Статья "Духовно - нравственное развитие дошкольников"
статья (старшая группа) на тему
В настоящее время крайно важно создать систему духовно - нравственного воспитания в детском саду, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека. Основной целью является воспитание духовно - нравственной личности ребёнка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия. Также в статье описывается воспитательная и образовательная деятельность по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Духовно - нравственное воспитание дошкольников" | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Богданова О.А.
Муниципальная бюджетная
дошкольная образовательная организация
«Детский сад №13 «Родничок»
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека.
Основной целью является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.
Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям, раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований, активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу, охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей, создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка – одни из главных задач по развитию духовно - нравственных качеств у детей.
Духовно-нравственное содержание воспитания интегрируются в различные виды детской деятельности: игровая (проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр), дидактическая («Православные праздники»), конструктивная («Выложи из палочек», «Моделирование храма»), словесные, подвижные( игры-забавы, народные и хороводные игры).
На занятиях по художественно – эстетическому направлению мы знакомим детей с декоративно – прикладным творчеством на Руси (изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений и т.д.).
Оформление патриотического и православного уголка для детей («Россия, Тамбовщина, Мичуринск»; «Как жили люди на Руси»; «Храмы Мичуринска», «Святые места России», «Православные святые», материалы о православном Мичуринске) происходит непосредственно при участии детей, родителей.
При организации воспитательного процесса по формированию духовно – нравственных ценностей используем следующие формы работы:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей (беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Моя малая Родина», «День матери»);
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Покров, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица);
- тематические выставки детского творчества;
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы (Илья Муромец, Дмитрий Донской, Александр Невский, Сергий Радонежский, Александр Суворов, Фёдор Ушаков) [1,2];
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией (Успенский храм г. Мичуринска (ЦГЛ);
- экскурсии на природу (красота Божьего мира);
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей[3];
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.
Работа по духовно-нравственному воспитанию в группе невозможна без привлечения родителей к процессу воспитания. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам, общие родительские собрания, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем. Большинство родителей, весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.
Мы стараемся так организовать жизнь детей в ДОО, чтобы дети чувствовали себя нужными в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее из детства найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет влияние на духовно-нравственные достижения человека.
Список литературы:
1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
2. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008
3. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное развитие дошкольников через экологическое воспитание
В работе представлены: цели нравственного воспитания, критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе,направления работы воспитателя,(экологизация развивающей предметно...
Эмоционально-нравственное развитие дошкольников: аспекты взаимодействия детского сада с семьями воспитанников
Описание системы взаимодействия детского сада и семей воспитанников по эмоционально-нравственному развитию дошкольников...
Роль национальной культуры в духовно-нравственном развитии дошкольников.
Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является актуальным вопросом современности. Наиболее эффективным средством формирования нравственной культу...
Музыка - как одно из основных средств в нравственном развитии дошкольников
В этом материале затронуты актуальные вопросы нравственного воспитания детей, суть которой, заключается в том, чтобы взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому ...
Социальный проект "Экологическое и нравственное развитие дошкольников, через благоустройство и озеленение территории ДОУ"
Социальный проект "Экологическое и нравственное развитие дошкольников, через благоустройство и озеленение территории ДОУ". Наш проект поможет в организации образовательной среды ДОУ, в решении з...
План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»
План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»...
Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе социально-нравственного развития дошкольников»
Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе социально-нравственного развития дошкольников» Цель: повысить качество образовательной работы по социально-нравственному развитию детей группы за счет обе...
- Мне нравится (1)