Статья. Тема: "Физическое развитие дошкольников".
консультация по теме
В период развития ребенка от 3 до 7 лет происходит важное физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее. Развитие ребенка дошкольного возраста предполагает важность воздействия на его организм методами физической культуры и ориентирует и родителей и педагогов на становление у детей этого возраста здорового образа жизни именно методами физической культуры и физического воспитания. Питание детей 3-7 лет должно быть организованно, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyafizvosp.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 28 комбинированного вида Василеостровского района
Консультация для родителей
по здоровьесберегающим технологиям
Тема: «Физическое развитие дошкольников»
Воспитатель: Торгашева Н.Н.
Санкт – Петербург
2016 год
Итак, под дошкольным возрастом понимается период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений. Переживаний и представлений богаче и разнообразнее.
Увеличение роста детей в этот период происходит неравномерно-вначале он замедляется до 4-6 см в год, а затем на 6-7-м году жизни ускоряется до 7-10 см в год (период так называемого первого физиологического вытяжения). В этот период особенно важно правильное и обдуманное воздействие на ребенка, на формирование его мышечной и костной ткани, методами физической культуры. Усредняя приведенные цифры, ориентировочно можно считать, что каждый год после первого роста ребенка увеличивается на 5 см. Таким образом, рост ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: рост ребенка в возрасте одного года +(5см X n), где n-возраст ребенка. Если рост в 1 год неизвестен, то для расчета принимается средний рост годовалого ребенка, равный 75 см.
Прибавка в весе в дошкольный период также происходит неравномерно. За 4-й год ребенок прибавляет около 1,6 кг, за 5-й-около 2 кг, за 6-й-2,5 кг, т.е. в среднем 2 кг в год. Исходя из этого, вес ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: вес ребенка в возрасте одного года +(2кг X n)? Где n-возраст ребенка. Если вес ребенка в 1 год неизвестен, то для расчета принимается средний вес годовалого ребенка, равный 10 кг. К 6-7 годам ребенок должен удвоить свой вес, который он имел в годовалом возрасте.
Кожные покровы в этом возрасте все более утолщаются, становятся эластичнее, количество кровеносных сосудов в них уменьшается, кожа становится более стойкой к механическому воздействию. Поверхность кожи в пересчете на 1 кг веса у детей до 6-7 лет больше, чем у взрослых, поэтому они могут легко перегреваться или переохлаждаться.
К 5-6 годам позвоночник ребенка соответствует форме его у взрослого человека. Однако окостенение скелета в этом возрасте не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, что обусловливает значительную нагрузку на скелет ребенка. Поэтому необходим постоянный контроль за позой ребенка, его движениями и играми. Одновременно важно и воздействие методами физической культуры на указанный процесс развития. Постель ребенка не должна быть слишком мягкой или неровной, он должен пользоваться только детской мебелью.
Важно, что физические нагрузки в этом возрасте необходимы, но они должны быть посильными, и приучать к ним, в ходе физического воспитания необходимо постепенно и осторожно.
В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов дыхания. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развивается дыхательная мускулатура и ткань легких. Дыхание становится все более глубоким и редким-к 7 годам частота дыханий-23-25 в 1 мин.
Сердечно-сосудистая система также претерпевает значительное развитие, становится более работоспособной и выносливой. Увеличивается масса сердца, сила его сокращений, оно лучше приспосабливается к физическим нагрузкам. Форма сердца и его расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Постепенно урежается пульс-к 5 годам до 100 ударов в1 минуту, к 7-до 85-90 в 1 минуту.
Следует помнить, что адаптационные (приспособительные) возможности как органов дыхания, так и сердечно-сосудистой системы в дошкольном возрасте намного ниже, чем у взрослых. Поэтому физические упражнения для детей должны строго дозироваться в соответствии с их возрастом. Недопустимо, например, когда на прогулке взрослый идет своим обычным шагом. А ребенку приходится бежать, еле поспевая за ним.
Нервно-психическое развитие, на которое также ориентироваться в процессе физического воспитания и формирования здорового образа жизни дошкольника достигает значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребенка значительно совершенствуется. Словарный запас постепенно увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре дети пользуются сложными фразами и предложениями; любят слушать чтение взрослых, легко запоминают стихи, могут составить небольшой рассказ о прогулке; уверенно начинают держать карандаш в руках, рисуют различные предметы, животных. Уже достаточно определенно ребенок выражает различные эмоции-радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяются и развиваются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых, поэтому взрослые должны сами строго выполнять все требования, предъявляемые ими ребенку.
Указанные данности психического развития дошкольника можно умело использовать в ходе составления и разработки занятий направленных на физическое совершенствование ребенка и становление здорового образа жизни.
Таким образом, само развитие ребенка дошкольного возраста предполагает важности воздействия на его организм методами физической культуры и ориентирует и родителей и педагогов на становление у детей этого возраста здорового образа жизни именно методами физической культуры и физического воспитания.
Питание детей 3-7 лет должно быть организованно таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.
Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:
Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
Питание должно быт сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких -либо продуктов.
Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.
Рассмотрим эти принципы поподробнее.
Энергетическая «емкость» пищи измеряется в калориях. Но ценность детской пищи измеряется не только в количестве калорий, необходимо также, чтобы она содержала все те вещества, из которых состоит человеческий организм. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода-вот тот строительный материал, который нужен растущему организму ребенка каждый день.
Таблица 1
Состав | 3 года | 4-6 лет | 7-8 лет |
Энергия, ккал | 1540 | 1970 | 2350 |
Белки,г | 53 | 68 | 77 |
Жиры,г | 53 | 68 | 79 |
Углеводы,г | 212 | 272 | 335 |
Белки
Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца(животные белки). Недостаток в рационе белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но снижает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.
Для того, чтобы белки хорошо усваивались и наиболее полно использовались клетками и тканями организма, необходимо не только достаточное количество белков, но и правильное соотношение их с количеством углеводов и жиров. Наиболее благоприятным сочетанием является 1г белка на 1г жира и 4г углеводов.
Жиры
Источники жиров-это масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др. Повышенное потребление продуктов с высоким содержанием жиров нежелательно.
Углеводы
Источники углеводов-это сахар, все сладкое, в том числе фрукты, кондитерские изделия, далее-овощи, хлеб, крупы, молочный сахар, содержащийся в молоке. Роль углеводов особенно важна из-за большой подвижности и физической активности детей. Большая работа мышц требует больших энергетических затрат, богатой углеводами пищи.
Минеральные соли и микроэлементы
Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.
Минеральные соли играют важную роль в обмене воды в организме, регуляции активности многих ферментов. Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы и минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, фтор, йод, селен и др.) Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов.
В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма вещества и их суточная норма для детей 3(первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).
Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных микро- и макроэлементах.
Витамины
Для правильного роста и развития ребенку необходима пища, богатая витаминами. Витамины-это органические вещества с высокой биологической активностью. Они не синтезируются организмом человека или синтезируются в недостаточном количестве, поэтому должны поступать в организм с пищей. Витамины относятся к незаменимым факторам питания. Содержание витаминов в продуктах гораздо ниже, чем белков, жиров и углеводов, потому постоянный контроль над достаточным содержанием каждого витамина в повседневном рационе ребенка необходим.
В отличие от белков, жиров и углеводов, витамины не могут служить строительным материалом для обновления и образования тканей и органов человеческого тела, не могут служить источником энергии. Но они являются эффективными природными регуляторами физиологических и биохимических процессов, обеспечивающих протекание большинства жизненно важных функций организма. Работы его органов и систем.
В таблице 2 указаны основные, наиболее важные для детского организма витамины и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).
Среднесуточные нормы физиологической потребности организма в основных витаминах
Название | Функция | Источник (продукты, содержащие элемент) | Суточная норма для детей 3-7 лет |
Кальций | Формирование костей и зубов, системы свертывания крови, процессы мышечного сокращения и нервного возбуждения. Нормальная работа сердца | Молоко, кефир, ряженка, йогурт, сыр, творог. | 800-1100мг |
Фосфор | Участвует в построении костной ткани, передачи наследственной информации процессах хранения и превращения энергии пищевых веществ в энергию химических связей в организме. Поддерживает кислотно-основное равновесие в крови. | Рыба, мясо, сыр, творог, крупы, зернобобовые. | 800-1650мг |
Магний | Синтез белка, нуклеиновых кислот, регуляция энергетического и углеводно-фосфорного обмена. | Гречневая, овсяная крупа, пшено, зеленый горошек, морковь, свекла, салат, петрушка. | 150-250мг |
Натрий и калий | Создают условия для возникновения и проведения нервного импульса, мышечных сокращений и других физиологических процессов в клетке. | Поваренная соль-натрий. Мясо, рыба, крупа, картофель, изюм, какао, шоколад-калий. | Точно не установлена |
Железо | Составная часть гемоглобина, перенос кислорода кровью | Мясо, рыба, яйца, печень, почки, зернобобовые, пшено, гречка, толокно. Айва, инжир, кизил, персики, черника, шиповник, яблоки. | 10-12мг |
Медь | Необходима для нормального кровотечения и метаболизма белков соединительной ткани. | Говяжья печень, морепродукты, бобовые, гречневая и овсяная крупа, макароны. | 1-2мг |
Йод | Участвует в построении гормона щитовидной железы, обеспечивает физическое и психическое развитие, регулирует состояние центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы печени. | Морепродукты (морская рыба, морская капуста, морские водоросли), йодированная соль. | 0,06-0,10мг |
Цинк | Необходим для нормального роста, развития и полового созревания. Поддержания нормального иммунитета, чувства вкуса и обоняния, заживления ран, усвоения витамина А. | Мясо, рыба, яйца, сыр, гречневая и овсяная крупа. | 5-10мг |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья : Особенности психосексуального развития дошкольника .
К полутора годам у ребёнка формируется осознание своей половой принадлежности . С появлением категории " я " в сознании и речи ребёнка можно говорить о начале формирования половой идентичности. На ...
Статья « Познавательно-речевое развитие дошкольников с учётом ФГОС ДО»
Анализ образовательных областей ФГОС и новых целевых ориентиров показал, что речевое и коммуникативное развитие по-прежнему признаются наиболее актуальными задачами в дошкольном возрасте....
Статья "Духовно - нравственное развитие дошкольников"
В настоящее время крайно важно создать систему духовно - нравственного воспитания в детском саду, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека. Основной целью является воспитание духовн...
Статья "Дизайндеятельность в развитие дошкольников"
laquo;Детский дизайн как средство развития творческих способностейдошкольников» «Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»Выготс...
Статья.Конструирование в развитие дошкольника.
В статье рассмотрено влияние конструктивной деятельности дошкольника на его развитие. Приведен анализ разных видов конструкторов. Даны рекомендации использования видов конструкторов по возрастам для р...
Статья "Проблемы речевого развития дошкольников"
Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее очевидны...
Статья "Духовно - нравственное развитие дошкольников"
В статье духовно-нравственное развитие дошкольников рассматривается на основе практических примеров работы всех участников образовательных отношений. Духовно-нравственное развитие детей старшего дошко...