ПРОГРАММА дополнительного образования «Физическое развитие и воспитание детей через организацию занятий по ритмической гимнастике» для детей 4-7 лет
рабочая программа (средняя, старшая группа) на тему
Программа составлена по Ритмической мозайке А.И.Бурениной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ritmicheskoy_gimnastiki.rar | 45.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 20 «АЛЁНУШКА»
УТВЕРЖДАЮ ЗАВЕДУЮЩИЙ МДОУЦРР Д/С № 20 «АЛЕНУШКА» _____________/Старых Ю.В./ «____» ______________20___ г. ___________________________ |
ПРОГРАММА
дополнительного образования «Физическое развитие и воспитание
детей через организацию занятий по ритмической гимнастике»
для детей 4-7 лет
(Кружок «Спорт – здоровье, спорт – игра!»)
2015-2017 гг.
Евушкина Елена Владимировна,
инструктор по физической культуре
I квалификационной категории
п.Биорки, 2015 г.
Пояснительная записка
Представленная Программа дополнительного образования детей по ритмической гимнастике носит физическую направленность.
Актуальность Программы заключается в том, что она позволяет развивать у детей дошкольного возраста пластику движений, гибкость, способность к импровизации.
Педагогическая целесообразность: дошкольный возраст является началом всех начал - именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к физическим занятиям, раскрываются способности ребёнка. Таким образом, в дошкольном возрасте очень важно и просто необходимо развивать физическую силу ребенка.
Новизна программы состоит в том, что Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями.
Ритмические упражнения, непосредственно воздействуют на весь организм ребёнка. Это движения динамичного характера направленные на работу разных групп мышц. Посильная нагрузка формирует у детей выносливость, ловкость, гибкость и другие качества.
Занятия ритмической гимнастикой способствуют развитию психических процессов, совершенствование речи детей – речь становится ритмичной, четкой; эти занятия воздействуют на организм ребенка не только движением, но и музыкой. Весёлая музыка занятий, высокая двигательная активность детей развивают эмоциональную сферу детей - создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. Все это способствует гармоничному развитию дошкольников.
Целями данной Программы являются:
- психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела;
- укрепление здоровья детей и формирование интереса к здоровому образу жизни;
- приобщение детей к нетрадиционным занятиям физической культуры – ритмикой;
Для реализации поставленных целей мне необходимо решить следующие задачи:
- развивать эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- развивать способность к импровизации в движении;
- обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений;
- развивать творческое воображение и фантазию;
- развивать умение ориентироваться в пространстве;
- развивать ловкость, точность, координацию движений, гибкость и пластичность;
- развивать способность воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение и характер, понимать содержание
Отличительной особенностью Программы является развитие у детей всевозможных телодвижений (из области гимнастики, хореографии, пантомимы, ритмики и пр.), сопровождаемых музыкой, доступных детям в возрасте от 4 до 7 лет.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 4-7 лет.
Срок реализации программы: 2 года, 2015-2016 и 2016-2017 уч.гг.
Форма занятий – групповая (кружок)
Режим занятий:
День недели | Кол-во занятий в неделю | Длительность одного занятия | Кол-во занятий в году | |
1год | понедельник | 1 | 20 мин | 32 |
2 год | понедельник | 1 | 25 мин | 32 |
Ожидаемые результаты.
К концу 1-го года обучения ребенок должен уметь:
- передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения;
- ориентироваться в пространстве - самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
- самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
- исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
- выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
К концу 2-го года обучения ребенок должен уметь:
- передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания);
- ориентироваться в пространстве - самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка, «воротики», «спираль»).
- сочинять несложные движения и их комбинации;
- умение изменять движения в соответствии темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам;
- вести себя в группе во время занятий, в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых;
- точно и правильно исполнять движения в танцевальных и гимнастических композициях.
Способы определения результативности ожидаемых результатов:
- конкурсы (на лучшую импровизацию, четкость выполнения элементов музыкально-ритмических композиций);
- диагностические исследования (ведение индивидуальных карт развития).
Формы подведения итогов реализации программы:
- праздники и развлечения (2)
- концерты(2)
- выступления на родительских собраниях (2)
Содержание программы (1 год обучения)
№ п/п | Наименование раздела, краткое содержание | Сроки | Количество часов | Примеча ние |
1 | Введение | октябрь | 1 | |
2 | «Марш» - музыкально – ритмическая композиция Цели: развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, развитие ритмического слуха, ловкости и точности движений. | 3 | В течение месяца проведение диагностических исследований | |
3 | «Чунга-чанга» - музыкально – ритмическая композиция Цели: развитие точности, ловкости, координации движений, быстроты реакции, чувства ритма, способности к импровизации. | ноябрь | 4 | |
4 | Игра «Козочки и Волк» Цели: развитие творческого воображения, музыкального слуха, выразительности движений. | декабрь | 4 | |
5 | «Вместе весело шагать» - музыкально – ритмическая композиция Цели: формирование навыков ходьбы, исполнения ритмичных подскоков, развитие чувства ритма, координации движений. | январь | 4 | |
6 | «Наши любимые игрушки» - музыкально – ритмическая композиция Цели: развитие выразительности движений, образного мышления, чувства ритма. Формирование навыков кружения на месте на подскоках, развитие координации, точности и ловкости движений, памяти и внимания, способности к импровизации, умения сочетать движения с музыкой в быстром темпе. | февраль | 4 | |
7 | «Танцуй сидя» - музыкально – ритмическая композиция Цели: развитие координации движений, чувства ритма, произвольного внимания, способности к импровизации. | март | 4 | |
8 | «Все мы делим пополам» -музыкально – ритмическая композиция Цели: развитие музыкального слуха, внимания, умения ориентироваться «на себя» и «от себя» | апрель | 4 | |
9 | Танец – игра «Найди себе пару» Цели: развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве, коммуникативных навыков, способности к импровизации. | май | 4 | |
10 | Выступление на родительском собрании; Концерт для родителей | декабрь, май | 1 1 |
Календарно-тематическое планирование (1 год обучения)
№ п/п | Тема занятия | Сроки проведения | Количество часов |
1 | Вводное занятие «Движение – это жизнь». Ознакомление детей с кружком «Спорт-здоровье, спорт-игра!» | октябрь | 1 |
2 | «Марш». Слушание музыки Г.Свиридова Знакомство с движениями под музыку. Развитие музыкальности, способности к импровизации. | 1 | |
3 | «Марш». Обучение детей движениям под музыку, обратить внимание на координацию движений. | 1 | |
4 | «Марш». Отработка ритмических движений. Обучение гибкости, пластичности движений. | 1 | |
5 | «Чунга-чанга».Слушание музыки В.Шаинского. Импровизация в движениях | ноябрь | 1 |
6 | «Чунга-чанга».Обучение движений под музыку. Развитие импровизации, музыкальности, гибкости, координации движений. | 1 | |
7 | «Чунга-чанга».Закрепление выученных движений. Исполнение композиции целиком в быстром темпе. Отработка техники выполнения. | 1 | |
8 | Праздник для детей «Танцевальный ринг» | 1 | 1 |
9 | Игра «Козочки и Волк». Слушание музыки. Импровизация в движениях | декабрь | 1 |
10 | «Козочки и Волк». Обучение движений под музыку. Развитие координации движений, быстроты реакции, чувства ритма. | 1 | |
11 | «Козочки и Волк». Закрепление выученных движений. Отработка ритмических движений | 1 | |
12 | Участие в родительском собрании | 1 | |
13 | «Вместе весело шагать». Слушание Развитие способности к импровизации | 1 | |
14 | «Вместе весело шагать». Учить согласовывать ритм движений с музыкой. Развитие ловкости, координации движений. | январь | 1 |
15 | «Вместе весело шагать». Закрепление выученных движений. Отработка техники выполнения. | 1 | |
16 | «Вместе весело шагать». Исполнение композиции целиком в быстром темпе. Обучение гибкости и пластичности движений. | 1 | |
17 | «Наши любимые игрушки». Слушание музыкально - ритмической композиции спортивной направленности Пластические импровизации детей. | 1 | |
18 | «Наши любимые игрушки». Знакомство с движениями под музыку. Развитие чувства ритма, точности и ловкости движений. | февраль | 1 |
19 | «Наши любимые игрушки». Закрепление выученных движений. Отработка техники выполнения. | 1 | |
20 | «Наши любимые игрушки». Исполнение композиции целиком в быстром темпе. Обучение гибкости и пластичности. | 1 | |
21 | «Танцуй сидя». Слушание музыкально - ритмической композиции муз.Б.Савельева. Развитие творческого воображения и фантазии. Импровизация. | 1 | |
22 | «Танцуй сидя». Обучение движений под музыку. Развитие музыкальности, гибкости, способности к импровизации. | март | 1 |
23 | «Танцуй сидя». Обучение техники выполнения. | 1 | |
24 | «Танцуй сидя». Отработка ритмических движений комплекса «Танцуй сидя». | 1 | |
25 | «Все мы делим пополам». Слушание музыкально-ритмической композиции муз.В.Шаинского. Импровизация. | 1 | |
26 | «Все мы делим пополам». Знакомство с движениями под музыку. Развитие умение передавать в движении характер музыки и её настроение. | апрель | 1 |
27 | «Все мы делим пополам». Обучение детей движениями под музыку. | 1 | |
28 | «Все мы делим пополам». Отработка точности и правильности исполнения ритмических движений комплекса «Все мы делим пополам». | 1 | |
29 | Танец – игра «Найди себе пару». Слушание музыки М.Спадавеккиа. Импровизация в движениях. | 1 | |
30 | Танец – игра «Найди себе пару». Обучение движений под музыку. Развитие импровизации, музыкальности, гибкости, координации движений. | май | 1 |
31 | Танец – игра «Найди себе пару». Закрепление выученных движений. Отработка техники выполнения. | 1 | |
32 | Танец – игра «Найди себе пару». Исполнение композиции целиком в быстром темпе. | 1 | |
33 | Диагностические исследования. | 1 | |
34 | Отчетный концерт для родителей | 1 |
Содержание программы (2 год обучения)
№ п/п | Наименование раздела, краткое содержание | Сроки | Количество часов | Примечание |
1 | Введение | Октябрь | 1 | |
2 | «Весёлый дождик» - музыкально-ритмическая композиция. Цели: развитие выразительности движений, образного мышления, чувства ритма. Формирование навыков кружения на месте на подскоках, развитие координации, точности и ловкости движений, памяти и внимания, способности к импровизации, умения сочетать движения с музыкой в быстром темпе. | 4 | ||
3 | «В осеннем лесу» - музыкально-ритмическая композиция спортивной направленности. Цели: развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом. | Ноябрь | 4 | |
4 | «Аэробика» - развитие точности, ловкости, координации движений, быстроты реакции, чувства ритма, способности к импровизации. Отработка ритмических движений комплекса «Аэробика» | Декабрь | 4 | |
5 | «Воздушная кукуруза» - музыкально-ритмическая композиция спортивной направленности. Цели: развитие чувства ритма, координации, точности и ловкости | Январь | 3 | |
6 | «Хорошее настроение» Цели: развитие способности воспринимать музыку, т.е.чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание, умение изменять движения в соответствии с различным темпом, формой и ритмом музыки. | Февраль | 3 | |
7 | «В мире животных» Цели: развитие творческого воображения, фантазии, музыкального слуха, выразительности движений. | Март | 4 | |
8 | «Цирковые лошадки» - музыкально-ритмическая композиция. Цели: развитие выразительности движений, образного мышления, чувства ритма. Формирование навыков кружения на месте на подскоках, развитие координации, точности и ловкости движений, памяти и внимания, способности к импровизации, умения сочетать движения с музыкой в быстром темпе. | Апрель | 4 | |
9 | «Танцкласс» - музыкально-ритмическая композиция. Цели: развитие чувства ритма, координации, точности и ловкости движений, красивой осанки, гибкости и пластичности. | Май | 4 | В течение месяца проведение диагностических исследований, заполнение карт |
10 |
Выступление на родительском собрании; Праздник; Концерт для родителей | январь, февраль май | 3 |
Календарно-тематическое планирование (2 год обучения)
№ п/п | Тема занятия | Сроки проведения | Количество часов |
1 | Введение. Проведение диагностических исследований. | октябрь | 1 |
2 | «Весёлый дождик». Слушание музыки М.Леграна, мелодия из к/ф «Шербургские зонтики». Импровизация | 1 | |
3 | «Весёлый дождик». Знакомство с движениями под музыку. Развитие музыкальности, способности к импровизации. | 1 | |
4 | «Весёлый дождик». Обучение детей движением под музыку, развитие координации движений. | 1 | |
5 | «Весёлый дождик». Отработка ритмических движений комплекса «Весёлый дождик». Обучение гибкости, пластичности движений. | 1 | |
6 | «В осеннем лесу». Слушание музыки (композиция на «Французскую песенку» в исполнении Ф.Гойи). Импровизация в движениях. | ноябрь | 1 |
7 | «В осеннем лесу». Обучение движений под музыку. Развитие импровизации, музыкальности, гибкости, координации движений. | 1 | |
8 | «В осеннем лесу». Закрепление выученных движений. Отработка техники выполнения. | 1 | |
9 | «В осеннем лесу». Исполнение композиции целиком в быстром темпе. | 1 | |
10 | «Аэробика». Слушание музыки. Обратить внимание на ритмичность музыки. | декабрь | 1 |
11 | «Аэробика». Обучение движений под музыку. Развитие координации движений, быстроты реакции, чувства ритма. | 1 | |
12 | «Аэробика». Закрепление выученных движений | 1 | |
13 | «Аэробика». Отработка ритмических движений комплекса «Аэробика» | 1 | |
14 | «Воздушная кукуруза». Слушание музыкально - ритмической композиции спортивной направленности муз.Т.Спенсера. Пластические импровизации детей. | январь | 1 |
15 | «Воздушная кукуруза». Знакомство с движениями под музыку. Закрепление выученных движений. Отработка техники выполнения. | 1 | |
16 | «Воздушная кукуруза». Исполнение композиции целиком в быстром темпе. Обучение гибкости и пластичности. | 1 | |
17 | Выступление на родительском собрании | 1 | |
18 | «Хорошее настроение». Слушание композиции на музыку П.Мориа. Развитие способности воспринимать музыку, т.е.чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание. Импровизация. | февраль | 1 |
19 | «Хорошее настроение». Знакомство с движениями под музыку. Развитие музыкальности, координации движений. | 1 | |
20 | «Хорошее настроение». Обучение детей движениям под музыку. Умение изменять движения в соответствии с различным темпом, формой и ритмом музыки. | 1 | |
21 | Музыкально-спортивный досуг | 1 | |
22 | «В мире животных». Слушание музыкально - ритмической композиции муз.П.Мориа. Развитие творческого воображения и фантазии. Импровизация. | март | 1 |
23 | «В мире животных». Обучение движений под музыку. Развитие музыкальности, гибкости, способности к импровизации. | 1 | |
24 | «В мире животных». Обучение техники выполнения движений. | 1 | |
25 | «В мире животных». Отработка ритмических движений комплекса «В мире животных». Обучение гибкости, пластичности. | 1 | |
26 | «Цирковые лошадки». Слушание музыкально-ритмической композиции муз. П.Мориа. Импровизация. | апрель | 1 |
27 | «Цирковые лошадки». Знакомство с движениями под музыку. Развитие умение передавать в движении характер музыки и её настроение | 1 | |
28 | «Цирковые лошадки». Обучение детей движениями под музыку. Обратить внимание на развитие чувства ритма, координации движений | 1 | |
29 | «Цирковые лошадки». Отработка точности и правильности исполнения ритмических движений комплекса «Цирковые лошадки» | 1 | |
30 | «Танцкласс». Слушание музыкально-ритмической композиции муз.Ф.Лоу. Развитие способности к импровизации. | май | 1 |
31 | «Танцкласс». Учить согласовывать ритм движений с музыкой. Развитие ловкости, координации движений. | 1 | |
32 | «Танцкласс». Закрепление выученных движений. Отработка техники выполнения. | 1 | |
33 | «Танцкласс». Исполнение композиции целиком в быстром темпе. Обучение гибкости и пластичности движений | 1 | |
34 | Отчетный концерт для родителей. | 1 |
Материально-техническое обеспечение программы:
1.Описание движений музыкально-ритмических композиций.
2.Описание музыкально-ритмических игр.
3.Методические разработки.
4.Спортивное оборудование (гимнастические палки, обручи, мячи).
5.CD и DVD диски.
Методическое обеспечение программы:
1.Описание движений музыкально-ритмических композиций.
2.Описание музыкально-ритмических игр.
3.Методические разработки. «Музыкально –двигательные фантазии» .Описание импровизаций.
Используемая литература:
1.Бекина С.И. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей).- М.:Просвещение, 1983.-208с.
2.Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).-2-е изд., - СПб.: ЛОИРО, 2000.-220с.
3.Елисеева Е.И. Ритмика в детском саду.- М.:УЦ «Перспектива»,2012.-101с.
4.Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика: Методика и физиологическое воздействие.-М.:ФиС, 1985.-158с.
5.Лисицкая Т.С.Ритмическая гимнастика Ж.Далькроза.-М.:ФиС, 1987.-86с.
6.Лисицкая Т.С. Пластика, ритм.-М.:Физкультура и спорт, 1985.
7.Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. – М.:Академия, 1999.
8.Ротэрс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика.-М.:Просвещение, 1989.
9.Фарфель В.С. Развитие движений у детей дошкольного возраста.-М.,1974.
10.Фомина Н.А. Сказочный театр физической культуры.- Волгоград:Учитель, 2003.-96с.
11.Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков/Психокоррекция: теория и практика.-М.,1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческих способностей детей через обучение технике торцевание «Город мастеров»
Данный материал представляет работу с детьми старшей и подготовительной группыс ииспользованием техники торцевание.....
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Рабочая программа дополнительного образования физического развития детей
Цель :Укрепление здоровья воспитанников, развитие двигательной деятельности детей. Задачи:· Развитие лов...
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение технике квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань «Волшебный завиток» подготовительная группа
Данная программа дополнительного образования разработанна для подготовительной к школе группы в детском саду.Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – это искусство длинные и узкие полоски бумаги...
Программа дополнительного образования по развитию физических качеств детей дошкольного возраста (программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования) (подвижные игры
Кружок "Непоседы"...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.
Рабочая программадополнительного образованияпо развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок. срок...
Программа дополнительного образования по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста "Здоровье" на 2020-2021 учебный год
Программа дополнительного образования по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста "Здоровье" на 2020-2021 учебны...