Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога в рамках проектной площадки «Приобщение дошкольников здоровому образу жизни»
статья (старшая группа) на тему
В статье изложен аналитический обзор основы работы по здоровьесберегающим технологиям. Представлен опыт в раках реализации программы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни. Результаты тестирования. Анализ результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
piksaeva.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пиксаева Надежда Анатольевна, педагог-психолог
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 193 городского округа Самара
443091, Самара, пр. Карла Маркса, 422
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога
в рамках проектной площадки «Приобщение дошкольников здоровому образу жизни»
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский
Аннотация: В статье изложен аналитический обзор основы работы по здоровьесберегающим технологиям. Представлен опыт в раках реализации программы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни. Результаты тестирования. Анализ результатов.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни (ЗОЖ), психофизическое благополучие, проектная площадка «Приобщение дошкольников здоровому образу жизни», результаты тестирования, анализ.
Чрезвычайно актуальной как для настоящего, так и для будущего России продолжает оставаться проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Анализ состояния здоровья детей России свидетельствует о сохранении тенденций к росту заболеваемости, увеличению распространенности хронической патологии, снижению количества абсолютных здоровых детей во всех возрастно – половых группах, что подтверждается данными официальной статистики и результатами научных исследований [4, с.15]
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим [2, с.48]
Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Превалирование в структуре выявленной патологии заболеваний нервной системы, органов зрения и патологии опорно-двигательного аппарата (особенно в возрастной группе 6-7 лет) в большинстве случаев указывает на неизбежную причастность детей дошкольного возраста к веку информационных технологий (длительный просмотр телепередач и доступ к компьютерным играм). А предстоящие годы школьного обучения, неизбежно влекущие за собой повышенные требования к ещё не сформировавшейся центральной нервной системе, опорно-двигательному аппарату, а также повышенные нагрузки на зрительный анализатор, подчёркивают актуальность всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период [4, с.18]
Здоровье падает, нагрузка растет
В нашем ДОУ в течение последних двух лет реализуется проектная площадка «Приобщение дошкольников здоровому образу жизни». В рамках этой площадки и была разработана программа, рассчитанная на детей дошкольного возраста (3-7 лет) «Буду сильным и здоровым».
Цель: приобщить ребенка - дошкольника к ценностям здорового образа жизни.
Задачи: оптимизировать двигательную активность, психическое благополучие воспитанников.
- Формировать у детей желание самостоятельно использовать в свободной деятельности оборудование по здоровьесбережению.
- Расширять представление детей о своем организме.
- Обучать ориентироваться в пространстве относительно своего тела и подбирать соответствующие упражнения для укрепления здоровья.
- Обучать детей использованию здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни.
- Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
В ходе реализации программы используются различные здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, минутки здоровья с Су Джок, динамические паузы (физминутки), утренняя гимнастика [7, с.45]
Все мероприятия реализуются в ходе образовательной деятельности в режимных моментах в течение дня. В рамках тематической недели отрабатывается один комплекс, который сменяет другой в соответствии с темой недели [3, с.18]
По наблюдениям за динамикой формирования представлений о ЗОЖ и соблюдение правил, способствующих ЗОЖ и по результатам, полученным в процессе диагностической игры – теста «Можно - нельзя» и диагностической беседы «Как правильно поступать?» можем с уверенностью утверждать, что подобное применение здоровьесберегающих технологий дает хороший положительный результат. На 25% снизился уровень заболеваемости детей, показатели физического развития воспитанников возросли на 17%, по данным мониторинга психоэмоционального состояния детей у 100% воспитанников психоэмоциональное состояние находится на благополучном уровне, что свидетельствует о психофизическом благополучии, оптимизме и активности в преодолении каких-либо трудностей.
Пример тематическое планирование на 1 месяц
Тема недели | Пальчиковая гимнастика | Дыхательная гимнастика | Гимнастика для глаз | Минутки здоровья с Су Джок | Координация речи и движения | Комплекс гимнастик |
Знание–сила | «Вот за партами ребята» | «Мы паем» | «Глазкам нужно отдохнуть» | «Знают маленькие дети» | «Скоро в школу» | «Веселые человечки» |
Чудеса на грядках | «У Лариски две редиски» | «Высматриваем огурцы» | «Ветер» | «Тыква» | «Овощи» | «Собираем урожай овощей» |
Сад чудесный | «В сад за сливами» | «Яблоки и груши» | «Листочки» | «Фрукты» | «Компот» | «Готовим припасы на зиму» |
Ах, детский сад – твой мир чудесен! | «Не плачь, куколка моя» | «Надуй шарик» | «Очень долго рисовали» | «Этот малыш -Илюша, а эта малышка -Танюша» | «.Детский сад» | «Девочки и мальчики» |
Литература
- Алябьева Е.А. «Нескучная гимнастика», тематическая утренняя гимнастика, издательство ТЦ Сфера, 2014 г.
- Бурлакина О.В «Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания», издательство «Детство-пресс», 2012 г.
- Белова О.Е. «Цикл игровых комплексов», по программе «От рождения до школы», издательство «Учитель», Волгоград , 2014 г.
- Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников», издательство «Мозаика - Синтез», Москва, 2014 г.
- Дубровская С.В. «Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой», издательство РИПОЛ классик, Москва 2007 г.
- И-Шен «Су-Джок», издательство «Вектор»,Москва 2007г.
- Подольянская Е.И. «Формы оздоровления детей», кинезиологическая и дыхательная гимнастика, комплексы утренних зарядок, издание «Учитель», Волгоград 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Каждая из представленных технологий имеет психопрофилактическую направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность педагога-психолога способствует психологическому здоровью до...
Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».
- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни. Когда мы...
"Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога в детьми дошкольного возраста" консультация для педагогов
Арт-терапия -это технология лечения и развития при помощи искусства, творчества. С помощью арт-терапии мы развиваем в ребенке способность самовыражения и самопознания. Соответственно идет га...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2019 - 2022 уч.г. на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАна 2019 - 2022 уч.г.на тему«Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»...
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога ДОУ. Кинезиологические упражнения как средство развития интеллектуальных способностей ребенка- дошкольника
Использование кинезиологических упражнений как видздоровьесберегающих технологий Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед на...
« Нейроигры и нейропсихологческие упражнения, как здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога с детьми дошкольного возраста». Мастер-класс для педагогов
Значение нейроигр и нейропсихологических упражнений вразвитии ребенка....