Игра и здоровье: опыт работы по сохранению здоровья дошкольников.
статья (средняя группа)

Курганская Екатерина Васильевна

«Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто»

Сократ

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого продолжает формироваться здоровье ребенка. Все, что приобретено ребенком в детстве, это его потенциал к полноценной жизни. Важно донести до молодых родителей и привить самому ребенку ценность здорового образа жизни, чтобы сохранить здоровье малыша. Здоровый образ жизни- стиль жизни, начиная со соблюдения комфортно-психологического режима дня, продолжая полезным, сбалансированным питанием, и оканчивая адекватным поведением в различных жизненных ситуациях.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Воспитатель и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные технологии воспитания.

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является - игра. Именно с помощью игры необходимо создать условия, в которых любая деятельность ребенка будет носить оздоровительно-педагогическую ценность, и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Курганская Е.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №37 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Игра и здоровье: опыт работы по сохранению здоровья дошкольников.

«Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто»

Сократ

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого продолжает формироваться здоровье ребенка. Все, что приобретено ребенком в детстве, это его потенциал к полноценной жизни. Важно донести до молодых родителей и привить самому ребенку ценность здорового образа жизни, чтобы сохранить здоровье малыша. Здоровый образ жизни- стиль жизни, начиная со соблюдения комфортно-психологического режима дня, продолжая полезным, сбалансированным питанием, и оканчивая адекватным поведением в различных жизненных ситуациях.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Воспитатель и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные технологии воспитания.

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является - игра. Именно с помощью игры необходимо создать условия, в которых любая деятельность ребенка будет носить оздоровительно-педагогическую ценность, и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

В своей работе я сделала акценты на игровом пространстве, окружающем детей и работе с родителями. Забегая вперед, хочу сказать, что, опираясь на результат трехлетнего опыта со своей группой, считаю методы работы выбраны верно.

Посещаемость моей группы начиная с раннего возраста детей постоянно растет, сейчас это в среднем 84%, которые заходят каждое утро в группу с радостью.

  • Ритуалы приветствия, в игровой форме, пробуждают положительные эмоции.
  • Игровая утренняя зарядка, которую мы проводим под ритмичную весёлую музыку, заряжают энергией на грядущий день.
  • Подобран комплекс игр и приспособлений для дыхательной гимнастики раскрывающий потенциал речевого общения.
  • Построение на переход из группы в зал для физкультуры, музыки или на улицу не занимает времени, потому как это тоже игра и этой игре дети идут организовано и тихо по коридорам, выполняя свои роли и сохраняя своё здоровье и здоровье друзей.
  • Занятие НОД проходит обязательно в игровой форме с «гостями» из игрушечного мира, которые вовлекают детей в мир познания и развития их способностей.
  • Минутки расслабления под стихотворные игры, необходимы для снятия напряжения с глаз, рук.
  • Малоподвижные игры дают возможность детям реализовать потребность в движении, выплеснуть накопившуюся энергию здоровьесберегающим способом.
  • Сюжетно-ролевые, театральные и режиссёрские игры наполняют детскую картину мира ценной информацией об окружающей их действительности, для правильного и адекватного поведения в реальной жизни, чтобы здоровье не только сохранились, но и укрепилось.
  • Подвижные игра на улице непосредственно развивают физическое здоровье детей. И влекут вторичные важнейшие свойства самооценки и самоуверенности в своих физических возможностях.

        В работе с родителями я выстроила дружеские отношения, удостоилась их уважения и полного доверия. Поэтому мне стало легко вовлекать их в игровые формы общения и прививать игры в общение между родителем и ребенком вне сада. Когда они идут в сад или дома.

  • Игры, направленные на усвоение правил безопасного поведения как дома, так и на улице.
  • Игры, направленные на усвоение гигиенических норм и правил здоровьесбережения и формирование здорового образа жизни.

В качестве примера хочу поделиться опытом.

Конспект НОД  для второй младшей группы с использованием здоровьесберегающей технологии

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Тема: «Наш друг Светофорчик»

Цель: Воспитать в детях ответственное поведение на улице, соблюдение правил дорожного движения.

Задачи:

-вызвать интерес к правилам дорожного движения;

- обеспечить запоминание дорожных знаков, способствовать пониманию их значимости;

-продолжать знакомить детей с работой светофора, его сигналами и действиями пешеходов;

- обогащать активный словарный запас;

- способствовать развитию активного внимания, логического мышления детей;

- обеспечить применение на практике полученных навыков, т.е. использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни во избежании травмоопасных ситуаций. .

Оборудование: Игрушка Инспектора, письмо, светофор, круги красного, желтого и зеленого цвета, велосипед, дорожные знаки, плоскостные машины разного цвета, домики-гаражи подходящие по цвету к машинам, костюмы инспектора ГАИ и бригады скорой помощи.

Технологии: здоровьесберегающая, игровая, сотрудничества, ТРИЗ, информационно-коммуникативная.

Ход НОД:

  1. Организационный момент
  1. Приветствие

Воспитатель: Раз ладошка, два ладошка

Подружились мы немножко,

Мы ребята дружные

Дружные, послушные.

Давайте улыбнемся друг другу!

(дети стоят в кругу и берутся за руки)

  1. Мотивация

- Ой, смотрите, кто к нам в гости торопиться? (появляется инспектор)

Здравствуйте, малыши! Принес я вам письмо от моего друга Светофорчика. Просит он вас ему помочь. У него перестали светиться его сигналы светофора. Но для этого надо будет выполнить задания.

- Ну что, ребята, поможем Светофорчику? (да)

  1. Основная часть

-Давайте вспомним, какие сигналы есть у светофора? (красный, желтый, зеленый)

-Молодцы! Чтобы отправиться в путь, отгадайте загадку.

Воспитатель: Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (автобус)

Инспектор: - Молодцы, а поедем мы на автобусе. Кто мне скажет, где мы садимся на автобус? (на остановке)

- Правильно, вот дорожный знак, который обозначает «остановка автобуса»

 На остановке мы садимся в наш автобус и поехали!

- А вот и первое задание!

Игра «Назови знак»

Воспитатель зачитывает текст и предлагает выбрать знак: «пешеходный переход», «пункт питания», «пункт первой медицинской помощи», «дети», «остановка автобуса». Дети по очереди выбирают.

Воспитатель: сопровождает текстом

Пешеходный переход

Пешеходные полоски

Есть на каждом перекрестке,

И они на перекрестке

Нарисованы не зря!

Пешеход по ним шагает,

Пешеходу помогает

Полосатая лошадка –

«Зебра», проще говоря!

Пункт первой медицинской помощи

Если что-то заболит,

Нужен доктор Айболит!

Красный крест помог в пути

Заболевшего спасти!

Пункт питания

Погоди, дружок, немножко!

Видишь – вилка, видишь – ложка!

Мы не будем торопиться,

Здесь мы можем подкрепиться!

До чего же знак приятный,

Ждет обед нас ароматный!

Остановка автобуса

Остановка, толпится народ.

Скоро автобус подойдет.

Здесь ждут транспорт городской,

Едут в офис, в цех, домой.

Едут в школу, детский сад,

В праздник едут на парад.

В уличном круговороте

Транспорт городской в почете!

Инспектор: - Молодцы, знаете много дорожных знаков! У нашего Светофорчика загорается первый сигнал (на светофор вешается круг красного цвета)

-Мы отправляемся дальше. Наш Светофорчик, хочет проверить, как вы знаете сигналы светофора.

Игра «Светофор»

 Я вам показываю флажок красного цвета вы стоите смирно, желтого – хлопаете в ладоши, если зеленого – маршируете.

- Все справились с заданием. (у светофора появляется желтый сигнал)

  1. Физкультминутка

Едем, едем мы домой (движения, имитирующие поворот руля)

На машине легковой.

Въехали на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой)

Колесо спустилось: стоп. (руки через стороны вниз, присесть)

- А мы продолжаем наше путешествие. (дети проходят и останавливаются)

- Дети, посмотрите, что это? (машины)

- Как много машин и все разноцветные

Инспектор: Ребята на нашем Светофорчике горит зеленый для транспорта.

А какой же цвет горит для пешеходов?

Дети: КРАСНЫЙ!

Воспитатель: Есть у меня велосипед,

но нет четырнадцати лет

Пока катаюсь во дворе

Где безопасно детворе

И даже в дом соседний к деду

Я через улицу не еду

А на зеленый свет иду

Велосипед за руль веду.

(Велосипедист нарушает правила движения переезжая зебру)

Случается авария. Приезжает аварийная бригада.

Инспектор: Ребята, скажите какое правило нарушил велосипедист?

Дети: Поехал через пешеходный переход.

Инспектор: А что же необходимо сделать сейчас?

Дети: Оказать помощь

Инспектор: Ребята покажите нужный знак

Дети показывают. Появляется бригада скорой помощи. Оказывает помощь.

  1. Заключительная часть

Инспектор:

- Какие вы все молодцы, у нашего Светофорчика заработали все сигналы. (загорается зеленый сигнал)

- Какие сигналы есть у светофора? (красный, желтый, зеленый)

- На какой сигнал можно переходить дорогу? (на зеленый)

- Что нужно делать на красный сигнал светофора? (стоять)

- Как называются знаки, которые мы с вами сегодня выучили? (дорожные)

Инспектор: Спасибо большое! Вы справились со всеми заданиями. Теперь вы знаете дорожные знаки. Помогли моему другу Светофорчику, в следующий раз он обязательно к вам придет в гости. До свидания, малыши! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проблемы сохранения здоровья дошкольников и организация оздоровительной работы в ДОУ"

На протяжении 150-летней истории существования дошкольных образовательных учреждений в России приоритетным направлением деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей. Современное дошкол...

Презентация: "Обобщенный опыт работы по приобщению старших дошкольников к здоровому образу жизни"

Данная презентация познакомит вас с моим опытом приобщения дошкольников к здоровому образу жизни...

Обобщенный опыт работы по теме: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, через взаимодействие с родителями».

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от условий, которые его окружают, поэтому важно, чтобы родители были педагогически грамотными и осознавали полноту ответственности, которая на н...

Опыт работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников

Опыт работы  воспитателя Панкратовой Л.И.по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Отображает  формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Опыт работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников

Опыт работы  воспитателя Панкратовой Л.И.по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Отображает  формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей «Закаливание – как эффективная форма работа по сохранению здоровья дошкольников».

Вырастить здорового ребёнка крепким, сильным, здоровым — это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими путями и средствами многие не знают.Мы никогда не найдем путь в страну здоровья,...