МОДЕЛЬ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
консультация на тему
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детских садов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализовать комплекс воспитательно-образова- тельных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_sohraneniya_zdorovya_dosh.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
МОДЕЛЬ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детских садов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализовать комплекс воспитательно-образова- тельных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Модель сохранения здоровья детей содержит пять блоков.
- Здравотворчество.
- Сотрудничество.
- Педагогическая поддержка.
- Взаимодействие.
- Преемственность.
Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:
- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
- созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в ДОУ;
- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства. Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно- образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
Данный подход предусматривает мониторинг динамики соматического здоровья и его коррекцию, которая ориентируется на зону ближайшего развития ребенка и направлена на повышение адаптивного потенциала ребенка с помощью немедикаментозных средств и изменений условий среды.
Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях ДОУ осуществляется по нескольким направлениям.
- Лечебно-профилактическое (фито-, витамино-, аэрофито-, аэро- ионо-, фитонцидотерапия; прием настоек и отваров растений-адап- тогенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).
- Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга и релаксации, психогимнастика, элементы артте- рапии, музыко-, сказко-, смехотера- пии, фитодизайн).
3 Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).
4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни).
Этапы работы
1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
Медицинский персонал ДОУ должен производит регулярный осмотр детей, определять уровень психомоторного развития, группы ЧБД, а также детей с хроническими заболеваниями. Специалисты детской поликлиники выявляют различные функциональные нарушения у детей. Педагогами и специалистами дошкольного учреждения (валеологом, инструктором по физической культуре) осуществляется диагностирование общей физической подготовленности детей и их валеологических умений и навыков.
Педагоги заполняют листы здоровья и диагностические карты состояния физического и двигательного развития детей. Это позволяет учесть индивидуальные особенности каждого воспитанника и обеспечить его психофизическое развитие.
Комплексная диагностика позволяет спроектировать индивидуальный маршрут развития ребенка, содействующий сохранению и формированию здоровья.
2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
Использование в режиме дня:
- отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей;
-различных оздоровительных режимов (для группы ЧБД; ослабленных после перенесенного заболевания; имеющих ту или иную патологию; для детей с хроническими заболеваниями; на время каникул; в летний период);
- комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», рефлексотерапия, профилактика плоскостопия, хождение босиком; водное закаливание, обширное умывание, «топтание» в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
- физкультурных занятий всех типов;
- оптимального двигательного режима. Кромe традиционной двигательной деятельности детей (утренняя и бодрящая гимнастики, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия, самостоятельная двигательная деятельность) необходимо включать в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:
а)использование зрительных тренажеров Базарного;
б)пятиминутки здоровья;
в) двигательные переменки между занятиями;
г) походы, мини-туризм;
д) оздоровительный бег;
е)проведение дней здоровья (каждую пятницу);
ж) проведение недели здоровья (каникулярное время);
з) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;
-образовательных ситуаций, способствующих формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности жизнедеятельности. Проведение мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения:
а) по профилактике травматизма среди воспитанников;
в) обеспечению безопасного пребывания детей на льду;
г) противопожарной безопасности;
д)безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации;
е)действиям для заблудившихся в лесу, парке, на окраине города.
Детей необходимо научить приемам расслабления, аутотренинга, самомассажа, оказанию элементарной медицинской помощи, дать знания о полезных и вредных растениях и т.п.
3. Взаимодействие ДОУ с семьей и социальными институтами детства по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе необходимо освещать вопросы оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми», «Узелки на память» и т.п. Родителям предлагать рецепты витаминных чаев, бальзамов, коктейлей для приготовления и использования в домашних условиях; способы обогащения домашнего питания витаминами, добавками; употребление соков, ягод, фруктов; применение фито- и аэрофитотерапии дома; предлагать комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, пальчиковые игры.
Родители привлекаются к участию в экологических акциях, в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.
В период развития социального партнерства нашего дошкольного учреждения с учреждениями культуры и досуга, здравоохранения, физической культуры и спорта у нас сложилась определенная система организации совместной деятельности со следующими учреждениями:
- МБДОУ «Средняя общеобразователная школа №15»;
- МОУ ДОД «ДЮСШ по хоккею с шайбой «Мотор»;
- «Музей истории г. Заволжья»;
- МБДОУ «Центр детского творчества»;
- Детская библиотека им. Маршака;
- Детская городская поликлиника.
Дошкольное учреждение выступает в роли заказчика, а вышеперечисленные организации — исполнителей. Заключаются договоры о совместной деятельности, составляются планы совместной работы, оговариваются сроки, формы и тематика занятий с детьми. Активно взаимодействуя с различными социальными институтами детства, мы привлекаем к работе с детьми нашего дошкольного учреждения дополнительных квалифицированных специалистов с целью повышения качества образовательных и физкультурно-оздоровительных услуг.
4. Конечные результаты:
-формирование нормативно
-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;
-внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
-формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
-обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей;
-улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.
Заместитель заведующего по ВМР:
Н.В. Сулейманова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Меры по сохранению здоровья дошкольников»
Из опыта работы дошкольного отделения школы 1,2....
Родительское собрание в старшей группе на тему: "Укрепление и сохранение здоровья дошкольников"
Большое значение в своей работе мы уделяем здоровью детей.Очень важно не только сохранить ,но и укрепить здоровье наших дошколят,прививать им основы здорового образа жизни....
Пути и способы укрепления и сохранения здоровья дошкольников на музыкальных занятиях
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинатьс...
Предметно - развивающая среда как фактор сохранения здоровья дошкольника.
Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Здоровье ребенка, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и разв...
Модель сохранения здоровья дошкольников
Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу формирования здоровьесберегающих технологий...
Игра и здоровье: опыт работы по сохранению здоровья дошкольников.
laquo;Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто»СократЗдоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней...
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ – ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. НА ТЕМУ: «ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»
Всё лучшее, что есть на земле, взрослые стремятся отдать детям. Нам очень хочется видеть своих детей здоровыми, гармонично развитыми, активными и творческими личностями. Эти качест...