Конспект НОД по формированию экологической культуры «Бережное отношение к живой природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: Формирование у детей ответственного отношения к природе.
Задачи:
* Вспомнить и систематизировать правила поведения в природе, расширить кругозор детей.
* Развивать связную речь и навыки общения;
* Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, сострадание ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_starshey_gruppe_berezhnoe_otnoshenie_k_prirode.docx | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колокольчик»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по формированию экологической культуры
« Бережное отношение к живой природе»
Малютина Марина Александровна,
Воспитатель 1 квалификационной категории
р. п. Духовницкое
2018 год
Цель: Формирование у детей ответственного отношения к природе.
Задачи:
* Вспомнить и систематизировать правила поведения в природе, расширить кругозор детей.
* Развивать связную речь и навыки общения;
* Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, сострадание ко всему живому.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Здоровьесберегающие технологии: постоянная смена деятельности, физминутка.
Материалы и оборудование:
Аудиозапись: шум леса, голоса птиц; письмо Лесовичка; памятка «Правила поведения на природе»; сказка В. Сухомлинского «Пусть будут соловей и жук»; слайды: «Времена года»; «Неправильное поведение в природе».
Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель:
- Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Воспитатель:
- Дети, мы много читали произведений В. Бианки, писателя, который помог нам открыть тайны жизни леса, его обитателей, он будто приоткрыл нам окно в неведомый мир. Спасибо ему за это.
(Звучат в аудиозаписи: шум леса и пение птиц)
Воспитатель:
- Слышите, как поют птицы?
- Сегодня я прочту вам произведение другого писателя, который тоже учит любить природу, беречь её. Послушайте его сказку «Пусть будут соловей и жук».
(Воспитатель читает сказку В. Сухомлинского, затем беседуют по её содержанию).
- Как вы думаете, почему нужны и Соловей, и Жук?
- Если бы вы были на месте Девочки, что бы ответили Соловью и Жуку?
- Согласны ли вы с девочкой? (ответы детей)
Воспитатель:
- Вы правы, все имеют равные права жить на свете и Жук и Соловей.
(Читает отрывок из стих - я Н. Филимоненко «Зелёный дом»
Животные - очень разные,
Есть хищные и опасные,
Есть смелые и трусливые,
Невзрачные и красивые,
Есть милые, симпатичные,
Диковинные, обычные,
Безшёрстные и пушистые,
Чумазые, очень чистые,
Спокойные и драчливые,
Есть шумные, молчаливые,
Они, как и люди, разные,
По-своему все прекрасные
Физминутка:
По тропинке в лес заходим,
Вот по бревнышку идем (ходьба по доске)
До чего трава высока,
То крапива, то осока.
Ну-ка, дети не зевай,
Выше ноги поднимай, (ходьба с высоким подниманием колен)
А сейчас прыжки по кочкам.
Очень тихо на носочках.
Если с кочки упадёте,
То утонете в болоте (прыжки на месте)
Вновь спустились на дорожку, (ходьба на месте)
Постояли тут немножко,
Повернулись все кругом
И пустились бегом (бег на месте)
Снова все в колонну встали,
Незнакомою тропой
Все отправились за мной.
Воспитатель:
- Не только писатели знакомят нас с красотой природы, художники в своих картинах, воспевают красоту родной природы в любое время года.
(Воспитатель предлагает детям подойти к экрану)
Воспитатель:
- Посмотрите эти картины с пейзажами всех времён года, какое время года изображено на этой картине? (Ответы детей)
Разве можно не любить такую красоту? Но это хрупкая красота и она беззащитна перед человеком, от которого зависит цвести ей или погибнуть от грубого вмешательства человека. И она – природа призывает нас, не навредить ей.
(Воспитатель читает строки из стих – я В. Чижов «В природе столько красоты»)
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
Воспитатель:
- Сегодня почтальон принёс в нашу группу письмо, оно от Лесовичка (читает письмо).
- Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, вы любите природу, не обижаете её?
- А, вот есть такие люди: взрослые и дети, которые не умеют правильно вести себя, придя в лес. Они ведут себя так, как они воспитаны.
- Вы посмотрите и расскажите, правильно ли ведут себя люди на природе и как поступили бы вы, если всё это видели?
(На экране появляются картинки, и дети говорят об увиденном).
Воспитатель:
- Ребята, вы видели, как ведёт себя в природе человек?
- Кто же он?
- Он царь природы или не царь?
(ответы детей)
- Я буду задавать вопросы, а вы будете давать мне правильный ответ.
(Д/игра «Правильно – неправильно»)
- Дети пришли в лес и поздоровались с ним. Обещали, что будут себя в лесу хорошо вести.
- Мальчик взял ножик и вырезал на дереве свое имя.
- В лесу на земле был муравейник, дети подошли к нему и палками разворошили его, раскидали в разные стороны муравейник, и поубивали многих жителей.
- Дети увидели около дерева гнездо птички, но трогать гнездо не стали.
- На полянке было кострище, но детям понравилось место у красивой елки, и они рядом с этим деревом зажгли костер.
- Принесли много зеленых веток, сорванных с дерева, и бросили их в костер.
7. Дети пришли в лес и поздоровались с ним. Обещали, что будут себя в лесу хорошо вести.
8. Мальчик взял ножик и вырезал на дереве свое имя.
9. В лесу на земле был муравейник, дети подошли к нему и палками разворошили его, раскидали в разные стороны муравейник, и поубивали многих жителей.
10. Дети увидели около дерева гнездо птички, но трогать гнездо не стали.
11. На полянке было кострище, но детям понравилось место у красивой елки, и они рядом с этим деревом зажгли костер.
12. Принесли много зеленых веток, сорванных с дерева, и бросили их в костер.
Воспитатель:
- Посмотрим, что же ещё лежит в конверте от Лесовичка?
(достаёт и показывает детям памятку «Правила поведения на природе»)
Заключительная часть:
Воспитатель:
- Ребята, какие вы молодцы, как много вы знаете.
- Спасибо Лесовичку, он оставил нам памятку и наказ: (читает стих – е)
Ты, человек, люби природу,
Хоть иногда её жалей
В увеселительных походах.
Не растопчи её полей,
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую,
Нас много, а она одна.
Воспитатель:
- Кто же тогда человек на этой Земле?
Если он не хозяин и не царь?
- Он маленькое звено этой цепи (показывает )
Человек может быть сильным и мудрым, добрым, а может быть глупым и жестоким и злым.
- Молодцы, дети! Вы смело можете идти в лес, вы знаете, как не навредить природе.
Слайд 13
Сколько удивительного можно увидеть в природе, сколько жителей там живёт. Природа всех встречает с радостью, но нам надо знать, как вести себя в гостях у неё, чтобы не нарушать её красоту и не беспокоить жителей. Давайте вспомним правила поведения в природе.
1) Весь мусор положи в пакет и забери с собою –
Ведь за тебя его никто не уберёт.
Не разбивай бутылки под ногою –
Поранятся и люди, и лесной народ.
А если вдруг осталась пища от обеда –
Ты аккуратно всю сложи под куст.
И житель леса, плотно пообедав,
К тебе исполнен будет светлых чувств.
2) Не разводи костёр ты, где попало.
А то погибнет лес – и всё пропало.
Ты лучше разожги его на месте старом,
Где кто-то разводил уже огонь.
Чтобы пикник не кончился пожаром –
Подальше от деревьев отдых свой устрой.
3) Ты комаров не проклинай, ругая белый свет, -
В лесу животных бесполезных нет.
Без них нарушится баланс –
Природа знает лучше нас.
Не обижай, кого увидеть привелось,
И помни, что в лесу ты – гость.
4) «Здесь был Вася», «Тут ел Вадик» -
Захотелось след оставить?
За окном уж XXI-ый век,
Ты же не пещерный человек?
5) Ты цветок прекрасный увидал
И его немедленно сорвал.
Не прошел и день, а он завял.
Щелкнуть лучше бы его на память
И в лесу, чтоб любовались все, оставить.
6) Закончили вы на природе есть и пить,
Теперь пришла пора посуду мыть.
Химсредства речку будут загрязнять,
И потому секреты надо знать:
Осока, хвощ, песочек чистый
Отмоют жир легко и быстро.
(стихотворения читают дети, переодетые в животных)
Слайд 14
Сейчас каждый получит памятку, как нужно вести себя в лесу.
Памятка «Правила поведения на природе»
- На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.
- Заботливо относиться к деревьям и кустарникам, которые растут на склонах, они укрепляют почву.
- Для костра собирают только сухостой.
- Заботливо относиться к живым существам леса, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного!
- Во время собирания ягод и плодов не повреждать деревья и кусты, не срывать недозрелых плодов и ягод. Брать от природы только то, что можно употреблять.
- Собирать грибы, осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу. Оставлять нижнюю часть ножки в земле.
- Не сбивать несъедобные грибы, они нужны жителям леса: белочкам, ежикам, птичкам. Даже мухоморы нужны деревьям, они питают корни деревьев.
- Правильно собирать лекарственные растения, оставляя корни в земле.
- Не загрязнять озер, речек, не бросать в них камни, мусор и остатки пищи. Не разрушать источников и колодцев.
- Не делать надписей на деревьях.
- Не рвать цветы в большие букеты.
- Не разрушать муравейники, муравьи – санитары леса. Помните: вы пришли в гости к природе. Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях.
- Заключительная часть
Ребята, какие вы молодцы, как много вы знаете. Старичок- Лесовичок оставил наказ:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей
В увеселительных походах.
Не растопчи её полей,
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую,
Нас много, а она одна.
Всех вас поздравляю! И в заключении хочу сказать, чтобы помнили все: Любите природу, потому что, это наша с вами родная земля, на которой мы с вами родились, живём и будем жить. Так давайте же мы, все вместе, будем к ней относиться бережней и добрей.
Ребята, мы с вами весело играли, но пришло время подвести итоги.
(Подведение итога игры, награждение детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе"
Семинар на РМО по экологическому воспитанию дошкольников. С 2014 года я являюсь руководителем РМО по экологическому вопитанию дошкольников.В ноябре 2014 года провела семинар на базе нашего детско...
«Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе».
«Приобщение дошкольников к экологической культуречерез воспитание интереса и бережного отношенияк живой природе»....
Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"
Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"...
Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе у старших дошкольников.
Рекомендации для родителей по воспитанию бережного отношения к природе у детей....
Методический материал для педагогов. Долгосрочный проект:"Формирование у детей младшего школьного возраста бережного отношения к живой природе через иллюстрации Е.И. Чарушина"
Дошкольный возраст - самый благоприятный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к живой природе....
Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"
Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"...
Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе
Воспитание экологической культуры предполагает воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому с...