Доклад по теме: «Опыт и эффективность использования технологии БОС"
статья
Древние мыслители верно заметили, что ключ к здоровью скрыт в определенном типе дыхания. Еще известно, что здоровье человека во многом зависит от правильной взаимосвязанной работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. По существу работа дыхания и сердца - это единый физиологический процесс, являющийся самым главным в организме человека. Именно гармоничное взаимодействие дыхания и сердца, по сути своей является Паспортом здоровья каждого человека. Значит, чтобы ребенок был здоровым он должен обладать нормальным физиологическим оптимальным дыханием, обеспечивающим эту гармонию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Доклад по теме:
«Опыт и эффективность
использования технологии БОС
в МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
Подготовила
старший воспитатель
Соколова Г.Я.
г. Покачи
1-2 слайд. Направленность технологии – оздоровление детского организма, формирование навыков здорового образа жизни
Условия нашей жизни благополучными назвать нельзя. Человечество живет во все более усложняющемся мире. Научно-техническая революция, компьютерный бум, экономическая нестабильность требуют от человека большего напряжения мозга и психоэмоционального перенапряжения.
Все чаще человек оказывается в состоянии хронического стресса и болезненности и при этом с каждым годом средний уровень здоровья людей катастрофически понижается. Так же растет процент детей, страдающих разными заболеваниями - сердца, органов дыхания, зрения, речевыми расстройствами и т.д.
Обеспечить поступательное развитие цивилизации может только все более и более совершенствующийся процесс обучения – математика, физика, химия, и…., компьютерная грамотность и т.д. Точно так же надо поступать и со здоровьем: человека нужно в строго обязательном порядке, начиная с детского сада и школы, обучить сохранять и укреплять свое здоровье – снабдить навыками правильного дыхания, правильной речи, осанки, правильного пользования органами зрения и т.д.
Специалистами выяснилось, что если человеку дать дополнительную, не предусмотренную природой информацию о работе его органов и систем в доступной и наглядной форме, он способен включить механизм саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью сохранения и укрепления его здоровья.
Древние мыслители верно заметили что ключ к здоровью скрыт в определенномтипе дыхания. Еще известно, что здоровье человека во многом зависит от правильной взаимосвязанной работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. По существу работа дыхания и сердца это единый физиологический процесс, являющийся самым главным в организме человека. Именно гармоничное взаимодействие дыхания и сердца, по сути своей является Паспортом здоровья каждого человека. Значит, чтобы ребенок был здоровым он должен обладать нормальным физиологическим оптимальным дыханием, обеспечивающим эту гармонию.
Необходимо обучить этому навыку-навыку сохранения здоровья и «маленького человека»
4 слайд. Технология БОС - это современная массовая здоровьеразвивающая компьютерная технология для детей и взрослых, разработанная российским ученым – физиологом, кандидатом биологических наук А.А. Сметанкиным.
Данная технология позволяет каждому ребенку и взрослому выработать навык правильного дыхания - релаксационно-диафрагмальный тип дыхания с максимальной величиной Дыхательной Аритмией Сердца (ДАС), а так же помогает оздоровлению организма, стать гармонично развитым, социально адаптированной личностью. А ДАС - это есть показатель правильности процесса газообмена, иными словами – показатель здоровья человека.
Диафрагмально - релаксационный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) это уникальный тип, вырабатываемый по методу Биологической Обратной Связи и известен в России и за рубежом как дыхание по Сметанкину.
3 – 4 слайд. Для реализации технологии используются современные возможности мультимедийной компьютерной техники, оборудование БОС и программное обеспечение.
5 слайд. Данная технология позволяет:
- продиагностировать состояние здоровья человека по количественным показателям уровня гармонии работы дыхания и сердца;
- выдать паспорт здоровья;
- всего лишь за 10 – 12 интерактивных занятий улучшить гармонию дыхания и сердца и повысить качество здоровья человека;
- эффективно корректирует нарушения функционального состояния.
В процессе работы включается естественное природное диафрагмальное дыхание, которым каждый ребенок владеет с рождения, но испытываемые им стрессы, перенапряжения, плохая экология и другие факторы негативно влияют на согласованность работы сердца и легких, и навык правильного дыхания нарушается.
9 слайд. С 2005 года в оздоровительный процесс МАДОУ ДСКВ «Рябинушка» внедрен метод биологической обратной связи (БОС) и открыт кабинет БОС «Здоровье», который оснащен компьютерами, необходимыми приборами и датчиками.
11 слайд. В реализации технологии участвуют дети общеразвивающих групп 6-7 лет, часто болеющие (ЧБД), дети группы риска, дети с острой хронической патологией ЛОР-органов, по направлению детского педиатра и желания родителей (в рамках платных услуг).Успешно привлекаются к оздоровительным сеансам желающие сотрудники учреждения.
12 слайд. Работа с детьми по данной технологии проходит в форме занятий - сеансов с использованием компьютеров. Длительность сеанса от 10 до 20 минут.
13-14 слайд. В процессе сеансов используются увлекательные игровые компьютерные сюжеты («Столбик», «Заборик», «Бабочка», «Пчелка» и др., повышающие интерес к оздоровительным урокам).Проводятся 2 курса занятий в течение учебного года (осенью и весной), в период повышения опасности ОРВИ, ОРЗ, грипп.
Один курс состоит из 12 компьютерных сеансов-занятий продолжительностью от 10 до 20 минут каждый.В процессе работы с детьмииспользуются тренажеры БОС «Дыхание» (ПБС - прибор биологической связи, датчики, наушники).
15 слайд. Овладев техникой диафрагмально – релаксационного дыхания, ребенок получает возможность самостоятельно корректировать состояние организма. Таким образом, БОС позволяет совершенствовать функции органов и систем организма ребенка. Из отчетных листов у большинства детей наблюдается улучшение диафрагмально –релаксационного дыхания.
Диаграмма сравнительного анализа по оздоровлению ЧДБ методом БОС
16 слайд. Из сравнительного анализа наблюдается улучшение диафрагмально-релаксационного дыхания. Результаты проведенных курсов положительные. В период курса, а также после, заболеваний этой категории детей не наблюдается.
Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ регламентируется приказом
Минздрава РФ от 04.04.2003 № 139 «Об утверждении Инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений».
Цели курсов БОС:
- нормализация, оздоровление внутреннего физиологического состояния организма детей;
- профилактика заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем;
- добиться гармонической работы сердечно – сосудистой и дыхательной систем путем навыка диафрагмально – релаксационного типа дыхания с максимальной аритмией сердца (ДАС) по методу биологической обратной связи;
- коррекция поведения (гиперактивность, дефицит внимания);
- снятие психоэмоционального перенапряжения;
-воспитывать у детей и взрослых осмысленное ценностное отношение ксобственному физическому и духовному здоровью, расширяя на этой основе адаптивные возможности организма;
- повысить уровень компетентности педагогов и родителей в области использования здоровьесберегающей технологии БОС «Здоровье».
В процессе работы соблюдаются принципы:
- принцип безопасности («Не навреди!»)
- принцип полноты (реализация всех курсов и этапов);
- принцип сезонности (осенью, весной);
- принцип интеграции с другими областями;
- принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.
Сроки реализации курсов БОС – долгосрочный, (в течение учебного года проводятся два курса: осенью и весной (в предэпидемический период ОРВИ, ОРЗ, грипп);
Этапы проведения курсов БОС:
- Освоение принципов дыхания животом (1 занятие без применения прибора).
- Подготовительный этап (2 занятия)
- Постановка диафрагмально-релаксационного типа дыхания под контролем ДАС-БОС (4 занятия).
- Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС БОС (4 занятия).
- Закрепление полученного навыка диафрагмально - релаксационного дыхания (2 занятия)
Критерий положительной оценки в рамках занятий БОС:
- повышение величины ДАС в период работы в сравнении с периодом отдыха;
- снижение частоты дыхания в период работы в сравнении с периодом отдыха;
- рост величины показателя ДАС (дыхательная аритмия сердца) от сеанса к сеансу;
- приближение оценки периода отдыха к оценке периода работы;
- повышение уровня самочувствия после проведенного сеанса.
Эффективность внедрения технологии и оздоровительный эффект.
В период работы в рамках технологии наблюдается:
- оказание общеукрепляющего и оздоравливающе о воздействия на организм ребенка;
- снижение уровня заболеваемости ОРЗ и гриппом среди часто и длительно болеющих детей и оздоровление детского организма в целом;
- улучшение поведения;
- выработка внимательности;
- коррекция психоэмоционального состояния;
- защита от стресса и психоэмоционального перенапряжения;
- нормализация функционального состояния.
Способы определения результативности:
- компьютерный результат сеанса;
- отчет по сеансам курса;
- сравнительный анализ.
В процессе работы учитываются противопоказания к применению метода:
Абсолютные:
- наличие серьезных признаков нарушения психики, волевой сферы и интеллекта;
- серьезные нарушения ритма сердца;
- заболевания внутренних органов в стадии декомпенсации.
Относительные:
- острые и в фазе обострения инфекционные и воспалительные заболевания;
- травмы центральной нервной системы, позвоночника и грудной клетки в остром периоде;
- болевой синдром любого происхождения;
- эпилепсия и другие состояния, провоцирующие судорожный синдром при гипервентиляционном типе дыхания;
- негативное отношение ребенка или родителей к методике оздоровления;
- наличие диафрагмальной грыжи;
- состояние выздоровления после острых инфекционных и воспалительных заболеваний, до момента допуска к занятиям ФИЗО;
- возраст младше 4 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Опыт оздоровительной работы в дошкольном учреждении»
Здоровье - одна из главных ценностей человека. Поэтому, сохранение и укрепление здоровья детей - основная задача дошкольного образования, и тем самым физкультурно - оздоровительная...
Районный семинар педагогов-психологов. Доклад по теме: «Опыт работы по выявлению и профилактике раннего отклоняющегося поведения у детей»
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, свя...
Сообщение на педагогическом совете детского сада по теме: "Опыт работы по использованию здоровье сберегающих технологий в детском саду".
В дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств. Здоровье сберегающие технологии в детском саду - это технологии, направленные на решение приоритетно...
Доклад для воспитателей на тему:«Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МДОУ «Детский сад «Ветерок»
Доклад для воспитателей на тему: «Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МДОУ «Детский сад «Ветерок» п.Наваринка»...
Доклад на тему: «Опыт работы развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы личности детей дошкольного возраста»
Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к тому, что его окружает. Эмоционально-волевая сфера — это свойства личности человека, характеризующи...
Доклад на тему : «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации».
Доклад на тему :«Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»....
Доклад на тему "Опей ырынын кижизидилгеге ужур-дузазы"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Комментарии
Очень интересно, возьму себе
Очень интересно, возьму себе в копилку