Статья.Конструирование в развитие дошкольника.
статья по конструированию, ручному труду (младшая группа)
В статье рассмотрено влияние конструктивной деятельности дошкольника на его развитие. Приведен анализ разных видов конструкторов. Даны рекомендации использования видов конструкторов по возрастам для родителей и коллег педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruktory.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль
в действие – самая трудная вещь на свете» (И.Гете)
Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Конструирование является практической деятельностью детей, направленной на получение определенного, заранее продуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей потребностям и интересам детей. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, но и форму, величину, строение; у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали. А затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).
Понятие «Конструирование» в переводе с латинского означает создание модели, построение.
Именно конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных и творческих способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.
Детский конструктор – это увлекательная и очень полезная игрушка для малыша. Она развивает мелкую моторику, усидчивость, внимание, память, образное мышление. Все это помогает в дальнейшем формировать социально-эмоциональные навыки. Конструкторы интересны детям разного возраста, а вот выбрать подходящий вариант с учетом большого предложения на рынке – весьма непростая задача для родителей.
Для того чтобы заинтересовать ребенка в игре с конструктором разрешите, уважаемые родители, познакомить Вас с разными видами конструкторов и рекомендовать их по возрастам.
Среди всего многообразия детских конструкторов можно разделить их на виды по способу крепления, по материалу изготовления и по форме.
Виды по материалу
- Мягкие тканевые. Эти изделия состоят из крупных деталей без острых краев. Материалом служит текстиль, а в качестве наполнителя используется синтепон или другой мягкий синтетический материал. Из такого конструктора можно строить простые сооружения. Его часто используют в детских садах и в игровых комнатах.
- Деревянные. Деталями выступают строительные блоки, конусы, арки и различные другие элементы из дерева. В качестве материала изготовления применяется дуб, береза или сосна. Цены на такие изделия оправдывают их качество. Такой конструктор не окрашивается или окрашивается безопасными красками. Деревянные детали безопасны для малышей, они крупного размера и пригодны для игр детей от 2 лет.
- Металлические. Они состоят из множества мелких деталей: пластин, перемычек, гаек, ключей, болтов. Собирать готовую конструкцию непросто, но итоговый результат точно впечатлит малыша. Металлические детали имеют большой срок годности. Правда такие конструкторы будут интересны детям с 7 лет. Потому как наличие болтов и гаек создает небольшие трудности при сборе. Металлические конструкторы могут продаваться в разных комплектациях: для создания как одной, так и нескольких комбинаций.
- Керамические. Изделия из керамики считаются наиболее экологически чистыми. Конструкторы выпускаются в виде различных строительных наборов и иногда дополняются деталями из других материалов.
- Пластик. Это наиболее популярный материал для конструктора. Для создания элементов используется безопасный прочный пластик. Из пластика производится всем известный конструктор Lego в различных сериях.
Виды по форме
- Геометрические фигуры или плоские детали. Состоят из плоских фигур разных цветов с пазами и без. Могут представлять собой геометрические фигуры, пазлы, части какой-то композиции (например, части лица – глаза рот и проч.). Детали у таких игрушек также крупные. Могут изготавливаться из пластика, вспененного пенополистирола, дерева. Их собирают преимущественно на полу либо на твердых поверхностях.
- Кубики. Это самый простой конструктор. Кубики могут быть деревянными, пластмассовыми или сделанными из ткани. Крохи складывают их в ряд, ставят один на другой, возводят дома, замки. В эту же группу относятся и строительные наборы, включающие в себя цилиндры, конусы, арки, бруски и другие элементы.
- Блочные. Простые и универсальные конструкторы, состоящие из блоков разного цвета с шипами и трубками для фиксации. Элементы бывают как маленькие, так и большие. Помимо блоков некоторые производители дополняют игрушки минифигурами людей, машин, животных. Это дает ребенку больший простор для фантазии. Иногда наборы разных производителей являются совместимыми друг с другом.
- Криволинейные (контурные). Интересный конструктор состоит из гнущихся трубочек или гибких элементов. Из них можно мастерить различные фигуры, которые при сгибе не ломаются.
- Лабиринты. Готовая конструкция предназначена для скатывания шаров, мячей или машин. Может состоять из нескольких уровней. Развивает фантазию, так как позволяет ребенку соорудить лабиринт по своему, а не по готовому шаблону.
- Электронные. Это головоломка, для решения которой потребуются базовые знания физики. Конструктор представляет собой электросхемы, которые можно собирать в различных комбинациях, например, чтобы зажечь лампочку или включить движение винта. Без помощи взрослых маленькому ребенку не справиться, но сам процесс сборки и готовый результат ему очень понравится. Обычно такие конструкторы приобретаются для детей школьного возраста.
Виды по способу крепления
- Суставные. Соединительные элементы напоминают суставы. Из них конструируются макеты животных, транспорта, объемные фигуры.
- Болтовые. Элементы соединяются между собой с помощью болтов. Процесс сборки развивает смекалку и мелкую моторику. Для детей поменьше такие конструкторы изготавливаются из пластика с крупными элементами. Ребята постарше могут уже разбираться и с металлическими.
- Магнитные. В элементы встроены магниты, благодаря чему они и соединяются между собой. Примером служат наборы из неодимовых магнитных шариков, букв или палочек. Такой конструктор позволяет сооружать геометрические фигуры, объемные строения. Конструкторы на магнитах рекомендуются детям старше пяти лет. Маленькие дети могут проглотить магнит, а это небезопасно.
- На липучках. Такие конструкторы состоят из пластиковых шариков-репейников. Между собой они крепятся липучками (на краях каждого шипа имеется крючок). Такие конструкторы очень популярны, из них можно собирать различные объемные фигуры, с которыми впоследствии можно играть. Конструктор на липучках развивает фантазию.
- На присосках. Маленькие детали из силикона можно крепить на кафель, зеркало, монитор, стекло, а некоторые даже к телу. Дети собирают из этого конструктора ракеты, автомобили, мосты, украшения.
- Пазовые. Это конструкторы, которые фиксируются между собой с помощью пазов. Сюда можно отнести напольные пазлы, всем известный конструктор Lego и его аналоги. Пазовый способ фиксации один из самых надежных. С такими конструкторами ребенок может создавать ролевые игры. Сюда же можно отнести и гибкие конструкторы на кнопках.
- Без креплений. Это классические конструкторы, представляющие собой различные кубики, которые просто ставятся один на один.
Конструктор для детей до 1 года
Конечно, как таковой конструктор малышу еще давать нельзя, но, начиная с 3–4 месяцев, уже можно давать играться мягкими кубиками. Они яркие, приятные на ощупь и их можно кусать. Как раз то, что нужно ребенку.
Ближе к году ребенок уже в состоянии построить небольшую пирамидку из пластиковых или деревянных кубиков. Начинать следует с 3–5 деталей и с возрастом увеличивать их количество. В целях экономии рационально сразу купить большой набор.
От 1 года до 3 лет
Когда ребенок отметил свой первый день рождения, то самое время приобрести ему напольный конструктор. Это хорошо разовьет у него мелкую моторику. А в 1,5 года кроха вполне осилит блочный конструктор, но его детали должны быть крупными (5 см и больше).
В 2 года дети с удовольствием играют строительными наборами, мягкими и геометрическими конструкторами. У них активно развивается пространственное восприятие. Они собирают простые дома, животных, различные фигуры, людей, сказочных героев.
Детям до 3 лет опасно давать конструкторы из маленьких деталей, в особенности блочные и магнитные. Лучше отложить покупку таких конструкторов.
От 3 до 6 лет
Детям этого возраста уже можно играть блочными, деревянными и керамическими конструкторами из большого количества деталей, отличающихся по размеру. Ребенок учится строить дома, башни, целые города, транспортную технику, различных персонажей. Интересны будут малышу тематические наборы и лабиринты.
В 5 лет за счет развитой моторики и мышления малыш осилит металлические и болтовые конструкторы. Вместе со взрослыми можно попробовать разобраться и в некоторых моделях электронных изделий. Для детей этого возраста полезны обучающие конструкторы, направленные на изучение букв и цифр.
Старше 6 лет
Начиная с этого возраста, ребенок уже может играть с конструкторами из любых мелких деталей. Выбор уже не ограничен, для игр подойдут магнитные, деревянные, металлические, электронные наборы, а также с радиоуправлением. Но все же стоит обращать внимание на возраст, указанный на упаковке, и быть готовым к тому, что ребенку придется помогать. По мере приобретения навыков со временем он научится все делать сам.
Если ребенок начнет увлекаться моделированием, то ему по силам освоить сложные модели автомобилей, танков, кораблей и другой техники из различных материалов.
Полезные советы по выбору
- В конструкторах до 4 лет, желательно, чтобы углы деталей были сглажены, иначе малыш может пораниться. Деревянные изделия должны быть идеально отшлифованы.
- Все конструкторы должны иметь сертификат качества, которые добросовестные продавцы всегда покажут по требованию покупателя.
- Неприятный запах от конструктора указывает на некачественный материал. Особенно это касается пластиковых и тканевых наборов.
- Элементы конструктора должны легко и в то же время прочно соединяться друг с другом.
- Возрастные ограничения на упаковке изделия не стоит воспринимать буквально, ведь каждый ребенок развивается по-своему.
- Количество деталей и их размер определяют сложность сборки. Необходимо реально представлять возможности ребенка.
- Характер малыша тоже важен. Ребенку-непоседе не очень понравится кропотливая работа над сложным конструктором, и наоборот, усидчивому карапузу подойдут изделия «на вырост» (старше его возраста в разумных пределах).
- Мальчикам больше по душе собирать модели самолетов, машин, трансформеров, роботов. Также они любят конструировать военные крепости, гоночные трассы, пожарные станции. А девочкам больше нравятся модели с людьми, животными, принцессами, гномами и другими персонажами из сказок.
- Дополнительным плюсом будет совместимость конструктора с уже имеющимися у ребенка изделиями. Это позволит создавать новые композиции.
- Экономить на покупке конструктора не стоит. В продаже встречаются дешевые подделки известных фирм с плохим качеством.
- После покупки лучше вручать подарок чаду не сразу, а проверить наличие всех деталей и исправность креплений. В случае несоответствия конструктор можно вернуть или обменять в магазине в течение двух недель.
По материалам сайта akusherstvo.ru
Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Конструирование в жизни ребёнка".
Что значит конструирование и нужно ли оно нашим детям?...
Статья "Конструирование в детском саду с применением компьютерных технологий".
В статье раскрывается значение использования новых информационных технологий в дошкольном образовании. Рассказывается о развитии творческого мышления через ИКТ, об эффективности применения компь...
Статья "Конструирование в детском саду"
Конструирование является одним из моих самых любимых видов работы с детьми. Мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обу...
Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят...
Статья "Конструирование"
Игры по конструированию проводятся с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, малыш получает конкретные предста...
Статья "Конструирование в средней группе".
В статье раскрыты особенности конструктивно-модельной деятельности детей средней группы общеразвивающей направленности....
статья «Конструирование в детском саду. Создание условий для конструк-тивной деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
виды конструирования в детском саду,форма организации, значение...