Железко Лидия Леонидовна, воспитатель
Место разработки и внедрения проекта: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида», Красноярский край, г.Канск, Северо-Западный м/р, 47
Канск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общие положения | 2 |
2 Актуальность и социальная значимость | 2 |
3 Цели, задачи, участники и сроки реализации проекта | 3 |
4 Этапы реализации проекта | 4 |
I этап – подготовительный «До снега» | 5 |
II этап – основной«на старт!» | 7 |
III этап – семейный «все на лыжи!» | 12 |
5 Эффективность и результаты проекта | 14 |
Приложение 1 | 16 |
Приложение 2 | 21 |
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Название проекта | Здоровьеформирующий и здоровьесберегающий проект «Лыжня в страну здоровья» |
Законодательная часть | |
Региональный компонент | Долгосрочная целевая программа «Дети» на 2010-2012 годы |
2 АКТУАЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
На современном этапе развития российского общества проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.
В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются среди отстающих не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставания, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.
В настоящее время активно ведется поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, формирования у них нравственно-ценностной мотивации занятий физической культурой, воспитания интереса к физическим упражнениям на основе жизненной потребности быть здоровым, ловким, сильным.
Основной целью физического воспитания является формирование физической культуры личности. Начало этого процесса приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка. Поэтому основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение физического развития ребенка.
Сегодня мы все чаще слышим слово «гиподинамия», понимая под этим недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия – своеобразная болезнь, которая заключается в нарушении функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности.
Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, компьютера и т.п.) Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь, отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Следовательно, нашим детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы.
Отличным способом решения проблемы «двигательного дефицита» современных дошкольников, на мой взгляд, является лыжный спорт, так как это один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. И это неудивительно, ведь зима в нашем регионе длится 4-5 месяцев.
Обучать детей ходить на лыжах можно уже с трехлетнего возраста. Чистый морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение. Красивая природа создает хорошее настроение, положительно влияет на нервную систему. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия. Катание на лыжах способствует развитию пространственных ориентировок, координации движений. Благодаря регулярным занятиям на свежем воздухе дети меньше болеют простудными заболеваниями.
Во время лыжных прогулок и занятий ребятам приходится выполнять разнообразные действия: спускаться со склона, делать повороты, подниматься на гору определенным способом. Это способствует воспитанию у них морально-волевых качеств: смелости, решительности, приучает преодолевать трудности и препятствия, формирует выдержку, воспитывает чувство дружбы, взаимопомощи.
Таким образом, последовательное, системное, целенаправленное обучение детей ходьбе на лыжах и вовлечение в лыжный спорт является одним из высокоэффективных способов формирования физической культуры личности, оздоровления детей, повышения их физического развития.
3 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, УЧАСТНИКИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
При проведении наблюдений за детьми своей группы я заметила, что ребята имеют низкий уровень знаний о здоровом образе жизни. Мало того, у многих родителей также недостаточно знаний в данной сфере. Во многих семьях не сложилась культура здорового образа жизни. Данные выводы послужили основой для формулировки главной цели данного проекта: вовлечение детей в лыжный спорт для воспитания здорового ребенка в физическом, психическом и нравственном плане. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
- создание благоприятного микроклимата в группе, положительной мотивации и интереса к здоровому образу жизни и зимним видам спорта;
- создание необходимых условий (материально-технических, методических и т.д.) для вовлечения детей в лыжный спорт;
- привлечение семьи ребенка к реализации проекта, формирование межличностных отношений друг с другом и взрослыми;
- оказание помощи родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей (воспитание валеологической культуры родителей).
Участниками проекта являются дети подготовительной к школе группы (возраст 6-7 лет) и их родители. Период реализации проекта сентябрь – март. Я реализую данный проект ежегодно на протяжении 8 лет.
4 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Методическое обеспечение: фотографии известных российских и красноярских спортсменов (лыжников, биатлонистов), видеофрагменты соревнований, спортивный календарь, статьи из газет и журналов об известных лыжниках и биатлонистах, методическое пособие «Формирование валеологической культуры родителей», методические рекомендации «Лыжный спорт для дошкольников».
Рекомендуемая литература:
1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: книга для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1992. – 159с.
2. Масленников И.Б., Капланский В.Е. Лыжный спорт.-М.: Физкультура и спорт, 1984. – 96с.
3. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада./В.А. Андерсон, Л.А. Викс, Л.С. Жбанова и др.; Сост. Ю.Ф. Луури.-М.: Просвещение, 1991.-63с.
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ «ДО СНЕГА» (сентябрь-ноябрь).
Ознакомление детей с лыжным спортом начинаю задолго до первого снега. На первом этапе важно заинтересовать ребят, создать положительную мотивацию. Для этого провожу с детьми беседы о пользе зимних видов спорта, о выдающихся спортсменах, спортивных состязаниях, тренировках. Вместе с детьми рассматриваем специально подобранные календари, иллюстрации, фотографии. Просматриваем и обсуждаем видеофрагменты лыжных соревнований. Провожу экскурсию в детско-юношескую спортивную школу, приглашаю на занятия спортсменов города. Организую тематические родительские собрания.
Важным подготовительным этапом являются трех-четырех разовые прогулки с целью закаливания и развития двигательной активности, занятия в акробатической секции, регулярные физкультурные занятия в зале и на спортивном участке. Непосредственную подготовку к обучению ходьбе на лыжах я начинаю с подводящих упражнений, которые направлены на развитие у детей чувства равновесия, ритма, а также правильную координацию движений рук и ног.
Упражнения на развитие чувства равновесия.
- Различные повороты.
- Ходьба по гимнастической скамейке, бревну.
- Бег с высоко поднятыми ногами.
- Наклоны туловища.
- Упражнения со скакалкой.
- Перешагивание через предметы (расстояние 15-20 см)
Упражнения для укрепления стопы.
- Ходьба на носках.
- Ногами поднимать кусочки веревки.
- Сгибание и выпрямление пальцев ног.
- Круговые движения в воздухе попеременно правой и левой ногой.
Упражнения для развития координации движений рук и ног.
- Попеременно выставлять вперед на носок правую и левую ногу.
- Делать шаг вперед правой ногой и вытягивать вперед левую руку и наоборот.
- Ходьба в гору с правильной координацией рук и ног.
- Попеременно правой и левой рукой собирать мелкие предметы в ведерко.
Упражнения для развития чувства ритма
- Прыжки на месте с попеременным подниманием правой и левой ноги.
- Двигаясь по кругу, по сигналу воспитателя поднимать руки вперед и в стороны.
- Прыжки на месте (ноги вместе) с убыстрением и замедлением темпа по сигналу воспитателя.
Когда ребята хорошо освоят вышеперечисленные упражнения, дополняю их имитационными упражнениями, с помощью которых дети начнут осваивать технику лыжных ходов еще до появления первого снега. Имитационными упражнениями можно отрабатывать посадку лыжника, движение рук в попеременном и одновременном ходах (на месте и при ходьбе), движения ног в попеременном двухшажном ходе, согласование движений рук и ног на месте и в движении, согласование движений рук и ног при торможении и поворотах и т.д.
Имитационные упражнения.
- В положении посадки лыжника прыжки или подскоки на слегка согнутых ногах.
- В положении посадки лыжника маховые движения руками, как в попеременном двухшажном ходе.
- Имитация попеременного двухшажного хода на месте. Стоя на одной ноге в положении одноопорного скольжения, маховая нога выпрямлена назад, поменять ноги прыжком.
- Имитация отталкивания ногой с выпадом. Из положения посадки лыжника сделать выпад вперед с отталкиванием, выпрямляя толчковую ногу. Отталкивание выполняется быстрым разгибанием толчковой ноги в тазобедренном и коленном суставах. Движение направлено вперед-вверх и придает общему центру тяжести тела ускорение как бы на взлет.
- Имитация одновременного бесшажного хода. Из высокой стойки выполнить одновременно движение полусогнутыми руками вниз-назад с наклоном туловища.
- То же с передвижением прыжками вперед на обеих ногах (при маховом выносе рук), слегка отталкиваясь носками.
- То же с палками, отталкиваясь ими от опоры и передвигаясь вперед. Опорой для палок может служить любой достаточно мягкий грунт, угол между стеной и полом в помещении, а на грунте угол между опорой и тяжелым предметом на ней (камень, бревно, пень).
- Имитация одновременного одношажного хода на месте. При выносе рук вперед нога отводится назад; с приставлением ноги туловище наклоняется с одновременным движением полусогнутых рук вниз-назад.
От простых имитационных упражнений (1, 2, 3-е) постепенно переходим к более сложным (6, 7, 8-е). Вначале включаю в занятие не более 2-3 имитационных упражнений. Когда они будут освоены, добавляю еще 2-3.
II ЭТАП – ОСНОВНОЙ«НА СТАРТ!» (ноябрь-март).
С выпадением снега начинаем тренировки на свежем воздухе. Успех обучающих занятий во многом зависит от условий их проведения (метеорологических данных, лыжного снаряжения, выбора места для занятий и т. п.). Лучше всего занятия в средней климатической полосе проходят при температуре воздуха — 8—12°, полном безветрии и сухом, рассыпчатом снеге. Нередко при температуре воздуха — 3—5° и сильном ветре занятия с детьми оказываются невозможными, так как сильный ветер способствует потере тепла организмом. Конечно, это можно предотвратить непрерывной, напряженной физической деятельностью, но маленьким детям нельзя предъявлять таких требований, они быстро устают, начинают капризничать. Необходимо учитывать атмосферное давление и снегопад. При низком атмосферном давлении организм ребенка получает большую нагрузку, а это отрицательно сказывается на физическом состоянии ребенка, учащается дыхание, пульс, которые дольше обычного не возвращаются к исходным величинам. Продолжительность лыжных занятий в большей степени зависит и от свойства снега, и от состояния лыжни. Самый лучший снег — это давно выпавший и несколько слежавшийся. Большое количество снега утомляет детей, затрудняет ходьбу на лыжах. Вместе с этим ухудшается координация движений, дети с трудом удерживают равновесие, часто падают. Лучшее время для ходьбы на лыжах с детьми — 10— 12 часов дня. Занятия в эти часы (часы прогулок) укладываются в режим детского учреждения.
С детьми 6—7 лет занятия проводятся со всей группой, не реже двух раз в неделю. Продолжительность лыжных занятий зависит от возраста детей и степени овладения ими двигательным навыком передвижения на лыжах. Выезды за город с детьми старшей и подготовительной групп вместе с переездами, подготовкой лыж и лыжных креплений занимают от 1 ч 30 мин до 1 ч 50 мин. Такая дозировка не вызывает утомления, дети легко переключаются на обычные игры. В процессе обучения ходьбе на лыжах важен постоянный контроль за детьми, так как лыжи увлекают детей и они порой не замечают наступающего утомления. Кроме того, старшие дети (особенно мальчики) склонны к переоценке своих сил и возможностей, нередко затевают соревнования, бег наперегонки, а это как раз и приводит к нервному и физическому переутомлению.
Необходимо большое внимание уделить выбору площадки для занятий. Лучшее место для этого — роща, защищенная от ветра, или участок детского сада. На этом участке надо сделать учебную лыжню — 100—150 м с закругленными углами. Желательно иметь здесь же небольшой склон для спусков. На учебном склоне должно быть место для спуска и на расстоянии 3—5 м от него — место подъема. Если занятие проводится на учебной лыжне, то воспитатель находится в середине круга, а если на склоне, то место воспитателя на середине склона. Учебная лыжня и склон требуют ухода: подправки, подсыпки снега и т. п. К уходу за учебной лыжней и склоном можно привлечь родителей. В этом могут принять участие и дети подготовительной к школе группы.
При обучении детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах особенно важно предусмотреть все мелочи, от которых во многом зависит исход обучения. У каждого ребенка должны быть одни определенные (промаркированные) лыжи. Некоторое количество лыж детский сад может приобрести на свои средства. Но чаще всего в практике детских садов лыжи приобретают родители. Дети приносят лыжи в детский сад на неделю, а на выходные дни забирают домой. Особое внимание следует уделить лыжным креплениям. Плохо подогнанные лыжные крепления затрудняют передвижение детей по снегу, они быстро устают, раздражаются, отказываются от лыжных занятий. При определении размера лыж пользуются простым, но удобным способом: верхний конец лыжи, поставленной у ноги лыжника, должен быть не выше основания ладони вытянутой вверх руки. Лыжные палки подбираются по росту ребенка: если палки поставить на пол рядом с ребенком, они не должны доходить до уровня плеч на 3—5 см. К лыжным палкам прикрепляются ременные петли, в которые легко могли бы пройти руки в рукавицах. Петли не позволяют палке выскользнуть из рук при передвижении.
Первое занятие начинаю с инструктажа как брать лыжи из стойки, как их переносить к месту занятий. Перед тем как встать на лыжи, дети должны научиться пользоваться лыжными креплениями.
По своей структуре ходьба на лыжах близка обычной ходьбе. Дети должны овладеть различными способами передвижения вперед, торможения, поворотов, преодоления подъемов, спусков. Основная задача при обучении детей младшего дошкольного возраста – освоение нового комплекса ощущений, связанных с «чувством лыж», «чувством снега».
Для освоения техники ходьбы на лыжах рекомендую следующую последовательность:
- Ступающий шаг. Ребенок вначале испытывает некоторые затруднения оттого, что у него на ногах лыжи – он должен привыкнуть к ним. Передвижение ступающим шагом является хорошим средством для развития «чувства лыж», «чувства снега». Передвижение ступающим шагом является своего рода подводящим упражнением к обучению скользящим шагом. Ступающий шаг – это ходьба на лыжах с поочередным приподниманием носков лыж, при этом задний конец лыжи прижимается к снегу, туловище несколько наклонено вперед. Руки работают перекрестно: левая рука выносится вперед вместе с правой ногой и наоборот. Первые несколько занятий ребята ходят на лыжах без палок. Если с детьми работать систематически, у них появляется рациональный наклон тела, а соотношение углов наклона приближается к взрослой норме. Основное в методике обучения детей 6—7 лет — образование условных рефлексов, связанных с ощущением лыжных палок. На первом этапе у ребенка движения рук и ног несогласованны; чаще всего движения рук отстают от движений ног, происходит одновременный взмах двумя руками и палками, вынос палок вперед происходит за 3— 5 шагов. Палки не помогают в ходьбе (нет толчка палками), а чаще всего используются как средство удержания равновесия. На втором этапе еще нет полной синхронности движений рук и ног, но уже заметны некоторые толчковые усилия палками. Частично снимается мышечная напряженность. На третьем этапе движения рук и ног более согласованны, ритмичны, начинают совпадать во времени, палки уже выполняют свою основную функцию — отталкивание.
- Скользящий шаг. Скользящий шаг является основным элементом в технике всех лыжных ходов. При ходьбе этим шагом лыжник отталкивается поочередно то левой, то правой ногой. При отталкивании правой ногой левая сгибается в колене и выносится вперед; на нее полностью переносится тяжесть тела, и происходит скольжение. Туловище наклонено вперед. Затем ребенок отталкивается правой ногой, а скользит на левой ноге. При отталкивании нога выпрямляется в коленном и голеностопном суставах.
- Попеременный двухшажный ход. Цикл передвижения состоит из двух скользящих шагов и толчка на каждый из них разноименной ногой и рукой с палкой. Толчок ногой начинается сразу же после остановки лыжи. Одновременно с началом толчка нужно перенести вес тела на скользящую лыжу. Заканчивается толчок полным разгибанием ноги во всех суставах, после чего все мышцы расслабляются. Отталкивание выполняется сильным, но плавным движением. Лыжа как бы протаскивается толчковой ногой назад. Самая сильная часть этого движения в его середине. После толчка — скольжение на одной лыже. Одновременно нога, закончившая толчок, выносится вперед. Во время скольжения опорная нога готовится к толчку, для чего она несколько сгибается в коленном и голеностопном суставах. С окончанием махового выноса ноги скользящая лыжа останавливается, и цикл повторяется снова. Рука для толчка ставится впереди несколько согнутой в локтевом суставе. Палка немного наклонена вперед. Давление на палку осуществляется одновременно с ее опусканием. Заканчивается толчок резким разгибанием всех суставов руки, после чего все мышцы расслабляются и рука свободно выносится вперед.
- Повороты. Повороты на лыжах выполняются на месте и в движении.
Различают повороты переступанием вокруг задников и носков лыж. При переступании влево вокруг задников лыж слегка приподнимается носок левой лыжи и отводится в сторону приблизительно на 25—30°. Затем приподнимается правая лыжа и ставится возле левой. После этого движения начинаются снова. Так же выполняется поворот переступанием вокруг носков лыж, но при этом приподнимается только задник одной из лыж, в зависимости от того, в какую сторону происходит поворот. Повороты можно выполнять под счет: воспитатель считает до шести — ребенок за это время делает полный поворот. Поворот махом в работе с детьми дошкольного возраста используется редко. Этот поворот можно выполнять направо или налево на 180°. Из исходного положения — основная стойка лыжника — ребенок переносит вес тела на одну из лыж, например, правую. Левая нога с лыжей сгибается в колене и поднимается вперед-вверх, затем переносится налево-назад. Лыжная палка при этом ставится за пятку правой лыжи. Правая нога с лыжей обносится вокруг левой и, поворачиваясь, ребенок опускает ее на снег, рядом с левой лыжей. Поворот прыжками, и особенно поворот в движении (рулением, махом), в работе с дошкольниками не используется. - Подъемы. По направлению движения различаются подъемы: прямо, наискось, зигзагом; по способу движения — попеременными ходами (скользящим и ступающим шагом), «лесенкой», «полуелочкой» и «елочкой». На пологих склонах применяется подъем ступающим или скользящим шагами. Подъемы попеременными ходами выполняются так же, как и при ходьбе по снежной целине, но с несколько большим наклоном туловища вперед и с большой силой давления на палки. Подъем «лесенкой» осуществляется в боковом повороте к склону. Лыжи располагаются поперек склона, в горизонтальном положении параллельно одна другой. Подъем осуществляется приставными шагами, причем важно обратить внимание на то, чтобы при переставлении лыж ребенок поднимал не только носок, но и задник. Детям дошкольного возраста доступен подъем «полуелочкой». В этом случае лыжа, стоящая выше по склону, ставится под углом по направлению движения, носком наружу, на внутренние ребра. Подъем «елочкой» для дошкольников не рекомендуется.
- Спуски. Спуски можно выполнять прямо и наискось из исходных положений — в основной, высокой, низкой стойках. Основная стойка применяется на сложных спусках с поворотами и неровностями местности; низкая — для увеличения скорости, высокая — на пологих склонах для отдыха мышц ног. В низкой стойке лыжник приседает как можно ниже и наклоняет туловище вперед. Ноги стоят на всей ступне, руки вытягиваются вперед. При спусках в основной стойке положение лыжника свободное, непринужденное. Ноги слегка сгибаются в коленях и голеностопных суставах, голени наклонены вперед, руки немного согнуты в локтях. Лыжи ставятся узко на мягком и не сильно раскатанном снегу, причем одна лыжа выдвигается вперед (на длину ступни). На обледенелом снегу ведение лыж более широкое. В основной стойке следует добиваться того, чтобы ноги были не напряжены и амортизировали толчки на неровностях. Высокая стойка применяется для уменьшения скорости спуска. При спуске в высокой стойке лыжник выпрямляется. Детям дошкольного возраста доступны подъемы и спуски с пологих склонов, крутизна склона до 15°, длина ската до 20 м.
- Торможение. Для замедления скорости или остановки движения при спусках производится торможение различными способами. Торможение выполняется «плугом», «упором» («полуплугом») и боковым соскальзыванием. При торможении «плугом» лыжник смыкает носки лыж и разводит задники. Лыжи ставятся на внутренние ребра. Применяется «плуг» для торможения на пологих склонах. Торможение «упором» («полуплугом») применяется на равнине (после раската) и на «косом» спуске. Вес тела переносится на одну лыжу, другая лыжа ставится под углом, задником наружу. Носки лыж смыкаются, колени сгибаются и несколько сближаются. Торможения «плугом», боковым соскальзыванием в работе с дошкольниками не применяются.
На пути лыжника нередко встречаются препятствия (канавы, выбоины, лежащие на земле сучья, стволы деревьев и т. д.). Воспитателю необходимо научить детей преодолевать их. Для этого могут быть использованы различные способы: перешагивание прямо и боком, переход ступающим шагом или «лесенкой».
Воспитателю необходимо учитывать, что при овладении двигательным навыком передвижения на лыжах у детей 6—7 лет уже заметны различия между мальчиками и девочками в способах их передвижения. Девочки отличаются большей координированностыо и чистотой движения, но им труднее даются те движения, где требуется мышечное усилие и резкость. Они проявляют меньшую активность на занятиях, появляется застенчивость и неуверенность в своих силах. Угасание навыка ходьбы на лыжах после летнего перерыва у девочек более заметно, и восстановление навыка происходит медленнее. Мальчики быстрее овладевают самыми сложными движениями, увлекаются спусками и подъемами, но нередко переоценивают свои силы. Психологической основой обучения ходьбе на лыжах у детей 6—7 лет является стремление научиться быстро и правильно ходить. Эта цель требует мышечного усилия, умения анализировать и контролировать свои действия. Характер движений в этот период довольно легко осознается ребенком, что дает ему возможность оценить технику передвижения, подметить неточности лыжного хода у своих товарищей и у себя.
Примерные планы занятий по обучению ходьбе на лыжах детей 6—7 лет (подготовительная к школе группа) представлены в приложении 1.
Большая роль при обучении детей ходьбе на лыжах принадлежит играм. Они вызывают интерес к передвижению на лыжах, являются своеобразными упражнениями, при которых совершенствуются двигательные навыки ходьбы, спусков, подъемов; развивается функция динамического равновесия. Игровые приемы способствуют выработке умений управлять своими движениями. Кроме того, игры на лыжах формируют положительные черты характера, воспитывают настойчивость в достижении определенных целей (добежать до флажка, спуститься, не задевая лежащих веток, и т. п.). Развивают чувства товарищества, взаимопомощи.
Для проведения игр весьма важно, чтобы дети вначале освоили двигательный навык ходьбы на лыжах, так как эмоциональное состояние захватывает ребенка и нередко оказывает отрицательное влияние на качество движений. Необходимо тщательно отбирать игры для проведения их на участке детского сада в зимнее время. Чтобы все дети были активны, не стояли в бездействии на морозе, следует выбирать те игры, в которых бы участвовала вся группа детей. С этой же целью в игре следует как можно чаще менять водящих. Объяснение игры должно быть коротким, четким. Очень осторожно следует подходить к продолжительности игр. В зимнее время игра проводится в быстром темпе. Каждую игру следует вовремя закончить, чтобы не наступило утомление, не угас интерес к игре. При отборе игр необходимо также учитывать постепенное увеличение и снижение физиологической нагрузки. Если занятие включает 2—3 игры, то последняя из них должна быть менее подвижной. В игры для детей дошкольного возраста хорошо внести элементы соревнования, но лишь тогда, когда сформирован двигательный навык передвижения на лыжах. В таком случае все внимание детей будет направлено на выполнение правил и развитие сюжета игры. Игры с элементами соревнования доступны детям только старшего дошкольного возраста. При проведении этих игр можно оформить участок детского сада, внести дополнительный материал (вымпелы, флажки, ленточки для обозначения места «старт» и «финиш»). В подготовительной к школе группе можно предложить детям выбрать «помощника судьи». Правила игр для детей старшего дошкольного возраста могут предусматривать деление на группы, команды. Отбирая те или иные игры на лыжах, воспитатель должен учитывать качество снега, температуру и влажность воздуха, силу ветра, глубину снежного покрова и т. п. Примеры игр для детей старшего дошкольного возраста представлены в приложении 2
III ЭТАП – СЕМЕЙНЫЙ «ВСЕ НА ЛЫЖИ!» (февраль-март).
В своей работе уделяю особое внимание привлечению семьи ребенка к реализации проекта «Лыжня в страну здоровья». Стараюсь строить всю работу с родителями на основе диалога, взяв за основу принцип партнерства. Следуя этому принципу, работу провожу в разных формах: анкетирование, беседа, консультации, дискуссии с родителями на темы о здоровом образе жизни; тематические родительские собрания; совместное участие в праздниках, викторинах, развлечениях, досугах. После проводимых мероприятий родители стали активными помощниками для своих детей не только в подготовке различных мероприятий, но и в проведении бесед с детьми о важности здорового образа жизни и популяризации зимних видов спорта.
Полюбившимся спортивным мероприятием стала Воскресная традиция «Идем в рощу вместе», в котором дети участвуют вместе с родителями. Рекомендую следующие задания для проведения спортивных состязаний:
- Бег на одной лыже. На снежной площадке прокладываются лыжни (2-5) длиной 10-20 м на расстоянии 0,5-1 м друг от друга. Участники встают на одну лыжу (с палками) и занимают место за общей линией старта. По сигналу воспитателя все устремляются вперед, скользя на одной лыже и отталкиваясь от снега свободной ногой. Побеждает участник, достигший линии финиша первым.
- Лыжные дуэты. На площадке обозначается дистанция в 10-15 м. Участники соревнуются парами (ребенок - родитель). Несколько пар встают на лыжи (без палок), взявшись за руки. По сигналу лыжные дуэты начинают продвигаться вперед. Однако, если на дистанции они разъединяют руки, оба теряют право продолжать гонку. Побеждает пара, пришедшая к финишу первой.
- Слалом. На очень пологом склоне зигзагообразно расставляются большие флажки. Участники пробегают между флажками «змейкой», совершая повороты и огибая флажки то с правой, то с левой стороны. Побеждают участники, которые быстрее других пройдут дистанцию и не собьют ни одного флажка.
- Лыжные буксиры. На снежной площадке прокладываются лыжни длиной 20 м. в конце устанавливаются кегли. В составе каждой команды по два игрока (ребенок - родитель), одновременно соревнуются 3-5 пар. Команды, вызванные на старт, действуют следующим образом. Родители без лыж становятся впереди. Дети, встав на лыжи, соединяют лыжные палки, продев их через кольца, и дают в руки родителям. По сигналу родители начинают бег по снегу, буксируя детей, стоящих на лыжах. Пара, показавшая на дистанции лучшее время, объявляется победительницей.
- Эстафета-биатлон. На площадке проводится линия старта. Впереди на расстоянии 10 м устанавливается двое ворот. Расстояние между воротами 2 м. В 10 м от ворот подвешивают мишени размером 50×50 см. В 3 м от мишени втыкают в снег флажки. Две команды становятся за линией старта против своих ворот. Первым номерам даются маленькие мячи. По сигналу они стартуют и пробегают под воротами. Добежав до флажка, участник должен бросить мяч, стараясь попасть в мишень. Затем игрок берет брошенный мяч, объезжает мишень и возвращается к месту старта. Он передает мяч следующему игроку по команде. Выигрывает команда, лыжники которой скорее закончат перебежки и большее число раз попадут в мишень.
5 ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Проект «Лыжня в страну здоровья» прошел апробацию и успешно реализуется на протяжении 8 лет в МДОУ «Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида» г.Канска Красноярского края. Основные результаты проекта представлены в таблице:
Наименование показателя | Метод оценки | Результат |
Уровень физической подготовленности детей | Тестирование физической подготовленности | Повышение уровня физической подготовленности на 14-16 %; призовые места бывших воспитанников на соревнованиях школьного и городского уровня. |
Заболеваемость детей | Наблюдения медицинского работника, мед. справки | Снижение простудных заболеваний на 2-3%. |
Морально-волевые качества | Психологическое тестирование, наблюдения воспитателей и родителей | Воспитание смелости, решительности, формирование выдержки, чувства дружбы, взаимопомощи. |
Эмоциональные | Наблюдения воспитателей и родителей | Повышается мотивация к занятиям зимними видами спорта; желание кататься на лыжах не только в детском саду с воспитателем, но и в свободное время с родителями; желание заниматься в детско-юношеской спортивной школе (20% выпускников детского сада занимаются в ДЮСШ, 13% выбрали зимние виды спорта) |
Считаю, что успешной реализации предлагаемого проекта в значительной мере способствует и мой личный пример: я не только сама регулярно катаюсь на лыжах, но и принимаю участие в лыжных соревнованиях среди работников образования, а также а ежегодной спортивной акции «Лыжня России – 2010 и 2011 гг.». В 2007/2008 учебном году отмечена грамотой партии «Единая Россия», а в 2009/2010 году благодарностью Управления образования администрации г.Канска за активное участие в городской спартакиаде работников образования «Здоровье».
Применение здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий является основой моей педагогической деятельности. Высокие результаты моей работы отмечены Благодарственным письмом Канского городского совета депутатов; Благодарственным письмом Законодательного Собрания Красноярского края. Я являюсь победителем конкурса на получение денежного поощрения лучших воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений Красноярского края в 2007 году в рамках краевой целевой программы «Дети». Эффективность проекта «Лыжня в страну здоровья» отмечена положительной рецензией и грамотой Региональной общественной организации «Союз биатлонистов Красноярского края» и рецензией заведующей МБДОУ № 16 В.Н. Степановой.
Приложение 1
Наиболее эффективной формой обучения детей ходьбе на лыжах являются организованные занятия под руководством воспитателя с группой детей и индивидуально во время утренней и вечерней прогулки. Каждое такое занятие проводится с учетом особенностей физического развития и физической подготовленности детей и должно быть эмоционально насыщенным, содействовать всестороннему развитию личности ребенка. Занятия состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Основной целью вводной части является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так называемое «разогревание» организма. Предварительное «разогревание» позволяет ребенку быстрее овладеть «чувством лыж» и «чувством снега», является как бы психологической подготовкой к выполнению последующих заданий, дисциплинирует детей, помогает собрать внимание, повысить эмоциональный тонус. Например, после построения дети оставляют лыжи на снегу и делают пробежку, или воспитатель проводит с детьми небольшие по времени игры без лыж: «Снежок» (пробежка с кружением) — для четырехлетних детей, «Веревочка» (бег, взявшись за руки) —для пятилетних, «След в след» (ходьба друг за другом) — для детей 6— 7 лет. Можно провести пробежку по склону (15—20 м вверх и вниз) или игру «Сделай пять шагов вперед с закрытыми глазами, повернись и, не открывая глаз, вернись на прежнее место», «Кто скорее к своим лыжам» и т. д. Пробежка для детей шести лет — 18 сек и семилетних — 20—22 сек. Пробежка должна чередоваться с ходьбой. Глубокий и рыхлый снег затрудняет движения детей, и поэтому необходимо выбрать место для пробежки или подвижных игр, для проведения которых требуется немного места.
Задачами основной части занятия является обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости. Так, в основной части занятия дети шести лет ходят по учебной лыжне на расстоянии от 30 до 100 м. Это может быть ходьба по кругу, в обход ряда предметов, за флажком, за самым быстрым ребенком, за воспитателем, ходьба в различных направлениях, ходьба по параллельным линиям, ходьба на дистанцию до 100 м для отработки длинного скользящего шага и т. п. В основной части занятия проводятся упражнения (ходьба под воротца, ходьба с приседанием, с хлопками, поворотами, скольжением и пробежкой). Сюда же входит проведение спусков, подъемов на склоны. Занятия строятся с учетом постепенного нарастания и снижения физической нагрузки. Наибольшую физическую нагрузку на организм ребенка дают спуски со склонов и игры на лыжах: «Кто скорее до флажка?», «Кто пройдет и ни разу не упадет?», «Кто пройдет и ни разу не уронит мешочка?», «Кто ни разу не опустит руки?».
Задачей заключительной части занятия является постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к новым видам деятельности. Содержанием заключительной части может быть ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа.
Примерные планы занятий по обучению ходьбе на лыжах детей 6—7 лет (подготовительная к школе группа):
ЗАНЯТИЕ 1
Место занятия — спортивный участок детского сада.
Программное содержание. Закреплять навык передвижения на лыжах скользящим шагом.
Ход занятия. Взять лыжи из стойки, скрепить их, вынести на участок детского сада. Построение с лыжами в шеренгу возле детского сада. Во время построения воспитатель проверяет соответствие лыж росту детей, наличие рукавиц, состояние лыжных креплений. Дети берут лыжи и идут к месту занятий.
Упражнения на лыжах: попеременное приподнимание то правой, то левой ноги с лыжей, сохраняя ее в горизонтальном положении. Эти упражнения помогают почувствовать отягощение ноги лыжей. Напомнить детям о посадке лыжника (лыжи стоят параллельно, ноги слегка согнуты так, чтобы колено согнутой ноги находилось над носком ботинка, туловище немного наклонено вперед, руки свободно опущены).
Ходьба скользящим шагом по учебной лыжне (100 м). Воспитатель вместе с детьми проходит по извилистой лыжне (15 м).
Занятие заканчивается спокойной ходьбой без лыж.
ЗАНЯТИЕ 2
Место занятия — роща.
Программное содержание. Закреплять навык спусков с пологих склонов при длине ската 8—10 м, скользящего шага, пороротов на лыжах.
Ход занятия. Дети берут лыжи и несут к месту занятий.
Упражнения на лыжах: «пружинка», подпрыгивания на лыжах, полные приседания.
Ходьба по учебной лыжне (100 м).
Передвигаться скользящим шагом, размахивая руками с флажками. Воспитатель обращает внимание на длительность скольжения на одной ноге, на равномерность движения. Ходьба вокруг двух деревьев («восьмерка»).
Спуститься со склона, делая пружинистые приседания.
Занятие заканчивается спокойной ходьбой по аллее парка.
ЗАНЯТИЕ 3
Место занятия — роща.
Программное содержание. Закреплять навыки скользящего шага, спуска со склона, подъемов, торможения.
Ход занятия. Дети строятся, берут лыжи и строем в колонне переходят к месту занятий.
Упражнения на лыжах: приседания с пружинистыми покачиваниями на всей стопе, с ритмичными взмахами рук вдоль туловища.
Передвижение в колонне по одному скользящим шагом по учебной лыжне (100 м), согласовывая движения рук и ног. Проходя отрезок 10 м, преодолеть его за возможно меньшее число шагов.
Обратить внимание детей на то, что при передвижении скользящим шагом ноги должны быть все время согнуты в коленях. В момент толчка нога выпрямляется.
Спуск в высокой стойке при длине склона 12—15 м. Во время спуска воспитатель проводит с детьми игру «Подними». Дети поднимают шишки, ветки, лежащие справа и слева от лыжни и друг от друга на расстоянии 1 5 м. Победителем считается тот, кто соберет больше предметов.
Спуск с торможением «упором». Воспитатель сначала показывает это движение. Затем дети выполняют его. Занятие заканчивается спокойной ходьбой на лыжах.
ЗАНЯТИЕ 4
Место занятия — спортивный участок детского сада.
Программное содержание. Учить детей ходьбе на лыжах с палками. Показать, как разъединить лыжи и палки и положить их на снегу.
Ход занятия. Воспитатель объясняет детям, что теперь они будут заниматься на лыжах с палками, что с палками можно передвигаться значительно быстрее. Они помогают отталкиваться.
Показать детям, как складывать и разъединять лыжные палки. Предложить последовательно выполнить все эти приемы. Показать, как скрепляются лыжные палки с лыжами. Выход на учебную лыжню. Палки держать горизонтально за середину кольцами назад. Для безопасности детям необходимо передвигаться по лыжне (100 м) на расстоянии 4—5 шагов друг от друга. Ритмичные махи руками с палками. Ходьба по извилистой лыжне скользящим шагом — 50 м.
Очистить лыжи и костюмы от снега. Скрепить лыжи. Отнести их в стойку.
ЗАНЯТИЕ 5
Место занятия — спортивный участок детского сада.
Программное содержание. Учить попеременному двухшажному ходу с палками.
Ход занятия. Игра без лыж «Сделать пять шагов с закрытыми глазами, повернуться и вернуться к своим лыжам».
Упражнения на лыжах: приседания, немного приподнять лыжу и двигать ею то вправо, то влево, то вверх, то вниз.
Затем воспитатель предлагает детям пройти на лыжах без палок и после этого говорит, что они уже научились отталкиваться и скользить на лыжах не теряя равновесия, но, для того чтобы двигаться на лыжах быстрее, скользить более длинными шагами, применяются лыжные палки.
Объяснить и показать детям, как брать в руки лыжные палки (продев руку снизу в ременное крепление и обхватив палку сверху). Показать, как ставить палки на снег с небольшим наклоном вперед, объяснить, что нужно постепенно увеличивать силу давления на палки. При прохождении учебной лыжни с палками, воспитатель следит за правильностью перекрестной работы рук и ног.
Игра на лыжах (без палок) «Чем дальше, тем лучше». На разбеге ребенок делает 5—6 шагов, с силой отталкиваясь на последнем шаге. Затем скользит на двух лыжах до полной остановки. Выигрывает тот, кто дольше и дальше скользит. Игра проводится на проложенной лыжне. Задание можно усложнить: после разбега во время скольжения присесть, а после полной остановки выпрямиться.
Занятие заканчивается спокойной ходьбой на лыжах по участку детского сада.
ЗАНЯТИЕ 6
Место занятия — роща.
Программное содержание. Продолжать обучение попеременному двухшажному ходу и спуску.
Ход занятия. Упражнения на лыжах: поочередное поднимание правой и левой ноги с лыжей, поворот переступанием «веер» и «солнышко». На учебной лыжне пройти 100 м, сохраняя правильную посадку лыжника, отрабатывая правильную постановку палок на снег (около носка ботинка) с небольшим наклоном вперед. Воспитатель должен следить, чтобы дети при ходьбе на лыжах дышали через нос.
Детям дается задание пройти лыжню в 10 м за наименьшее количество шагов.
Спуск с пологого склона без палок. Спуститься в воротца с поворотом внизу, свободный спуск 2—3 раза.
Занятие заканчивается спокойной ходьбой на лыжах попеременным двухшажным ходом с палками.
ЗАНЯТИЕ 7
Место занятия — роща.
Программное содержание. Учить ходить попеременным двухшажным ходом с палками, преодолевать препятствия на пути (канаву, бревно).
Ход занятия. Пробежка без лыж (10 м). Упражнения на лыжах: «пружинка», подпрыгивание на двух лыжах, боковые шаги переступанием (5 шагов влево и 5 шагов вправо).
Передвижение попеременным двухшажным ходом по снежной равнине (100 м). Обратить особое внимание на согласованность движений рук и ног, на более сильное отталкивание палками.
Передвижение по трое. Остальные дети наблюдают за передвижением детей, анализируют правильность их действий, оценивают, делают замечания и т. п.
Учить преодолевать небольшие канавки. Показать способы преодоления препятствий перешагиванием и ступающим шагом с опорой на палки.
Свободное скольжение по снежной целине 10—15 минут. Снять лыжи. Очистить лыжи и костюмы от снега.
ЗАНЯТИЕ 8
Место занятия — роща.
Программное содержание. Совершенствовать навык передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом. Упражнять детей, в спуске и подъеме на пологий склон при длине ската 18 м.
Ход занятия. Занятие начинается игрой без лыж «След в след». Воспитатель идет по снежной целине. Дети строем идут за ним, стараясь попасть в след воспитателя.
Упражнения на лыжах: «пружинка», поочередное поднимание правой и левой ноги с лыжами, переступание и прыжки на лыжах.
Ходьба по учебной лыжне попеременным двухшажным шагом (100 м). Обратить особое внимание на выполнение толчка за счет полного распрямления толчковой ноги, на перенос тяжести тела с одной ноги на другую. Воспитатель показывает детям в медленном темпе, немного утрируя, перенос веса тела с одной ноги на другую.
Спуски со склона вдвоем, держась за руки. Сначала воспитатель показывает этот спуск с одним ребенком, хорошо владеющим навыком передвижения на лыжах. После этого воспитатель объясняет, что при этом спуске следующая пара спускается только тогда, когда первая пара закончит спуск. Игра «Спускаемся вместе». Группа 4—5 детей стоит на склоне, взявшись за руки. По сигналу воспитателя все вместе начинают спуск.
Занятие заканчивается ходьбой по учебной лыжне спокойным скользящим шагом с постепенным замедлением темпа.
Приложение 2
ИГРЫ НА СНЕЖНОЙ ЦЕЛИНЕ
1 Пройди и не задень
Задача. Развитие пространственных ориентировок и совершенствование функции равновесия.
Описание. Шесть лыжных палок втыкаются в снег на расстоянии 2—2,5 м друг от друга. Ребенок обходит стоящие палки, стараясь их не задеть.
Правила. Не пропускать палок, стараться не сбить их носками лыж, точно делать повороты.
2 Трамвай
Задача. Закреплять пространственные ориентировки, упражнять в ходьбе на лыжах.
Описание. Воспитатель делит играющих детей на четыре равные подгруппы, каждая группа детей из 5— 7 человек держится за цветной шнур (это трамвай). Дети идут по снежной целине в любых направлениях, встречаясь, расходятся только вправо.
Правила. Обходить идущий навстречу трамвай только справа, идти ритмично, согласовывая темп своего передвижения с темпом товарищей.
3 Ходьба парами, тройками
Задача. Совершенствовать функцию равновесия, упражнять в согласованном ритме движения.
Описание. Дети, держась за руки (вдвоем, втроем), продвигаются по снежной равнине вперед.
Правила. Кто разорвет цепь рук, тот выбывает из игры.
Методические указания. Вначале дети должны научиться ходить парами, затем тройками. Чтобы дети освоили чувство согласованного ритма движений, рекомендуется идти под счет воспитателя или ритмичные удары в бубен.
4 Попади в цель
Задача. Упражнять в устойчивом равновесии.
Описание. У каждого ребенка в руках комочек снега. Проходя мимо щита для метаний или обручей, подвешенных на веревке, дети должны на ходу попасть в щит левой, а затем правой рукой.
Правила. Выигрывает тот, у кого будет большее число попаданий из трех или пяти бросков правой и левой рукой.
Методические указания. Расстояние от ребенка до щита должно быть не менее 5 м.
5 Поменяй флажки
Задача. Упражнять детей в быстром темпе передвижения на лыжах.
Описание. Играющие делятся на две колонны. Каждый ребенок должен пройти расстояние 10 м до флажка, взять флажок и на его место поставить другой по цвету.
Правила. Выигрывает та команда, которая раньше поменяла цветные флажки.
Методические указания. Предлагая детям быстрое скольжение, воспитатель следит за качеством движения.
6 Будь внимателен
Задача. Закреплять навык передвижения по равнине, развивать внимание. Эта игра проводится с детьми средней группы.
Описание. Дети передвигаются по учебной лыжне. На сигнал воспитателя (поднимает разноцветные флажки) дети меняют движение. Например, когда воспитатель поднимает зеленый флажок, все идут ступающим шагом, желтый — скользящим шагом, красный флажок — все останавливаются.
Правила. Дети идут по учебной лыжне на расстоянии 2—3 м друг от друга. Воспитатель находится в центре круга.
Методические указания. Для детей средней группы дается 2—3 сочетания движений, для детей старшей группы —3—4, а детям подготовительной к школе группы можно предложить 4—5 вариантов движений.
7 Идите за мной
Задача. Закреплять навыки ходьбы на лыжах скользящим шагом в быстром темпе.
Описание. Дети ходят по лыжне по кругу скользящим шагом. Воспитатель находится за кругом. Проходя мимо детей, он выбирает двоих-троих, дотрагиваясь до них. Дети выходят из круга и идут на лыжах вслед за воспитателем.
8 Через препятствие
Задача. Закреплять навык передвижения на лыжах, преодолевать препятствия.
Описание. На прямой лыжне (50 м) располагаются препятствия (3—4): ворота из лыжных палок, бревно и т. д. По сигналу воспитателя ребенок идет от черты до флажка. Пройдя препятствие, он берет флажок, размахивает им и ставит на место.
Правила. Следующий лыжник начинает движение только тогда, когда впереди идущий пройдет первое препятствие.
Методические указания. В игру можно ввести элемент соревнования (кто лучше пройдет через препятствие?), но в этом случае длина лыжни должна быть не более 25—30 м, а количество препятствий — не более двух.
9 Сороконожки
Задача. Закреплять навык скольжения в колонне.
Описание. Группа детей делится н» две команды и выстраивается в колонны, одна параллельно другой. Перед колоннами отмечается линия старта, а на расстоянии 30—50 м — линия финиша. Каждой команде дается по одному шнуру. Дети, стоящие справа, берут шнур левой рукой, а стоящие слева — правой. По сигналу воспитателя колонны («сороконожки») бегут вперед к линии финиша, не выпуская шнур.
Правила. Если кто-либо из детей случайно выпустит шнур, то ведущий колонны должен остановиться и подождать, пока все возьмут шнур. Игра считается законченной, когда последний лыжник пересечет линию финиша («когда сороконожка закончит путь»).
Методические указания. Игра проводится с детьми, хорошо владеющими навыками ходьбы на лыжах.
ИГРЫ ВО ВРЕМЯ СПУСКОВ СО СКЛОНА
1 Не урони
Задача. Закреплять навык спуска.
Описание. Спускаясь, перекладывать из руки в руку перед собой и за спиной какой-нибудь предмет.
Правила. Если предмет упадет, поднимать его запрещается.
Методические указания. Задание выполняют только те дети, которые освоили навык спуска.
2 Спуск по взмаху цветного флажка
Задача. Закреплять навык спуска.
Описание. Дети стоят на склоне, на курточке у каждого ребенка цветная ленточка. По взмаху цветного флажка, например красного, съезжают дети, у которых ленточки красные.
Правила. Спускаются одновременно все дети, у которых цветная ленточка такого же цвета, как флажок.
3 Посмотри в окошко
Задача. Закреплять навык спуска.
Описание. При спуске дети держат в руках обруч. Приняв на месте правильную позу, ребенок спускается, смотря в окошко (обруч).
Методические указания. Следить за правильной позой при спуске.
4 Поймай предмет
Задача. Закреплять навык спуска, развивать ловкость.
Описание. Спускаясь, дети перебрасывают друг другу предмет (ватный мешочек).
Правила. Если предмет упадет, поднимать его запрещается.
Методические указания. Предмет должен быть удлиненным и мягким, лучше всего если это будет мягкий сверток из тряпок.
5 Попади в цель
Задача. Закреплять навык спуска, развивать ловкость.
Описание. При спуске попасть снежком в цель (щит, подвешенный обруч).
Правила. Выигрывает тот, у кого из четырех бросков будет больше попаданий.
Методические указания. Ребенок бросает по два раза правой и левой рукой.
ИГРЫ В ЛЕСУ
1 Следопыт
Задача. Закреплять навыки передвижения на лыжах.
Описание. Ребенок прячется в лесу на лыжах. На снегу он оставляет какой-нибудь след (отпечаток ветки, круга, треугольника, звездочки и т. п.).
Правила. Выигрывает тот, кто найдет спрятавшегося ребенка первым.
Методические указания. Воспитатель должен знать, где спрятался ребенок. Он не должен стоять на месте более 4—5 минут. Игра проводится при хорошей погоде и полном безветрии.
Вариант. Ребенок прячет в лесу цветные флажки, звездочки, цветочки из бумаги и т. п.
Правила. Выигрывает тот, кто первый найдет цветные флажки. Ребенка, нашедшего спрятанные предметы первым, следует поощрить, например, при повторении игры он может быть водящим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие в страну здоровья"
В моем конспекте показана интегрированная образовательная деятельность и описаны здоровьесберегающие технологии....
Интегрированное занятие по развитию речи с использование здоровьесберегающих техноологий: "Путешествие в страну здоровья" средняя группа
Интегрированное занятие направлено на развитие речи детей посредством ознакмления и закрепления знаний о здоровье и его сбережению, воспитанию здорового образа жизни....
Мастер - класс для родителей с применением здоровьесберегающих технологий "Путешествие в страну здоровья"
Формирование у родителей представлений о здоровьесберегающих технологиях, которые можно применять с детьми дома. Воспитывать у родителей и детей стремление вести здоровый образ жизни....
СПОРТИВНЫЙ ДОСУГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ «Путешествие в страну «Здоровья»
СПОРТИВНЫЙ ДОСУГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ«Путешествие в страну «Здоровья»...
Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие в страну здоровья»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ''ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ''ЖЕМЧУ...
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие в страну «Здоровье»
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, закреплять знание детей с понятием здоровье, умение заботится о своем здоровье, развивать потребность быть здоровым, вос...
Спортивно-познавательное развлечение с элементами здоровьесберегающих технологий «Путешествие в Страну Здоровья» для детей старшего дошкольного возраста.
Спортивно-познавательное развлечение с элементами здоровьесберегающих технологий «Путешествие в Страну Здоровья» для детей старшего дошкольного возраста....