КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. СТАРШАЯ ГРУППА « ПУТЕШЕСТВИЕ С ГУНЕЙ».
методическая разработка (старшая группа) по теме
КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
СТАРШАЯ ГРУППА « ПУТЕШЕСТВИЕ С ГУНЕЙ»
Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших.
Задачи:
1. Обобщать имеющиеся у детей представления о функции органов, уточнять с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы.
2. Закреплять у детей знания о необходимости тщательного ухода за органами чувств, соблюдении правил личной гигиены.
3. Развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями “орган слуха, орган зрения, осязания, вкуса, обоняние”.
4. Закреплять умение образовывать качественные прилагательные и согласовывать существительные + прилагательные.
5. Развивать умение составлять короткий описательный рассказ.
6. Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные, расширять кругозор.
7. Дифференцировать зрительное, слуховое, вкусовое, тактильное восприятие.
8. Развивать умение детей распознавать мимику человека, его эмоциональное состояние.
9. Формировать умение детей выполнять гимнастику для глаз, языка, самомассаж для ушей, носа.
10. Воспитывать бережное отношение к своим органам чувств.
11. Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
СТАРШАЯ ГРУППА
« ПУТЕШЕСТВИЕ С ГУНЕЙ»
Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших.
Задачи:
1. Обобщать имеющиеся у детей представления о функции органов, уточнять с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы.
2. Закреплять у детей знания о необходимости тщательного ухода за органами чувств, соблюдении правил личной гигиены.
3. Развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями “орган слуха, орган зрения, осязания, вкуса, обоняние”.
4. Закреплять умение образовывать качественные прилагательные и согласовывать существительные + прилагательные.
5. Развивать умение составлять короткий описательный рассказ.
6. Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные, расширять кругозор.
7. Дифференцировать зрительное, слуховое, вкусовое, тактильное восприятие.
8. Развивать умение детей распознавать мимику человека, его эмоциональное состояние.
9. Формировать умение детей выполнять гимнастику для глаз, языка, самомассаж для ушей, носа.
10. Воспитывать бережное отношение к своим органам чувств.
11. Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.
Оборудование и материалы:
Волшебная коробочка; магнитофон; фрукты; овощи; картины с изображением: ухо, глаз, нос, язык; музыкальные инструменты: колокольчик, ложки; одноразовые стаканчики с солёной и сладкой водой; ложки по количеству детей; картинки с изображением ушей разных зверей и человека; плакат для зрительной гимнастики.
Дети входят, здороваются и представляются гостям.
Воспитатель: Ребята я сейчас прочту Вам стихотворение, и вы поймете, о чем мы с вами будем говорить.
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик- запах различать,
Руки- чтобы ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
Воспитатель: Дети так о чем мы с Вами будем говорить?
Ответы детей: Об органах чувств.
Воспитатель: Правильно. А теперь мы поиграем с Вами в игру « Необычные загадки». Я сейчас подумаю об одном фрукте, а вы должны угадать по запаху, а каком (на столе лежат маски для сна). Ребята давайте наденем наши маски и начнем (Распространить запах апельсина).
Воспитатель: Угадали фрукт, который я задумала?
Ответы детей: Да это апельсин (показываю отгадку).
Воспитатель: А как вы смогли угадать с закрытыми глазами, что это за фрукт?
Ответы детей: По запаху.
Воспитатель: Каким органом чувств человек угадывает запахи?
Ответы детей: Человек угадывает запах с помощью носа.
Воспитатель: Дети подумайте и скажите, для чего человеку нужен нос?
Ответы детей: Носом мы дышим, еще он помогает чувствовать и различать запахи.
Воспитатель: Дети, а как называется способность носа различать запахи?
Ответы детей: Обоняние.
Воспитатель: Правильно, молодцы ребята. А вы знаете, как беречь наш носик?
Ответы детей: Избегать простуды, одеваться в соответствии с погодой, пользоваться средствами защиты, тщательно и аккуратно мыть нос, не засовывать в нос посторонние предметы, избегать резких ударов, травм носа.
Воспитатель: Какие бывают запахи?
Ответы детей. (Сильные, слабые, приятные, неприятные, резкие и т.д.)
Воспитатель: Может ли запах предупредить нас об опасности?
Ответы детей: (Запах дыма, испорченные продукты)
Сюрпризный момент (Стук в дверь).
Воспитатель: Кто это к нам пришел? (Внести игрушку Гуню)
Гуня: Здравствуйте. Как у вас чудесно пахнет, я почувствовал запах моего любимого фрукта и пришел к Вам.
Воспитатель: А ты кто? Как тебя зовут?
Гуня: Я Гуня меня так назвали по первым буквам органов чувств. А каких вы узнаете позже.
Воспитатель: Очень хорошо, Гуня мы как раз сегодня говорим об органах чувств поможешь мне рассказать детям о них.
Гуня: Да
Воспитатель: Тогда продолжим нашу игру. Закрываем глазки (продолжаем игру «Необычные загадки»). Какие вы молодцы. А теперь давайте отдохнем.
Звучит «Песенка про Носы» муз. А. Островского, сл. Зоя Петрова
У всех людей, у всех зверей,
Имеются носы.
Носы важны, носы нужны,
Не только для красы,
И не вздохнуть, и не чихнуть,
Без носа нам нельзя.
Скажу вам я: носы не зря
Придуманы не зря!
( В это время делаем гимнастику для носа).
1.Делаем глубокий вдох, подставляем пальчик горизонтально под ноздри. Выдыхаем, преодолевая препятствие – пальчик. Делаем 6-10 вдохов-выдохов.
2.Попеременно дышим разными ноздрями. Закрываем пальцем правую ноздрю и дышим только левой ноздрей – 5-10 вдохов-выдохов. Меняем ноздри. Делаем 5-7 подходов.
3. Встать, подняться на носочках – вдох, присесть – полный выдох.
Воспитатель: Молодцы! Ваши органы обоняния не подвели. Вот ещё один орган чувства - это язык. Язык нам помогает ощутить вкус пищи. (Идем к картинке с изображением языка).
Воспитатель: Люди могут различать: сладкий, кислый, соленый и горький вкус. Вкусовые ощущения и пристрастия у людей разные: одним нравиться вкус сладкого, а другим - соленого.
Игра “Попробуй”
Дети надевают свои маски, воспитатель дает им попробовать продукты из «Волшебной коробочки». Дети называют продукт, описывая свои вкусовые ощущения.
Воспитатель: Но не всё стоит пробовать на вкус. Гуляя по лесу, можно ли пробовать грибы или незнакомые ягоды?
Ответы детей. Нет.
Воспитатель: Конечно нельзя! Без разрешения взрослых пробовать лекарства? А незнакомые продукты?
Ответы детей. Нет.
Воспитатель: Ребята как надо ухаживать за нашим ротиком и язычком? На столике вы найдете разрезанные картинки, давайте их соберем и узнаем ответы на мой вопрос.
Ответы детей: Нельзя есть немытые овощи и фрукты, надо мыть руки перед едой, регулярно чистить зубы, нельзя ковырять в зубах острыми предметами, нельзя облизывать пальцы, пить и есть горячую еду.
Воспитатель: Молодцы! Все правильно отгадали, никто не ошибся. Вы хорошо умеете пользоваться вашими органами чувств. А теперь давайте сделаем гимнастику для нашего язычка «Веселая обезьянка».
Чтобы изобразить смешную мартышку, надо просунуть язык между верхней губой и верхними зубами, а затем – между нижней губой и зубами. Обезьянки ужасно любят хвастаться тем, что могут дотянуться языком до носа, а потом до подбородка. Пусть ребенок попробует выполнить и это упражнение. А еще мартышки любят прятать за щекой бананы: только у нас вместо банана будет язычок: то он упрется в левую щечку, а то – в правую. Пусть малыш сделает это упражнение, а вы попробуете угадать – за какой щекой банан.
Воспитатель: Молодцы ребята (Подойти к картине с изображением глаз).
Воспитатель: А здесь ребята, какой орган чувств нарисован?
Ответы детей: Орган чувств – зрение.
Воспитатель: Глаза помогают нам видеть. Это способность называется зрением. С его помощью человек воспринимает окружающий мир. Ребята, а сколько глаз у человека?
Ответы детей: Два.
Воспитатель: Есть такая поговорка “Глаза - зеркало души”. Так говорят не случайно, если заглянуть в глаза человеку, можно многое узнать о его характере и настроение. Например, глаза могут быть веселыми, внимательными.… А какими ещё?
Ответы детей: Умными, грустными, печальными, добрыми.
Воспитатель: Вы подобрали замечательные слова! Молодцы!
Эксперимент
Предлагаю Вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза? Сейчас я выберу одного ребенка и завяжу ему глаза:
– Скажи, что у меня в руках? (Ребенок не знает.)
– А что я делаю?
(делаю 2–3 бесшумных действия, ребенок этих действий не видит и ничего о них сказать не может)
– Теперь сними маску и скажи: зачем человеку глаза?
(Ответ ребенка, его дополняют другие дети)
– Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?
Воспитатель: Ребята как надо ухаживать за нашими глазками? Найдите ответ и приклейте рядом с нашим глазиком.
Ответы детей: сидеть прямо и не наклоняться низко к столу, не смотреть близко телевизор, аккуратно работать с острыми предметами, соблюдать режим дня, не тереть глаза грязными руками, выполнять гимнастику для глаз, есть продукты полезные для глаз (морковку, чернику).
Воспитатель: Предлагаю нам сейчас сделать зрительную гимнастику.
Посмотрите на плакат и проведите глазками по каждой фигуре.
Воспитатель: Ребята а кто мне сможет сказать чем мы слышим?
Ответы детей: Ушами.
Воспитатель: Сколько ушей у человека?
Ответы детей: Два.
Игра “Что услышал?”
Гуня: Ребята а я знаю очень интересную игру “Что услышал?”. Давайте поиграем в неё.
(Слушание и угадывание звуков: журчание ручейка, шелест листьев, музыка, звуки животных, птиц, шум моря, музыкальные инструменты).
Воспитатель: Пора нашим ушкам отдохнуть.
«Взяли ушки за макушки»
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и
указательными пальцами – большой палец находится сзади).
Взяли ушки за макушки ……………...(большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули…………………………………………………………….(несильно потянуть вверх)
Пощипали……….........(несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)
Вниз до мочек добежали.
Мочки надо пощипать……………………………………………..(пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять……………...(приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём………………………….. ( провести по краю уха, слегка сжимая)
И к макушкам вновь придём.
Дидактическая игра «Где, чьи ушки».
Показать картинки с ушами различных животных. (Последним показать ухо человека).
Гуня: Ребята вы такие все молодцы, а сможете ответить на мои вопросы?
- Что было бы, если человек не чувствовал запаха?
(не мог ощущать запахи цветов, еды, дыма и.т.д.)
- Что было бы, если человек не слышал?
(он не смог бы слышать пение птиц, музыку, звук шагов, звук дождя, звук приближающегося транспорта и др.)
- А как его называют и чем ему можно помочь?
(написать на листочке, объяснить жестами)
- Что было бы, если человек не видел?
(он не смог бы увидеть приближающийся транспорт, красоту цветов, пейзаж, радугу и.т.д.)
- А как его называют и чем ему можно помочь?
(перевести через дорогу, помочь выйти или зайти в транспорт, помочь найти дорогу или нужное ему место и т.д.)
- Что было бы, если человек не чувствовал вкус?
( он не смог бы чувствовать вкус еды, не знал бы испорчена она или нет и.т.д.)
Гуня: Теперь вы с легкостью отгадаете мои загадки и узнаете, почему меня так назвали.
1.Живет мой братец за горой,
Да не встретится со мной.
Ответ: Глаза
2. Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле
Ответ: (Ушки)
3. Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
Ответ: (Нос)
4. Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Ответ: (Язык)
Гуня: Вот вы и узнали, почему меня так назвали.
Воспитатель: Давайте вспомним, с какими органами чувств вы познакомились и как они называются?
Воспитатель: Теперь вы знаете, что все органы чувств очень важны для жизни человека, их надо беречь.
Воспитатель: Спасибо тебе Гуня. Нам очень понравилось путешествовать с тобой. Будем рады тебя видеть в нашей группе.
Гуня: Спасибо ребята, и мне понравилось у Вас. Я обязательно приду к Вам еще раз! Я хочу подарить Вам на память подарочки от меня.
Ответы детей: Спасибо Гуня.
Давайте попрощаемся с нашими гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ «ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК»
В данном конспекте представлено занятие в подготовительной группе детского сада по технике пластилинографии с использованием нетрадиционных материалов (крупы: чечевица, манка, гречка, фасоль и т.д.). ...
"Использование элементов кинезиологии в коррекционно-образовательном процессе с детьми,имеющими общее недоразвитие речи"
В наши дни все больше внимания уделяется психологически ориентированному обучению,когда весь коррекционный процесс планируется « от ребенка», а не от «дефекта» и...
Использование игр при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии, надо начинать как можно раньше. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и...
методическая разработка совместной образовательно-развивающей деятельности с детьми с общим недоразвитием речи старшей группы "Транспорт"
Целью данной методической разработки является коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом....
КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА « СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ
КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА « СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ » ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: здоровьесберегающие, игровые, работа в ма...