Консультация для педагогов "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры".
консультация на тему
Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.
Русская народная игра – традиционная игра, которая имеет развлекательную основу, и включает в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства, отражающая образ жизни, национальные традиции, обычаи.
Русские народные игры очень многообразны: настольные игры, хороводные игры, сюжетные игры с народными песнями, прибаутками, плясками.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляются лучшие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. В сюжетных играх действия играющих определяется сюжетом и ролью, которую они выполняют. Цель проведения таких игр всегда имеет три аспекта:
-познавательный (приобщать детей к народной культуре, расширить круг знаний о традициях, обычаях, укладе жизни народов Росси);
-развивающий (способствовать развитию навыков налаживания диалога);
-воспитательный (развивать способность к действенному взаимоотношению и взаимопониманию).
Сюжетные русские народные игры, наиболее привлекательны и доступны для освоения и младшим дошкольникам, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста.
Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовки играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (например, хорошо бьющего по мячу выбирают капитаном и дают дополнительный удар).
Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры ( количество игроков, длина и ширина площадки, размер биты, размер повязки, например в игре "Жмурки" и т.д.).
Русские народные игры представляют собой деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности детей.
Русские народные игры, поделены на четыре раздела:
1. Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: "Гуси-лебеди", "Волк во рву" , "Волк и овцы" , "Вороны и воробьи", "Змейка" , "Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", "Коршун и наседка , "Филин и пташки". "Лягушата" и их различные варианты.
2. С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел, "Быт русского народа", в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные игры: "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка". "Птицелов", "Рыбаки",
"Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.
3. С большим интересом дошкольники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: "Городки", "Горелки", "Жмурки", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Пятнашки", "Считалки", "Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.
4. Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем), "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг", "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Бои на бревне" и их различные варианты.
Таким образом, русские народные игры являются одним из компонентов, направленным на духовное совершенствование личности детей, расширение их историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.
Список литературы:
- М.Ф. Литвинова. Русские народные игры для детей дошкольного младшего школьного возраста: Практическое пособие-М.: Айриспресс 2003 г.
- Г. Науменко. Русские народные игры и хороводы «Берёзовая карусель». Москва «детская литература» 1980 г.
- О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к русской народной культуре: Программа. Учебно-методическое пособие.-СПБ. Детство-Пресс, 2004 г.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры».
Мастер-класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры». ...
«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
Мастер-класс для педагогов с подборкой игр на улице и в помещении....
Мастер класс "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры"
"Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры"...
Мастер – класс для педагогов на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
Русские народные подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста: развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение...
«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
Систематизация представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни....
Мастер - класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни....
Семинар-практикум для педагогов: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Задачи:1. Познакомить п...