Рабочая программа Формирование словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи средствами русской народной комнаты «Бабушкины посиделки»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему
Рабочая программа поосвящена развитию словарного запаса. В программе представлен календарно-тематический план, основные методы и приемы работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Формирование словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи средствами русской народной комнаты
«Бабушкины посиделки»
Разработчик:
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 65 – Центр развития ребенка»
города Бийска
Чулюкова Светлана Михайловна
2014 год.
Содержание:
1. Целевой раздел ……………………………………………………………….3
1.1.Пояснительная записка……………………………….…………………3-4
1.2.Цель рабочей программы…………………………………………………...4
1.3.Задачи рабочей программы……………………………………………4-5
1.4.Принципы и подходы в организации образовательного процесса………5
1.5.Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………….5-6
1.6. Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров)…………………………………………………………………………..6
2. Содержательный раздел
(описание образовательной деятельности)……………………………….7-13
3. Организационный раздел (материально – техническое обеспечение программы в целостном образовательном процессе)…………………13-14
1. Целевой раздел
В основу данной рабочей программы положена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данная рабочая программа строится на сочетании речевого развития в сочетении с художественно-эстетическим развитием. Рабочая программа ценна тем, что в процессе знакомства с декоративно-прикладным искусством, участия в совместной деятельности у детей формируется словарный запас.
1.1.Пояснительная записка.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Свободная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, общему развитию ребёнка. И напротив богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Развитие словаря понимается, как длительный процесс количественного накопления слов, освоение их социально закрепленных знаний и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Дети не владеющие достаточным лексическим запасом испытывают большие трудности в обучении, не находят подходящих слов для выражения своих мыслей. Поэтому словарная работа в детском саду имеет большое значение для общего развития ребёнка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А. Н. Леонтьев).
Особенно важна словарная работа с детьми с общим недоразвитием речи, для которых характерна неточность употребления слов и словосочетаний по смыслу, нарушение лексической системности. Дети с нарушением речи испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, не используют в речи синонимы и анонимы.
Прекрасным средством развития речи, словарного запаса являются пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, которые Е.Д. Ушинский назвал лучшим средством «привести дитя к живому источнику народного языка». Знакомя детей с пословицами, поговорками, загадками, сказками в русской народной комнате педагог тем самым приобщает их к общечеловеческим ценностям. Фольклорные произведения, предметы русской народной комнаты – как средство соединения фольклора с бытом человека является богатейшим источником познавательного и нравственного развития дошкольников.
Деятельность по реализации рабочей программы регламентирована следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6241 Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038);
- Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №65 - Центр развития ребенка».
Система работы по формированию словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи средствами русской народной комнаты осуществляется в течение учебного года 1 раз в месяц в совместной деятельности в рамках части основной образовательной программой дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений и созданных ими самостоятельно на основании лексических тем недели.
1.2.Цель рабочей программы.
Цель: Создание условий для формирования словарного запаса у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи средствами русской народной комнаты
1.3.Задачи рабочей программы.
- Обогатить словарь детей тематическими группами слов.
- Уточнить и расширить представления детей об окружающем мире через приобщение детей к истокам русской народной культуры.
- Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения, включая переносные и абстрактные.
- Создать условия для вовлечения родителей в расширение и обогащение словарного запаса детей с общим недоразвитием речи.
1.4.Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Результативность работы по формированию словарного запаса детей зависит от соблюдения общепринятых принципов современной теории дошкольного воспитания. Результативность программы зависит от соблюдения на занятиях общепринятых принципов. Принципы построены с учётом работ Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева и др.
Принципы организации работы по рабочей программе:
- принцип воспитывающего обучения,
- принцип развивающего обучения,
- принцип наглядности,
- принцип систематичности и последовательности,
- принцип доступности,
- принцип осознания процесса обучения,
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей,
- принцип научности.
1.5.Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи
В старшей группе обучаются дети с общим недоразвитием речи III уровня. Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Выявляются существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям .
В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы, пропуски и замены словообразовательных аффиксов, грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова, стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса. Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения.
Отмечается тенденция к множественным лексикческим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п.
Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств.
1.6. Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров):
- Обогащение словаря детей тематическими группами слов.
- Уточнение и расширение представлений детей об окружающем мире через приобщение детей к истокам русской народной культуры.
- Развитие вариативности лексики, сформированность точности смыслового значения, включая переносные и абстрактные.
- Вовлечение родителей в процесс расширения и обогащения словарного запаса детей с общим недоразвитием речи.
2. Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)
Возраст: детей 5 – 6 лет.
Срок освоения: 1 год.
Форма деятельности: совместная деятельность, вторник, 2 половина дня, 22 мин.
Форма контроля: наблюдение, анализ
Основной формой проведения работы являются совместная деятельность по ознакомлению с окружающим, имеющая следующую структуру:
- Организационный момент - введение в тему, создание положительного настроя, коррекция психофизических функций; использование психогимнастики, мимических, имитирующих упражнений.
- Основная часть - представляет собой совокупность упражнений, игр, направленных на решение задач формирования словарного запаса. Важен порядок предъявления упражнений. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальных заданий к релаксационной технике.
- сообщение нового материала;
- знакомство с новым словом посредством чтения произведений устного народного творчества;
- наблюдение, осмотр предметов. Введение понятия;
- речевые упражнения на закрепление понятия;
- закрепление материала через практическую деятельность.
- Заключительная часть – проводится обобщающая беседа, закрепление материала, самоконтроль и взаимоконтроль.
Кроме этого, на совместной деятельности осуществляется здоровьесберегающая деятельность через использование физкультминутки, пальчиковой гимнастики, глазодвигательных упражнений, то соответствует требованиям основной образовательной программы дошкольного образования: реализации образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
В «Русской избе» совместная деятельность проводится один раз в месяц. Детям раскрываются названия старинных предметов, их функциональное использование, подчеркивается историческая преемственность с современными аналогами (лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа), особое внимание уделяется расширению активного словаря детей за счет того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, крынка, кувшин или полавочник – скамейка – табурет). В русской комнате за печкой живет сказочный персонаж домовёнок Кузя, которого дети воспринимают, как живое существо, они горячо с ним спорят, шутят, обмениваются дразнилками, поют ему песни, частушки.
Приемы работы над словом:
- накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки к восприятию произведению;
- акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку;
- лексический анализ языка художественных произведений;
- объяснение педагогом значений слов;
- проговаривание слов детьми;
- замена авторских слов словами, близкими по значению;
- подбор слов для характеристики героев;
- употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.
Кроме того предусматривается сотрудничество с семьями дошкольников по обогащению и расширению словарного запаса посредством участия в свместных мероприятиях, подготовке к совместной деятельности.
Календарно-тематический план по формированию словарного запаса у детей старшей группы (5-6 лет) с общим недоразвитием речи средствами русской народной комнаты «Бабушкины поседелки».
Месяц | Тема совместной деятельности | Содержание совместной деятельности | Задачи |
Сентябрь | «Милости просим, гости дорогие» | 1.Знакомство с комнатой и ее хозяйкой. 2. Беседа с детьми о русских народных играх. | Знакомство детей с «избой». Вместе с детьми выяснить, сколько знакомых и незнакомых вещей. |
Золотая осень | Беседа о народных приметах, обычаях. Праздник – «воздвижение». | 1. Познакомить детей с явлениями природы осенью и изменениями в окружающей жизни (отмечается быстрое наступление холодов, окончание уборки урожая, замирание жизни животных перед зимой и отлете птиц). 2. Познакомить детей с песенками, загадками об осенних явлениях. 3. Расширить словарный запас детей по теме «Осень». | |
Октябрь | Овощи Фрукты | 1. Сергей – капустник. Потешка «Засолка капусты», загадки об овощах. Пальчиковая гимнастика. 2. Праздник Луки. | 1. Формировать знания детей о том, что в этот день квасят капусту, дети морковку, чистят, трут, кочерыжками хрустят – вся семья в сборе. 2. Дать представление детям о празднике Луки. Начинается торговля репчатым луком. Познакомить с поговорками (лук да баня – все правят; лук с чесноком родные братья; лук в косицы плетут девицы) |
Ноябрь | Одежда | «Починки». «Худо коли зима врасплох застанет». Знакомство с пословицами. | 1. Дать знания о том, как люди готовятся к зиме – достают шубы да рукавицы. 2. Познакомить с пословицами: «Готовь теплую одежду – зима забредет», «Трифон шубу чинит, - Пелагея рукавички шьет». 3. Расширять словарный запас по теме «Одежда». |
Птицы | Синичкин день (Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки). | 1. Обобщать и систематизировать знания детей о птицах. 2. Активизировать словарь по теме «Птицы». 3. Учить подбирать слова признаки, слова действия к существительным. | |
Декабрь | Зима | Здравствуй, Зимушка – Зима! Беседа о характерных особенностях декабря с использованием пословиц, поговорок («Декабрь год кончает, зиму начинает», «Зима – не лето, в шубу одета»). Разучивание заклички «Ты, мороз, мороз, мороз». | 1. Расширять знания детей о зимних явлениях природы. 2. Учить понимать значение пословиц, поговорок. 3. Помогать детям согласовывать слова в предложения. 4. Развивать память, слуховое восприятие при заучивании заклички. 5. Учить употреблять существительные с обобщающим значением по теме «Зима». |
Новый год | С новым годом – со всем родом! Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок. | 1. Закреплять знания детей о русском народном традиционном празднике – Новый год. 2. Создать у детей атмосферу праздничного настроения. 3. Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. 4. Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. 5.Употреблять слова – антонимы (чистый – грязный, светло – темно). | |
Январь | Пришла коляда – отворяй ворота | Рассказ о рождественских праздниках. Разучивание колядки «Пришла коляда – отворяй ворота! Дайте коровку, масляну головку. Ты мне дай пирожок ради праздничка, дружок». Беседа об обычае колядования, проведение народных игр с использованием прибауток, потешек. Игры «Холодно-горячо», «Колядки». | 1. Познакомить детей со старинным народным праздником «Рождественские колядки». 2. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, предлоги. 3. Пополнять словарь детей на основе углубления знаний о событиях, не имевших место в их собственном опыте. |
Февраль | Гуляй да присматривайся. | Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два мороза». Приметы «Вьюги да метели на февраль налетели», «Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый?». | 1. Формировать знания у детей о природных явлениях февраля. Познакомить с содержанием сказки «Два Мороза». 2. Употреблять в речи слова синонимы, антонимы. 3. Употреблять в речи предлоги. |
«Сретение». Встреча зимы с весной. | Встреча зимы с весной. Загадки о солнышке, вьюге, ветре. | 1. Знакомить детей со старинным праздником «Сретение» (верим, что в этот день встречается зима с весной, отсюда крещенские морозы и оттепели. Устраиваем игры. Отправляем ребят с гор кататься да в снегу поваляться). 2. Употреблять в речи глаголы и слова определения (какой, какая, какое). | |
Март | Нет милее дружка, чем родимая матушка. | Беседа о маме с использованием пословиц и поговорок о маме («Сердце матери лучше солнца греет», «Птица рада весне, а младенец – матери»). Изготовление поделки в подарок маме. | 1. Воспитывать чувство уважения, любви к родной матери. 2. Продолжать знакомить детей с пословицами и поговорками о матери. 3. Учить правильно проговаривать слова в пословицах. 4. Совершенствовать интонационную выразительность речи. |
Гуляй да присматривайся | Беседа о перелетных птицах. Заучивание заклички о весне «Жаворонки прилетите, холодную зиму унесите, теплую весну принесите». Инсценирование потешек: «Чики-чики-кички», «Бай, качи-качи». Исполнение закличек «Ай, жавороночки, мои деточки». | 1. Расширять знания детей о перелетных птицах. 2. Уметь отличать перелетных птиц от зимующих. 3. Приучать детей любить и охранять птиц. 4. Расширять словарный запас по теме «Перелетные птицы» | |
Апрель | Весна | Шутку шутить – людей насмешить. Знакомство с потешным фольклором. Проведение игр «Барыня», «Фанты» с народными персонажами Скоморохом и Петрушкой. Загадывание загадок о весенних явлениях. | 1. Дать детям доступные их пониманию представления о потешном фольклоре. 2. Формировать умение слушать, запоминать и отгадывать загадки. 3. Расширять и обогащать словарный запас детей по теме «Весна». |
Пасха – Светлое Воскресенье Христово - самый главный праздник. | Беседа о празднике Светлое Христово Воскресенье, о значении пасхальных символов: кулич, пасха, яйцо. Знакомство с традициями народных гуляний. Разучивание частушек. Проведение игр-состязаний: «Плетень», «Прыгание через веревочку». | 1. Познакомить детей с традициями народного праздника Пасхи (что он означает избавление, освобождение, что к этому празднику красят яйца, пекут куличи). 2. Познакомить с новым видом народного творчества – частушкой. Развивать умение запоминать и петь частушки. 3. Уметь характеризовать состояние и настроение людей (огорчен – весел). | |
Май | Весна красна цветами. | Повторение загадок, песен, пословиц о весне (белая, белая, да седая, пришла зеленая и молодая). Плетение весенних венков. Хороводная игра «Ой, вставала с ранешенько». | 1. Продолжать расширять представления детей о многообразии природных явлений весной. Закрепить представления о сезонных изменениях в природе, способствовать любознательности. 2. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. 3. Вспомнить и повторить пословицы, поговорки, загадки о весне. 4. Продолжать учить согласовывать слова в предложения. 5. Расширять словарный запас по теме «Весна». |
3. Организационный раздел (материально – техническое обеспечение программы в целостном образовательном процессе)
Для проведения занятий по формированию словаря детей в группе создается центр «Русская изба», обстановка которого проста и соответствует деревенскому образу жизни (стол, прялка, русская печь, лавки), что дает возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. В «Русской избе» оснащен старинными предметами, их функциональное использование, подчеркивает историческую преемственность с современными аналогами (лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа), особое внимание уделяет расширению активного словаря детей за счет того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, крынка, кувшин или полавочник – скамейка – табурет). В русской комнате за печкой находится - живет сказочный персонаж домовёнок Кузя, которого дети воспринимают, как живое существо, они горячо с ним спорят, шутят, обмениваются дразнилками, поют ему песни, частушки.
Панирование и проведение деятельности осуществляется по следующим методическим пособиям:
- Веселая ярмарка (сценарии нетрадиционных праздников ля дошкольного возраста). [Текст]/Ларина Г.М. – Смоленский областной институт усовершенствования учителей. 1998.
- Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/сост. Бахметьева Т.И, Соколова Г.Т. – Ярославль, 1997.
- Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – 2-е издание. [ Текст]/ О.Л. Князева, М.Д. Михалева. – СПб: Детство – Пресс. 2002. – 304с.
- Науменко, Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления: в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. [ Текст]/ Г.М. Науменко – М.: Линка - Пресс. 2000. – 224 с.
- Петров, В.М. Зимние праздники, игры и забавы для детей. [ Текст]/ В.М. Петров, Г.Н. Гришин, Г.Н. Короткова/ – М: ТЦ Сфера. 1999 – 128с.
- Петров, В.М. Осенние праздники, игры и забавы для детей. [ Текст]/ В.М. Петров, Г.Н. Гришин, Г.Н. Короткова – М: ТЦ Сфера. 1998 – 128с.
- Петров, В.М. Весенние праздники, игры и забавы для детей. [ Текст]/ В.М. Петров, Г.Н. Гришин, Г.Н. Короткова – М: ТЦ Сфера. 1999 – 144с.
- Солнышко, покажись! Красная, снарядись! Русские народные детские скороговорки, считалки, заклички, игры, приговорки. [ Текст]/ Науменко Г.М. – М: Детская литература. 1977.
- Тихонова М.В, Смирнова Н.С. Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. [ Текст]/ М.В. Тихонова – Спб: Детство – Пресс. 2000. – 208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) старшего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей....
Формирования словарного запаса у детей 3-4 лет посредствам игр и упражнений в условиях ДОО
методическая разроботка...
Консультация для родителей по теме: "Формирование словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи".
Консультация содержит практический материал, позволяющий родителям развивать речь своего ребенка....
Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 5 до 6 лет
Рабочая программа педагога ( далее-Программа) разработана с целью организации образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи...
ВЫСТУПЛЕНИЕ «Методы и приемы словарной работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста» НА СЕМИНАРЕ «Формирование словаря дошкольника в разных видах деятельности»
Выступление на семинаре...
Рабочая программа подготовительной логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовани а Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ, разработанная на основе "Комплексно образвательно...