«Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе».
проект (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.odt | 13.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с «Малыш» Зерноградского района
«Приобщение дошкольников к экологической культуре
через воспитание интереса и бережного отношения
к живой природе».
Воспитание экологической культуры предполагает воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.
Уважение к жизни, к природе – вот принцип экологической этики. С чего же она начинается? Конечно, с самого малого: наблюдаем и осторожно перешагиваем трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке или асфальте, не беспокоим подвижного жучка на зеркальной глади воды или в густой траве. Все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею.
И наша цель, цель педагога - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы. Для этого надо, чтобы мы, взрослые, любили ее и прививали эту любовь детям. Но нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы развивать в детях чувство сострадания, сопереживания к окружающему нас живому миру.
Экологическая подготовка, конечно же, должна начинаться с детского сада.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.
Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно относиться к окружающему миру.
Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГОС предполагают, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием.
Поэтому мы стараемся использовать в своей работе разнообразные методы и приёмы. Некоторые из них мы вам и показали: занятия, интеллектуальный досуг, экологическую выставку.
Чтобы создать эффективную систему экологического образования в нашем детском саду, основанную на интегрированном подходе, мы стараемся реализовывать образовательный процесс через разные виды деятельности ребёнка: наблюдение, экспериментирование, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физкультурную деятельности.
Основная общеобразовательная программа нашего детского сада составлена на основе комплексной программы мир вокруг нас , в которой говорится: «Отношение к нашему миру интенсивно закладывается именно в дошкольном возрасте. И если мы хотим вырастить человека-созидателя, то в основе детского отношения к миру должны лежать забота, доброта, гуманность и сострадание. Ребёнок понесёт это отношение через всю свою жизнь. А приобретаемые в последующем знания будут накладываться на эти отношения».
Сегодня мы для нашего семинара взяли тему «Мир животных». Вот, что говорится в Радуге: «Дети дошкольного возраста любят животных, т.к. они подвижны, непредсказуемы, очень разнообразны. Систематизация представлений о животном мире проходит в рамках одной из общепринятых классификаций. Мы подразделяем животных не по классам и видам, а по их взаимосвязи с человеком. Иными словами, подразделяем представителей животного мира на диких и домашних. Такое подразделение является наиболее оптимальным для детей дошкольного возраста.
В дошкольном детстве у ребёнка закладывается прежде всего отношение к миру, поэтому важно подвести его к пониманию особой роли и места человека в природе. А именно:
*Человек не хозяин природы, а лишь часть её.
*Человек обязан считаться со всеми живущими на земле, находящимися рядом с ним. Например, есть домашние животные, которые живут рядом с человеком , нуждаются в его заботе и уходе; и есть животные, которые живут по законам дикой природы и не терпят вмешательства в их жизнь.»
Экологический досуг в старшей группе
«Дикие и домашние животные»
Воспитатель: Горбикова Анжелика Александровна
Задачи:
Познавательное развитие: Уточнить и обобщить знания детей о диких и домашних животных, их детёнышах внешнем виде, повадках, об условиях и образе жизни.
Закреплять умение узнавать животных по описанию.
Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
Речевое развитие: Активизировать речь детей. Учить правильно называть взрослых животных и детёнышей. Использовать в речи слова-определения и слова-действия.
Предварительная работа: беседы о животных с показом картинок и иллюстраций, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рисование, составление описательных рассказов о животных, дидактические, словесные игры, настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Подбери картинку», «В лесу, в поле, на лугу», пазлы.
Оборудывание: игровой сундучок, экран, картины «Дикие животные», Домашние животные», набор картинок о животных и их детёнышах., картинки с изображением пищи для животных, игрушки: щенок, ёжик, раскраски и пазлы.
Ход:
Дети под музыку входят в зал.
1 Воспитатель: Добрый день! Сегодня в нашем зале мы рады приветствовать ребят из группы «Семецветики «.
1 воспитатель: Ребята, а вы любите играть?
Дети: Да!
1 воспитатель: Я предлагаю вам сегодня поиграть. Для нашей игры у меня есть сундучок. Сундучок непростой, сундучок игровой Какой красивый!! А что на нём изображено?
Дети: Животные.
1 воспитатель: Вот сегодня мы поиграем и поговорим о животных.
1 воспитатель: Мы знаем, что животные бывают дикие и домашние. Назовите их, пожалуйста.
«Семецветики» называют диких животных, - домашних.
1 воспитатель: сундучок открывается, игра – начинается! Что же тут лежит?
Под музыку воспитатель достаёт загадки.
1 воситатель: Игра «Загадки-отгадки», если правильно отгадаете, увидите картинку на экране.
∙Словно ёлка весь в иголках (ёж)
∙Кто с рождения слепой, а живёт под землёй? (крот)
∙В лесу обитает, дичью питается да в курятник забирается, хитрым зверем называется. (лиса)
∙Пробираюсь по забору, на охоту выхожу, мышки спрятались по норам, я их долго сторожу (кошка)
∙Голодная мычит, сытая – жуёт, детям молоко даёт. (корова)
∙Травку щиплет на лугу, молоко даёт и пух. Бородата и рогата и бодается, однако! (коза)
Воспитатели: Молодцы, все загадки отгадали1
На экране появляется изображение человека с тенью.
1 воспитатель: У всех людей есть тень. И у животных тоже. Следующая игра: «Угадай животное по тени».
Задание гр. «Семецветики» - дикие животные (волк, лось, медведь, белка, рысь).
«Домашние животные» (корова, свинья, собака, овца, кролик)
На экране появляется тень, а после правильного ответа – изображение животного.
1 воспитатель: Ну и молодцы, ребята, всех узнали. А сейчас я приглашаю вас на звериную зарядку.
Танцевальная физкультминутка под музыку «Звериная зарядка»
1 воспитатель: У всех животных есть хвосты и все они разные. Ещё одна игра «Угадай, чей хвост». Его хвостик летом серый, а зимой белый (заячий)
1 воспитатель: Живёт под крылечком, хвостик колочком (собачий)
1 воспитатель: её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток (беличий)
1 воспитатель: спереди пятачок, сзади крючок, пятачок дырявый, а крючок вертлявый (поросячий)
1 воспитатель: её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей ххитрой хозяйки, особенно на снегу (лисий)
1 воспитатель: её хвост расчёсывают, подстригают, заплетают в косички (лошадиный)
Дети из группы «Семецветики» называют хвосты диких животных, а из группы - домашних животных. Воспитатели из игрового сундучка достают и показывают картинки с изображениями хвостов.
1 воспитатель: И снова вы всё правильно назвали. Ну и молодцы!
1 воспитатель. У каждого из вас, ребята, есть мама и папа. И у детёнышей животных тоже есть мама и папа. Вот вам трудная, но интересная игра «Собери семью животных» (достаёт из сундучка). Вам нужно из картинок собрать семью: папу, маму и детёныша.
Дети на полу собирают семью животных.
Воспитатели спрашивают, что у детей получилось: медведь-медведица-медвежонок, конь.-лошадь-жеребёнок и т.д.
1 воспитатель: А ещё у каждого животного есть любимая еда. Следующая игра: «Кто что ест?»
Воспитатели поочереди показывают картинки, дети называют:
Малину любит медведь.
Молоко пьёт кошка.
Грибы собирает белочка,ёжик.
Косточки грызёт собака.
Кору деревьев грызёт заяц.
Траву щиплют корова, коза, лошадь.
Мышкует лиса.
Морковку любит кролик.
1 воспитатель.Ребята, жаль, конечно, но наша игра заканчивается. И волшебный сундучок почти пуст. Но кое что здесь ещё осталось. Посмотрим.
Достаёт игрушку – щенка.
Кто это?
Дети: Щенок!
1 воспитатель: Дети из группы «Семецветики» знают песню «Про щенка».
Звучит песня.
Достаёт из сундучка игрушку-ёжика. Звучит песня «Ёжик».
1 воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами очень хорошо поиграли. Вам понравилось играть?
Дети: Да!
1 воспитатель: Вы много знаете о животных, любите их. Животные – наши меньшие братья и друзья.
А у нас здесь для вас есть ещё сюрприз: раскраски о животных и настольные игры-лото «Дикие и домашние животные»
Звучит песня в записи «Не дразните собак»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Педагогическое сотрудничество детского сада и семьи по воспитанию у детей бережного отношения к миру природы»
Форма проведения: игра – путешествие.Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формиро...
Семинар "Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе"
Семинар на РМО по экологическому воспитанию дошкольников. С 2014 года я являюсь руководителем РМО по экологическому вопитанию дошкольников.В ноябре 2014 года провела семинар на базе нашего детско...
Конспект НОД по формированию экологической культуры «Бережное отношение к живой природе»
Цель: Формирование у детей ответственного отношения к природе.Задачи:* Вспомнить и систематизировать правила поведения в природе, расширить кругозор детей.* Развивать связную речь и навыки...
Консультация "Воспитание интереса и бережного отношения к книге в младшем дошкольном возрасте"
Любой талант нужно открыть, вырастить и воспитать. Читательский талант нужно воспитывать с детства. Только талантливый читатель обладает даром легко «входить» в содержание услышанного или ...
Методический материал для педагогов. Долгосрочный проект:"Формирование у детей младшего школьного возраста бережного отношения к живой природе через иллюстрации Е.И. Чарушина"
Дошкольный возраст - самый благоприятный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к живой природе....
ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ
Аннотация: Автор, опираясь на собственный опыт, рассказывает о воспитании у детей бережного отношения к родной природе и приводит в качестве эффективного средства художественную литературу....
Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе
Воспитание экологической культуры предполагает воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому с...