Алгоритм применения здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-психолога
методическая разработка на тему
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Психологическое здоровье является индикатором физического здоровья. Охрана и укрепление психологического здоровья является важной задачей деятельности образовательного учреждения в целом и мотивом во взаимодействии каждого педагога с ребенком.
Психологическое здоровье - это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Алгоритм раскрывает виды здоровьсберегающих технологий, решаемые задачи и особенности использования каждой технологии в практической деятельности педагога-психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_primeneniya_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм применения
здоровьесберегающих технологий
в деятельности педагога-психолога ДОУ
Девять десятых нашего счастья
зависят от здоровья человека
Артур Шопенгауэр
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Психологическое здоровье является индикатором физического здоровья. Охрана и укрепление психологического здоровья является важной задачей деятельности образовательного учреждения в целом и мотивом во взаимодействии каждого педагога с ребенком.
Психологическое здоровье - это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Поэтому в течение всего учебного года в свою работу включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению оптимального результата в вопросах сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся.
Использую следующие виды здоровьесберегающих педагогических технологий:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья обучающихся;
- Технологии обучению здоровому образу жизни;
- Коррекционные технологии
Виды здоровье- сберегающих технологий | Особенности использования | Задачи |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья обучающихся | ||
Релаксация | Для всех возрастных групп. Используется спокойная, классическая музыка, звуки природы. Может сопровождаться текстом. | -обучение приемам саморасслабления; -психомышечная тренировка; - тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции; - развитие воображения, образного мышления; - снятие психоэмоционального напряжения; - успокоение и организация возбужденных детей; - создание позитивного фона настроения. |
Пальчиковая гимнастика | С младшего возраста индивидуально или по подгруппам. Как часть занятия. | - переключение внимания; - улучшение координации и мелкой моторики рук, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. |
Дыхательная гимнастика | Используется наглядный материал, показ, звуковое, голосовое сопровождение. | -улучшение работы головного мозга, сердца, нервной и дыхательной системы организма; - укрепление общего состояния здоровья; -развитие умение управлять своим дыханием формирует умение управлять собой. |
Гимнастика для глаз | Любая гимнастика для глаз проводится стоя. Выполняются 2-4 мин. При выполнении упражнений голова неподвижна. Используется наглядный материал, показ, ИКТ, музыкальное, звуковое, голосовое сопровождение. | - предупреждение утомления; - укрепление глазных мышц; - снятие напряжения; - общее оздоровление зрительного аппарата; - благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. |
Динамические паузы | Во время занятий, по мере утомляемости детей, 2-5 мин. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида деятельности. | -предупреждение утомляемости; -удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности; -создание атмосферы эмоционального комфорта, непринужденной обстановки, творчества; -развитие чувства ритма, пластики, грации, умения владеть своим телом; -совершенствование движений. |
Ритмопластика | Как часть занятия с детьми старшего дошкольного возраста | -развитие эстетических чувств, умения чувствовать и владеть своим телом; - профилактика застенчивости, скованности. - сплочение детского коллектива. |
Технологии обучению здоровому образу жизни | ||
Занятия из серии «Здоровье» | В зависимости от поставленных задач | - ознакомление с правилами ЗОЖ; - создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. |
Проблемно - игровые (игротренинги и игротерапия) | Время строго не фиксировано, в зависимости от поставленных задач. | -диагностика, профилактика и коррекция нарушений эмоционально-волевой, поведенческой сферы (страхов, агрессии, и др.) |
Коммуникативные игры | Как часть занятия, либо отдельное мероприятие из серии игр. | - обучение коммуникативным навыкам, конструктивному выходу из конфликтных ситуаций, -способствует социализации, сплочению детского коллектива. |
Самомассаж | Сеансами либо в различных формах работы. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. | -формирование привычки к здоровому образу жизни; - привитие навыков элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица и т.д. |
Коррекционные технологии | ||
Сказкотерапия | Может быть групповой или индивидуальной формой работы. Сказку может рассказывать взрослый целиком либо дети становятся соавторами. | - профилактика и коррекция нарушений эмоционально-волевой, поведенческой сферы (страхов, агрессии, и др.) |
Арттерапия | Сеансами по 10-12 занятий по 20-30 мин. со средней группы или как часть занятия. | - формирование правильного отношения к себе и окружающей действительности; - способствовать здоровому и радостному взрослению; - развитие умения воплощать свои внутренние чувства во внешние. |
Песочная терапия | Как специальное занятие в зависимости от поставленных задач. | - диагностика и коррекция особенностей поведения ребенка (тревожность, страхи, агрессивность и др.) |
Музыкотерапия | Использование музыкального сопровождения в зависимости от поставленных задач. Продолжительность и частота использования регулируется индивидуально. | - снятие напряжения, поднятие эмоционального тонуса; - развитие умения переключать внимание; - воспитание эстетических, духовно-нравственных чувств; - повышение эмоциональной отзывчивости. |
Технология цветового воздействия | Использование стимульного материала. | - развитие зрительного восприятия; - диагностика и коррекция эмоционального состояния; - снятие напряжения и повышение эмоционального настроя. |
Технология коррекции поведения | Проводится по специальным методикам. Количество и продолжительность занятий варьируется в зависимости от сложности случая. | - коррекция и профилактика особенностей поведения. |
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в деятельности педагога-психолога.
Без использования игровых технологий немыслима работа психолога в детском саду. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует...
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА ДОУ
Метод проектной деятельности способствует приобретению детьми навыков активного, творческого и коллективного взаимодействия. Использование ИКТ в совместно...
Использование технологии проектирования в деятельности педагога-психолога ДОУ
В данной презентации представлен опыт работы педагога-психолога МБДОУ № 32 г.Выкса по проектной деятельности за период с 2008 по 2014 г....
Психолого-педагогическая технология деятельности педагога-психолога детского сада
Описание психолого-педагогической технологии деятельности педагога-психолога детского сада. В данном материале раскрываются цель, задачи и формы деятельности педагога-психолога. А так же представлено ...
Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы): "Значение использования коммуникативных игр в деятельности педагога-психолога."
08.02.2020г. в ГБОУ Гимназия №586 Василеостровского р-на СПб проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "ФГОС: традиции и инновации в ДО".В рамках Секции №1 "Проектирован...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2019 - 2022 уч.г. на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАна 2019 - 2022 уч.г.на тему«Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»...