Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Угостим Умку чаем».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Задачи: 1.Учить детей наблюдать, замечать, объяснять изменения в процессе таяния снега (льда), последовательность приготовления чая, зависимость быстроты заваривания чая от температуры воды.
2. Воспитывать чувствительность к противоречиям. Подвести к умению разрешать противоречия, решая простейшие бытовые задачи.
3. Через игры «Хорошо-плохо», «холодно-горячо» - подводить к выделению противоречия.
4.Ввести игру «маленькие человечки»- подвести к моделированию изменения агрегатного состояния вещества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugostim_umku_chaem.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрации Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Начальная школа - детский сад №58
Конспект занятия по познавательному развитию
дошкольников в средней группе
с использованием элементов ТРИЗ-технологии
«Угостим Умку чаем».
Провела
воспитатели:
Хохлова И.В.
Г. о. Подольск
2023г.
Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Угостим Умку чаем».
Задачи: 1.Учить детей наблюдать, замечать, объяснять изменения в процессе таяния снега (льда), последовательность приготовления чая, зависимость быстроты заваривания чая от температуры воды.
2. Воспитывать чувствительность к противоречиям. Подвести к умению разрешать противоречия, решая простейшие бытовые задачи.
3. Через игры «Хорошо-плохо», «холодно-горячо» - подводить к выделению противоречия.
4.Ввести игру «маленькие человечки»- подвести к моделированию изменения агрегатного состояния вещества.
Ход занятия.
1 часть. - Давайте отправимся к Умке на Северный полюс? Там тепло или холодно? Что нам надо одеть, чтобы не замерзнуть? Посмотрите на глобус, подскажет ли он нам, на чем лучше всего поехать на Север? Почему? (Подвести детей к необходимости менять виды транспорта.)
Воспитатель подбирает музыкальное сопровождения, вывешивает картину с северным сиянием и со снежными, ледовыми пейзажами. «Вот мы и на Севере» А вот и наш Умка.
Умка предлагает угощения детям – снежок, льдинку.
Дид. игра «Снег хорошо – плохо» Когда хорошо, когда плохо? Для кого хорошо, для кого плохо?
Воспитатель обращается к детям с вопросом, почему нельзя есть снег и лед, далее предлагает использовать снег и льдинку для(?) приготовления чая. Идет беседа с детьми о том, где на Севере можно взять воду – кругом только льды да снега. Дети наблюдают за процессом таяния снега (где лучше поставить баночку со снегом: у окна, чтобы солнышко освещало, или около батареи – ставим и там и там). Далее наблюдаем за тем осадком, который выпал после таяния. Как из такой грязной воды готовить чай? Что же можно сделать? Умка предлагает очистить воду. Как? Процедим ее через 4 слоя марли. Смотрим осадок- вот почему снег и лед нельзя есть – он грязный. Вода теперь чистая. Как из воды сделать чай? Что сначала? На чем можно вскипятить воду? А еще как? Чтобы узнать, как вода начинает кипеть, будем наблюдать за ней через прозрачное стекло (чешский чайник или обычная стеклянная банка). Включаем кипятильник - наблюдаем.
- Почему вода движется? Как можно заметить, что вода нагреваясь движется? (Опустим в нее маленькую чаинку.)
- Вода стала белеть, превратилась в молоко? Так ли это? Почему же она такая белая и шипучая? Рассмотрим закипающую воду через увеличительное стекло – в воде много пузырьков, это воздух, от большого количества пузырьков воздуха, которые бегают в банке вода кажется белой как молоко.
- Вода стала бурлить – закипела? А что это такое появилось над банкой?... Это некоторые пузырьки воздуха вместе с частичками воды выпрыгивают из банки. Это пар.
Умка хочет взять банку лапами, радуется, что чай готов. Воспитатель, останавливая его, спрашивает у детей: «Можно ли банку брать руками? Почему? А как же быть?
- Умка, а ты можешь догадаться в какой банке вода горячая, а в какой холодная? (Показ двух банок) …Дети, подскажите Умке, как узнать, где какая вода?.. Но ведь руками трогать нельзя – обожжешься. Как же быть?
- В какую из этих двух стаканов (чайников) надо засыпать заварку? Почему? .. А давайте проверим, в какой воде лучше и быстрее заварится чай. Наблюдаем… Что же вы заметили? А еще что? Почему прозрачная вода стала золотистой? Почему в комнате появился запах? (Ароматный, мятный, душистый…) – Можно уже пить чай? Попробую…пробуй Умка…не торопись – обожжешься. Тебе не очень нравится чай? Дети, почему Умке наш чай не очень понравился? Конечно, мы же не положили в чай сахар.
Предлагает взять ложечкой кусочек сахара и положить в чашку.
Умка плачет – исчез его кусочек сахара. Воспитатель просит детей объяснить, куда делся кусочек сахара. Воспитатель на глазах у ребят еще раз кладет кусочек сахара, медленно помешивая чай, растворяет его. «Попробуйте чай, какой он? «Конечно, сладкий. Почему сахар исчез? Почему чай стал сладким?
2 часть. После чаепития воспитатель предлагает детям поиграть с Умкой «Хорошо-плохо», «Холодное-горячее», «Съедобное – несъедобное» Например: горячий чай хорошо или плохо? Хорошо почему? А всегда ли хорошо? А чем плохо? Можно ли пить горячий чай снеговику? Почему?
Воспитатель предлагает задачи: если ты замерз, как можно быстро согреться? Если тебе очень жарко, как быть? (Пояснить, что для чего, чтобы не заболеть, быстро охлаждаться нельзя.)
- Как узнать, что вода закипела?
- Почему нельзя есть снег?
- Как очистить воду от грязи?
- Как вскипятить чай? Как сделать его душистым?
В течении этого же дня предлагается игра – имитация «маленькие человечки». Дети превращаются в «человечков» льда, воды, пара (по предложению воспитателя) Умке это не удается, дети обучают его правилам игры и действиям. «ВОДА» - все стоят, опустив руки, «ЛЕД» - дети берутся за руки, крепко их сжимая. «ПАР» - дети бегают. Как изобразить в имитации, что сахар растворился?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математическому развитию детей в средней группе с использованием блоков Дьенеша
Использование в работе блоков Дьенеша поможет детям в игровой форме быстрее освоить знания о геомеритческих фигурах....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «В ГОСТИ К ЗИМУШКЕ – ЗИМЕ» (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ)
В этой статье представлено итоговое занятие по позновательному развитию детей в средней группе. Цель работы способствовать закреплению знаний детей о зиме....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ по теме: «Зима – Лето»
Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе. ...
Конспект занятие по познавательному развитию «Домашние животные». Средняя группа
Материал для воспитателей детского сада...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы Скоро Зима
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об изменениях в природе осенью.Задачи:Закрепить знания о характерных признаках осени; знакомить с названиями животных, местом их обитания, подготов...
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе с использованием блоков Дьенеша «Поможем Даше-путешественнице»
Открытое занятие для родительской общественности в рамках «Дня открытых дверей в ДОУ» с целью познакомить с авторской методикой интеллектуально-творческого развития "Блоки Дьенеша&quo...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы «Моя семья» с использованием современных образовательных технологий: здоровье сберегающей, игровой, информационно - коммуникационной, личностно – ориентированной
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24695314","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Сформировать у детей правильное представление о семье.Задачи: 1.Образовательные...