Статья « Познавательно-речевое развитие дошкольников с учётом ФГОС ДО»
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno_rechevoe_razvitie.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
« Познавательно-речевое развитие дошкольников с учётом ФГОС ДО»
Принятый ФГОС дошкольного образования определяет следующие направления развития ребенка:
- социально–коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое;
- физическое развитие.
Анализ образовательных областей ФГОС и новых целевых ориентиров показал, что речевое и коммуникативное развитие по-прежнему признаются наиболее актуальными задачами в дошкольном возрасте
Познавательное развитие предполагает:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
-формирование познавательных действий, становление сознания;
-развитие воображения и творческой активности;
-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов, а шестилетнего ребенка – около 4000 слов.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Причины низкого уровня речевого развития:
Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
- короткие связные высказывания;
- непоследовательность при передаче содержание знакомого текста;
-уровень информативности высказывания очень низкий и т. д.
-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
-Употребление нелитературных слов и выражений.
-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
-Плохая дикция.
Результаты мониторинга показывают, как сложно детям выполнить задания, направленные на выявление умения у дошкольников:
• пересказывать литературные произведения
• составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы
• создавать разные виды творческих рассказов
• направлены на освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование)
• а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок
Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие задачи познавательного и речевого развития.
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления о его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно–пространственную среду. В связи с этим необходимо обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ.
«Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Одним из важных условий при создании развивающей предметно–пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников.
Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития. В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей» (ФГОС, с.12) Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с правильно организованной предметно–развивающей средой познавательное и речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.
Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях:
- Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.
- Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
- Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
- Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.
- Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.
- Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.
- Личностно-ориентированные технологии: цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.
Работа с детьми по познавательно- речевому развитию включает:
-Занятия по ознакомлению с окружающим миром, математике, развитию речи на основе деятельного метода; -Совместная проектно-исследовательская деятельность детей и педагогов; -Упражнения и игры на развитие интеллектуальной сферы всех сторон речи во всех возрастных группах; -Опытническая деятельность; -Коррекционная работа по развитию речи и речевого общения; -Совместные игры- фантазирования; -Совместная деятельность в уголке книги (беседы, мини викторины, заучивание стихов, чтение, моделирование сказок, составление рассказов). Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны: -Наглядные- наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций. -Практические- упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно- поисковая деятельность. -Словесные- рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления: Речь самого педагога, которая имеет общую и воспитательную направленность. Работая с детьми мы должны помнить, что дети, проводящие большую часть времени в детском саду, общаясь с нами, учатся у нас многому, в том числе и культуре речи, воспринимают нашу речь, как образец. Поэтому мы стараемся говорить, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и представлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака- это вата, потому что они белые, звезды- это лампочки, потому что они светятся. Ведь, наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная наша задача, чтобы ребенок получил четкие, в соответствии с возвратом, представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, из которых они сделаны, где, кем, для чего используются. Развитие любознательности. Мы должны поддерживать любознательность ребенка, организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы. Сенсорное воспитание. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов. Игра. Одно из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников. И если во время организованной образовательной деятельности ребенок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по- разному действуют на познавательно-речевое развитее. Виды игр, действующие на познавательно- речевое развитие. Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи Игры-эксперименты- особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать ее, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - речевое развитие дошкольников с учетом ФГОС ДО
На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. за подписью Министра образ...
Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.
В представленном материале автор рассказывает о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото...
Познавательно - речевое развитие дошкольников с учетом ФГОС ДО
Познавательно - речевое развитие дошкольников с учетом ФГОС ДОРечевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически п...
Педагогический совет «Создание условий для развития элементарных математических представлений у дошкольников с учётом ФГОС ДО»
Педагогический совет построен по образу образовательной деятельности для детей. В ходе педагогического совета каждый педагог может проявить себя...
Познавательно-речевое развитие дошкольника с учетом ФГОС ДО
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – ...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ : «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ФГОС. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ »
Сухова Ольга Николаевна, Лихошерстова Ольга Александровна, Димова Галина Владимировнавоспитатели, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Акварель» города Б...
"Познавательно - речевое развитие дошкольников с учётом ФГОС ДО"
quot;Познавательно - речевое развитие дошкольников с учётом ФГОС ДО"...