Доклад на тему: Здоровье сберегающие технологии при подготовке детей к школе"
материал (подготовительная группа) на тему
Доклад содержит понятия что такое вообще здоровье, и виды используемых мной здоровье сберегающих технологий в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад: "Здоровье сберегающие технологии при подготовке детей к школе" | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
В Современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к будущим школьникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Полноценное физическое развитие и здоровье детей – это основа формирования личности. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Прежде чем приступить к рассматриванию вопроса о здоровье- сберегающих технологиях при подготовке детей к школе, остановимся на понятии : « Что такое здоровье- сберегающие технологии», и само понятие «здоровье».
Что такое здоровье сберегающие технологии?
под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.
Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Здоровье сберегающий процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на достижение целей здоровье сбережения и здоровье обогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определённых профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу ещё в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально- педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и чёткость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики, отбора содержания, форм, способов и приёмов его реализации, использования совокупности средств в определённой логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является её воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровье сберегающей.
Здоровье сберегающие образовательные технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов и родителей).
Цель моей работы стало использование таких здоровье сберегающих технологий при подготовке детей к школе, которые позволили бы правильно, последовательно и гармонично развивать детей, без ущерба для их здоровья.
Отсюда вытекают следующие задачи:
- сохранить здоровье детей при подготовке детей к школе;
- создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
- обеспечить каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства во время пред школьной подготовки;
Системную комплексную работу по подготовке детей к школе следует начинать с 4-5 лет. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для приобретения жизненно важных знаний, умений и навыков. Именно в это время закладываются основы будущего психического и физического здоровья, работоспособности человека.
В нашем саду здоровье сберегающие технологии представляют системную комплексную работу по сохранению и укреплению здоровья детей и состоят из следующих блоков.
- Создание гигиенически полноценной среды обитания, которая определяется благоустройством и санитарным состоянием ДОУ, комплектованием медицинских , педагогических дополнительных кадров для решения проблем по сохранению и укреплению здоровья, т.е. блок здоровье сберегающей инфраструктуры.
- Рациональной организации совместной образовательной деятельности. Соблюдение физиоло- гигиенических требований к условиям здоровье сбережения. Использование методов и методик, адекватных возрастным возможностям и особенностям детей дошкольного возраста.
- Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, основ физического воспитания.
- Просветительско – воспитательная работа с детьми, напрвленная на формирование ценности здоровья.
- Организация системы просветительской и методической работы с воспитателями, родителями.
- Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей.
С уверенностью можно сказать, что ни одна физкультурно – оздоровительная программа, даже самая лучшая, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Поэтому, решая, задачи здоровье сбережения я опираюсь на принцип единства:
Родитель - ребёнок – педагог
Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны с формой приемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей.
В процессе организации единого здоровье сберегающего пространства ДОУ и семьи, я использую различные формы работы:- Пам
- Родительские собрания: « Здоровье сбережение, как залог успешности ребёнка в социуме», « Здоровье ребёнка в наших руках».
- Тематические вечера: «Здоровый образ жизни в семье», «О здоровье всерьёз»
- Праздники: «День здоровья», «Праздник осени», «Новогодний праздник»
- Соревнования: « Будь здоров!» , «Весёлые старты»
- Беседы: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!», «Значение режима дня в жизни дошкольника»
- Консультации:» Применение здоровье сберегающих технологий в повседневной жизни ребёнка», «Укрепление и сохранение здоровья будущих первоклассников»
- Памятки, Брошюры: « Десять советов родителям о здоровье детей»,
- Совместные выставки и др. Книжки-малютки на тему: «Осторожно, тонкий лёд», атрибутов для физкультурного уголка.
- У меня есть свой мини сайт на который я выкладываю информацию для родителей: домашнее задание, то чем мы занимались сегодня, т.к. не всегда получается поговорить с родителями индивидуально.
В своей практической деятельности с детьми я использую следующие здоровье сберегающие технологии:
Занятия провожу так, чтобы в течение всего занятия была смена поз у детей, видов деятельности;
- Для профилактики переутомления на занятиях провожу физкультминутки, динамические паузы: «Девочки и мальчики», « Листики».
Улыбнись.
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
- Для профилактики правильного произношения (выработки полноценных движений губ, языка, челюсти) использую артикуляционную гимнастику: « Учусь правильно и красиво говорить», «Игры со звуками», «Кто как говорит»…
- Для снятия глазного напряжения применяю гимнастику для глаз: « Паучок», «Моргунчики»
- Для тренировки тонких движений пальцев рук использую пальчиковые игры: «Дом», «Дни недели».
- Для профилактики на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ, ОРВи используем лук, чеснок.
- Для поднятия настроения и мышечного тонуса детей после сна провожу бодрящую гимнастику ( её варианты: разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера с элементами дых. гимнастики , с элементами точечного массажа, пробежки по массажным дорожкам..) .
- Для укрепления дыхательной мускулатуры, улучшения самочувствия ребёнка использую дыхательную гимнастику: «Остудим чай», «Лепесток».
- Организую подвижные игры, игры малой подвижности и спортивные игры на прогулке, в групповой комнате, спортивном зале «
- Ежедневно провожу с детьми утреннюю гимнастику, включающую простые гимнастические упражнения с предметами и без.
- Для привлечения детей к самопрфилактике, к бережному отношению к собственному здоровью обучаю воспитанников делать самомассаж, точечный массаж ушных раковин.
А сейчас я вам предлагаю сделать самомассаж ушных раковин
«Взяли ушки за макушки»
Взяли ушки за макушки
(большим и указательным пальцем с обеих сторон)
Потянули….
(несильно потянуть вверх)
Пощипали…
Вниз до мочек добежали.
( несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)
Мочки надо пощипать
(пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять…
(приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём
И к макушкам вновь придём
(провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами).
- Для снижения у детей эмоционального напряжения использую психогимнастику , подбираю простые мимические и пантомимические упражнения: « Вкусные конфетки», «Удивление»…
Используемые мною в комплексе здоровье сберегающие технологии в итоге сформировали у воспитанников стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, сохранение здоровья.
Я заметила, за период подготовки детей к школе медицинские показатели индекса здоровья моих воспитанников улучшились, хорошо сформировались представления о навыках поведения за столом, во время мытья рук, умывания лица. Я считаю, что только здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Почемучки» на тему: «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ, как средство повышения уровня педагогической культуры родителей»
Цель: Повысить уровень педагогической культуры родителей воспитанников в области здоровье сбережения.Задачи: 1.Сформировать у родителей представления о современных здоровье - сберегающих технологиях, ...
План самообразования по теме: «Здоровье сберегающие технологии в музыкальном развитии детей»
Цели, задачи, актуальность, планирование....
Консультация для родителей на тему: «Здоровье сберегающие технологии в детском саду»
Я – художник своей жизни, и в ней только яркие краски!...
Презентация на тему:«Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми во 2мл.гр. «Ладушки»
Презентация на тему:«Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми во 2мл.гр. «Ладушки»...
Сообщение к педагогическому совету на тему:"Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста".
Сообщение к педагогическому совету на тему:"Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"...
Неделя здоровья посвящена физкультурно-оздоровительной работе, внедрению в педагогический процесс здоровье сберегающих технологий, формирование у детей способности к выработке потребности в ЗОЖ.
Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной активности – одна из важнейших задач, которая отражена во всех программах по воспитанию и обучению...
Доклад на тему:Здоровье сберегающие технологии ДОУ
Технологии используемые в ДОУ...