«Меры по сохранению здоровья дошкольников»
статья

 

Из опыта работы дошкольного отделения школы 1,2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_p.s._1.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Ханты- Мансийского автономного округа- Югры

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Нижневартовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 1,2 вида

Тема: «Меры по сохранению здоровья дошкольников»

(из опыта работы дошкольного отделения).

  Составила:

Бакиева М.В.,

воспитатель

дошкольной группы.  

г.Нижневартовск  

 

Всемирная организация здравоохранения  определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Применительно к ребёнку дошкольного возраста социальными функциями является пребывание в детском коллективе, освоение  программы воспитания и обучения, осуществление разнообразной деятельности. Физическое и душевное благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребёнка, этому способствует правильная организация всех видов детской деятельности, т.е. режим.

        По мнению И.П. Павлова «…режим является обязательным условием правильного воспитания».

Соблюдение режима дня имеет большое значение в жизни любого человека. Если для взрослого это залог хорошего самочувствия и результативности работы, то для ребёнка – важное условие развития и адаптации к окружающей среде.

Соблюдение режима дня в детском саду и в условиях семьи способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребёнка, предохраняет нервную систему от переутомления, создаёт благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

Приучать к определенному режиму дня ребёнка необходимо с младенчества.

Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное состояние детей в большей мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбуждёнными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и беспокойно спят. Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрвствования и сна детей в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодровствования. А именно:

  1.  Определённую продолжительность непосредственно образовательной деятельности, труда, и рациональное сочетание их с отдыхом;
  2. Регулярное питание;
  3. Полноценный сон;
  4. Достаточное пребывание детей на воздухе.

Вопросам организации режима в нашем дошкольном отделении, где дети проводят продолжительное время, неслучайно уделяется особое внимание. Работа дошкольного отделения строится на основных режимных моментах:

  1. Утренний приём;
  2. Приём пищи;
  3. Организованная образовательная деятельность;
  4. Сон;
  5. Игровая деятельность;
  6. Прогулка.

Во всех возрастных группах проводится утренняя гимнастика, оздоровительные процедуры, основу которых составляют формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей. Утренняя гимнастика способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно - сосудистой,  дыхательной, нервной систем воспитанников и в то же время создаёт бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

   При организации приёма пищи детьми обеспечивается своеобразная интеграция культурно-гигиенических навыков, дежурства (трудовой деятельности), освоение правил поведения за столом. Такого рода интеграцию можно рассматривать как формирование основ культуры здоровья у воспитанников.

В процессе ежедневного завтрака в отведенное на это время в режиме дня у дошкольников вырабатывается определённый физиологический стереотип, способствующий энергетическому подъёму и подготовке организма к интеллектуальным и физическим нагрузкам, которые необходимы для полноценного развития.  В дошкольном отделении предусмотрен второй завтрак, включающий в себя витаминизированные напитки и облегченные продукты питания.

Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной  активности и умственного напряжения детей, мы проводим в первой половине дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда).  Для профилактики  утомления детей сочетаем её с физкультурными, музыкальными   занятиями. С целью укрепления и сохранения здоровья детей, физического развития,  Физкультурные занятия  проводятся 3 раза в неделю  (2 раза в зале, 1- на воздухе).  Все способы организации занятия сочетаются таким образом, чтобы физическая нагрузка, приходящаяся на каждого ребёнка, была равномерной, а моторная плотность занятия – высокая. В течение всего занятия, проводимого в зале, форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком – совокупность данных мероприятий даёт высокий оздоровительный эффект.

В дошкольных группах продолжительность образовательной деятельности дифференцируем в зависимости от возраста детей:

  1. 4-го года жизни – не более 15 мин;
  2. 5-го года жизни – не более 20 мин;
  3. 6-го года жизни – не более 25 мин;
  4. 7-го года жизни – не более 30 мин.

С целью создания возможности для кратковременного отдыха, в середине занятия мы проводим физкультминутки (длительность 3-5мин), в неё включаем несколько упражнений, которые носят игровой характер. Перерывы м/у периодами непрерывной деятельности не менее 10 мин (видео №8).

Подготовка к прогулке и проведение самой  прогулки – это неотъемлемая часть оздоровительной работы в детском саду. Она является средством укрепления здоровья и физического развития детей, а именно: способствуют повышению выносливости организма ребёнка, устойчивости к простудным заболеваниям, закаливают, формируют ориентировку в пространстве, закрепляют навыки в естественных условиях. Дети становятся более подвижными, ловкими, смелыми, укрепляют мышечную систему, повышают жизненный тонус. В режиме дня нашего отделения предусмотрено достаточное время для пребывания воспитанников на свежем воздухе.

Подготовка ко сну, организация сна – важный режимный момент в дошкольном отделении. Ещё И.П. Павловым было отмечено, что во время сна в организме восстанавливается физиологическое равновесие. Причем, по мнению ученого, оно не может быть достигнуты другими средствами и способами.

Кроме традиционных форм и методов проведения режимных моментов, мы в своей работе используем и нетрадиционные.

Например, в режиме нашего дошкольного отделения отведено время для постепенного пробуждения и оздоровительных мероприятий  после сна. Закаливание способствует укреплению организма детей, повышению сопротивляемости к простудным  и инфекционным заболеваниям. Его проводят с первого года пребывания детей  в дошкольном отделении путём систематических воздушных и водных процедур. Закаливающие процедуры проводятся с учетом состояния здоровья детей, перенесенных заболеваний, индивидуальных особенностей. В своей работе  мы используем йодо-солевое закаливание – опыт Горьковского института. Преимущество данного закаливания – отсутствие противопоказаний, оно абсолютно безвредно и поэтому может применяться в домашних условиях.

Так же нетрадиционный метод мы используем в специально-организованной работе, например в  изобразительной деятельности. Организация работы с детьми с применением  способов нетрадиционного рисования является одним из способов, направленных на создание условий для эмоционального и творческого самовыражения ребенка.

Этот вид рисования привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов  в качестве художественных материалов.  Нетрадиционное рисование играет важную роль   в общем психическом развитии ребенка,  развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук,   в тоже время положительно влияет на развитие эмоций сопровождающих  процесс  рисования,   оказывают лечебное воздействие   на психосоматические процессы,  мобилизируют его резервные силы.

Во второй половине дня, в зависимости от образовательных мероприятий, мы организуем совместную или самостоятельную игровую деятельность, в которую часто включаем такие игры, как «Правила чистюли», «Опасно-неопасно», «Съедобное-несъедобное», «Больница» и т.д., что способствует, в первую очередь, положительному эмоциональному состоянию детей, а так же развитию охранительного самосознания, закреплению полученных знаний, пользованию ими в повседневной жизни.

Данный режим пребывания ребенка в детском саду  подкрепляется режимом дня в домашних условиях.

При нашем тесном взаимодействии с родителями гибкая система развития и воспитания в дошкольном отделении позволяет адаптировать дошкольников к образовательному, развивающему и оздоровительным   процессам. Совместно с родителями проводятся мероприятия: спортивные праздники, такие как - «День здоровья», «День открытых дверей»; родительские собрания. Наше сотрудничество с родителями осуществляется на принципах открытости и прозрачности образовательной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе на тему: "Укрепление и сохранение здоровья дошкольников"

Большое значение в своей работе мы уделяем здоровью детей.Очень важно не только сохранить ,но и укрепить здоровье наших дошколят,прививать им основы здорового образа жизни....

Пути и способы укрепления и сохранения здоровья дошкольников на музыкальных занятиях

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинатьс...

Предметно - развивающая среда как фактор сохранения здоровья дошкольника.

Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Здоровье ребенка, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и разв...

Опыт работы "Проблемы сохранения здоровья дошкольников и организация оздоровительной работы в ДОУ"

На протяжении 150-летней истории существования дошкольных образовательных учреждений в России приоритетным направлением деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей. Современное дошкол...

«Арт-терапия – как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов»

В жизни человеку приходится встречаться с различными проблемами, нарушающими внутреннее равновесие, гармонию, психическое здоровье.В наши дни наблюдается значительный рост интереса к различным ф...

Игра и здоровье: опыт работы по сохранению здоровья дошкольников.

laquo;Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто»СократЗдоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ – ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. НА ТЕМУ: «ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

   Всё лучшее, что есть на земле, взрослые стремятся отдать детям. Нам очень хочется видеть своих детей здоровыми, гармонично развитыми, активными и творческими личностями. Эти качест...