Непосредственная образовательная деятельность в рамках ОО «Коммуникация» в средней группе с использованием элементов ТРИЗ технологии. Тема: «Зима – Лето»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Задачи:
1. Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.
2. Развивать умение решать задачи на противоречие.
3. Формировать навыки связно-речевых высказываний.
4. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков У, Х Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса.
5. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
6. Формировать навыки групповой работы в режиме «Мозгового штурма».
7. Развивать навык целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.
8. Формировать умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться успехам других.
9. Создать условия для психологического и эмоционального комфорта.
10. Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.
Обогащение словаря: «гололед», « морозно», « ситуация».
Активизация словаря: «белая», « холодная», « снежная», « красочная».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье» «Музыка», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».
Материал: иллюстрации «Зима» и «Лето», мяч, снежинки из бумаги
Информационные ресурсы:
- Международный образовательный портал http://www.maam.ru
- интернет-портал Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
- интернет-портал Логопед.ру http://www.logoped.ru
Методы и приемы:
1. Противоречия: игра «Хорошо – плохо».
2. Поисковая игра «Вопрос - ответ».
3. Ресурсный анализ: игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».
4. Метод проблемной ситуации «мозговой штурм».
Предварительная работа:
- пальчиковые игры «Зима», «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик»;
- рассматривание иллюстрации на темы: «Зима», «Лето»;
- наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете;
- малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило»;
- дидактические игры с элементами ТРИЗ: «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».
Работа с родителями:
1. Консультация: «Игра и речь».
2. Информационный лист «Умные игры по развитию речи с элементами ТРИЗ».
Логика образовательной деятельности
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Предполагаемый результат |
Мотивационно-целевой | Игра «Приветствие». Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся.
К детям приходит Знай-ка. Здоровается с ребятамии сообщает, что он очень любит зиму. | Дети берутся за руки и улыбаются друг другу.
Дети здороваются со Знай-кой. | Активизировать позитивное настроение у детей.
Ориентирование на интерес к образовательной деятельности. |
Содержательно-деятельност-ный | Педагог сообщает Знай-ке: - Не только ты любишь, это время года. Я думаю, нашим ребятам тоже нравится зима. Ребята за что вы любите зиму?
Педагог спрашивает у ребят: - Неужели все хорошо зимой? А у меня есть знакомый, который не любит зиму. Ребята, как вы думаете, за что?
Игра «Что бывает летом, а что бывает зимой». Летом - жарко, а зимой…. (холодно) Летом на деревьях листья, а зимой ….. (листьев нет) Летом день длинный, а зимой …… (короткий) Летом солнце высоко, а зимой …… (низко) Летом гуляют на улице много, а зимой …… (мало) Летом рябина кислая, а зимой …. (сладкая) Летом птицам сытно, а зимой ….. (голодно) Летом земля покрыта травой, а зимой ….. (снегом) Физминутка«Морозная зима» (взята с Международного образовательного портала http://www.maam.ru) Солнце землю греет слабо
По ночам трещит мороз. Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос
В речке стала вдруг вода не подвижна и тверда
Вьюга, злится, снег кружится
Заметает все вокруг белоснежным серебром.
Пальчиковая гимнастика «Лето» (взята с интернет-портал Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru) Вот и лето наступает Всех на отдых приглашает.
Будем плавать, загорать, И на даче отдыхать.
Педагог сообщает детям, что сейчас поиграем с мячом, - Я называю слово, а вы, ребята,рассказываете, что оно из себя представляет. Игра «Вопрос - ответ» Снег – зима, снеговик, снежки. Новый год – елка, праздник подарки. Варежки – гулять, руки, тепло. Лето – море, радуга, солнце. Цветок – бабочка, трава солнце. Мороз – холодно, зима, Дед Мороз. Игра «Подбери признаки». - Мяч передавай – слова, признаки называй. Зима, какая? - холодная, морозная, снежная, веселая. Лето, какое? - жаркое солнечное, веселое, красочное. Снежинка, какая? - легкая, колючая, нежная холодная, красивая. Артикуляционная гимнастика «Зимушка-зима» - Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе? Как завывает вьюга? - УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса). Как морозным днем хрустит под ногами снег? - ХР-ХР-ХРХР! Как дворник сметает с порога снег? - Ш-Ш-Ш-Ш! Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи? - С – С - С - С!
Дыхательное упражнение «Снежинка» (взята с интернет-портала Логопед.ру http://www.logoped.ru) - Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть Теперь на варежку упало несколько снежинок
Проблемная ситуация Знай-ка сообщает детям: - Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме и о лете. Но у меня сложилось такая ситуация – мне надо помочь бабушке и дедушке, а один я не справлюсь. Вы, ребята, поможете мне Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Сначала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируется, и выбираются наиболее удачные. - Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу им письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка и бабушка. Это для них будет сюрприз. До свидания ребята! | Дети отвечают на вопрос педагога
Дети отвечают на вопрос педагога
Дети отвечают на вопросы
-Дети руками обнимают свои плечи -топают -руками изображают круглую голову,круглое туловище - руками изображают нос длинный -руки на пояс приседают -кружатся вокруг себя -садятся на стульчики
- пальчики на правой руке поочередно загибаются корточки - пальчики на левой руке поочередно загибаются
Дети встают по кругу и ловят мяч, а затем отвечают
Дети ловят мяч и отвечают
Дети отвечают и стараются повторять за воспитателем
Д ети делают вдох носом и короткий сильный выдох вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы
Дети отвечают | Активизировать знания детей о зиме. Развивать умение анализировать и сравнивать
Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе
Развивать умение решать задачи на противоречие
Обогащать и активизи-ровать словарный запас по теме
Развивать координа цию движений, внимание. Снятие напряжения с мышц рук и ног
Массаж мелкой моторики пальцев
Активизировать и развивать словарный запас детей
Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными Массаж мышц языка и снятие напряжения с мышц рта.Развитие звуковой культуры речи Укрепление органов дыхания и снятие напряжения с мышц щёк
Формировать навыки групповой работы в режиме «Мозгового штурма».
Формировать умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться успехам других. |
Оценочно-рефлексив-ный | Педагог подводит итоги занятия и предлагает ребятам вспомнить, о чем говорили и ответить на вопросы: -что бывает зимой? -что бывает летом? -за что вы любите лето? -за что вы любите зиму? | Дети садятся в круг и отвечают по желанию на вопросы | Обобщение и закрепле-ние полученных знаний на занятии
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_s_triz.docx | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность в рамках ОО «Коммуникация» в средней группе с использованием элементов ТРИЗ технологии. Тема: «Зима – Лето» |
Подготовила и провела:
Тольятти, 2013
Задачи:
- Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.
- Развивать умение решать задачи на противоречие.
- Формировать навыки связно-речевых высказываний.
- Уточнять и закреплять правильное произношение звуков У, Х Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса.
- Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
- Формировать навыки групповой работы в режиме «Мозгового штурма».
- Развивать навык целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.
- Формировать умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться успехам других.
- Создать условия для психологического и эмоционального комфорта.
- Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.
Обогащение словаря: «гололед», « морозно», « ситуация».
Активизация словаря: «белая», « холодная», « снежная», « красочная».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье» «Музыка», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».
Материал: иллюстрации «Зима» и «Лето», мяч, снежинки из бумаги
Информационные ресурсы:
- Международный образовательный портал http://www.maam.ru
- интернет-портал Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
- интернет-портал Логопед.ру http://www.logoped.ru
Методы и приемы:
- Противоречия: игра «Хорошо – плохо».
- Поисковая игра «Вопрос - ответ».
- Ресурсный анализ: игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».
- Метод проблемной ситуации «мозговой штурм».
Предварительная работа:
- пальчиковые игры «Зима», «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик»;
- рассматривание иллюстрации на темы: «Зима», «Лето»;
- наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете;
- малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило»;
- дидактические игры с элементами ТРИЗ: «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».
Работа с родителями:
- Консультация: «Игра и речь».
- Информационный лист «Умные игры по развитию речи с элементами ТРИЗ».
Логика образовательной деятельности
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Предполагаемый результат |
Мотивационно-целевой | Игра «Приветствие». Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. К детям приходит Знай-ка. Здоровается с ребятамии сообщает, что он очень любит зиму. | Дети берутся за руки и улыбаются друг другу. Дети здороваются со Знай-кой. | Активизировать позитивное настроение у детей. Ориентирование на интерес к образовательной деятельности. |
Содержательно-деятельност-ный | Педагог сообщает Знай-ке: - Не только ты любишь, это время года. Я думаю, нашим ребятам тоже нравится зима. Ребята за что вы любите зиму? Педагог спрашивает у ребят: - Неужели все хорошо зимой? А у меня есть знакомый, который не любит зиму. Ребята, как вы думаете, за что? Игра «Что бывает летом, а что бывает зимой». Летом - жарко, а зимой…. (холодно) Летом на деревьях листья, а зимой ….. (листьев нет) Летом день длинный, а зимой …… (короткий) Летом солнце высоко, а зимой …… (низко) Летом гуляют на улице много, а зимой …… (мало) Летом рябина кислая, а зимой …. (сладкая) Летом птицам сытно, а зимой ….. (голодно) Летом земля покрыта травой, а зимой ….. (снегом) Физминутка«Морозная зима» (взята с Международного образовательного портала http://www.maam.ru) Солнце землю греет слабо По ночам трещит мороз. Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос В речке стала вдруг вода не подвижна и тверда Вьюга, злится, снег кружится Заметает все вокруг белоснежным серебром.
Пальчиковая гимнастика «Лето» (взята с интернет-портал Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru) Вот и лето наступает Всех на отдых приглашает. Будем плавать, загорать, И на даче отдыхать. Педагог сообщает детям, что сейчас поиграем с мячом, - Я называю слово, а вы, ребята,рассказываете, что оно из себя представляет. Игра «Вопрос - ответ» Снег – зима, снеговик, снежки. Новый год – елка, праздник подарки. Варежки – гулять, руки, тепло. Лето – море, радуга, солнце. Цветок – бабочка, трава солнце. Мороз – холодно, зима, Дед Мороз. Игра «Подбери признаки». - Мяч передавай – слова, признаки называй. Зима, какая? - холодная, морозная, снежная, веселая. Лето, какое? - жаркое солнечное, веселое, красочное. Снежинка, какая? - легкая, колючая, нежная холодная, красивая. Артикуляционная гимнастика «Зимушка-зима» - Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе? Как завывает вьюга? - УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса). Как морозным днем хрустит под ногами снег? - ХР-ХР-ХРХР! Как дворник сметает с порога снег? - Ш-Ш-Ш-Ш! Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи? - С – С - С - С! Дыхательное упражнение «Снежинка» (взята с интернет-портала Логопед.ру http://www.logoped.ru) - Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть Теперь на варежку упало несколько снежинок
Проблемная ситуация Знай-ка сообщает детям: - Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме и о лете. Но у меня сложилось такая ситуация – мне надо помочь бабушке и дедушке, а один я не справлюсь. Вы, ребята, поможете мне Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Сначала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируется, и выбираются наиболее удачные. - Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу им письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка и бабушка. Это для них будет сюрприз. До свидания ребята! | Дети отвечают на вопрос педагога Дети отвечают на вопрос педагога Дети отвечают на вопросы -Дети руками обнимают свои плечи -топают -руками изображают круглую голову,круглое туловище - руками изображают нос длинный -руки на пояс приседают -кружатся вокруг себя -садятся на стульчики - пальчики на правой руке поочередно загибаются корточки - пальчики на левой руке поочередно загибаются Дети встают по кругу и ловят мяч, а затем отвечают Дети ловят мяч и отвечают Дети отвечают и стараются повторять за воспитателем Д ети делают вдох носом и короткий сильный выдох вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы Дети отвечают | Активизировать знания детей о зиме. Развивать умение анализировать и сравнивать Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе Развивать умение решать задачи на противоречие Обогащать и активизи-ровать словарный запас по теме Развивать координа цию движений, внимание. Снятие напряжения с мышц рук и ног Массаж мелкой моторики пальцев Активизировать и развивать словарный запас детей Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными Массаж мышц языка и снятие напряжения с мышц рта.Развитие звуковой культуры речи Укрепление органов дыхания и снятие напряжения с мышц щёк Формировать навыки групповой работы в режиме «Мозгового штурма». Формировать умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться успехам других. |
Оценочно-рефлексив-ный | Педагог подводит итоги занятия и предлагает ребятам вспомнить, о чем говорили и ответить на вопросы: -что бывает зимой? -что бывает летом? -за что вы любите лето? -за что вы любите зиму? | Дети садятся в круг и отвечают по желанию на вопросы | Обобщение и закрепле-ние полученных знаний на занятии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию для детей средней группы с использованием палочек Кьюзенера «Лесенка-чудесенка»
Цель – упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности«На выставке кошек» (рисование тычком, средняя группа) с использованием ИКТ
Конспект непосредственно-образовательной деятельности«На выставке кошек» (рисование тычком, средняя группа) с использованием ИКТ...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ по теме: «Зима – Лето»
Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе. ...
Конспект познавательного занятия по теме "Посуда" в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии
В материале представлен конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" в средней группе с применением элементов технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей разновозрастной группе с использованием элементов ТРИЗ по теме: «Зима – Лето»
Образовательная область: развитие речи.Вид деятельности: непосредственно-образовательная.Возрастная группа: старшая разновозрастная.Тема: «Зима-Лето».Цель. Систематизировать знания детей о...
Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Угостим Умку чаем».
Задачи: 1.Учить детей наблюдать, замечать, объяснять изменения в процессе таяния снега (льда), последовательность приготовления чая, зависимость быстроты заваривания чая от температуры воды....