Мастер-класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры».
консультация (подготовительная группа) на тему
Мастер-класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klassdokument_microsoft_office_word_2.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено:
заведующий МДОУ
«Детский сад №7 «Рябинушка»
__________О.Я.Кляйн
23.11.2013год
Мастер – класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры».
Цель: Систематизировать представления воспитателей о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми;
2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр;
3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.
Оборудование:
плакат с изображением лепестков цветка с надписью образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «, «Художественное творчество», атрибуты к подвижным играм, шпаргалки для участников со словами игры, маленький мячик, журналы «Мурзилка».
Участники мастер – класса приглашаются занять свои места.
-Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен русским народным играм и их значению в приобщении к здоровому образу жизни младших школьников.
Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья детей. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Современные дети много времени уделяют компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения дошкольников приводит к потери здоровья.
Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.
-Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья (Участники мастер – класса выполняют задание).
-А теперь расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников? (Участники мастер – класса выполняют задание).
-Подвижные игры просто необходимы детям любого возраста - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
-Уважаемые коллеги! Я хочу представить гипотезу: Русская народная игра как одно из средств, приобщения к здоровому образу жизни младших школьников. Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Я думаю, что вы со мной согласитесь, что подвижных игр дети знают очень мало, особенно народных. В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место, Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
-Уважаемые педагоги! Я предлагаю составить картотеку русских народных подвижных игр, мне понадобится ваша помощь. Необходимо распределить русские подвижные игры на группы:
1. Русские народные игры, отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
2. Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.
3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью.
(Участники получают карточки с названием и описанием русских народных подвижных игр и распределяют по выделенным группам)
- А пока участники выполняют задание, уважаемые зрители, хочу рассказать, как появились детские считалки. Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. В настоящее время детские считалки это распределение ролей и установление очередности в игре, чтобы всем было весело и никому не обидно. На сайте журнала «Мурзилка» вы найдете различные детские считалки: смешные и добрые, а еще детские песенки, детские сказки, детские стихи, загадки, скороговорки и еще много-много интересностей.
Детские считалки представляют собой краткие зарифмованные стишки, цель которых – определение ведущего игры. Интересно, что считалки берут своё начало оттрадиций глубокой древности, когда охотники верили, будто бы удачуили неудачу в будущей охоте можно определить по количеству убитой дичи. И хотя сейчас задача детских считалок иная, своеобразное магическое очарование в них всё же сохранилось, ведь на кого падёт выбор, тому и повезёт. Любая считалка учит детей следовать правилам игры, ведь водящий выбирается объективно, по воле случая. Таким образом, можно сказать, что детские считалки выполняют важную функцию в воспитании ребёнка: они вырабатывают в его характере такие качества, как чувство товарищества и честность. Разучивая с детьми различные считалки, Вы тренируете их память и чувство ритма. Считалки – превосходный образец изустного народного творчества, ведь они передаются от ребёнка к ребёнку во время игры. Считалки являются наиболее простым способом вовлечь ребёнка в игру и привлечь его внимание.
(Участники – мастер- класса объясняют выполнение своего задания)
-Уважаемые коллеги! Я думаю, что вы уде справились с заданием и готовы рассказать, какие игры вы отобрали.
1. «Гуси-лебеди», «Волк во рву» , «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка» , «Зайцы в огороде» , «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки» , «У медведя во бору», «Филин и пташки».
2. «Дедушка-рожок», «Домики», «Встречный бой», "Заря" «Каравай», «Охотники и утки», «Ловись, рыбка», «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка».
"Продаем горшки", "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи"
3. «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетягивание каната», «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Бои на бревне», «Ляпка».
Уважаемые коллеги! Мы с вами поиграем в русские народные игры «Заря», «Филин и пташки»
- Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминологией. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры развивается внимание, мышление, воображение, память.
Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями считалками. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма. Они несут в себе разную социальную направленность. Приобщаются к национальной культуре. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.
В своей работе при проведении подвижных игр учитываю возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.
Иногда я использую жеребьевки – угады . Например: один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: кто угадает, тому водить.
Если игра требует разделение на команды, использую сговор, уговор, подбор. В таких играх вначале выбираю ведущих, затем определяется состав команд, Разделить всех игроков помогаю сговорки, Дети делятся на пары отходят в сторону и сговариваются, между собой придумывая названия смешные клички, чаще в форме рифмовок
Медведя лохматого или козла рогатого.
Для детей младшей группы я выбираю наиболее простые игры, которые привлекают своей напевностью, эмоциональностью « Заря», «Гуси-лебеди», «Каравай». Для детейстаршего дошкольного возраста подбираю игры, связанные с историей родной страны, народной культурой, фольклором (знакомлю с пословицами, поговорками, приметами), а также с календарные народные игры. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении.
На Новый год, Колядки проводила следующие игры: «Жмурки»; «Дедушка - рожок», «Слепой козел», «Звонарь»
Масленица: «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки»,
Пасха: «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые», «Вышибала»
-Уважаемые участники, собираю снова вас на игру! («Звонари», «Колечко»)
- Я провожу русские народные подвижные игры на прогулке, включаю в непосредственно образовательную деятельность по физической культуре, в развлечениях, динамическом часе, в свободное отзанятий время.. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм.
Благодаря знакомству с русскими народными играм, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.
Я хочу поблагодарить, участников мастер- класса и спросить смогла ли я сегодня доказать свою гипотезу: «Русская народная игра - одно из средств приобщения к здоровому образу жизни младших школьников». Смогла доказать или нет - отметьте смайликом.
Карточка оценки:
Да, смогла доказать | ☺ |
Не совсем | • |
Я не согласен(а) с утверждением автора | ☹ |
Русские народные игры
Ляпка
Один из играющих - водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая: "На тебе ляпку, отдай ее другому!" Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку. Так играют в Кировской области. А в Смоленской области в этой игре водящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает: "У кого был?" - "У тетки".- "Что ел?" - "Клёцки".- "Кому отдал?" Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становится водящим.
Правила игры. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.
Заря
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо плато.
Филин и пташки
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал. На сигнал "Филин!" все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.
Игра в «Звонари».
Играли на Руси в неё так.
Выбирались двое ребят: один с колокольчиком «звонарь», другой -«жмурка».
Все играющие вставали в круг, а «звонарь» и «жмурка» выходили на середину круга.
«Жмурке» завязывали глаза.
«Звонарь», приговаривая: «Диги-дон, диги-дон, отгадай, откуда звон!» -увёртывался от «жмурки», который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить пояском.
Дедушка-рожок
Один из играющих — «дедушка-рожок» (водящий). Ему отводится дом. Затем все остальные играющие делятся на две равные партии, расходятся на две противоположные стороны, по бокам «дома» водящего. При этом каждая партия проводит для себя черту или кладет жердь, обозначая тем самим свой «дом». Свободное пространство между домами называется полем. Когда для игры все готово, «дедушка-рожок» из своего «дома» спрашивает: — Кто меня боится? — Никто,— отвечают играющие и перебегают из одного своего «дома» в другой через поле, поддразнивая при этом водящего: — Дедушка-рожок на печи дыру прожег. Водящий ловит перебегающих и пойманных отводит в свой «дом». Перебегающие могут выручать пойманных: пока водящий занят ловлей кого-либо из бегущих, один из играющих подбегает к «дому» водящего и дотрагивается рукой до пойманного, который после этого считается вырученным и может снова присоединяться к своей группе. Когда водящий переловит всех, тогда водить в следующей игре начинает пойманный прежде других. Иногда же пойманные водящим становятся его помощниками и вместе с ним ловят остальных играющих.
Колечко ( вариант подвижной игры)
На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3—4 раза, стоя на одном месте. Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «Я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить. Правила игры: 1. Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя. 2. Водящий говорит слова: «Я иду искать» — с закрытыми глазами. 3. Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени. |
Список используемой литературы и Интернет-сайтов:
1. А. В. Кенеман «Детские подвижные игры народов мира». Издательство «Просвещение» Москва. 1988 год
2.А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной
Детские подвижные игры народов СССР, М. 1986 год
3.http://www.murzilka.org/glossary/detskie_schitalki/
4. http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?titl
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры".
Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам....
«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
Мастер-класс для педагогов с подборкой игр на улице и в помещении....
Мастер класс "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры"
"Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры"...
Мастер – класс для педагогов на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
Русские народные подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста: развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение...
Мастер - класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни....
Мастер- класс для воспитателей на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
Мастер- класс для воспитателейна тему:«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»...
Мастер – класс для воспитателей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм. Благодаря знакомству с русскими народны...