Конспект НОД по формированию экологической культуры «Бережное отношение к живой природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Малютина Марина Александровна

Цель: Формирование у детей ответственного отношения к природе.

Задачи:

* Вспомнить и систематизировать  правила поведения в природе, расширить кругозор детей.

*  Развивать связную речь и навыки общения;

*  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, сострадание ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_starshey_gruppe_berezhnoe_otnoshenie_k_prirode.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колокольчик»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по формированию экологической культуры

      « Бережное отношение к живой природе»

Малютина Марина Александровна,

Воспитатель 1 квалификационной категории

р. п. Духовницкое

2018 год

Цель: Формирование у детей ответственного отношения к природе.

Задачи:

* Вспомнить и систематизировать  правила поведения в природе, расширить кругозор детей.

*  Развивать связную речь и навыки общения;

*  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, сострадание ко всему живому.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Здоровьесберегающие технологии: постоянная смена деятельности, физминутка.

Материалы и оборудование:

Аудиозапись: шум леса, голоса птиц; письмо Лесовичка; памятка «Правила поведения на природе»; сказка В. Сухомлинского «Пусть будут соловей и жук»; слайды: «Времена года»; «Неправильное поведение в природе».

        

                                            Ход  НОД:

Организационный момент:

Воспитатель:

- Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Воспитатель: 

- Дети, мы много читали произведений В. Бианки, писателя, который помог нам открыть тайны жизни леса, его обитателей, он будто приоткрыл нам окно в неведомый мир. Спасибо ему за это.

(Звучат в аудиозаписи: шум леса и пение птиц)

Воспитатель: 

- Слышите, как поют птицы?

- Сегодня я прочту вам произведение другого писателя, который тоже учит любить природу, беречь её. Послушайте его сказку «Пусть будут соловей и жук».  

(Воспитатель читает сказку В. Сухомлинского, затем беседуют по её содержанию).

 - Как вы думаете, почему нужны и Соловей, и Жук?

- Если бы вы были на месте Девочки, что бы ответили Соловью и Жуку?

- Согласны ли вы с девочкой?  (ответы детей)

Воспитатель: 

- Вы правы, все имеют равные права жить на свете и Жук и Соловей.

(Читает отрывок из стих - я Н. Филимоненко «Зелёный дом»

Животные - очень разные,
Есть хищные и опасные,
Есть смелые и трусливые,
Невзрачные и красивые,
Есть милые, симпатичные,
Диковинные, обычные,
Безшёрстные и пушистые,
Чумазые, очень чистые,
Спокойные и драчливые,
Есть шумные, молчаливые,
Они, как и люди, разные,
По-своему все прекрасные

Физминутка:

По тропинке в лес заходим,

Вот по бревнышку идем (ходьба по доске)

До чего трава высока,

То крапива, то осока.

Ну-ка, дети не зевай,

Выше ноги поднимай, (ходьба с высоким подниманием колен)

А сейчас прыжки по кочкам.

Очень тихо на носочках.

Если с кочки упадёте,

То утонете в болоте (прыжки на месте)

Вновь спустились на дорожку, (ходьба на месте)

Постояли тут немножко,

Повернулись все кругом

И пустились бегом (бег на месте)

Снова все в колонну встали,

Незнакомою тропой

Все отправились за мной.

Воспитатель: 

- Не только писатели знакомят нас с красотой природы, художники в своих картинах, воспевают  красоту родной природы в любое время года.

(Воспитатель предлагает детям подойти к экрану)

Воспитатель: 

- Посмотрите эти картины с пейзажами всех времён года, какое время года изображено на этой картине? (Ответы детей)

Разве можно не любить такую красоту?                                                             Но это хрупкая красота и она беззащитна перед человеком, от которого зависит цвести ей или погибнуть от грубого вмешательства человека.            И она – природа призывает нас, не навредить ей.

(Воспитатель читает строки из стих – я В. Чижов «В природе столько красоты»)

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

Воспитатель:

- Сегодня почтальон принёс в нашу группу письмо, оно от Лесовичка  (читает письмо).

- Здравствуйте, ребята!  Я надеюсь, вы любите природу, не обижаете её?

- А, вот есть такие люди: взрослые и дети, которые  не умеют правильно вести себя, придя в лес.  Они ведут себя так, как они воспитаны.

- Вы посмотрите  и расскажите, правильно ли ведут себя люди на природе и как поступили бы вы, если всё это видели?

(На экране появляются картинки, и дети говорят об увиденном).

Воспитатель:

- Ребята, вы видели, как ведёт себя в природе человек?

- Кто же он?

- Он царь природы или не царь?

(ответы детей)

- Я буду задавать вопросы, а вы будете давать мне правильный ответ.

(Д/игра «Правильно – неправильно»)

 - Дети пришли в лес и поздоровались с ним. Обещали, что будут себя в лесу хорошо вести.

  1. Мальчик взял ножик и вырезал на дереве свое имя.
  2. В лесу на земле был муравейник, дети подошли к нему и палками разворошили его, раскидали в разные стороны муравейник, и поубивали многих жителей.
  3. Дети увидели около дерева гнездо птички, но трогать гнездо не стали.
  4. На полянке было кострище, но детям понравилось место у красивой елки, и они рядом с этим деревом зажгли костер.
  5. Принесли много зеленых веток, сорванных с дерева, и бросили их в костер.

7.   Дети пришли в лес и поздоровались с ним. Обещали, что будут себя в лесу хорошо вести.

8.   Мальчик взял ножик и вырезал на дереве свое имя.

9.   В лесу на земле был муравейник, дети подошли к нему и палками разворошили его, раскидали в разные стороны муравейник, и поубивали многих жителей.

10.  Дети увидели около дерева гнездо птички, но трогать гнездо не стали.

11.  На полянке было кострище, но детям понравилось место у красивой елки, и они рядом с этим деревом зажгли костер.

12.  Принесли много зеленых веток, сорванных с дерева, и бросили их в костер.

Воспитатель:

- Посмотрим, что же ещё лежит в конверте от Лесовичка?  

(достаёт и показывает детям памятку «Правила поведения на природе»)

Заключительная часть:

Воспитатель:

- Ребята, какие вы молодцы, как много вы знаете.

- Спасибо Лесовичку, он оставил нам памятку и  наказ: (читает стих – е)

Ты, человек, люби природу,

Хоть иногда её жалей

В увеселительных походах.

Не растопчи её полей,

Она твой давний, добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую,

Нас много, а она одна.

Воспитатель:

- Кто же тогда человек на этой Земле?

Если он не хозяин и не царь?

- Он маленькое звено этой цепи (показывает )

Человек может быть сильным и мудрым, добрым, а может быть  глупым и жестоким и злым.

- Молодцы, дети! Вы смело можете идти в лес, вы знаете, как не навредить природе.  

     

Слайд 13

Сколько удивительного можно увидеть в природе, сколько жителей там живёт. Природа всех встречает с радостью, но нам надо знать, как вести себя в гостях у неё, чтобы не нарушать её красоту и не беспокоить жителей. Давайте вспомним правила поведения в природе.

1) Весь мусор положи в пакет и забери с собою –

Ведь за тебя его никто не уберёт.

Не разбивай бутылки под ногою –

Поранятся и люди, и лесной народ.

А если вдруг осталась пища от обеда –

Ты аккуратно всю сложи под куст.

И житель леса, плотно пообедав,

К тебе исполнен будет светлых чувств.

2) Не разводи костёр ты, где попало.

А то погибнет лес – и всё пропало.

Ты лучше разожги его на месте старом,

Где кто-то разводил уже огонь.

Чтобы пикник не кончился пожаром –

Подальше от деревьев отдых свой устрой.

3) Ты комаров не проклинай, ругая белый свет, -

В лесу животных бесполезных нет.

Без них нарушится баланс –

Природа знает лучше нас.

Не обижай, кого увидеть привелось,

И помни, что в лесу ты – гость.

 

4) «Здесь был Вася», «Тут ел Вадик» -

Захотелось след оставить?

За окном уж XXI-ый век,

Ты же не пещерный человек?

5) Ты цветок прекрасный увидал

И его немедленно сорвал.

Не прошел и день, а он завял.

Щелкнуть лучше бы его на память

И в лесу, чтоб любовались все, оставить.

 

6) Закончили вы на природе есть и пить,

Теперь пришла пора посуду мыть.

Химсредства речку будут загрязнять,

И потому секреты надо знать:

Осока, хвощ, песочек чистый

Отмоют жир легко и быстро.

(стихотворения читают дети, переодетые в животных)

Слайд 14

Сейчас каждый получит памятку, как нужно вести себя в лесу.

Памятка «Правила поведения на природе»

  1. На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.
  2. Заботливо относиться к деревьям и кустарникам, которые растут на склонах, они укрепляют почву.
  3. Для костра собирают только сухостой.
  4. Заботливо относиться к живым существам леса, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного!
  5. Во время собирания ягод и плодов не повреждать деревья и кусты, не срывать недозрелых плодов и ягод. Брать от природы только то, что можно употреблять.
  6. Собирать грибы, осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу. Оставлять нижнюю часть ножки в земле.
  7. Не сбивать несъедобные грибы, они нужны жителям леса: белочкам, ежикам, птичкам.  Даже мухоморы нужны деревьям, они питают корни деревьев.
  8. Правильно собирать лекарственные растения, оставляя корни в земле.
  9. Не загрязнять озер, речек, не бросать в них камни, мусор и остатки пищи. Не разрушать источников и колодцев.
  10. Не делать надписей на деревьях.
  11. Не рвать цветы в большие букеты.
  12. Не разрушать муравейники, муравьи – санитары леса. Помните: вы пришли в гости к природе. Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях.
  1. Заключительная часть

Ребята, какие вы молодцы, как много вы знаете. Старичок- Лесовичок оставил наказ:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей

В увеселительных походах.

Не растопчи её полей,

Она твой давний, добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую,

Нас много, а она одна.

Всех вас поздравляю! И в заключении хочу сказать, чтобы помнили все: Любите природу, потому что, это наша с вами родная земля, на которой мы с вами родились, живём и будем жить. Так давайте же мы, все вместе, будем к ней относиться бережней и добрей.

Ребята, мы с вами весело играли, но пришло время подвести итоги.

(Подведение итога игры, награждение детей).

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе"

Семинар на РМО по экологическому воспитанию дошкольников. С 2014 года я являюсь руководителем РМО по экологическому вопитанию дошкольников.В ноябре 2014 года провела семинар на базе нашего детско...

«Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе».

«Приобщение дошкольников к экологической культуречерез воспитание интереса и бережного отношенияк живой природе»....

Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"

Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"...

Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе у старших дошкольников.

Рекомендации для родителей по воспитанию бережного отношения к природе у детей....

Методический материал для педагогов. Долгосрочный проект:"Формирование у детей младшего школьного возраста бережного отношения к живой природе через иллюстрации Е.И. Чарушина"

Дошкольный возраст - самый благоприятный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к живой природе....

Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"

Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"...

Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе

Воспитание экологической  культуры предполагает воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому с...