Мастер – класс для педагогов на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
презентация на тему
Русские народные подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста: развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» п. Куйбышев Среднеахтубинского района Волгоградской области
Мастер – класс
для педагогов на тему:
«Приобщение дошкольников
к здоровому образу жизни
через русские народные игры»
Подготовила:
воспитатель 1 категории
Решнова Наталья Петровна
февраль 2018 г.
Цель: систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми.
2. Мотивировать педагогов на применение РНИ в работе с детьми.
3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.
Материалы: мультимедийная презентация, ноутбук; карточки с русскими народными играми (9); мяч средних размеров; атрибуты к подвижным играм (1-стулья на 1 меньше, чем участников, маски зверей, парик для ведущего; 2- повязка для глаз; 3- обруч, парик и метла; 4-длинная верёвка 4-5 м); 2 корзинки, по 6-7 маленьких мячей двух цветов.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен русским народным играм и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников.
Сегодня наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потери здоровья.
Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.
Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделится секретами сохранения и укрепления своего здоровья. (Участники мастер – класса выполняют задание)
А теперь расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников? (Участники мастер – класса выполняют задание)
Остановимся на подвижных играх, а именно на русских народных подвижных играх. Они просто необходимы детям дошкольного возраста: развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
В жизни русского народа игры и игрища (игрище — игровая часть массового народного праздника, включающая ряжение, веселье, забавы, песни, потехи, пляски, собственно игры, состязания, хороводы и т.д.) с глубокой древности занимали ведущее место, посвящены они языческим праздникам. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее. Большая часть народных обрядов была связана с преклонением перед силами природы.
Некоторые старинные народные обряды:
Вербница. Это большой праздник, который празднуют в субботу и воскресенье за неделю до Пасхи. Вербница стала своего рода детским праздником с обязательным посещением вербного базара. В Москве такой базар устраивался на Красной площади. Здесь детям покупали красочно оформленные ветки вербы, яркие бумажные цветы, красные шары, искусные игрушки, свистульки и дудки, сладости. Из старинных традиций и сейчас еще сохраняется обычай рано утром в Вербное воскресенье слегка стегать детей для здоровья освященной веткой вербы.
Масленица. Во время Масленицы катались на лошадях, что в прошлом совершалось с целью очищения от злых духов, изгнания их с помощью звона колокольчиков и бубенчиков, пения весёлых песен, смеха.
Праздник летнего солнцестояния (24 июня, в православии его отмечают 7 июля). В христианстве в это время празднуется Рождество Иоанна Предтечи (24 июня), поэтому праздник называют Ивановым днем. Верили, что в ночь «на Ивана» природа открывает человеку свои сокровенные тайны и силы, клады и чудесные свойства цветущего мира. Собирать травы русские считали столь важным занятием, что в большинстве мест Иванов день называют Иваном Травником, Иваном Травным, Иваном Цветным, реже — Иваном Купалой. По поверью, перепрыгнувший через костер обретал крепкое здоровье и удачу на текущий год. Пеплу от костра приписывали особую силу, несущую свет и тепло, очищающую от всего недоброго.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
Русские подвижные игры можно разделить на 3 группы:
1. Русские народные игры, отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
2. Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.
3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью
(Участники получают карточки с названием и описанием русских народных подвижных игр и распределяют по выделенным группам. Три игры под п.2 проигрываются).
Предлагаю поиграть в «Веревочку», а после игры определить, к какой группе её можно отнести (3).
Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить. Правила. 1. Играющие должны веревку держать двумя руками. 2. По ходу игры веревка не должна падать на землю.
Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминология. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры развивается внимание, мышление, воображение, память.
Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как русские народные игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями, считалками. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Приобщаются к национальной культуре. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.
При проведении подвижных игр учитываются возрастные особенности детей, физическая подготовленность, количество детей и условия проведения.
Для младшего дошкольного возраста: наиболее простые игры, которые привлекали своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору», «Шёл козёл по лесу», «Мотылёк».
К концу учебного года уже со второй младшей группы можно вводить правило: каждая игра начинается с выбора водящего. Это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.
Например:
Таря-Маря в лес ходила
шишки ела
нам велела
а мы шишек не едим
Таре - Маре отдадим!
Белки зайцев угощали
И морковку подавали.
Все орешки сами съели.
А водить тебе велели!
Гномик золото искал
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал: "Как же быть?!"
Выходи! Тебе водить!
Ани-бани, трукатани,
Едет баба по Рязани,
Она едет на печи,
Продает калачи. Калач горяч,
Выходи, не плачь!
- Аист-аист, аист - птица,
Что тебе ночами снится?
Мне болотные опушки,
- А еще?
Еще лягушки.
Их ловить, не изловить.
Вот и все, тебе водить!
Мы собрались поиграть.
Ну кому же начинать?
Раз, два, три -
Начинаешь водить ты!
(Примеры считалок от воспитателей)
Так же можно использовала жеребьевки – угады. Например: один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: кто угадает, тому водить.
Со среднего дошкольного возраста, если игра требует разделение на команды, можно использовать сговор. В таких играх вначале выбирают ведущих, затем определяется состав команд. Разделить всех игроков помогаю сговорки. Дети делятся на пары отходят в сторону и сговариваются, между собой придумывая названия смешные клички, чаще в форме рифмовок.
Кого выбираешь? или Что возьмешь? или Кого в гости пригласишь?
Медведя лохматого или козла рогатого.
Из речки ерша или из леса ежа.
Таракана усатого или тигрёнка полосатого.
Конь вороной или хомут золотой?
Шары катить или воду пить?
Серую утку или деревянную дудку?
Наливное яблочко или золотое блюдечко?
Предлагаю поиграть в игру, в которой нужно разделиться на команды с помощью сговора: « Бояре»
Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.
Первая команда идет вперед со словами:
-Бояре, а мы к вам пришли!
И возвращается на прежнее место:
-Дорогие, а мы к вам пришли!
Другая повторяет этот маневр со словами:
-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?
Начинается диалог:
-Бояре, нам веста нужна. Дорогие, нам веста нужна.
-Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?
Первая команда совещается и выбирает кого-то:
-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).
Дорогие нам вот эта мила.
Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.
Диалог продолжается:
-Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.
-Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.
-Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.
-Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.
-Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.
-Бояре, а мы к лекарю сведем. Дорогие, а мы к лекарю сведем.
-Бояре, она лекаря укусит. Дорогие, она лекаря укусит.
Первая команда завершает:
Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам весту навсегда!
Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.
Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.
Мастер – класс подходит к концу. Надеюсь, что все присутствующие пришли к выводу, что русская народная игра - это одно из средств приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста. Если «да», то положите в корзинку мячик красного цвета, если «нет» - синего цвета.
Я предлагаю вам добавить нужное слово.
«Доскажи словечко».
Мы сегодня не устали,
Потому что ………….. (поиграли).
Много нас собралось вместе,
Было очень ………………… (интересно).
Игр нам разных показали.
Новых много мы………….. (узнали).
Русские народные
Игры хороводные
Не пристало забывать,
Будем чаще в них………….(играть).
На такой оптимистической ноте мне бы хотелось закончить мастер класс (пригласить всех на чай с сушками, да на кисель с ватрушками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Приобщаем детей к здоровому образу жизни»
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Формирование здоровья детей является приоритетным направлением, а также сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование привыч...
Мастер-класс для педагогов "Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста"
Представление педагогических приемов и форм взаимодействий воспитателя с детьми по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни....
План по самообразованию педагога на тему "Приобщение детей к здоровому образу жизни".
План самообразования на тему "Приобщение детей к здоровому образу жизни" с целью формирования представлений о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека, о здоровье и бо...
Мастер- класс для педагогов: "Здоровьесберегающие технологии в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста" (из опыта работы). Выступление на педагогическом совете №2 от 26.11.2015 года
Мастер- класс познакомит педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий, с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей, а также...
Консультация на тему: Приобщение дошкольников к истокам культуры через русские народные подвижные игры.
рекомендации для воспитателей , как можно приобщать детей к истокам русской культуры...
Мастер- класс для воспитателей на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
Мастер- класс для воспитателейна тему:«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»...
Мастер – класс для педагогов на тему: «Приобщение дошкольников к традициям и обычаям родного края»
Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников....