Занятие психолого-педагогического сопровождения социально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Цели:
- содействовать умению устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к темпу движения партнёра;
- формировать взаимопонимание;
- создать атмосферу доверия, психологического комфорта;
- закрепить понятия, обозначающие различные эмоциональные состояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие психолого-педагогического сопровождения
социально – личностного развития
детей старшего дошкольного возраста
Подготовил педагог – психолог
Нигиль Н.Н.
г.Новочебоксарск.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив,
Что день не напрасно был прожит.
Н. Заболоцкий
ЗАНЯТИЕ «Всегда вместе»
Цели:
- содействовать умению устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к темпу движения партнёра;
- формировать взаимопонимание;
- создать атмосферу доверия, психологического комфорта;
- закрепить понятия, обозначающие различные эмоциональные состояния.
Материал:
- гроздь винограда;
- мяч;
- магнитофон, диск с записью песни «Большой секрет» в исполнении Сергея Никитина и Татьяны Никитиной;
- картинки с эмоциями 1 (Приложение №2);
- медиа-проектор, ноутбук, экран, презентация «Эмоции»,
- музыка марша, польки, вальса;
- плакат «Эмоции и чувства».
Конечные результаты:
1. Сотрудничество детей в группе, что предусматривает сформированность чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, коммуникативных навыков.
2. Улучшение внутригрупповых отношений и сплочение коллектива детей старшего дошкольного возраста.
1.Упражнение – приветствие «Давайте поздороваемся».
Дети по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (вполне возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает не него внимания). Здороваться надо определённым образом:
- под музыку марша – за руку;
- под музыку польки – плечиками;
- под музыку вальса – спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, появляющихся при проведении этой игры. Даст ребёнку возможность почувствовать своё тело, снять мышечное напряжение. Смена партнёров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.
2. Разминка «Один за всех».
(Педагог предлагает детям выучить небольшое четверостишие, чтобы начинать им каждое последующее занятие после взаимного приветствия).
- Только смелый и упорный
Доберётся к цели бодро,
А ещё в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
(Затем ребята кладут правые руки одну на другую в центре круга и произносят девиз: «Один за всех и все за одного»).
3. Игра «Виноградная гроздь».
Под музыку (звучит песня «Большой секрет» в исполнении Сергея Никитина и Татьяны Никитиной) дети рассаживаются на стулья в виде круга и закрывают глаза. В это время в середину круга кладётся гроздь винограда на тарелке. Как только песня закончится, дети открывают глаза.
Педагог предлагает каждому ребёнку по очереди отрывать от грозди по ягодке. Каждый «ребёнок – ягодка» должен назвать своё имя.
Внимание детей обращается на то, что как гроздь состоит из разных ягод, так и группа состоит из разных детей. Ягодки на веточке висят все вместе. Крепко держась за неё. Так и ребята всегда должны быть все вместе и крепко дружить друг с другом.
Основная часть.
4. Беседа «Мир моих эмоций».
Ведущий: Скажите мне, а что обозначают слова радость, злость, грусть?
(Ответы детей).
Правильно, это эмоции. А вспомнить эти эмоции нам поможет плакат «Эмоции и чувства» и волшебный экран.
(Ведущий предлагает детям посмотреть на плакат, а затем слайд-шоу, после чего задаёт вопрос:
- Подумайте и скажите, чтобы ваше настроение приносило окружающим людям радость, какие эмоции должны быть у вас постоянно?
(Ответы детей).
5. Игра «Разные ребята».
Ведущий: Перед вами, дети,
Разные ребята:
Кто смеётся, кто молчит
Кто плачет, удивляется
Вы найдите их среди всех,
И вам обеспечен успех.
А теперь предлагаю вспомнить стихи, рассказы, сказки, где герой…:
(Педагог задаёт детям вопросы)
- Что делает? (показывает картинку «Смеётся»)
- А здесь? (показывает картинку «Удивляется»)
- Какой он на этом рисунке? (показывает картинку «Улыбается»)
- А какой на этом рисунке? (показывает картинку «Испугался»)
- А здесь? (показывает картинку «Плачет»)
- А какой он здесь? (показывает картинку «Обижается»)
(Дети показывают картинки и вспоминают героев из сказок, стихов, мультфильмов, рассказов с такими эмоциями. Если дети затрудняются в ответе, то взрослый помогает и предлагает свои варианты. Например:
- смеётся – из сказки «Три поросёнка» смеются два поросёнка и говорят: «Нам не страшен серый волк…»;
- удивляется – Красная Шапочка, когда увидела бабушку (переодетый волк) и спрашивает: «А почему у тебя такие большие глаза?»;
- улыбается – Муха-Цокотуха заулыбалась после того, когда её спас от паука Комар;
- испугался – мальчик из сказки «Мойдодыр» испугался, когда крокодил ему сказал: «Растопчу и проглочу!»;
- плачет – бабушка и дедушка начали плакать после того, когда яичко упало на пол и разбилось;
- обижается – зайчик обиделся на лису, когда та выгнала его из своего домика).
Замечательно, вы справились!
6. Подвижная игра «Только вместе».
Дети встают парами и вместе держат мяч (каждый ребёнок пытается держать мяч двумя руками). По команде педагога дети должны одновременно присесть, стараясь не выпустить мяч из рук, пройти по группе, попрыгать. Их главная задача – научиться действовать согласованно, не выронить мяч.
Заключение
7. Упражнение – прощание «Эстафета дружбы».
Цель – окончание занятия.
Ведущий: Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает ведущий: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания! »
Информационные ресурсы (использованные, рекомендованные для дальнейшей работы):
- Гаврина С.Е. Азбука настроений: популярное пособие для детей и родителей / Гаврина С.Е., Топоркова Н.Л.- Ярославль: Академия развития, 1997.
- Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 10. - с. 61-64.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. - М., 1988.
- Джежелей О. Помогай-ка / Джежелей О.- М.: АО «Столетие», 1995.
- Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990.
- Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологические особенности игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопросы психологии. 1986. № 5.
- Леоненко О.Б., Евтюхина О.В., Горбунова Е.В. Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.. 2009. №5.
- Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание. 1990. № 7.
- Мир чувств ребёнка. Развитие эмоционально – волевой сферы: тетрадь для занятий с детьми 6-7 лет / Выткалова Л.А., Краюшкина П.В.- Волгоград: Учитель, 2009.- 43 с.
- Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал. 1980 . №5.
- Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.В. Стеркиной. - М., 1990.
- Пазухина И. А. «Давай познакомимся: коррекция и развитие эмоционального мира дошкольников».- М., 1986.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Программа «Развитие» // Дошкольное воспитание.1994.№ 2.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. Запорожца А.В., Неверович Я.З.. - Базовая программа «Детство» Т. И. Бабаевой.
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. / Под ред. Васильевой М.А.-М., 1990.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.. 1996.
- Усова АП. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. // Дошкольное воспитание. 1999. № 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический аспект социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.
Психологический аспект социально-личностного развития детей старшегодошкольного возраста.Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста неразрывно связано с общими процессами е...
Настольно-печатная игра по социально-личностному развитию для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки"..
•Важно отметить, что социально-эмоциональное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и по...
Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. ...
«Социально – личностное развитие старшего дошкольного возраста»(Гендерное воспитание детей)
«Социально – личностное развитие старшего дошкольного возраста»(Гендерное воспитание детей) Гендер – социальный пол, определяющий поведение чело...
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
Презентация для родителей на тему: "Особенности речевого развитиядетей старшего дошкольного возраста"
Материал подойдет для использования на первом родительском собрании в группе для детей с ОНР....
Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.
Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....
- Мне нравится (1)