« Современный педагог – здоровый педагог» Курс теоретических и практических рекомендаций.
консультация на тему
«Современный педагог – здоровый педагог»
Курс теоретических и практических рекомендаций по формированию культуры здоровья всех участников воспитательно — образовательного процесса помогает коллективу в стремлении сберечь и укрепить физическое, психологическое, профессиональное здоровье. Стараемся прислушаться к словам французского философа и писателя Мишель Монтенью: «Здоровье — это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».
Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_lektsii.docx | 232.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Гл. врач ГУРК
« Воркутинский дом ребёнка специализированный»
__________И.В. Бакиновская
от«___»________2016г.
«Современный педагог – здоровый педагог»
Курс теоретических материалов.
« Современный педагог – здоровый педагог»
Курс теоретических и практических рекомендаций по формированию культуры здоровья всех участников воспитательно — образовательного процесса помогает коллективу в стремлении сберечь и укрепить физическое, психологическое, профессиональное здоровье. Стараемся прислушаться к словам французского философа и писателя Мишель Монтенью: «Здоровье — это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».
Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.
Цель:
- Повышение образовательного уровня.
- Научиться быть здоровым — важнейший жизненный урок, который каждый должен пройти на Земле.
- Обратить внимание педагогов на состояние своего здоровья.
- Персональная ответственность человека за состояние своего здоровья;
Задачи:
1. Обработать литературу по данной теме.
2.Составить перспективный тематический план по теме.
3. Оформить конспекты консультаций.
Сроки: январь-май.
№ | Содержание | срок | литература |
1 | Профессия и здоровье. | январь | « Здоровый педагог-здоровый ребёнок» Демидова Е.В. Сундукова А.Х Интернет-ресурсы |
2 | Пропедевтика здоровьестроения | февраль | |
3 | Основы здорового образа жизни. | март | |
4 | Принципы здорового образа жизни. | апрель | |
5 | Здоровый образ жизни и пути его формирования | май | http://www.grandars.ru/ |
6 | Основы формирования здорового образа жизни | июнь | http://www.grandars.ru/ |
Использование в работе.
- Консультации для педагогов.
- Теоретические и практические рекомендации для педагогов.
Предисловие.
Здоровье сбережёшь-от беды уйдёшь.
Что такое здоровье и можно ли его приобрести?
Здоровье-это благополучие физическое, духовное и социальное. Здесь все три самоценны и взаимосвязаны. Приобрести и сохранить эту ценность необходимо каждому, кто понимает, что без здоровья все остальные ценности обесцениваются.
- А, приобрести! А на какие шиши? Вы знаете, какая у нас зарплата?
-Тратить придётся, и немало! Но речь идёт не о деньгах, а о собственных усилиях для организации грамотного жития-бытия!
- Нет у нас на это времени! Деньги зарабатывать надо!
-А потом отнести их в аптеку? Или оплатить дорогостоящее лечение? Стоило ли надрываться?
-Мы зарабатываем, чтобы детей поднимать!
-Не давая детям опыта по сохранению здоровья, мы не столько их поднимаем, сколько опускаем в пропасть безнадежного отсутствия благополучия.
Всё начинается с личного интереса. В России на протяжении ряда лет остаётся актуальным вопрос: здоровье педагога и его способность воспитать здоровое поколение. Одно из решений – процесс активного созидания поддержания собственного здоровья. Педагог – представитель стрессогенной профессии. Особая ответственность, нервно-эмоциональное напряжение и другие факторы отрицательно сказываются на физическом, психическом, социальном здоровье педагога и становится причиной возникновения профессиональных заболеваний.
Несомненно, устойчивость к неблагоприятным факторам обусловлена индивидуальными особенностями организма, но проблемы усугубляются незнанием и неумением педагогов грамотно организовывать заботу о своём здоровье.
Методологический путь к здоровью философия видит через бытие человека. Из рук вон плохо организованное бытие подрывает основы здоровья - это неоспоримый факт. Как и обратное! Грамотно организованное бытие способно сохранить имеющееся здоровье, но и приумножить его.
По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни».
Ознакомлен:
дата | Ф.И.О. должность | подпись |
1. «Профессия и здоровье»
Современные педагоги как профессиональная группа находятся на I- м месте по нервно-психическим расстройствам. Педагог находится под гнетом двойного стресса - социального и профессионального. Отсюда: излишняя нервозность, озлобленность, отсутствие оптимизма, апатия и депрессия, ухудшение профессиональной позиции - формируется консерватизм, неприятие новой педагогики. Необходимо преодолеть сегодняшний низкий уровень самоотношения, самоуважения, самопринятия, повысить профессиональное самосознание учителя, осознание себя личностью, способной проектировать свое будущее |
Факторы, влияющие на здоровье педагогов: большое нервно-психическое напряжение; гиподинамия; повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты; отсутствие эмоциональной разрядки; принудительный характер общения; большое количество контактов во время рабочего дня; усталость - это нарушение кровоснабжения, гибель нервных клеток; отсутствие средств на отдых и неумение отдыхать (смена одной работы на другую - это не отдых). Отдыхать нужно не с коллегами педагогами. Нужно выбросить информацию о труде. Сменить лица. 85% учителей идут на прием к врачу тогда, когда на работу идти не могут.
Согласно исследованиям среди заболеваний педагогов ДОУ, связанных с их профессиональной деятельностью, наиболее часто встречаются:
- Патология голосообразующего аппарата;
- Психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, психастении и пр.);
- Утомление глаз, снижение остроты зрения;
- Остеохондроз;
- Хроническая венозная недостаточность;
- Простудные заболевания, грипп;
- Синдром профессионального выгорания.
Синдром эмоционального или профессионального выгорания.
Педагог быстрее стареет. При достижении определенного уровня напряжения организм начинает защищать себя. 35-45 лет - критический возраст педагога, наступает синдром эмоционального выгорания и психологического расстройства.
Профессиональное или эмоциональное выгорание - неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе ;
- Усталость,чувство истощения;
- Восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;
- Ухудшение работоспособности,памяти, внимания;
- Частые головные боли, расторойства желудочно-кишечного тракта;
- Одышка, бессонница.
- Работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;
- Педагог приходит на работу раньше и остается надолго и наоборот;
- Берет работу на дом;
- Возникает подозрительность, чувство обиды, невостребованности, разочарования, гнева, скуки
Оценка риска формирования синдрома профессионального «выгорания»: (варианты ответов: «да», «нет», «трудно сказать»)
1.Вы считаете себя высококвалифицированным специалистом?
2.Вы занимаете нынешнюю должность дольше двух, но не более пяти лет?
3.Вы живете один?
4.У вас нет никакого хобби?
5.Когда вы поступили на эту работу, она вам очень нравилась?
6.Вы никогда не думали о перемене специальности?
7.Вы почти или полностью удовлетворены своим уровнем доходов?
8.В вашем окружении нет людей, являющихся для вас хорошей эмоциональной поддержкой? Оценка полученного результата: начислите себе по 2 балла за каждый ответ «да» и по 1 баллу за ответ «трудно сказать». Если в сумме набрали более 10 баллов, то у вас достаточно высок риск в ближайшие годы начать «выгорать».
Научно доказано: состояние здоровья и самочувствие педагога – как фактор риска для здоровья детей-воспитанников.
Ознакомлен:
дата | Ф.И.О. | подпись |
2. « Пропедевтика здоровьестроения»
Человек имеет только то, чему научился .
Платон.
Встал вопрос о необходимости изучения закономерностей и механизмов формирования и сохранения здоровья. В ходе поисков и исследований обнаружилась прямая зависимость индивидуального здоровья от собственной воли его носителя, то есть от каждого из нас.
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит от;
Экологии на 20%, наследственности – 20%, здравоохранения – 10%,
а от собственного образа жизни – 50%.
На требование: « Лечите меня!»- просвещённый врач выдвигает встречное требование: меняйте образ жизни. Таким образом пришло время осознать как собственную ответственность, так и собственные возможности в вопросах здоровья. Пока мы живы, наш организм формирует программы выживания .
Известно, что все знания. Умения и навыки ребёнок получает, а процессе обучения и воспитания, поэтому методам формирования собственного здоровья необходимо учить, как учат детей чтению и письму. Настало время, когда жизненно важно научиться быть здоровым, выжить в столь сложных условиях, оздоровить среду обитания, производственную и бытовую обстановку. И признаём здоровье индивида важнейшей ценностью, и для самого человека, и для общества в целом.
Ценностное отношение к здоровью предполагает наличие мотивации всех субъектов образовательной среды на активную позицию при формировании собственного образа жизни.
Многочисленные научные публикации свидетельствуют о печальном опыте тех, кто игнорировал постулаты ЗОЖ, полагался на «авось», неосознанно теряя своё здоровье там, где можно было приумножить.
Неужели что-то зависит от нас?
Оглянувшись вокруг, Вы непременно обнаружите примеры того, как люди, взявшись за себя, обретали второе дыхание, забывали болезни, достигали успехов.
Как известно, от образа жизни во многом зависит физическое, психическое и социальное благополучие человека.
Ознакомлен
дата | Ф.И.О. | подпись |
3.Основы здорового образа жизни
Понятие «здоровый образ жизни» во мнении разных людей оказывается довольно спорным, что связано с двумя проблемами.
Во-первых, в самом здоровом образе жизни каждый человека видит не всю совокупность формирующих его компонентов, а лишь тот его аспект, с которым он лучше всего знаком. Именно этим обусловлен широко известный тезис: здоровый образ жизни — это не пить, не курить и заниматься физкультурой. Ничего удивительного в таком взгляде нет, потому что он сам по себе бесспорен, очевиден. А вот если доказывать, что разбираешься в вопросах рационального питания, психорегуляции, закаливания... — тут уже можно встретить не только соратников, но и оппонентов.
Во-вторых, трудности в объективной характеристике здорового образа жизни обусловлены тем обстоятельством, что до настоящего времени, как это не прискорбно, не существует научно обоснованных рекомендации в отношении почти любого компонента, формирующего жизнедеятельность. Об этом свидетельствуют, например, различия и противоречивость имеющихся по этим вопросам рекомендаций в разных странах (например, по рациональному питанию, определению нормальной массы тела и др.) или периодически нарастающие дифирамбы, а затем хула на то или иное средство жизнедеятельности (например, на роды в воду, на «Детку» U.K. Иванова, на определенные средства народной медицины и т.п.). Именно поэтому человек оказывается заложником доминирующих в настоящее время представлении, навязчивом рекламы, некомпетентных людей (увы, — в том числе порой и врачей, которым мы слепо доверяем), сомнительного качества доступной литературы и пр.
Человек (как будет показано в следующем разделе) представляет собой противоречивое единство эволюционного прошлого и социального настоящего. Исходя из этого, будет справедливо утверждать, что именно это обстоятельство должно быть отравным в поисках методологии здорового образа жизни. Прежде всего это означает, что его следует рассматривать с позиций генотипа и фенотипа данного человека. Например, зеленые яблоки должны найти свое место в рационе человека с пониженным уровнем желудочной секреции, но их желательно избегать человеку с повышенной секрецией; в выборе вида спорта холерику больше подойдут единоборства или игры, а флегматику — упражнения на выносливость; человеку, относящемуся к функционально-метаболической классификации «стайер», вряд ли стоит на несколько дней ездить на отдых в зарубежье, а вот «спринтеру» это сделать даже желательно...
Следовательно, в определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два отправных фактора — генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности. С этих позиций
здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни, и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.
В приведенном определении здорового образа жизни акцент делается на индивидуализации самого понятия, т.е. даже при наличии основополагающих рекомендаций по построению здорового образа жизни у каждого человека он должен быть своим, имеющим собственные специфические особенности. Так, в разработке программы здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип темперамента, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции и т.д.), так и возрастно-половую принадлежность, национальность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материального обеспечения, быта и т.д.) и пр. Кроме того, в исходных посылках важное место должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры.
Существует целый ряд обстоятельств, общих для всех людей и построенных на базисных принципах организации и содержания здорового образа жизни, о которых будет сказано ниже. Пока лишь отметим ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни:
- Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.
- В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.
- В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.
- Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.
Итак, у каждого человека должна быть своя система здоровья как совокупность обстоятельств образа жизни, которые он реализует. Понятно, что для выработки «своей» системы человек перепробует различные средства и системы, проанализирует их приемлемость для него и эффективность, отберет лучшее.
Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы считать его здоровым? В этом должен помочь анализ факторов, которые в нашем повседневном поведении помогают и которые вредят здоровью (табл. 4).
Таблица 4. Факторы образа жизни, сказывающиеся на здоровье человека
Факторы | Положительные | Отрицательные |
Цели в жизни | Ясные, позитивные | Отсутствуют или неясные |
Оценка своих достижений, места в жизни (самооценка) | Удовлетворенность, ощущение благополучия | Неудовлетворенность, синдром неудачника |
Настрой на долгую здоровую жизнь | Сформирован | Отсутствует |
Доминирующее настроение (эмоциональное состояние) | Эмоциональная гармония | Отрицательные эмоции, фиксация на стрессовых состояниях |
Уровень культуры — общей, духовной, нравственной, физической | Высокий | Низкий |
Отношение к здоровью | ||
Менталитет здоровья | Сформирован | Отсутствует |
Уровень культуры здоровья, в том числе: | Высокий | Низкий или отсутствует |
Осознанность отношения к здоровью | Сформирована | Отсутствует |
Место здоровья в иерархии ценностей и потребностей | Приоритетное | Иные приоритеты (вещизм, карьера) в ущерб здоровью |
Уровень знаний о сохранении и укреплении здоровья (валеологическое образование) | Высокий, стремление к повышению валеологической образованности | Низкий, отсутствие стремления к освоению валеологических знаний |
Стиль жизни, в том числе: | Здоровый | Нездоровый |
Социально полезная активная деятельность | Любимая работа (учеба), профессионализм | Неудовлетворенность работой (учебой) |
Оздоровительная, в том числе физическая активность | Оптимальная | Отсутствует или недостаточна |
Самоконтроль | Использование интегрального метода оценки своего состояния | Отсутствие, игнорирование последствий вредных привычек |
Профилактика заболеваемости | Постоянная, эффективная | Неэффективная, необоснованное самолечение |
Отношение к нормам ЗОЖ в повседневной жизни | Соблюдение, здоровые привычки | Вредные привычки, нездоровое поведение |
Режим дня, труда и отдыха | Четкий, рациональный | Беспорядочный |
Питание | Полноценное | Некачественное |
Состояние | ||
Вес | Нормальный | Избыточный или недостаточный |
Профилактические медицинские осмотры | Регулярные | Несвоевременные |
Оценка по показателям оптимального и нормального здоровья | Соответствует | Не соответствует |
Адаптационные возможности организма | Достаточные | Недостаточные |
Наследственность | Неотягощенная | Отягощенная |
Заболевания | Отсутствуют | Есть |
Условия жизни | ||
Социально-политические | Благоприятные | Неблагоприятные |
Экономические (материальные) | Достаточные | Недостаточные |
Экологические | Благоприятные | Неблагоприятные |
Бытовые, в томчисле влияниеокружающих | Благоприятные | неблагоприятные |
Стрессовые нагрузки на работе (в учебе) и в быту | Умеренные | Чрезмерные |
Отношения в семье | Здоровые | Проблемные |
Воспитание детей | С установкой на здоровье | Вопреки нормам ЗОЖ |
Влияние на детейповедения родителей, педагогов,медработников | Положительное — примерами соблюдениянорм ЗОЖ | Отрицательное — пренебрежение требованиями ЗОЖ |
Круг общения(компания) | Приятный,здоровый | Нездоровый илинедостаток общения, одиночество |
Общественнаяоценка личности идеятельностичеловека | Положительная, одобрение и поддержка | Негативная, социальнаяизоляция, отсутствиеподдержки |
Ознакомлен
дата | Ф.И.О. | подпись |
4.Принципы здорового образа жизни
С учетом предпосылок, которым должна соответствовать здоровая жизнедеятельность человека, можно сформулировать принципы организации и содержания здорового образа жизни.
1. Принцип ответственности за свое здоровье: только разумное отношение к здоровью позволяет человеку на долгие годы сохранить бодрость, высокую работоспособность, социальную активность и достичь долголетия. И, разумеется, каждый человек должен понимать, что его здоровье — это спокойствие близких ему людей, жизнеспособность его будущих детей и сила страны. У больных людей рождаются больные дети. Страна хилых и больных людей — это страна без будущего. Больной человек — в той или иной степени обуза для родных и окружающих. А это означает, что здоровье человека отражает его степень ответственности перед своими родителями, детьми и перед Отечеством.
Итак, обеспечение здорового образа жизни возможно только при условии, что человек сам захочет быть здоровым. Показательно в этом отношении мнение Л.H. Толстого, самого уделявшего много внимания здоровью: «Смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни». Но, как гласит второй закон термодинамики, система, предоставленная сама себе, движется в направлении от порядка к беспорядку. Поэтому для обеспечения здоровья необходимо, чтобы человек в своем поведении постоянно помнил: крепкое и надежное здоровье является главным условием воплощения в жизнь богатейших физических, психических, умственных возможностей, которые заложила в нас от рождения природа, а продолжительность жизни человека может достигать 120-150 лет! Чтобы быть здоровым или вернуть здоровье, требуются значительные собственные усилия, которые нельзя ничем заменить (например, таблетками). Человек столь совершенен, что вернуть к здоровью его можно практически из любого состояния; но с прогрессированием болезни и с возрастом это потребует все больших усилий. Как правило, человек прибегает к этим усилиям, если у него есть жизненно важная цель, мотивация, которые у каждого человека свои. Впрочем, набор таких жизненно важных целей не так уж и велик: социальный успех, любовь, семья, страх смерти и некоторые др. Для их достижения человек должен уметь подчинять свои прихоти обеспечению самого дорогого природного дара — здоровья — и помнить, что упущенное сейчас потом уже полностью наверстать не удастся. Только изо дня в день, поддерживая и укрепляя свое здоровье, отказываясь от вредящих здоровью соблазнов, человек может сохранить до глубокой старости ощущение счастья и высокую работоспособность.
2. Принцип комплексности: нельзя сохранять здоровье по частям. Здоровье означает согласованное действие всех систем организма и личности, так что изменение в любом из них обязательно скажется на здоровье в целом. Поэтому не стоит пренебрегать ни одной из «частей» единого здоровья. Чтобы обеспечить их гармоничное взаимодействие, необходимо уделять внимание всему комплексу обстоятельств, формирующих образ жизни данного человека. При этом тренироваться должны практически все функциональные системы: сердечно-сосудистая, иммунитет, пищеварительная, опорно-двигательная, дыхательная и т.п. Воздействуя на любую из них, мы через так называемый «перекрестный эффект» добиваемся положительного (или отрицательного) воздействия на все остальные.
3. Принцип индивидуализации обусловлен той предпосылкой, что каждый человек уникален как с точки зрения биологической (генотипической), так и психологической и социальной. Поэтому у каждого из нас должна быть своя программа здорового образа жизни, в которой должны быть учтены соответствующие особенности.
Учет генотипических факторов предполагает внесение в программу здорового образа жизни корректив, связанных с типом телосложения, особенностями обмена веществ, преобладающим характером вегетативной регуляции, биоритмологическими показателями и т.п. Следовательно, построение здорового образа жизни должно соответствовать указанным обстоятельствам таким образом, чтобы соответствовать генетической специфике данного человека, а не противоречить ей.
Учет психологических факторов ориентирован на такие критерии, как тип темперамента, экстра- или интравертивность и пр. В таком случае уже в программе здорового образа жизни должны быть предусмотрены соответствующие особенности чередования бодрствования и сна, выбора профессии, друзей и будущего супруга (супруги), самопсихорегуляции и вообще всего того, что но- может этому человеку использовать свои сильные стороны и тренировать слабые.
Учет социальных факторов предполагает, что этот человек, являясь членом общества, принадлежит к данной социальной группе, которая предъявляет ему определенные требования, но, с другой стороны, и сам человек имеет определенные социальные притязания. В таком случае в программе здорового образа жизни должны найти место меры, оптимизирующие взаимоотношения человека с окружающими, помогающие предупредить нездоровые конфликты и вооружить его приемами выхода из конфликтов и пр.
Учет семейно-бытового статуса человека определяется тем обстоятельством, что данный человек имеет в своей семье определенные права и обязанности, обусловленные сложившимися здесь взаимными отношениями, традициями и обычаями, включающими режим дня и питания, воспитание детей, распределение обязанностей и т.д. Поэтому задачей рациональной жизнедеятельности должны быть, с одной стороны, максимально полное обеспечение функций человека в семье как ребенка, супруга и родителя, а с другой — создание в самой семье условий, позволяющих человеку поддерживать высокий уровень здоровья.
Учет уровня культуры человека предполагает, что организация его жизнедеятельности должна определяться его жизненными приоритетами, среди которых одно из основных — отношение к здоровью. В связи с этим особое значение приобретает воспитание культуры здоровья, здоровых потребностей и привитие навыков здорового образа жизни.
4. Принцип умеренности означает, что для тренировки функциональных систем должны использоваться умеренные нагрузки. Под «умеренными» имеются в виду такие, которые вызывают среднюю степень утомления, последствия которого при правильной организации образа жизни не должны продолжаться более 24 — 36 часов. Меньшие нагрузки (психические, интеллектуальные, физические), как правило, не способствуют росту резервов организма, а более значительные могут привести к переутомлению. При этом следует учитывать, что нагрузка любой системы в той или иной степени вызывает соответствующие сдвиги и в других, поэтому плохой сон, посещение бани, плохое самочувствие и пр. уже должны учитываться в организации, например, физических нагрузок. Следовательно, об умеренности нагрузок следует говорить с точки зрения организма в целом, а не только наиболее нагружаемой системы.
5. Принцип рационального чередования нагрузки и отдыха. Как отмечал отечественный физиолог Н.Е. Введенский, «люди устают не потому, что работают много, а потому, что работают неправильно».
В живом мире жизнь поддерживается за счет согласования периодов активности и покоя. В полной мере это относится практически ко всем системам организма и к организму в целом. Периодическая смена этих состояний свойственна бодрствованию и сну, приему пищи, выполнению профессиональных обязанностей, отдыху и т.п. При этом важно таким образом строить образ жизни, чтобы последующий отдых в полной мере соответствовал характеру выполненной перед этим работы. Поэтому, например, после большого объема выполненной интеллектуальной работы должен следовать специально организованный физический труд (по эффекту «активного отдыха» он стимулирует более активное восстановление интеллектуального потенциала) или сон, после сытного обеда — физический покой. Такое разумное чередование позволяет организму рационально не только расходовать, но и восстанавливать свой потенциал. Забвение же этого принципа постепенно приводит к накоплению в организме последствий недовосстановления с развитием переутомления. У человека чаще всего оно проявляется в различных формах нарушений психической деятельности (неврозах).
6. Принцип рациональной организации жизнедеятельности. Так как принцип рационального чередования нагрузки и отдыха требует осознанного отношения человека к организации своего труда и отдыха, то, следовательно, надо научиться правильно работать и правильно отдыхать. Если же исходить из того, что под работой понимается любая приходящаяся на организм нагрузка, то отсюда следует, что каждый ее вид необходимо не только учитывать, но и планировать, тогда человек сможет в оптимальные для себя сроки и с соответствующей интенсивностью нагрузки выполнить все необходимые дела согласно их действительным приоритетам.
7. Принцип «сегодня и всю жизнь». Здоровье не дается человеку впрок, оно требует постоянных и упорных усилий. Примеры многих спортсменов показывают, что значительная часть из них после окончания активных занятий спортом, давших им высокий уровень функциональных резервов, довольно быстро становятся «обычными людьми», подверженными, как и все остальные, различным недугам. Известно, что достигнутые годами результаты в закаливании практически полностью исчезают уже через несколько месяцев после прекращения закаливающих процедур.
8. Принцип валеологического самообразования. Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Осуществляя сознательную и целенаправленную здравотворческую деятельность, создавая среду обитания и деятельности, влияя на внешние условия, человек приобретает большую свободу и власть над собственной жизнью и обстоятельствами жизни, делая саму жизнь более плодотворной, здоровой и долголетней. Чтобы достичь этого, человек должен прежде всего стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета эта проблема и является важнейшей задачей валеологического образования и самообразования. Именно на этой базе валеологического образования формируется определенная организация самосознания человека, ориентированного на понимание роли и места различных средств, методов и форм здорового образа жизни и на умение применить их в своей жизнедеятельности. При этом важно, что в каждом случае валеологическое образование становится элементом валеоло- гической культуры именно данного человека, и здесь неприемлемы подходы массовой медицины, для которых свойственны всеобщие, единые нормы и рекомендации.
Таким образом, программа и организация здорового образа жизни для данного человека должны определяться следующими основными посылками:
- индивидуально-типологическими наследственными факторами;
- объективными социальными и общественно-экономическими условиями;
- конкретными обстоятельствами жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность;
- личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой человека и степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.
Ознакомлен
дата | Ф.И.О. | подпись |
5.Здоровый образ жизни и пути его формирования
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - термин, который применяется все чаше. Самое простое определение ЗОЖ — все то в образе жизни, что благотворно влияет на здоровье. Следовательно, в понятие ЗОЖ входят все положительные стороны деятельности людей: удовлетворенность трудом, активная жизненная позиция, социальный оптимизм, высокая физическая активность, устроенность быта, отсутствие вредных привычек, высокая медицинская активность и т. д.
Формирование установки на здоровый образ жизни является важнейшей задачей государства, так как образ жизни — определяющий фактор здоровья.
Формирование ЗОЖ является также задачей органов здравоохранения, социальной защиты, образования. На формирование ЗОЖ направлены рекомендации ВОЗ:
- питание с малым содержанием жиров животного происхождения;
- сокращение количества потребляемой соли;
- сокращение потребления алкогольных напитков;
- поддержание нормальной массы тела;
- регулярные физические упражнения;
- снижение уровня стрессов и т. д.
Формирование установки на ЗОЖ лежит в основе любой профилактической деятельности, многочисленных программ, направленных на повышение здоровья общества. Пропаганда ЗОЖ является важнейшей функцией и задачей всех органов здравоохранения (особенно учреждений первичной медико-санитарной помощи), центров санитарного просвещения, учреждений образования, органов социальной защиты и т. д.
Установка на ЗОЖ должна формироваться по следующим направлениям: 1) усиление и создание положительного в образе жизни; 2) преодоление, уменьшение факторов риска.
Изучение и формирование общественного мнения относительно оценки собственного здоровья — одна из трудных задач формирования установки на ЗОЖ. Наряду с органами здравоохранения большая роль в этом принадлежит СМИ. Необходимо понимание того, что здоровье населения обеспечивается не только ответственностью государства и общества, но и ответственностью каждого из нас за свое здоровье и здоровье всех.
Здоровый образ жизни базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление здоровья: рациональное питание; физическая активность; закаливание; отсутствие вредных привычек; умение выходить из стрессовых состояний (например, владение методиками аутотренинга); высокая медицинская активность (своевременность прохождения медосмотров, своевременность обращения за медицинской помощью в случае заболевания, активное участие в диспансеризации); умение оказать первую помощь при внезапных заболевания, травмах и т. д.
Ознакомлен
дата | Ф.И.О. | подпись |
6.Основы формирования здорового образа жизни
У каждого человека должна быть своя система здоровья как совокупность обстоятельств образа жизни, которые он реализует.
Отсутствие своей системы здоровья рано или поздно приведет человека к болезни и не даст ему возможности реализовать заложенные в него природой задатки.
Человек столь совершенен, что не только поддержать необходимый уровень здоровья, но и вернуться в него из болезни можно практически из любого состояния; но с прогрессированием болезни и с возрастом это требует все больших усилий. Как правило, человек прибегает к этим усилиям, если у него есть жизненно важная цель, мотивация, которые у каждого человека свои.
Основными особенностями программы здоровья должны быть:
- добровольность;
- затрата некоторых физических и других сил;
- ориентация на постоянное повышение своих физических, психических и других возможностей.
Создание своей системы здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь.
Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Вот почему, к сожалению, довольно часто люди лишь «пробуют» сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного, так как здоровый образ жизни предполагает, с одной стороны, отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.), а с другой — постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить его необходимыми консультациями (так как в этот период он постоянно испытывает дефицит знаний в различных аспектах обеспечения здорового образа жизни), указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях и т.п.
Понятно, что для выработки «своей» системы человек перепробует различные средства и системы, проанализирует их приемлемость для него и эффективность, отберет лучшее.
В реализации программы здорового образа жизни, в организации перехода к нему в зависимости от индивидуальных особенностей человек может выбрать различные варианты.
Для тех, кто любит соблюдать четкий жизненный график — это жесткая последовательность действий, расписанная досконально но мероприятиям и времени. Поэтому все действия, направленные на обеспечение здоровья, — физические упражнения, гигиенические процедуры, время приема пищи, отдых и т.д. — жестко вписываются в режим дня с точным указанием времени.
Для привыкших ставить перед собой конкретные цели и добиваться их — четкое разделение по этапам перехода с планированием каждого этапа, его промежуточных и конечных целей. В этом случае появляется технология внедрения программы в жизнь: с чего и когда начать, как организовать питание, движение и т.д. Поэтапное внедрение программы позволяет уточнить цели и задачи каждого этапа, его длительность в соответствии с состоянием своего здоровья, формы контроля, конечный для этапа результат и пр. Выполнение поставленных на этап задач позволяет перейти к следующему этапу. То есть этот вариант не ставит жестких условий на каждый данный период времени, однако позволяет целеустремленно продвигаться к переходу к здоровому образу жизни.
Для привыкших к комфорту и лени — мягкое приближение к желаемому. Этот вариант не заставляет четко планировать распорядок дня или этапы, но принявший его человек считает, что любое оздоровительное мероприятие — уже лучше, чем ничего (сделать хотя бы иногда, хоть один раз в неделю). То есть предпосылкой такого подхода является тезис: важно начать (например, можно начать только с утренней гигиенической гимнастики; потом можно будет отказаться и от утренней сигареты... Потом — постараться пройти пешком на работу...). Такой вариант особенно подходит человеку, который не может резко изменить свой жизненный уклад и отказаться от комфортных привычек.
Для самых инертных — максимальное вписывание программы в привычный распорядок дня. Особенно она подходит для лиц среднего и старшего возрастов, которые, с одной стороны, уже втянулись в привычные условия жизнедеятельности и им тяжело от них отказаться, а с другой — они обременены социальными, бытовыми, личностными, профессиональными проблемами и испытывают постоянный дефицит времени. Последнее обстоятельство для них является удобным поводом для того, чтобы объяснить нежелание перейти на здоровый образ жизни. В таком случае элементы последнего они могут включать в привычный режим (например, часть пути на работу пройти пешком; если не появилось ощущение голода, то сэкономить время на пропуске приема пищи; утром умыться холодной водой и т.д.). Для реализации такого варианта прежде всего следует критически проанализировать свой режим дня и жизни и найти те «ниши» в них, в которые можно было бы встроить такие элементы.
Взвесив свои возможности, особенности своей жизнедеятельности, резервы свободного времени, состояние здоровья, поставив цель и задачи перехода к здоровому образу жизни, следует выбрать из перечня указанных тот вариант программы, по которому человек собирается работать. Важно лишь, чтобы при ее реализации он был уверенным в себе, настойчивым и последовательным, систематически анализируя свое состояние и внося соответствующие коррективы в образ жизни. Несомненно, что все это даст свои результаты и в отношении эффективности и продуктивности жизнедеятельности человека, и в уровне и динамике его здоровья.
Естественно, что путь каждого человека к здоровому образу жизни отличается своими особенностями как во времени, так и по траектории, но это не имеет принципиального значения — важен конечный результат. Эффективность же здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду биосоциальных критериев, включающих:
Оценки морфофункциональных показателей здоровья:
- уровень физического развития;
- уровень физической подготовленности.
Оценки состояния иммунитета:
- количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;
- при наличии хронического заболевания — динамику его течения.
Оценки адаптации к социально-экономическим условиям жизни:
- эффективность профессиональной деятельности;
- активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;
- широту и степень проявления социальных и личностных интересов.
Оценки уровня валеологических показателей:
- степень сформированности установки на здоровый образ жизни;
- уровень валеологических знаний;
- уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;
- умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.
Какие же конечные результаты обеспечивает в своей совокупности следование условиям здорового образа жизни, ради чего стоит подвергать себя тому режиму ограничения и нагрузок, который лежит в его основе? Проанализировав приведенные ниже положения, каждый человек сам может сделать для себя вывод стоит ли жить каждый день «на полную катушку», в свое удовольствие, зная о последствиях такого поведения для здоровья и самой жизни, или через воспитание здоровых потребностей и заботу о своем здоровье как главной жизненной ценности обеспечить себе долгую, здоровую и счастливую жизнь. Итак, здоровый образ жизни:
- положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат уменьшает затраты на лечение;
- способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;
- обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;
- является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;
- обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе — высокий материальный достаток;
- позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;
- обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.
Ознакомлен
дата | Ф.И.О. | подпись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принцип сохранения. Теоретические и практические рекомендации.
Для чего используется интеллект или, другими словами, какова его продукция? Пиаже отвечает на это — операции. Операции представляют собой системы или координированные серии действий, которые использую...
консультация для педагогов." Здоровый педагог-здоровый дошкольник".
Консультация, несет в себе комплекс упражнений для педагогов, который они могут выполнять и дома, а не только на утренней зарядке с детьми....
Игра - тренинг для педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания»
Игра - тренинг для педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок.Профилактика психоэмоционального выгорания»...
Консультация-презентация для педагогов "Здоровый педагог-здоровые дети"
У нездорового воспитателя: 1.ниже качество работы, 2.дети хуже усваивают материал, больше подвергаются стрессу, быстрее утомляются.Не всем педагогам удается компенсировать это самоотверженностью,...
Презентация тренинга для педагогов "Здоровый педагог-здоровый ребёнок"
Надеюсь,что мой материал будет полезен.Здесь презентация тренинга для педагогов по теме: "Здоровый педагог-здоровый ребёнок". Тема очень актуальна....
Тренинг для педагогов Здоровый педагог-здоровые дети (предновогодний)
Цель: профилактика профессионального выгорания педагогов через создание условий положительного эмоционального фона настроения. ...
Сборник "СОВРЕМЕННАЯ ДЕФЕКТОЛОГИЯ: междисциплинарный подход к теоретическим и практическим проблемам нарушений развития у детей"
Сборник содержит материалы IV Международной научно-практической конференции «Современная дефектология: междисциплинарный подход к теоретическим и практическим проблемам нарушений развития у дете...