Рабочая программа "Сенсорная комната"
методическая разработка на тему
Программа для снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornaya_rabochaya_programma.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад,различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть.Такие нагрузки отрицательно влияют на психическое здоровье детей. Именно поэтому очень важно научить ребенка психомышечной релаксации.Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить.Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое накапливаясь, ведетк напряжению мышц тела.Умение расслабиться позволяет устранить беспокойство,возбуждение,скованность,восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Данное направление создает оптимальную систему оздоровительной и развивающей работы, сориентированную как на сохранение и укрепление физического и психического здоровья своих воспитанников, так и на полноценное и всестороннее развитие дошколят.
Цельюпрограммы является профилактика и предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.
Программа описывает систему мер на снятие психоэмоционального напряжения, которая включает:
-Систему релаксационных упражнений;
-Систему релаксационных настроев и аутотренингов;
-Систему работы с оборудованием сенсорной комнаты.
В системе «Сеансы расслабления» состоят из цикла занятий- от 8-12 занятий по 1 разу в неделю. Которые проводятся по итогам диагностики эмоциональной сферы, а также по запросам педагогов ДОУ, родителей.
Цикличность программы позволяет обеспечить более стабильный результат при освоении его детьми.
Задачи программы:
-Научить ребенка произвольно расслаблять мышцы;
-Эмоционально успокаиваться,чтобы настроиться на предстоящую работу;
-Снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций;
-Развивать двигательные функции.
Методы и приемы, используемые при реализации проекта:
-Словесные: беседы, рассказ педагога, художественное слово;
-Наглядные: показ релаксационных упражнений;
-Практические: релаксационные упражнения,игры с оборудованием сенсорной комнаты, игротерапия,психогимнастика,пескотерапия и телесно-ориентированный метод.
Средства обучения.
1.Звуковые:Аудиокассеты с записью релаксационной музыки.
2.Учебно-наглядные пособия: стимульный материал предназначен для стимуляции тактильной чувствительности,исследовательского интереса,развивает мелкую моторику и вызывает разные фантазии.Используется в зависимости от цели
Оборудование: световой модуль для рисования песком «Радуга», игровое панно «Ежик»,«музыкальное кресло-подушка», детская сенсорная дорожка, детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, ионизатор воздуха «Снежинка», Настенная интерактивная сенсорная панель «Осенний лист», пучок фибероптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь», цветодинамический проектор «Плазма-250»,цветодинамический светильник «Жар-птица»,Шар зеркальный, световая каскадирующая труба «Веселый фонтан», светодиодный светогенератор для фибероптики «Светлячок-5»,пушка световая узконаправленная «Зебра-50»,звездное небо «Армстронг»,тактильная дорожка, тактильная панель «Клоун», тактильная панель «Мечта».
Диагностика.
Диагностика проводится в начале, и после проведения одного «Сеанса расслабления» по следующим критериям.
Первоначальная диагностика | Конечная диагностика |
Наличие следующих признаков,могут говорить,что ребенок находиться в состоянии напряжения(если эти признаки не наблюдались ранее) -трудность засыпания и беспокойный сон; -беспричинная обидчивость,плаксивость. -рассеяность,невнимательность; -беспокойство,непоседливость; -повышенная тревожность; -боязнь контактов,стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников; -неуверенность в себе. | -улучшение эмоционального состояния; -снижение агрессивности и беспокойства; -снятие нервного напряжения и тревожности; -нормализация сна; -активизация мозговой активности. |
Структура занятий:
Данная программа включает в себя 8-12 занятий, по 1 разу в неделю.Рассчитана на детей дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проводятся в сенсорной комнате индивидуально, либо с подгруппой детей из 3-4 человек.
Каждое занятие состоит из нескольких частей:
Вступительная часть. Установление контакта педагога с детьми, создание эмоционального настроя в группе, организация совместной деятельности.
Основная часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной, сенсорной сферы.
Заключительная часть. Подведение итогов. Закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.
Противопоказаниями к занятиям в сенсорной комнате являются инфекционные заболевания. Ограничивает использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты наличие у детей или взрослых астенические проявления, синдром гиперактивности, эпилиптический синдром или готовность к эпилепсии, умеренная и тяжелая умственная отсталость, психоневрологические заболевание, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов.
Чтобы работа с детьми осуществлялась последовательно и систематично, разработан тематический план с учетом возрастных особенностей детей.
Тематический план «Сеансы расслабления»
Программа
«Сеансы расслабления»
(для работы в сенсорной комнате)
Составила:
педагог-психолог
Шарапова Ю.В.
-Абакан-
2014-2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Формирование словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи средствами русской народной комнаты «Бабушкины посиделки»
Рабочая программа поосвящена развитию словарного запаса. В программе представлен календарно-тематический план, основные методы и приемы работы....
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...
Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным оборудованием.
Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным оборудованием....
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс» Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова «Организация занятий в сенсорной комнате»
Рабочая программакоррекционно-развивающих занятий в комнатес интерактивным сенсорным оборудованием«Релаксационный комплекс»Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова«Орга...
Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным интерактивным оборудованием – «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»
Рабочая программаразвивающих занятий в комнатес сенсорным интерактивным оборудованием –«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»...
Рабочая программа "Чудесная комната"
Программа «Чудесная комната» направлена на развитие детей с незначительными отклонениями в эмоциональной и сенсорно-речевой сфере. Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста, способс...
Рабочая программа развивающих занятий в темной комнате с сенсорным интерактивным оборудованием
Паспорт программыНаименование ПрограммыРабочая программа развивающих занятий в темной комнате с сенсорным интерактивным оборудованиемЦелевая группаДля воспитанников 2 младшей-подготовительн...