Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога в рамках проектной площадки «Приобщение дошкольников здоровому образу жизни»
статья (старшая группа) на тему

В статье изложен аналитический обзор основы работы по здоровьесберегающим технологиям. Представлен опыт в раках реализации программы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни. Результаты тестирования. Анализ результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon piksaeva.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пиксаева Надежда Анатольевна, педагог-психолог

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида № 193  городского округа Самара

443091, Самара, пр. Карла Маркса, 422

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога

в рамках проектной площадки «Приобщение дошкольников здоровому образу жизни»

 

 Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. 

 От жизнерадостности, бодрости детей зависит 

 их духовная жизнь, мировоззрение,  умственное 

развитие,  прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

Аннотация: В статье изложен аналитический обзор основы работы по здоровьесберегающим технологиям. Представлен опыт в раках реализации программы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни. Результаты тестирования. Анализ результатов.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни (ЗОЖ), психофизическое благополучие, проектная площадка «Приобщение дошкольников здоровому образу жизни», результаты тестирования, анализ.

Чрезвычайно  актуальной как для настоящего, так и для будущего России продолжает оставаться проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Анализ состояния здоровья детей России свидетельствует о сохранении тенденций к росту заболеваемости, увеличению распространенности хронической патологии, снижению количества абсолютных здоровых детей во всех возрастно – половых группах, что подтверждается данными официальной статистики  и результатами  научных исследований [4, с.15]

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим [2, с.48]

Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Превалирование в структуре выявленной патологии заболеваний нервной системы, органов зрения и патологии опорно-двигательного аппарата (особенно в возрастной группе 6-7 лет) в большинстве случаев указывает на неизбежную причастность детей дошкольного возраста к веку информационных технологий (длительный просмотр телепередач и доступ к компьютерным играм). А предстоящие годы школьного обучения, неизбежно влекущие за собой повышенные требования к ещё не сформировавшейся центральной нервной системе, опорно-двигательному аппарату, а также повышенные нагрузки на зрительный анализатор, подчёркивают актуальность всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период [4, с.18]

Здоровье падает, нагрузка растет

В нашем ДОУ в течение последних двух лет реализуется проектная площадка «Приобщение дошкольников здоровому образу жизни». В рамках этой площадки и была разработана  программа, рассчитанная на детей дошкольного возраста (3-7 лет) «Буду сильным и здоровым».

Цель: приобщить ребенка - дошкольника к ценностям здорового образа жизни.

Задачи: оптимизировать двигательную активность, психическое благополучие воспитанников.

  • Формировать у детей желание самостоятельно использовать в свободной деятельности оборудование по здоровьесбережению.
  • Расширять представление детей о своем организме.
  • Обучать ориентироваться в пространстве относительно своего тела и подбирать соответствующие упражнения для укрепления здоровья.
  • Обучать детей использованию здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни.
  • Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

В ходе реализации программы используются различные здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, минутки здоровья с Су Джок, динамические паузы (физминутки), утренняя гимнастика [7, с.45]

Все мероприятия реализуются в ходе образовательной деятельности в режимных моментах в течение дня. В рамках тематической недели отрабатывается один комплекс, который сменяет другой в соответствии с темой недели [3, с.18] 

По наблюдениям за динамикой формирования представлений о ЗОЖ и соблюдение правил, способствующих ЗОЖ и по результатам, полученным в процессе  диагностической игры – теста «Можно - нельзя» и диагностической беседы «Как правильно поступать?» можем с уверенностью утверждать, что подобное применение здоровьесберегающих технологий дает хороший положительный результат. На 25% снизился уровень заболеваемости детей, показатели физического развития воспитанников возросли на 17%, по данным мониторинга психоэмоционального состояния детей у 100% воспитанников психоэмоциональное состояние находится на благополучном уровне, что свидетельствует о психофизическом благополучии, оптимизме и активности в преодолении каких-либо трудностей.

Пример тематическое планирование на 1 месяц

Тема недели

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Гимнастика для глаз

Минутки здоровья с Су Джок

Координация речи и движения

Комплекс гимнастик

Знание–сила

«Вот за партами ребята»

«Мы паем»

«Глазкам нужно отдохнуть»

«Знают маленькие дети»

«Скоро в школу»

«Веселые человечки»

Чудеса на грядках

«У Лариски две редиски»

«Высматриваем огурцы»

«Ветер»

«Тыква»

«Овощи»

«Собираем урожай овощей»

Сад чудесный

«В сад за сливами»

«Яблоки и груши»

«Листочки»

«Фрукты»

«Компот»

«Готовим припасы на зиму»

Ах, детский сад – твой мир чудесен!

«Не плачь, куколка моя»

«Надуй шарик»

«Очень долго рисовали»

«Этот малыш -Илюша, а эта малышка -Танюша»

«.Детский сад»

«Девочки и мальчики»

Литература

  1. Алябьева Е.А. «Нескучная гимнастика», тематическая утренняя гимнастика, издательство ТЦ Сфера, 2014 г.
  2. Бурлакина О.В «Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания», издательство «Детство-пресс», 2012 г.
  3. Белова О.Е. «Цикл игровых комплексов», по программе «От рождения до школы», издательство «Учитель», Волгоград , 2014 г.
  4. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников», издательство «Мозаика - Синтез», Москва,  2014 г.
  5. Дубровская С.В. «Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой», издательство РИПОЛ классик, Москва 2007 г.
  6. И-Шен «Су-Джок», издательство «Вектор»,Москва 2007г.
  7. Подольянская Е.И. «Формы оздоровления детей», кинезиологическая и дыхательная гимнастика, комплексы утренних зарядок, издание «Учитель», Волгоград 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Каждая из представленных технологий имеет психопрофилактическую направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность педагога-психолога способствует психологическому здоровью до...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».

- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.        Когда мы...

"Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога в детьми дошкольного возраста" консультация для педагогов

Арт-терапия -это технология лечения и развития при помощи искусства, творчества. С помощью арт-терапии мы развиваем в ребенке способность самовыражения и самопознания. Соответственно идет га...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2019 - 2022 уч.г. на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАна 2019 - 2022 уч.г.на тему«Здоровьесберегающие  технологии в  работе педагога – психолога ДОУ»...

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога ДОУ. Кинезиологические упражнения как средство развития интеллектуальных способностей ребенка- дошкольника

Использование кинезиологических упражнений как видздоровьесберегающих технологий    Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед на...