Проект: «Приобщение детей старшего дошкольного к культуре народов Севера»
проект (средняя группа) по теме

Петрова Светлана Владимировна

МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах»

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов Севера»

 

 

 

 

 воспитатель

Петрова С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск, 2014г.
Содержание

 

 

 

1. Введение

1.1.Актуальность темы.          

1.2.         Цель, задачи работы по приобщению детей к культуре Севера.

2. Основная часть

2.1. Методы  и этапы построения работы.

2.2. Беседы.

2.3. Дидактические игры.

2.4.Народные игры.

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

1.1.  Актуальность темы

 

Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.

Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.

Народы ханты и манси, живя в экстремальных условиях северного края, успешно занимались оленеводством, рыболовством и охотничьими промыслами, владели технологией изготовления предметов из кости, дерева, бересты, выделка кожи и меха, приготовление пищи из молочных, мясных и иных продуктов.

Культура  народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

 

 

1.2. Цель, задачи работы по приобщению детей к культуре

народов Севера ханты и манси:

 

В подготовительной группе на основе анализа индивидуальных бесед с детьми я сделала вывод: у большинства детей не сформированы знания о нашем северном крае, о коренных жителях Югры, их традициях, обычаях. Поэтому я поставила перед собой цели:

·                    приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;

·                    формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов Севера;

·                    воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Севера, любовь к родному краю.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.

Своеобразие этнокультуры народов Севера заключается в том, что личное становление детей происходит в экстремально сложных условиях, обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в короткое лето.

На мой взгляд, приобщение детей к народной культуре народов ханты и манси является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности.

Я считаю, что мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.

Для реализации поставленных целей мне необходимо было решить следующие задачи:

·                    изучить этнографическую, этнопедагогическую и научно-художественную литературу;

·                    собрать и систематизировать дидактический материал

·                    составить план, разработать занятия;

·                    систематизировать сведения о труде коренных жителей Севера;

·                    формировать уважение к традициям и обычаям;

·                    знакомить с устным народным творчеством;

·                    воспитывать любовь к родному северному краю;

·                    прививать основы экологического самосознания через заповеди и народные обычаи.

 

 

2.    Основная часть

2.1. Использование разнообразных методов работы

 

Для решения поставленных задач я использовала разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей  в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, я считаю проектную деятельность. Так как именно она позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.

Цель создания проекта– сформировать у детей  интерес и уважение к культуре и традициям  северных народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно  здесь, в рамках проектной деятельности, мои воспитанники получают новые знания и  духовное приобщение  к уникальной культуре народов ханты и манси.

Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам занятий. Собрала традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. При этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?»

Использование наглядного материала о жизни и труде северян помогает мне развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.

 

 

2.2.Беседы

 

Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе я планирую беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу я использую, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.

Чтобы вызвать у детей интерес и желание больше узнать о своем крае и о народностях Севера, на занятия приходит кукла Окси в национальном костюме. Дети с интересом рассматривают ее костюм и украшения. Кукла рассказывает о себе и о своем наряде. «Я девочка- хантеечка - Окси». Я живу на Севере. На мне хантыйский  костюм: платье – малеце с орнаментом. На голове у меня украшение, а на ногах - кисы. Я буду знакомить вас с родным краем и коренными жителями Севера; их трудом, обычаями, традициями и праздниками».

Знакомство детей с культурой я начинаю с подготовительной группы. В начале года  знакомлю детей с коренными жителями округа их традиционными занятиями. Занятия организую в форме беседы на темы: «Коренные народы Севера», «Север - Мой край родной», «Жители Севера», «О природе и жизни людей на Севере».

Для того, чтобы вызвать у детей еще больший интерес к занятиям и беседам, на которых я знакомлю их с коренными жителями, я обязательно включаю игровой момент – приход куклы Вако с предметами быта, сувенирами, фотографиями, книгами.

Я заметила, что использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.

Беседуя с детьми о коренных жителях Севера, вношу конверт с фотографиями людей разных национальностей, среди которых есть фотографии коренных народов Севера. Предлагаю отобрать только те фотографии, на которых изображены северяне. Задаю вопросы: «Почему вы считаете, что это коренные жители Севера?», «Назовите различия в одежде», «Почему люди так одеваются?», «Какие основные занятий жителей Севера?» и т.д.

В ходе последующих бесед дети уже сами рассказывают о северянах. Вот пример рассказа Лизы Щ.: «Основные занятия коренных жителей Севера ханты и манси – это охота, оленеводство и рыболовство. Мясом диких животных люди питаются. Из меха шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Украшают одежду очень красивым орнаментом».

Целью бесед по ознакомлению детей с народами Севера является обогащение знаний и представлений детей о быте и своеобразии уклада жизни коренных представителей народов ханты  и манси, умение устанавливать закономерности между климатическими условиями и образом жизни людей, воспитание уважения к людям другой культуры.

В подготовительной группе, учитывая возросшие возможности детей, ввела новые беседы: «Одежды народов Севера», «Северный олень», «Декоративно-прикладное искусство», «Символы округа», «праздники хантов и манси».

На всех возрастных этапах, в своей работе я использую иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют мне развивать у детей внимание, память и речь.

Беседа о труде и жизни оленевода:

- Кто такие оленеводы? Дети: «Люди, которые заботятся об оленях».

- Из чего оленевод мастерит свое жилище? Дети: «Из оленьего меха».

- Из чего шьют одежду и почему? Дети: «Из меха оленей и диких животных, чтобы не замерзнуть».

Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь.

Затем предлагала детям составить рассказ о труде оленеводов и об олене. Приведу в пример  рассказы детей подготовительной группы:

·                    Лера А. – об олене: «Олени живут в тайге и тундре. У оленя красивые рога. У него сильные длинные ноги. Самый сильный олень – вожак в стае. Они питаются ягелем и лишайником. Олень – сильное и красивое животное».

·                    Вадим Ж.  – о труде взрослых: «На Сервере живут ханты и манси. Они заботятся об оленях, пасут их, охраняют и защищают от волков».

Роль наглядности в беседе трудно переоценить при знакомстве детей с трудом и бытом коренных жителей Якутии: оленеводов, охотников, рыбаков. Детям неместного населения в дошкольном возрасте и в городских условиях очень трудно понять культуру другого народа.

На занятиях по обучению рассказыванию вношу устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными.

Сочетание  рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, они научились устанавливать простейшие связи между трудом и бытом северных народов. Дети называют птиц и животных, особо почитаемых на Севере, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи.  

 

2.3.Дидактические игры

 

Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий я использую дидактические игры. Дидактическая игра – универсальный метод закрепления знаний и умений. Дидактические игры позволяют детям в живой непосредственной форме:

·               накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами;

·               развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику.

Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

В подготовительной группе предлагаю детям игры: «Выложи орнамент», «Укрась урасу», на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах. «Кто первый приведет оленей к стойбищу?» (закрепление знаний о жизни детей оленеводов), «Магазин игрушек».

Например, в игре «Магазин игрушек» дети учатся описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию. В магазине на полке стоят разные игрушки, среди которых игрушки северных ребятишек (лук, олешки из тальника, кукла). В начале игры, обращаясь к детям:

- У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их можете купить. Но, чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описать. По вашему описанию продавец узнает игрушку и продаст ее вам.

В ходе игры я заметила, дети с интересом «покупают» игрушки, сделанные из природного материала (дерева, бересты). С «купленными» игрушками дети потом играют.

Для развития мыслительных процессов и закрепления знаний о профессиях предлагаю игру «Кому что нужно?». Дети подбирают предметы необходимые охотнику, рыбаку, оленеводу.

Так же использую дидактические игры «Путешествие в страну вещей», «Узнаем из чего сшита одежда», «Чудо-вещи вокруг нас», «Рыбацкая угадай-ка».

Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаю игру «Для чего нужны предметы?» Вместе с детьми уточняем, где эти предметы используются, какую пользу они приносят людям в жизни, труде и о бережном отношении к ним.

На прогулках провожу индивидуально с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие.

Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возростает интерес к культуре северных народов.

Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент», «Предметы природы». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность.

В подготовительной группе дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя  характерные признаки; отгадывают по описанию. Сама игра вызывает у детей большой интерес, а, играя, ребенок запоминает многое из окружающей действительности. В результате я отметила, что в игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает с легкостью, не замечая, что его обучают.

                       

2.4.Народные игры

 

Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра.  Ушинский К.Д. писал: «Обратите внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать у них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача педагогики».

Философия гласит: «Устойчивость в суставах, гибкость в спинном хребте – главные признаки здоровья, долговечности организма, в приобретении которых большое значение имеют народные игры».

Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.

Далее использовала игры на воспитание чувства коллективизма, такие как «Невод» – бег парами, «Сокол и лиса» – бег, действие по сигналу, «Волк и жеребята» – бег и ловкость, «Ловкий оленевод» – меткость, глазомер, «Полярная сова и овражки» – реакция и выносливость.

В подготовительной группе, учитывая то, что дети стали старше, движения детей более точными, а так же значительно увеличились волевые усилия при выполнении заданий, я предлагаю игры – состязания, среди которых особое место занимает «хапсагай» (борьба на ловкость), «куобах» (прыжки на двух ногах), «кылыы» (прыжки с разбега на одной ноге), перетягивание палки, прыжки через нарты, бег на разные дистанции, «Соколиный бой», «Бой быков», «Отара». Эти игры развивают в мальчиках силу, ловкость, глазомер, расчетливость, волю и лучшие черты характера. Народные игры влияют не только на физическое развитие детей, но и нравственно их воспитывают.

            

Заключение

 

Таким образом, я сделала вывод о том, что приобщение детей к национальной культуре народов Севера не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек, и что это есть приобщение к красоте, которая одинаково облагораживает и эвенка, и якута, и русского и приводит в конечном итоге к взаимовлиянию культуры.

Народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы не высказал себя народ – в танце, песне, искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа народная добра и красива.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах»

ПРОЕКТ 

«Приобщение детей к культуре народов Севера»

   Воспитатель

Петрова С.В.

Нижневартовск, 2015г.


Содержание

1. Введение

1.1.Актуальность темы.          

  1. Цель, задачи работы по приобщению детей к культуре Севера.

2. Основная часть

2.1. Методы  и этапы построения работы.

2.2. Беседы.

2.3. Дидактические игры.

2.4.Народные игры.

Заключение

1. Введение

1.1.  Актуальность темы

Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.

Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.

Народы ханты и манси, живя в экстремальных условиях северного края, успешно занимались оленеводством, рыболовством и охотничьими промыслами, владели технологией изготовления предметов из кости, дерева, бересты, выделка кожи и меха, приготовление пищи из молочных, мясных и иных продуктов.

Культура  народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

1.2. Цель, задачи работы по приобщению детей к культуре

народов Севера ханты и манси:

В подготовительной группе на основе анализа индивидуальных бесед с детьми я сделала вывод: у большинства детей не сформированы знания о нашем северном крае, о коренных жителях Югры, их традициях, обычаях. Поэтому я поставила перед собой цели:

  • приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;
  • формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов Севера;
  • воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Севера, любовь к родному краю.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.

Своеобразие этнокультуры народов Севера заключается в том, что личное становление детей происходит в экстремально сложных условиях, обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в короткое лето.

На мой взгляд, приобщение детей к народной культуре народов ханты и манси является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности.

Я считаю, что мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.

Для реализации поставленных целей мне необходимо было решить следующие задачи:

  • изучить этнографическую, этнопедагогическую и научно-художественную литературу;
  • собрать и систематизировать дидактический материал
  • составить план, разработать занятия;
  • систематизировать сведения о труде коренных жителей Севера;
  • формировать уважение к традициям и обычаям;
  • знакомить с устным народным творчеством;
  • воспитывать любовь к родному северному краю;
  • прививать основы экологического самосознания через заповеди и народные обычаи.

  1. Основная часть

2.1. Использование разнообразных методов работы

Для решения поставленных задач я использовала разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей  в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, я считаю проектную деятельность. Так как именно она позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.

Цель создания проекта– сформировать у детей  интерес и уважение к культуре и традициям  северных народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно  здесь, в рамках проектной деятельности, мои воспитанники получают новые знания и  духовное приобщение  к уникальной культуре народов ханты и манси.

Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам занятий. Собрала традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. При этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?»

Использование наглядного материала о жизни и труде северян помогает мне развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.

  1. Беседы

Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе я планирую беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу я использую, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.

Чтобы вызвать у детей интерес и желание больше узнать о своем крае и о народностях Севера, на занятия приходит кукла Окси в национальном костюме. Дети с интересом рассматривают ее костюм и украшения. Кукла рассказывает о себе и о своем наряде. «Я девочка- хантеечка - Окси». Я живу на Севере. На мне хантыйский  костюм: платье – малеце с орнаментом. На голове у меня украшение, а на ногах - кисы. Я буду знакомить вас с родным краем и коренными жителями Севера; их трудом, обычаями, традициями и праздниками».

Знакомство детей с культурой я начинаю с подготовительной группы. В начале года  знакомлю детей с коренными жителями округа их традиционными занятиями. Занятия организую в форме беседы на темы: «Коренные народы Севера», «Север - Мой край родной», «Жители Севера», «О природе и жизни людей на Севере».

Для того, чтобы вызвать у детей еще больший интерес к занятиям и беседам, на которых я знакомлю их с коренными жителями, я обязательно включаю игровой момент – приход куклы Вако с предметами быта, сувенирами, фотографиями, книгами.

Я заметила, что использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.

Беседуя с детьми о коренных жителях Севера, вношу конверт с фотографиями людей разных национальностей, среди которых есть фотографии коренных народов Севера. Предлагаю отобрать только те фотографии, на которых изображены северяне. Задаю вопросы: «Почему вы считаете, что это коренные жители Севера?», «Назовите различия в одежде», «Почему люди так одеваются?», «Какие основные занятий жителей Севера?» и т.д.

В ходе последующих бесед дети уже сами рассказывают о северянах. Вот пример рассказа Лизы Щ.: «Основные занятия коренных жителей Севера ханты и манси – это охота, оленеводство и рыболовство. Мясом диких животных люди питаются. Из меха шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Украшают одежду очень красивым орнаментом».

Целью бесед по ознакомлению детей с народами Севера является обогащение знаний и представлений детей о быте и своеобразии уклада жизни коренных представителей народов ханты  и манси, умение устанавливать закономерности между климатическими условиями и образом жизни людей, воспитание уважения к людям другой культуры.

В подготовительной группе, учитывая возросшие возможности детей, ввела новые беседы: «Одежды народов Севера», «Северный олень», «Декоративно-прикладное искусство», «Символы округа», «праздники хантов и манси».

На всех возрастных этапах, в своей работе я использую иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют мне развивать у детей внимание, память и речь.

Беседа о труде и жизни оленевода:

- Кто такие оленеводы? Дети: «Люди, которые заботятся об оленях».

- Из чего оленевод мастерит свое жилище? Дети: «Из оленьего меха».

- Из чего шьют одежду и почему? Дети: «Из меха оленей и диких животных, чтобы не замерзнуть».

Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь.

Затем предлагала детям составить рассказ о труде оленеводов и об олене. Приведу в пример  рассказы детей подготовительной группы:

  • Лера А. – об олене: «Олени живут в тайге и тундре. У оленя красивые рога. У него сильные длинные ноги. Самый сильный олень – вожак в стае. Они питаются ягелем и лишайником. Олень – сильное и красивое животное».
  • Вадим Ж.  – о труде взрослых: «На Сервере живут ханты и манси. Они заботятся об оленях, пасут их, охраняют и защищают от волков».

Роль наглядности в беседе трудно переоценить при знакомстве детей с трудом и бытом коренных жителей Якутии: оленеводов, охотников, рыбаков. Детям неместного населения в дошкольном возрасте и в городских условиях очень трудно понять культуру другого народа.

На занятиях по обучению рассказыванию вношу устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными.

Сочетание  рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, они научились устанавливать простейшие связи между трудом и бытом северных народов. Дети называют птиц и животных, особо почитаемых на Севере, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи.  

  1. Дидактические игры

Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий я использую дидактические игры. Дидактическая игра – универсальный метод закрепления знаний и умений. Дидактические игры позволяют детям в живой непосредственной форме:

  • накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами;
  • развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику.

Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

В подготовительной группе предлагаю детям игры: «Выложи орнамент», «Укрась урасу», на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах. «Кто первый приведет оленей к стойбищу?» (закрепление знаний о жизни детей оленеводов), «Магазин игрушек».

Например, в игре «Магазин игрушек» дети учатся описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию. В магазине на полке стоят разные игрушки, среди которых игрушки северных ребятишек (лук, олешки из тальника, кукла). В начале игры, обращаясь к детям:

- У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их можете купить. Но, чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описать. По вашему описанию продавец узнает игрушку и продаст ее вам.

В ходе игры я заметила, дети с интересом «покупают» игрушки, сделанные из природного материала (дерева, бересты). С «купленными» игрушками дети потом играют.

Для развития мыслительных процессов и закрепления знаний о профессиях предлагаю игру «Кому что нужно?». Дети подбирают предметы необходимые охотнику, рыбаку, оленеводу.

Так же использую дидактические игры «Путешествие в страну вещей», «Узнаем из чего сшита одежда», «Чудо-вещи вокруг нас», «Рыбацкая угадай-ка».

Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаю игру «Для чего нужны предметы?» Вместе с детьми уточняем, где эти предметы используются, какую пользу они приносят людям в жизни, труде и о бережном отношении к ним.

На прогулках провожу индивидуально с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие.

Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возростает интерес к культуре северных народов.

Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент», «Предметы природы». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность.

В подготовительной группе дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя  характерные признаки; отгадывают по описанию. Сама игра вызывает у детей большой интерес, а, играя, ребенок запоминает многое из окружающей действительности. В результате я отметила, что в игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает с легкостью, не замечая, что его обучают.

                       

  1. Народные игры

Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра.  Ушинский К.Д. писал: «Обратите внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать у них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача педагогики».

Философия гласит: «Устойчивость в суставах, гибкость в спинном хребте – главные признаки здоровья, долговечности организма, в приобретении которых большое значение имеют народные игры».

Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.

Далее использовала игры на воспитание чувства коллективизма, такие как «Невод» – бег парами, «Сокол и лиса» – бег, действие по сигналу, «Волк и жеребята» – бег и ловкость, «Ловкий оленевод» – меткость, глазомер, «Полярная сова и овражки» – реакция и выносливость.

В подготовительной группе, учитывая то, что дети стали старше, движения детей более точными, а так же значительно увеличились волевые усилия при выполнении заданий, я предлагаю игры – состязания, среди которых особое место занимает «хапсагай» (борьба на ловкость), «куобах» (прыжки на двух ногах), «кылыы» (прыжки с разбега на одной ноге), перетягивание палки, прыжки через нарты, бег на разные дистанции, «Соколиный бой», «Бой быков», «Отара». Эти игры развивают в мальчиках силу, ловкость, глазомер, расчетливость, волю и лучшие черты характера. Народные игры влияют не только на физическое развитие детей, но и нравственно их воспитывают.

            

Заключение

Таким образом, я сделала вывод о том, что приобщение детей к национальной культуре народов Севера не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек, и что это есть приобщение к красоте, которая одинаково облагораживает и эвенка, и якута, и русского и приводит в конечном итоге к взаимовлиянию культуры.

Народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы не высказал себя народ – в танце, песне, искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа народная добра и красива.

В процессе обучения в проектной деятельности дети не только знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, но имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни народов ханты и манси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

Приобщение детей к национальной культуре народов мира. Новруз байрам.

Интеграция образовательных областей: «Познание». «Социално -коммуникативной. Задачи: Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу.  Развитие способности к толерантному общению, к кон...

проект «Приобщение детей старшей группы к культуре татарского народа»

В последние годы возросло  внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который б...

Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .

Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с  его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям народа коми»

Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края, способствующих поддержке детской инициативы для формирования духовно-нравственных ценностей....

Консультация "Приобщение детей к истокам культуры народов Бурятии в процессе дидактических игр".

Консультация "Приобщение детей к истокам культуры народов Бурятии в процессе дидактических игр"....

Разработка долгосрочного проекта для детей старшей группы «Культура и традиции мордовского народа»

Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учётом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогич...