К здоровью через танцевальную терапию, посредством практической деятельности с детьми дошкольного возраста
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
К здоровью через танцевальную терапию, посредством практической деятельности с детьми дошкольного возраста
Что самое дорогое в жизни человека? Здоровье, и еще раз здоровье. Будет ребенок здоров душой и телом - вырастет и уверенно пойдет по жизненному пути. Из каких бы хороших кирпичей мы не строили здание, если фундамент плохой - здание разрушится. Заложить крепкий фундамент здоровья основная задача ДОУ. Именно в дошкольном детстве формируются основные дыхательные функции ребенка, особенно его физические качества и творческие способности. Танцы и отдельные танцевальные движения являются прекрасным средством физического воспитания. Музыкально - ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая, основанная на движениях под музыку, программа будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а так же те психические процессы, которые лежат в их основе. Веселая музыка, высокая двигательная активность детей создают радостное настроение, заряжают положительной жизненной энергией. Сколько ярких и незабываемых эмоций создают у детей музыка и движение.
Помимо решения проблем здоровья с помощью танцевальной терапии можно решать проблему коммуникабельности и раскрепощения ребёнка. С целью систематизации работы в данном направлении создала и внедрила проект «Язык танца»
Проблема, решению которой будет способствовать проект:
Создание и организация работы по формированию у детей позитивного общения с людьми, развитии социально - эмоциональном воспитании дошкольников посредством коммуникативных игр и танцев, с целью формирования у детей таких качеств, как коммуникабельность, активность, самостоятельность, инициатива; развитие физических качеств.
Сфера использования проекта
Дошкольные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования.
Цель проекта: создать условия для активного творческого восприятия ребёнком музыки, способность получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников, воспитывая доброжелательность и умение быть коммуникабельным, развивая при этом музыкальные творческие способности и физические качества.
Основные задачи проекта
- Создавать условия для социально-эмоционального воспитания ребенка;
- Способствовать развитию музыкальности;
- Способствовать формированию двигательных навыков;
- Развивать физические качества (осанка, объём лёгких);
- Развивать умение ориентироваться в пространстве;
- Способствовать развитию важнейших личностных качеств.
Внедрение и использование коммуникативных танцах-игр (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т.д) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки;
развитие физических качеств, основных дыхательных функций, улучшение осанки.
Тип проекта
Теоретико – практический
Участники проекта
Дети дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители, музыкальные руководители города.
Срок реализации проекта
Сентябрь 2014 – май 2017г.
Новизна проекта
На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать коммуникативные танцы в игровой форме;
Если следовать формуле, что «учиться надо весело….», то лучшего материала для музыкально - ритмической деятельности с детьми просто не придумаешь. В игровой форме дети осваивают и закрепляют движения общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую пульсацию в музыке и речи, тем самым общаясь друг с другом с помощью танца.
Инновация проекта
Применение новых форм взаимодействия с семьёй по музыкальному воспитанию, включающие вопросы взаимопонимания дошкольника со сверстниками, взрослыми.
Механизм реализации проекта
Поэтапный
Этапы реализации проекта
1-й этап Организационный
Цель: Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, аудио и видео записей коммуникативных танцев и игр.
2-й этап Диагностический
Цель: Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников танцевальным исполнительским видом музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье
3-й этап Практический
Цель: Перспективное планирование музыкальных занятий с учётом результатов диагностики. Разработка цикла музыкальных занятий с внедрение коммуникативных танцев и игр.
Работа в данном направлении ориентирована на развитие коммуникативных и творческих способностей ребёнка. Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр? Это танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет). В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
Оптимально использование коммуникативных танцев в определенной последовательности: поиск нового партнера, развитие взаимопонимания с несколькими партнерами, демонстрация доверия к партнеру. На первом этапе разучивания коммуникативных танцев возможно использование текста для стимулирования общения. В дальнейшем отсутствие в танце слов усложнит задачу понимания и взаимодействия. Следующий этап – развитие взаимопонимания с партнерами. Эти коммуникативные танцы направлены на поиск взаимопонимания не с одним, а с двумя или тремя партнерами. Если усложнение танцевальных движений не вызывает трудностей, то можно исполнять танцы, где взаимодействуют четыре партнера – две пары. Здесь развивается способность ориентироваться в пространстве и строить сложные фигуры («мост», «крест», «ворота»). Третий этап – демонстрирование доверия к партнерам.
4-й этап Обобщающий
Цель: Исследование результатов практической музыкально – исполнительской деятельности.
Ожидаемый результат
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Движения коммуникативных танцев способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, а элементы импровизации способствуют пластическому самовыражению ребенка. Это дает ему состояние раскрепощенности, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки, развитие физических качеств, основных дыхательных функций, улучшение осанки.
Ресурсы, необходимые для внедрения проекта:
- Музыкальный зал;
- Музыкальный центр:
- Аудио и видео записи коммуникативных танцев и игр.
Краткое описание мероприятий, направленных на осуществление проекта:
Целевая группа | Название мероприятия, тема | Срок |
Дети дошкольного возраста |
«Танец это радость»;
| В течение реализации проекта |
Работа с родителями В коммуникативном танце – игре нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре. Стоит рассмотреть вариант включения репертуара такого рода для совместных игр-танцев детей с родителями или детей разного возраста на праздниках и развлечениях. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. | ||
Родители |
«Двигательная активность путь к здоровью»; «Влияние музыки на психоэмоциональное состояние ребёнка»; «Музыка и мозг ребёнка»; «В ритме с ритмом»; «Одарённый ребёнок – особенности воспитания»; «Что такое детская коммуникабельность» и др. | В течение реализации проекта |
Педагоги ДОУ |
«Музыкальное развитие в семье» «Музыкален ли ваш ребёнок» | В течение реализации проекта |
«Осенние посиделки», «День матери», «Новый год у ворот», Мама, папа, я – дружная семья» | ||
«Коммуникативные музыкальные танцы – игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников» | ||
«Внедрение коммуникативных танцев в образовательный процесс» | ||
Музыкальные руководители города |
«Язык танца»
«Коммуникативные танцы и игры в ДОУ» | В течение реализации проекта |
Перспективы дальнейшего развития проекта
Планируется распространение опыта чрез участие в конференциях и семинарах города и республики, а также через публикацию в печати и интернет конкурсах.
Материалы проекта помогут педагогам и музыкальным руководителям ДОУ растить коммуникабельных, раскрепощённых, открытых к общению детей.
Результаты первичного мониторинга музыкально двигательной активности детей средних, старших и подготовительных групп
Всего было продиагностировано 97 детей, мониторинг показал следующие результаты:
Высокий уровень – 9 – 9%;
Средний уровень – 74 – 76%;
Низкий уровень – 11 – 15%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование мероприятий по формированию здорового образа жизни посредством досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в СМИ, большинство родителей не могут найти достаточно свободного времени для занимательных дел с ...
Мастер - класс "Использование песочной терапии в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста"
Цель данного мастер-класса познакомить педагогов с элементами использования песочной терапии в работе с детьми....
Включение элементов песочной терапии в совместную образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста
Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры с песком. Игра с песком – это отличный способ развить мелк...
Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Цель: 1. Развитие познавательных процессов и тактильной чувствительности посредством пескотерапии у детей с нарушениями речи. 2. эмоционально-личностное развитие ребенка. Это формирование творческого ...
"Зернышко доброты" Сборник практических материалов по организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Сборник включает в себя практические материалы по формирование духовно-нравственных качеств у детей посредством приобщения их к ценностям Православной культуры и духовно-нравственным традициям русског...
Статья "Элементы песочной терапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
В статье рассматривается опыт работы логопеда использующего в работе с детьми дошкольного возраста элементы песочной терапии. В сочетании с наглядными материалами, элементами хромотерапии, арома...
Творческая группа «Танцевальный флеш – моб как современная форма образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Творческая группа «Танцевальный флеш – моб как современная форма образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»...
- Мне нравится (3)