Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей разновозрастной группе с использованием элементов ТРИЗ по теме: «Зима – Лето»
план-конспект занятия (старшая группа)

Бардасова Татьяна Ивановна

Образовательная область: развитие речи.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная.

Возрастная группа: старшая разновозрастная.

Тема: «Зима-Лето».

Цель. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях   в природе.           

Программное  содержание:

Образовательные задачи: обучать навыкам групповой работы в  режиме  «Мозгового штурма»; формировать навыки связно-речевых высказываний, умение выслушивать сверстников   при обсуждении проблемных  ситуаций,  уточнять и закреплять правильное произношение звуков У, Х Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса; правильно использовать в речи грамматические  формы, умение согласовывать  существительные  с  прилагательными.

Развивающие задачи: развивать  навык целенаправленного  восприятия, словесно-логической  памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.

Воспитательные задачи: создать условия для  психологического  и  эмоционального  комфорта; воспитывать  дружелюбие,  взаимопонимание.

Предварительная работа:

Заучивание  пальчиковых игр «Зима»,  «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик»; рассматривание иллюстраций на темы: «Зима», «Лето»; наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете; малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило»; дидактические игры с элементами ТРИЗ: «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».

Обогащение  словаря: гололед, морозно, ситуация.

Активизация  словаря: белая, холодная, снежная, красочная.

Материалы:  аудиозапись «Веселая природа», подарочная коробка, мольберт, цветы из бумаги разного цвета (красный, желтый, синий), мяч.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей разновозрастной группе с использованием элементов ТРИЗ по теме: «Зима – Лето»

Образовательная область: развитие речи.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная.

Возрастная группа: старшая разновозрастная.

Тема: «Зима-Лето».

Цель. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях   в природе.            

Программное  содержание:

Образовательные задачи: обучать навыкам групповой работы в  режиме  «Мозгового штурма»; формировать навыки связно-речевых высказываний, умение выслушивать сверстников   при обсуждении проблемных  ситуаций,  уточнять и закреплять правильное произношение звуков У, Х Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса; правильно использовать в речи грамматические  формы, умение согласовывать  существительные  с  прилагательными.

Развивающие задачи: развивать  навык целенаправленного  восприятия, словесно-логической  памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.

Воспитательные задачи: создать условия для  психологического  и  эмоционального  комфорта; воспитывать  дружелюбие,  взаимопонимание.

Предварительная работа:

Заучивание  пальчиковых игр «Зима»,  «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик»; рассматривание иллюстраций на темы: «Зима», «Лето»; наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете; малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило»; дидактические игры с элементами ТРИЗ: «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».

Обогащение  словаря: гололед, морозно, ситуация.

Активизация  словаря: белая, холодная, снежная, красочная.

Материалы:  аудиозапись «Веселая природа», подарочная коробка, мольберт, цветы из бумаги разного цвета (красный, желтый, синий), мяч.

Ход деятельности

Воспитатель.  Ребята, давайте  встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком по кругу

Скажем «здравствуйте! Друг другу

Нам здороваться ни лень

Всем «привет» и «добрый день»

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется

—ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель. Ребята, моё любимое время года – зима.  И зимой мой самый любимый праздник Новый год! Все украшают ёлки, и Дед  Мороз дарит всем подарки! Ребята, а за что вы любите зиму?

Дети. Можно на санках и на  лыжах кататься.  И в снежки  играть  можно,  крепость  из  снега строить. Лепить  снежную бабу. Наблюдать за снегопадом.

Воспитатель. Неужели все хорошо зимой? А, что же плохо зимой?

Дети. Плохо,    когда  сильные  морозы, можно  замерзнуть. Когда  гололед можно поскользнуться упасть,  и  повредить себе  что-нибудь. Очень  опасно, когда  сильные  снегопады.

Воспитатель.   Выходит, что зимой  есть, и хорошие,  и  плохие явления.    Ребята, сможете ответить, чем  зима  отличается  от  лета?

Дети. Да.

Воспитатель. Сейчас мы  поиграем с вами. Я говорю, что бывает летом, а вы говорите что бывает зимой.

Летом -  жарко, а зимой - …   

Дети.  Холодно.

Воспитатель. Летом  на  деревьях  листья,  а   зимой  – …

Дети.  Листьев нет (или  лежит снег). 

Воспитатель. Летом  день  длинный, а  зимой – …

Дети. Короткий.

Воспитатель. Зимой  солнце  низко, а  летом  - …

Дети.  Высоко.

Воспитатель. Летом  гуляют на  улице много,  а  зимой  - …

Дети.  Мало.

Воспитатель. Зимой рябина  сладкая,  а  летом – …

Дети. Кислая.

Воспитатель. Зимой  птицам  голодно,  а  летом – …

Дети.  Сытно.

Воспитатель. Зимой  земля  покрыта  снегом,  а летом - …

Дети.  Песком,   травой.      

Воспитатель. Молодцы, ребята! А давайте с вами покажем, чем можно заниматься зимой.

(Проводится физкультминутка «Зимой».  Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.)

Как интересно нам зимой!           (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой,        (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем,     (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем,          («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки,        (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки!                 (показывают большим пальцем вверх)

Воспитатель. Ребята, вам понравилась игра?

Дети. Да.

Воспитатель. А теперь сделаем с вами гимнастику для наших пальчиков.

(Проводится пальчиковая гимнастика «Алые цветочки».)

 Наши алые цветки                          (складываем руки ладошка к ладошке,

                                                          держим перед собой)

Распускают лепестки,                    (поочередно развести все пальцы руки в

                                                          сторону, начиная с большого, при этом

                                                          запястья должны оставаться прижатыми

                                                          друг к другу),

Ветерок чуть дышит,                     (подуть на руки)

Лепестки колышет.                        (двигаем пальцами, будто ветерок

                                                         колышет лепесточки)

Наши алые листки

Закрывают лепестки,                     (поочередно складываем пальчики обратно,

                                                         соединяя ладошки)

Головой качают                               (качаем ладони из стороны в сторону)

Тихо засыпают.                              (Склонить голову на ладошки)



 

Воспитатель. Красивые цветы у нас с вами получились.  А сейчас  поиграем  с  мячом, я называю  слово, а  вы ребята,  рассказываете, что  оно  представляет.

Снег –…

Дети. Зима, снеговик, снежки.

Воспитатель. Новый  год – …

Дети. Ёлка, праздник подарки.

Воспитатель. Варежки – …

Дети. Гулять, руки, тепло.

Воспитатель. Лето –  …

Дети. Море, радуга, солнце.

Воспитатель. Цветок – …

Дети. Бабочка, трава  солнце.

Воспитатель. Мороз  – …

Дети. Холодно, зима, Дед  Мороз.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Мяч передавай – слова,  признаки  называй.

Зима,  какая?

Дети. Холодная, морозная,  снежная, веселая.

Воспитатель. Лето, какое?

Дети. Жаркое  солнечное, веселое, красочное.

Воспитатель. Снежинка, какая?

Дети. Легкая, колючая, нежная холодная, красивая.

Воспитатель. Отлично справились с заданием. Ребята,  какие звуки  можно услышать  зимой  на  улице, в  лесу, во  дворе? (Ответы детей) Как  завывает  вьюга?

Дети.  УУУУУУУУУУ (с различной силой  голоса).

Воспитатель. Как  морозным  днем хрустит под  ногами  снег?

Дети. ХР-ХР-ХР-ХР!

Воспитатель. Как дворник  сметает с порога  снег?

Дети. Ш-Ш-Ш-Ш!

Воспитатель. Какой  звук  издают  скользящие  по  лыжне   лыжи?

Дети. С – С - С - С!

Воспитатель.  Представьте  себе, к вам   на  варежку  упала  снежинка. Попробуйте  ее  сдуть.

(Проводится дыхательное упражнение «Снежинка». Вдох  носом и  короткий  сильный  выдох; вдох  носом и  медленный выдох  через  сомкнутые  губы).

Теперь  на  варежку  упало    несколько  снежинок  (вдох  носом  и  медленный  прерывистый  выдох).

Воспитатель. Ребята, нам пришло письмо от мальчика Даниила. Он один не сможет помочь бабушке и дедушке. Вы поможете ему?

Дети.  Да, поможем!

Воспитатель.  Даннилина бабушка живет   далеко  на  юге  и  никогда  не  видела  снега, а дедушка  живет  на  Крайнем  Севере, там  снег  никогда  не  тает. Что можно было бы придумать, чтобы  бабушка  смогла  потрогать  снег, а  дедушка - траву  и  деревья. Только  переезжать  никуда  они  не  хотят.

(Дети придумывают свои варианты решения проблемной ситуации).

Воспитатель. Какие интересные решения. Я обязательно напишу Даннилу  письмо и расскажу, что вы придумали. Он будет очень рад.

Ребята, если  вам сегодня  было  интересно, если  вы  любите играть  в  игры, нравится  находить  противоречие, то посадите на  полянку  красные  цветочки. А если вам  нравится  и не  нравится, то  желтые  цветочки.

Было     неинтересно, скучно -   посадите   синие   цветочки.

(Дети прикрепляют цветы на мольберт.)

Ребята, я вижу, что вам понравилось. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность в рамках ОО «Коммуникация» в средней группе с использованием элементов ТРИЗ технологии. Тема: «Зима – Лето»

Задачи:1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей разновозрастной группе. «Зимушка – зима»

Зимушка – зима.Непосредственная организованная деятельностьмладшая разновозрастная группа. Тема. Зимушка – зима.         Возраст обучающихся: 4...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в средней группе с использованием ИКТ: в гости к сказке «Три медведя»

Тетрализованная игра оказывает большое влияние на развитие речи ребенка. Стимулирует активную речь за счет ррасширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, формируется диалогичес...