Алгоритм применения здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-психолога
методическая разработка на тему

Баган Наталья Михайловна

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Психологическое здоровье является индикатором физического здоровья. Охрана и укрепление психологического здоровья является важной задачей деятельности образовательного учреждения в целом и мотивом во взаимодействии каждого педагога с ребенком.

Психологическое здоровье - это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Алгоритм  раскрывает виды здоровьсберегающих технологий, решаемые задачи и особенности использования каждой технологии в практической деятельности педагога-психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_primeneniya_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм применения

здоровьесберегающих технологий

в деятельности педагога-психолога ДОУ

Девять десятых нашего счастья

                                                                 зависят от здоровья человека

Артур Шопенгауэр

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Психологическое здоровье является индикатором физического здоровья. Охрана и укрепление психологического здоровья является важной задачей деятельности образовательного учреждения в целом и мотивом во взаимодействии каждого педагога с ребенком.

Психологическое здоровье - это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Поэтому в течение всего учебного года в свою работу включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению оптимального результата в вопросах сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся.

Использую следующие виды здоровьесберегающих педагогических технологий:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья обучающихся;
  • Технологии обучению здоровому образу жизни;
  • Коррекционные технологии

Виды здоровье-

сберегающих технологий

Особенности использования

Задачи

Технологии сохранения и стимулирования здоровья обучающихся

Релаксация

Для всех возрастных групп.

Используется спокойная, классическая музыка, звуки природы. Может сопровождаться текстом.

-обучение приемам саморасслабления;

-психомышечная тренировка;

- тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции;

- развитие воображения, образного мышления;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- успокоение и организация возбужденных детей;

- создание позитивного фона настроения.

Пальчиковая гимнастика

С младшего возраста индивидуально или по подгруппам. Как часть занятия.

- переключение внимания;

- улучшение координации и мелкой моторики рук, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.

Дыхательная гимнастика

Используется наглядный материал, показ, звуковое, голосовое сопровождение.

-улучшение работы головного мозга, сердца, нервной и дыхательной системы организма;

- укрепление общего состояния здоровья;

-развитие умение управлять своим дыханием формирует умение управлять собой.

Гимнастика для глаз

Любая гимнастика для глаз проводится стоя.  Выполняются 2-4 мин.

При выполнении упражнений голова неподвижна. Используется наглядный материал, показ, ИКТ, музыкальное, звуковое, голосовое сопровождение.

- предупреждение утомления;

- укрепление глазных мышц;

- снятие напряжения;

- общее оздоровление зрительного аппарата;

- благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Динамические паузы

Во время занятий, по мере утомляемости детей, 2-5 мин.

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида деятельности.

-предупреждение утомляемости;

-удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности;

-создание атмосферы эмоционального комфорта, непринужденной обстановки, творчества;

-развитие чувства ритма, пластики, грации, умения владеть своим телом; -совершенствование движений.

Ритмопластика

Как часть занятия с детьми старшего дошкольного возраста

-развитие эстетических чувств, умения чувствовать и владеть своим телом;

- профилактика застенчивости, скованности.

- сплочение детского коллектива.

Технологии обучению здоровому образу жизни

Занятия из серии «Здоровье»

В зависимости от поставленных задач

- ознакомление с правилами ЗОЖ;

- создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Проблемно - игровые (игротренинги и игротерапия)

Время строго не фиксировано, в зависимости от  поставленных задач.

-диагностика, профилактика и коррекция нарушений эмоционально-волевой, поведенческой сферы (страхов, агрессии, и др.)

Коммуникативные игры

Как часть занятия, либо отдельное мероприятие из серии игр.

- обучение коммуникативным навыкам, конструктивному выходу из конфликтных ситуаций,

-способствует социализации, сплочению детского коллектива.

Самомассаж

Сеансами либо в различных формах работы.

 Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

-формирование привычки к здоровому образу жизни;

- привитие навыков элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица и т.д.

Коррекционные технологии

Сказкотерапия

Может быть групповой или индивидуальной формой работы.

Сказку может рассказывать взрослый целиком  либо дети становятся соавторами.

- профилактика и коррекция нарушений эмоционально-волевой, поведенческой сферы (страхов, агрессии, и др.)

Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 20-30 мин. со средней группы или как часть занятия.

- формирование правильного отношения к себе и окружающей действительности;

- способствовать  здоровому и радостному взрослению; 

- развитие умения воплощать свои  внутренние чувства во внешние.

Песочная терапия

Как специальное занятие в зависимости от поставленных задач.

- диагностика и коррекция особенностей поведения ребенка (тревожность, страхи, агрессивность и др.)

Музыкотерапия

Использование музыкального сопровождения в зависимости от поставленных задач. Продолжительность и частота использования регулируется индивидуально.

- снятие напряжения, поднятие эмоционального тонуса;

- развитие умения переключать внимание;

- воспитание эстетических, духовно-нравственных чувств;

- повышение эмоциональной отзывчивости.

Технология цветового воздействия

Использование стимульного материала.

- развитие зрительного восприятия;

- диагностика и коррекция эмоционального состояния;

- снятие напряжения и повышение эмоционального настроя.

Технология коррекции поведения

Проводится по специальным методикам. Количество и продолжительность занятий варьируется в зависимости от сложности случая.

- коррекция и профилактика особенностей поведения.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в деятельности педагога-психолога.

Без использования игровых технологий немыслима работа психолога в детском саду. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА ДОУ

      Метод проектной деятельности способствует приобретению детьми навыков активного,  творческого и  коллективного взаимодействия.  Использование ИКТ в совместно...

Использование технологии проектирования в деятельности педагога-психолога ДОУ

В данной презентации представлен опыт работы педагога-психолога МБДОУ № 32 г.Выкса по проектной деятельности за период с 2008 по 2014 г....

Психолого-педагогическая технология деятельности педагога-психолога детского сада

Описание психолого-педагогической технологии деятельности педагога-психолога детского сада. В данном материале раскрываются цель, задачи и формы деятельности педагога-психолога. А так же представлено ...

Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы): "Значение использования коммуникативных игр в деятельности педагога-психолога."

08.02.2020г. в ГБОУ Гимназия №586 Василеостровского р-на СПб проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "ФГОС: традиции и инновации в ДО".В рамках Секции №1 "Проектирован...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2019 - 2022 уч.г. на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАна 2019 - 2022 уч.г.на тему«Здоровьесберегающие  технологии в  работе педагога – психолога ДОУ»...