Синдром "выгорания" педагогов, и как сохранить своё здоровье.
презентация на тему
Профессиональное выгорание педагогов: причины, стадии, аспекты, симптомы.
Профилактика эмоционального выгорания: сам себе доктор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_vygoranie.docx | 56.66 КБ |
profilaktika_vygoraniya.pptx | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой.
Высокая эмоциональная включённость в деятельность, жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), организационные моменты педагогической деятельности (нагрузка, расписание, кабинет) и ответственность перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда провоцирует возникновение невротических расстройств и психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении. В связи с этим встаёт необходимость теоретического и практического изучения данного вопроса.
ПРИЧИНЫ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.
Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации, возникающей от нервно-психического напряжения. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Основная причина синдрома - это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Часто синдром вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жёсткой, нерациональной политикой администрации. Результат тотального контроля - возникновение чувства бесполезности своей деятельности. Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что тоже может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлечённости в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно, к выгоранию.
Представим ситуацию, когда у человека возникает несоответствие между собственными этическими принципами и ценностями и требованиями, которые предъявляет работа. Если для работника важно удержаться на этом рабочем месте, то постепенно идёт привыкание к нарушению собственных принципов, снижается их эмоциональная значимость.
Как уже сказано, СЭВ выступает как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия. Выгорание - это отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
Данное явление «заразно»: те, кто подвержен СЭВ, становятся циниками, негативистами и пессимистами, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».
Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозможна без общения.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.
СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
- начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
- возникают недоразумения с другими участниками образовательного процесса, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии детей, родителей – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
ТРИ АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ПЕРВЫЙ – снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
ВТОРОЙ – одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими участниками образовательного процесса. Преобладают объект - объектные отношения.
ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ПЕРВАЯ ГРУППА:
Психофизические симптомы
-Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости );
-ощущение эмоционального и физического истощения;
-снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
-общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
-частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
-резкая потеря или резкое увеличение веса;
-полная или частичная бессонница;
-постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
-одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
-заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
ВТОРАЯ ГРУППА:
Социально-психологические симптомы:
-Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
-повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
-частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
-постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
-чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
-чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»;
-общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
ТРЕТЬЯ ГРУППА:
поведенческие симптомы:
-Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее;
-постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает;
-руководитель затрудняется в принятии решений;
-чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
-невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
-дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
-злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Анализ психических состояний во время проявления СЭВ показывает, что эмоциональное выгорание является сложным состоянием, включающим в себя несколько составляющих, имеющих негативную эмоциональную окраску. Оно является неравновесным и отклоняется от оптимального уровня, как в сторону снижения психической активности, так и в сторону повышения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способы ф изиологическ ой саморегуляции : Различные движения потягивания и расслабления мышц Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.
Способы ф изиологическ ой саморегуляции : РЕЛАКСАЦИЯ — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, движение, танцы, музыка.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА баня, сауна, массаж; горячая ванна с пеной; SPA- процедуры.
Способы эмоциональной саморегуляции: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей; мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
Способы эмоциональной саморегуляции: «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так. Занятие любимым делом - хобби .
САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!». Дарите себе подарочки и милые безделушки.
ВЫВОДЫ: ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ, КОЛЛЕГИ! НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Сохрани своё здоровье сам"
Консмект НОД по социальному миру...
Сохрани своё здоровье сам
Формировать у детей представление о здоровом образе жизни. Научить детей любить себя и свой организмЗакрепить знания о полезных и вредных привычках. Формировать негативное отношение к вредным пр...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по валеологии во 2 младшей группе Тема "Сохраним своё здоровье"
Целью данного занятия является формирование у детей представлений о здоровом образе жизни. В ходе занятия дети отгадывают загадки, определяют признаки больного и здорового ребенка, а также учаться чис...
Открытое заняти в старшей группе "Сохрани своё здоровье"
"Схрани своё здоровье" Конспект непосредственно образовательной деятельности НОД Открытое занятие для воспитателей района...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Сохрани своё здоровье».
Программное содержание: учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь; развивать разговорную речь детей, умен...
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познание» для детей старшей группы. Тема: «Сохрани своё здоровье сам».
Формирование знаний детей о здоровом образе жизни...
НОД по познавательному развитию "Сохрани своё здоровье сам"
Конспект по ознакомлению дошкольников с заботой о своём здоровье...