Доклад на тему:Здоровье сберегающие технологии ДОУ
презентация

Краевая Лидия Васильевна

Технологии используемые в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_dou.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

            Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

       По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Так, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. Увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.

   Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:

- падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка России,

 - ухудшение состояние здоровья матери,

 - стрессы,

 - дефицит двигательной активности,

-  перегрузки

-массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

    Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний, а также просветительской работы с родителями. И по этому в настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка основ здорового образа жизни.

    Начинать приучать детей заботиться о своём здоровье необходимо с малых лет. Тогда привычка следовать определённым правилам войдёт в жизнь ребёнка естественно, и будет сопутствовать на протяжении многих лет.

Что же такое технология?

Сам термин «технология» – от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

         Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

 Необходим поиск новых подходов к здоровьесбережению детей, базирующихся на анализе внешних действий, мониторинге здоровья ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, а так же мотивации активного отношения к своему здоровью.

Хочу вас познакомить с технологиями, которые используются у нас в ДОУ на занятиях с детьми:

-технологии сохранения и стимулирования здоровья;

-технологии обучения здоровому образу жизни;

-коррекционные технологии.

Сейчас мы погорим о каждой технологии и узнаем, чему они способствуют.

Первая технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Ритмопластика – это оздоровительный вид гимнастики, в ходе которой задействуются различные группы мышц, развивается чувство ритма, тренируется память и внимательность. Она содержит в себе элементы гимнастики и хореографии. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость, формируется правильная осанка.

Динамические паузы. Это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Проводится во время непосредственно образовательной деятельности, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры - важный инструмент развития и воспитания детей-дошкольников.

Они способствуют:

  • совершенствованию физических и психических качеств;
  • формированию новых навыков;
  • удовлетворению потребностей малышей в активном движении, общении и положительных впечатлениях.

Пальчиковая гимнастика - это  игровые движения рук и пальцев, которые часто сопровождаются короткими стихами и ритмичной речью. Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. (ПОКАЗАТЬ НА ПРИМЕРЕ)

Гимнастика для глаз -это комплекс офтальмологических упражнений, которые способствуют снятию зрительного напряжения, укреплению глазных мышц и улучшают кровоснабжение и обменные процессы в глазах. Проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время ее проведения используется наглядный материал, показ педагога. (ПОКАЗАТЬ НА ПРИМЕРЕ)

Дыхательная гимнастика - это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. (ПОКАЗАТЬ НА ПРИМЕРЕ)

Бодрящая гимнастика - это разминка после сна с использованием различных упражнений, сюда включаются упражнения на формирование правильной осанки, на формирование свода стопы, на развитие мелкой моторики. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.

Релаксация – это способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста.  Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. С этой целью в своей работе педагоги используют упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.

Следующие технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика представляет собой систему специально подобранных упражнений, разносторонне воздействующих на организм человека, усиливающих его основные функциональные процессы, способствующих его гармоничному развитию, повышению жизненного тонуса.

Физкультурные занятия – это основная форма учебной работы по физическому воспитанию в детском саду. Они проводятся круглый год с постоянным составом детей определенной возрастной группы по твердому расписанию.

Серия игровых познавательных занятий -это педагогические технологии, которые делают занятие интересным для воспитанников и создают необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому укреплению здоровья, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме. (ПОКАЗАТЬ НА ПРИМЕРЕ)

Активный отдых-это вид отдыха, который выражается в выполнении какой-либо деятельности, не связанной с утомлением. Физкультурные праздники, физкультурный досуг, дни здоровья являются важными составляющими активного отдыха детей в детском саду. 

Коррекционные технологии:

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети также сами сочиняют сказки.

Коррекционные занятия Ориентированы на развитие различных систем организма ребенка путем оптимального подбора объема физической нагрузки.

«Сенсорная тропа», ее использование играет важную роль в формировании стопы ног.

Эмоционально-личностная сфера детей корректируется благодаря использованию в режимных моментах тихой, успокаивающей музыке, звукам природы, приятным ароматам, способным подарить душевный комфорт. Важную роль играет эмоциональный настрой детей, их желание работать, способствовать проявлять волевые усилия для достижения цели.

Технология воздействия цветов. Во время движения в зале по «радужному коридору» (от «холодных» к «теплым» тонам) у детей появляется бодрое приподнятое настроение, создается эмоционально-положительный настрой на занятие физкультурой. При возвращении с занятия и ходьбе по коридору в обратном направлении («от теплых» к «холодным» тонам) у детей постепенно ослабевает психическое и физическое возбуждение;

Музыкотерапия  - это форма взаимодействия педагога с детьми, с применением разнообразной музыки в любом её проявлении. Сегодня это направление необычайно популярно в детских садах и других дошкольных учреждениях. Обычно музыкотерапию используют в работе с детьми, наравне с другими видами терапии искусством – изотерапией, сказкотерапией и так далее.

«Сухой дождь», это пособие из разноцветных атласных лент, закреплённых на обруче. В процессе физкультурного занятия в ходе выполнения перестроений после вводной части, основных видов движений (2-3 раза) детям предлагается пройти через «сухой дождь» от синих к красным лентам.

Подведём итоги:

Одним из аспектов укрепления здоровья  участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровье сберегающей среды. В основу разработки концептуальных направлений здоровье сберегающей среды заложены следующие задачи:

  • формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;
  • использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;
  • конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;
  • обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

В качестве средств, позволяющих решить данные задачи,  может   выступать:

  • непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
  • реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);
  • специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Здоровье сберегающие технологии при подготовке детей к школе"

Доклад содержит понятия что такое вообще здоровье, и виды используемых мной здоровье сберегающих технологий в детском саду....

презентация к докладу по теме «Здоровый образ жизни – хорошая привычка».

Презентация к докладу  на родительское собрание по темепо теме: "Здоровый образ жизни - хорошая привычка"...

Доклад на тему "Здоровый образ жизни"

Консультация для воспитателей...

Доклад на тему "Здоровье детей в наших руках"

Доклад готовился к аттестации....

Доклад на тему: «Здоровое поколение»

Женщина, пожалуй самое удивительное созданье....

Доклад на тему "Здоровье"

Детский садик – это универсальная образовательная среда, которая призвана, в том числе, помочь ребёнку в самом начале его жизни обрести элементарную культуру здоровья. Культура здоровья у детей раннег...