Методические рекомендации «Применение оздоровительных методик»
методическая разработка на тему
Организация оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении позволяет значительно повысить уровень функциональных возможностей дошкольников и снизить показатели заболеваемости.
При выборе оздоровительной методики важно учитывать индивидуальные особенности детского организма (возраст, состояние здоровья) и условия окружающей среды.
В процессе закаливания необходимо постоянно контролировать состояние здоровья воспитанников. Проводить процедуры можно только при отсутствии у детей острых заболеваний и обострения хронических. Появление бессонницы, раздражительности, снижение аппетита и работоспособности указывают на неправильное проведение закаливающих мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_primenenie_ozdorovitelnyh_metodik.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Малиновский детский сад»
Методические рекомендации
Тема: «Применение оздоровительных
методик»
Разработали: старший воспитатель З.В. Шмакова,
мед.сестра И.Н. Заболотец
Ачинский район
п. Малиновка
2015г.
Применение оздоровительных
методик
Организация оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении позволяет значительно повысить уровень функциональных возможностей дошкольников и снизить показатели заболеваемости.
При выборе оздоровительной методики важно учитывать индивидуальные особенности детского организма (возраст, состояние здоровья) и условия окружающей среды.
В процессе закаливания необходимо постоянно контролировать состояние здоровья воспитанников. Проводить процедуры можно только при отсутствии у детей острых заболеваний и обострения хронических. Появление бессонницы, раздражительности, снижение аппетита и работоспособности указывают на неправильное проведение закаливающих мероприятий.
Показатели правильного применения оздоровительных методик:
- крепкий сон;
- хороший аппетит;
- улучшение самочувствия;
- повышение работоспособности детей и т. д.
Система закаливания ребёнка- дошкольника должна быть организованна в разных возрастных группах с целью тренировки защитных сил организма и повышения его устойчивости к неблагоприятным биологическим природным и социальным факторам. В календарный план педагогов включается проведение процедур закаливания. При определении системы закаливания следует помнить дидактические принципы, их несколько:
- комплексное использование всех факторов природы ( солнце, воздух, вода);
- учёт индивидуальных особенностей;
- систематичность;
- постепенность и увеличение силы воздействия;
- проведение закаливающих процедур как в состоянии покоя, так и в движении на фоне теплового комфорта для организма ребёнка.
Для эффективной реализации этих принципов в каждой возрастной группе определяется своя система специального закаливания и ежедневного закаливания. Особое внимание следует обратить на назначение закаливающих процедур в повседневной жизни т. к. они составляют основу здорового образа жизни:
- строгое соблюдение санитарно- гигиенических норм- чистота помещений, воздуха;
- соблюдение правил гигиены;
- соблюдение температурного режима в помещении;
- достаточное пребывание на воздухе;
- рациональный двигательный режим.
Прогулка- один из элементов закаливания в повседневной жизни. При её организации следует выполнять следующие педагогические требования:
- не допускать сокращения времени проведения;
- включать разные формы работы с детьми: самостоятельную деятельность, наблюдение и двигательную деятельность.
Поздней весной, летом и ранней осенью всю деятельность с детьми следует вынести на улицу, т. к. разные виды деятельности с детьми на открытом воздухе способствуют эффективному закаливанию организма.
Летом рекомендуется включать эффективную закаливающую процедуру- хождение босиком по траве, песку, мягкому грунту. Как правило, противопоказаний для занятий детей на воздухе нет.
Оздоровительные методики доставляют удовольствие детям и, самое главное, обладают выраженным эффектом- играют существенную роль в профилактике простудных заболеваний у дошкольников.
Приложение №1
Методика солевого закаливания.
Показания: профилактика ОРВИ.
Противопоказания: все виды лихорадочных состояний, обширные поражения кожных покровов, выраженные травмы и др. заболевания со значительными нарушениями деятельности нервной, сердечно- сосудистой, дыхательной, выделительной систем.
Техника проведения:
- Закаливание проводится после дневного сна, под наблюдением воспитателя.
- Стопы ребёнка должны быть предварительно «разогреты». С этой целью используются массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.
- Ребёнок в течении 2 мин. ходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10%- ным раствором поваренной соли комнатной температуры.
- Переходит на второй коврик, смоченный чистой водой комнатной температуры, удаляя соль с подошв ног, а затем- на сухой и вытирает ноги на сухую.
Механизм действия: солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. Кровь приливает к нижним конечностям, длительное время сохраняя их тепло.
Оборудование: три фланелефых коврика, 10%- ный раствор соли: температура- от 10 до 18* С, соотношение-1 кг соли на 10 л воды, 0,5 кг на 5 л воды; 0,25 кг на 2,5 л воды.
Приложение № 2.
Методика контрастного воздушного закаливания.
Показания: укрепление иммунитета.
Противопоказания: острые заболевания, обострение хронических заболеваний, в зависимости от состояния ребёнка нужно проводить общие или частичные воздушные ванны.
Техника проведения:
- К концу дневного сна температура воздуха в одном из помещений (спальне или игровой) снижается до 13- 16*С.
- Дети просыпаются под звуки музыки, что создаёт радостный эмоциональный фон.
- Лёжа в постели поверх одеяла, ребята в течении 2-3 мин. Выполняют физические упражнения, охватывающие все группы мышц:
- подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками с последующим выпрямлением;
- перекрёстное и параллельное движение рук и ног, подтянутых перпендикулярно относительно туловища;
- покачивание согнутых колен вправо и влево с противоположным движением рук;
- различные упражнения в положении «лёжа на боку», «сидя», «лёжа на животе».
4. По команде дети встают с постели, оставаясь в одних трусиках. В течении 1-1,5 мин попеременно в «холодном» и «тёплом» помещениях выполняют циклические упражнения (бег, ходьба, танцевальные элементы, нестандартные физические упражнения), т. е. принимают воздушно- контрастную ванну.
Механизм действия: холодный воздух воздействует на рецепторы кожи, тем самым приспосабливая организм ребёнка к температурным перепадам.
Условия проведения: температура тёплого помещения 21-24* С, а холодного в начале закаливания на 3-5* С ниже. В течении 1,5- 2 мин температура в холодной комнате снижается до 13- 16* С.
Приложение № 3.
Методика полоскания полости рта.
Показания: профилактика кариеса, стоматита, ангины, ОРВИ.
Противопоказания: острые респираторные заболевания, ЛОР- патология (после консультации отоларинголога).
Техника проведения: лечебным действием обладает раствор с добавлением отвара лекарственных трав или минеральная вода. Ребёнок набирает воду в рот, прополаскивает и сплевывает. Процедура повторяется 3-4 раза.
Механизм действия: смывание с зубов и языка остатков пищи препятствует появлению болезнетворных бактерий в полости рта. Холодная вода повышает устойчивость слизистой оболочки ротоглотки к действию низких температур.
Условия проведения: дети в возрасте 4-6 лет, умеющие полоскать рот, начинают эту процедуру при температуре воды 36- 37* С. Каждые 2-3 дня температура воды снижается на 1* С до комнатной температуры. Дети, не умеющие полоскать рот, могут пить прохладную воду.
Приложение № 4.
Методика ходьбы по корригирующим дорожкам.
Показания: развитие координации движений, повышение двигательной активности детей, формирование стопы.
Противопоказания: острые заболевания, обострение хронических заболеваний.
Техника проведения:
- Дорожки обозначают в группе (спальне, игровой, приёмной) импровизированными спортивными снарядами и инвентарём.
- Предметы располагают так, чтобы все воспитанники могли заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому.
Механизм действия: используется в сочетании с контрастными воздушными ваннами после дневного сна.
Оборудование: лоток с галькой и водой, махровый коврик, ребристая доска, банкетка, лесенка, стремянка и коврики- резиновые, шерстяные, теплые, холодные, сухие, влажные.
Приложение № 5.
Методика хождения босиком.
Показания: укрепление сводов стопы и её связок, повышение устойчивости организма к действию низких температур.
Противопоказания: острые заболевания.
Техника проведения:
- Процедура проводится при температуре пола ниже 18*С.
- Первые 4-5 дней дети ходят в носках, а затем- босиком по 3-4 мин; ежедневно время процедуры увеличивается на 1-2 мин и постепенно доходит до 15- 20 мин.
Механизм действия: прохладный пол воздействует на рецепторы кожи, тем самым приспосабливая организм ребёнка к температурным перепадам.
Хождение босиком можно практиковать во всех группах, начиная с ясельной.
Процедура хорошо переносится детьми. С воспитанниками средних и старших групп можно проводить утреннюю гимнастику босиком, физкультурные занятия, подвижные игры и т. д.
Оборудование: музыкальный центр, свободное пространство групповой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Урок России" - конспект занятия с применением оздоровительных методик, НОД образовательная область "МУЗЫКА"
конспект занятия образовательной области "МУЗЫКА" с применением оздоровительной методики...
Методические рекомендаци по применению ТРКМ на занятиях по окружающему миру
В данной публикации я предлагаю способы использования компьютера(какие программы можно использовать) на занятиях по окружающему миру. Компьютер облегчает работу педагога, воспитателя в подготовке к за...
Эффективность применения разнообразных методик закаливания в оздоровительной работе с воспитанниками ОВЗ
Эффективность применения разнообразных методик закаливания в оздоровительной работе с воспитанниками...
Методическая рекомендация на тему: «Методика проведения тренировки для подготовки к выполнению норматива - метанию малого мяча»
Метание безусловно относится к основным видам движений и естественно включены в ту дополнительную программу физического воспитания, которую я реализую. Метания имеют большое прикладное значение,...
Методические рекомендации. "Применение кубика Блума на занятиях с детьми дошкольного возраста"
Использование кубика Блума - популярный приём критического мышления, разработанный американским учёным и психологом Бенджамином Блумом....
Методические рекомендации "Применение фитбол - мячей в зале сухого плавания как средство улучшения качества обучения технике плавания детей от 5 до 8 лет"
Рекомендации по исполльзованию фитбол - мяча на занятиях по плаванию для подводящих упражнений....