Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе
материал
Воспитание экологической культуры предполагает воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_doshkolnikov_k_ekologicheskoy_kulture.docx | 15.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 76» НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«Приобщение дошкольников к экологической культуре
через воспитание интереса и бережного отношения
к живой природе»
Подготовила: Хасимова Ч.М.
ГОРОД НИЖНЕКАМСК
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
Воспитание экологической культуры предполагает воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.
Уважение к жизни, к природе – вот принцип экологической этики. С чего же она начинается? Конечно, с самого малого: наблюдаем и осторожно перешагиваем трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке или асфальте, не беспокоим подвижного жучка на зеркальной глади воды или в густой траве. Все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею.
И наша цель, цель педагога - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы. Для этого надо, чтобы мы, взрослые, любили ее и прививали эту любовь детям. Но нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы развивать в детях чувство сострадания, сопереживания к окружающему нас живому миру.
Экологическая подготовка, конечно же, должна начинаться с детского сада.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.
Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно относиться к окружающему миру.
Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГОС предполагают, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием.
Поэтому мы стараемся использовать в своей работе разнообразные методы и приёмы. Некоторые из них мы вам и показали: занятия, интеллектуальный досуг, экологическую выставку.
Чтобы создать эффективную систему экологического образования в нашем детском саду, основанную на интегрированном подходе, мы стараемся реализовывать образовательный процесс через разные виды деятельности ребёнка: наблюдение, экспериментирование, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физкультурную деятельности.
Основная общеобразовательная программа нашего детского сада составлена на основе комплексной программы мир вокруг нас , в которой говорится: «Отношение к нашему миру интенсивно закладывается именно в дошкольном возрасте. И если мы хотим вырастить человека-созидателя, то в основе детского отношения к миру должны лежать забота, доброта, гуманность и сострадание. Ребёнок понесёт это отношение через всю свою жизнь. А приобретаемые в последующем знания будут накладываться на эти отношения».
Сегодня мы для нашего семинара взяли тему «Мир животных». Вот, что говорится в Радуге: «Дети дошкольного возраста любят животных, т.к. они подвижны, непредсказуемы, очень разнообразны. Систематизация представлений о животном мире проходит в рамках одной из общепринятых классификаций. Мы подразделяем животных не по классам и видам, а по их взаимосвязи с человеком. Иными словами, подразделяем представителей животного мира на диких и домашних. Такое подразделение является наиболее оптимальным для детей дошкольного возраста.
В дошкольном детстве у ребёнка закладывается прежде всего отношение к миру, поэтому важно подвести его к пониманию особой роли и места человека в природе. А именно:
*Человек не хозяин природы, а лишь часть её.
*Человек обязан считаться со всеми живущими на земле, находящимися рядом с ним. Например, есть домашние животные, которые живут рядом с человеком, нуждаются в его заботе и уходе; и есть животные, которые живут по законам дикой природы и не терпят вмешательства в их жизнь.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Педагогическое сотрудничество детского сада и семьи по воспитанию у детей бережного отношения к миру природы»
Форма проведения: игра – путешествие.Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формиро...
Семинар "Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе"
Семинар на РМО по экологическому воспитанию дошкольников. С 2014 года я являюсь руководителем РМО по экологическому вопитанию дошкольников.В ноябре 2014 года провела семинар на базе нашего детско...
«Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе».
«Приобщение дошкольников к экологической культуречерез воспитание интереса и бережного отношенияк живой природе»....
Конспект НОД по формированию экологической культуры «Бережное отношение к живой природе»
Цель: Формирование у детей ответственного отношения к природе.Задачи:* Вспомнить и систематизировать правила поведения в природе, расширить кругозор детей.* Развивать связную речь и навыки...
Консультация "Воспитание интереса и бережного отношения к книге в младшем дошкольном возрасте"
Любой талант нужно открыть, вырастить и воспитать. Читательский талант нужно воспитывать с детства. Только талантливый читатель обладает даром легко «входить» в содержание услышанного или ...
Методический материал для педагогов. Долгосрочный проект:"Формирование у детей младшего школьного возраста бережного отношения к живой природе через иллюстрации Е.И. Чарушина"
Дошкольный возраст - самый благоприятный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к живой природе....
ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ
Аннотация: Автор, опираясь на собственный опыт, рассказывает о воспитании у детей бережного отношения к родной природе и приводит в качестве эффективного средства художественную литературу....