Разработка долгосрочного проекта для детей старшей группы «Культура и традиции мордовского народа»
проект (подготовительная группа)
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учётом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества. Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша, а также представители других национальностей). Однако общность условий проживания делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, её географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населёнными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kultura_i_traditsii_mordovskogo_naroda.docx | 31.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
«Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит народная пословица.
Мордовия является восхитительной республикой, где живет сильный духом народ, который любит свою родину и хранит ее народные традиции и привычки.
Народ Мордвы – девятый по количеству в России, его представители проживают в Поволжье и центральной России. Если взять данные переписи населения, то можно увидеть, что только третья часть этой нации населяет территорию самой Мордовской республики. Большинство представителей расселены по всей России, от Москвы до Тамбова.
Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания своих корней, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души, началом, порождающим личность.
Актуальность проекта
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учётом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества. Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша, а также представители других национальностей). Однако общность условий проживания делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, её географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населёнными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории.
Проблема проекта
На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т.д.
Цель проекта: приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям мордовского народа через мордовские народные игры, традиции и атрибуты.
Основой содержания проекта являются мордовские народные игры, сказки, мифы и легенды. Использование данных материалов в работе с детьми позволяет нам донести до детей нравственные ценности, особенности обычаев, своеобразие мордовского языка, сформировать интерес к мордовской национальной культуре и ее традициям.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с историей мордовского народа.
2. Познакомить детей с мордовскими народными играми.
3.Познакомить детей с мордовским народным орнаментом.
4.Расширять у детей представление о культуре и традициях мордовского народа.
Развивающие задачи:
1. Развивать интерес и уважение к культуре и традициям мордовского народа.
2. Развивать у детей познавательную активность и любознательность.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России и Мордовии.
2. Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей.
Методы исследования:
1. Беседа с детьми о Мордовии.
2. Наблюдение за детьми в ходе игры.
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика).
А, непосредственно, в образовательной̆ деятельности, такие методы как: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Наглядно-действенный метод используется вовремя:
- показа сказок, презентаций;
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций;
- проведения дидактических, подвижных, музыкально-дидактических игр.
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов детей на вопросы педагога;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые,
дидактические, игры-драматизации, игры с сопровождением и др.);
- загадывания и отгадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей о своих впечатлениях.
Практический метод используется, когда необходимо:
- проведение дидактических, подвижных и малоподвижных игр.
Объектом исследования являются культура и традиции мордовского народа.
Предмет исследования – совокупность методов и приемов, средств для этнокультурного развития детей дошкольного возраста.
Гипотеза проекта — знакомство дошкольников с культурой, обычаями и традициями мордовского народа будет способствовать творческому развитию личности ребенка и воспитанию у детей чувства патриотизма и толерантного отношения к людям другой национальности.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания и форм взаимодействия педагогов и воспитанников, которое предусматривает поэтапное познание культуры мордовского народа через различные виды игр.
Практическая значимость:
- повышение качества образовательного процесса за счет внедрения новых образовательных программ и технологий;
- создание методической копилки по данной проблеме;
- овладение педагогом и воспитанниками знаниями о национальных
традициях и проявление индивидуальности через организацию игровой деятельности с детьми.
Время реализации проекта: сентябрь 2023 г. – май 2024 г.
Участники проекта: воспитанники ДОУ, родители, воспитатель.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории, культуре и традициям мордовского народа, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Работа по реализации проекта направлено на тесное взаимодействие с родителями:
- Анкетирование «Приобщение детей к истокам мордовской культуры».
- Папка передвижка «Духовно – нравственное воспитание в дошкольном возрасте».
- Индивидуальная беседа «Воспитание детей на традициях мордовской народной культуры».
- Консультации «Как помочь ребёнку полюбить родной (мордовский) язык», «Традиции семьи»
- Развлечения: «Роштовань кудо» («Рождественская изба»), «Мастя» («Масленица»)
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап
- Диагностика;
- Определение цели и задач проекта;
- Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;
- Составление плана основного этапа проектирования;
- Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
- Создание развивающей среды в групповой комнате.
2. Основной этап
- Знакомство с культурой и традициями мордовского народа;
- Совместная деятельность с детьми;
- Работа с родителя;
- Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
- Проведение ОД.
3. Завершающий этап
- Диагностика;
- Оформление материалов проекта.
Проектные мероприятия
№ п/п | Мероприятия проекта | Срок проведения | Ответственные |
Сентябрь | |||
1 | Диагностика знаний детей о культуре и традициях мордовского народа | 4 сентября | Воспитатель |
2 | Беседа «Кто мы, откуда? Где наши корни?» | 12 сентября | Воспитатель |
3 | Чтение легенд мордовского народа «Богиня плодородия», «Солнце, Месяц да Ветер» | 19 сентября | Воспитатель |
4 | Разучивание мордовской народной игры «Оскань кунсема» («Ловля мяча») | 28 сентября | Воспитатель |
Октябрь | |||
1 | Просмотр презентации «Путешествуем в прошлое Мордовии и России» | 2 октября | Воспитатель |
2 | Изучение и рисование мордовских узоров | 9 октября | Воспитатель |
3 | Слушание и разучивание прибауток и колыбельной песни мордовского народа «Баю – бай» | 18 октября | Воспитатель |
4 | Изучение и рисование «Флаг и герб Мордовии» | 23 октября | Воспитатель |
Ноябрь | |||
1 | Викторина «Знатоки родного края» | 3 ноября | Воспитатель |
2 | Общение с использованием презентации «Мордовская изба» | 10 ноября | Воспитатель |
3 | Консультация для родителей «Традиции семьи» | 17 ноября | Воспитатель |
4 | Беседа «Как одевались в старину» | 24 ноября | Воспитатель |
5 | Чтение и заучивание прибаутки «А сезяка, сезяка». | 27 ноября | Воспитатель |
Декабрь | |||
1 | Экскурсия в мини – музей ДОУ с целью пополнения знаний о старинных предметах быта мордвы и их назначении. | 4 декабря | Воспитатель |
2 | Акция «Принеси старинные предметы быта» | 11 декабря-15декабря | Воспитатель |
3 | Дидактические игры «Составь узор», «Укрась ёлочную игрушку мордовскими узорами» | 18 декабря | Воспитатель |
4 | Беседа «Мордовские народные музыкальные инструменты» | 25 декабря | Воспитатель |
Январь | |||
1 | Развлечение «Роштовань кудо» («Рождественская изба») | 8 января | Воспитатель |
2 | Чтение мордовских народных сказок «Два купеческих сына», «Юртай», «Царевич – богатырь». | 15 января | Воспитатель |
3 | Дидактическая игра «Украшение передника (Пулай)» | 22 января | Воспитатель |
Февраль | |||
1 | Беседы «Народные герои – добрые и храбрые» | 5 февраля | Воспитатель |
2 | Слушание мордовских народных песен «Пандо прясо (на пригорке)», «Вай верьга, верьга (высоко)» | 12 февраля | Воспитатель |
3 | Беседа «Традиционная кухня мордовского народа» | 19 февраля | Воспитатель |
4 | Сюжетно-ролевая игра «Пидетяно ям» («Варим суп») | 26 февраля | Воспитатель |
Март | |||
1 | Беседа «Боги мордвы» | 4 марта | Воспитатель |
2 | Развлечение «Мастя» («Масленица») | 14 марта | Воспитатель |
3 | Изучение мордовского костюма, из чего состоит. | 18 марта | Воспитатель |
4 | Беседа «Вхождение мордовского народа в состав Российского государства» | 29 марта | Воспитатель |
Апрель | |||
1 | Разучивание мордовской народной игры «Раю – раю» | 2 апреля | Воспитатель |
2 | Чтение сказки «Яраска» | 9 апреля | Воспитатель |
3 | Викторина «День мордовского языка» | 16 апреля | Воспитатель |
4 | Пение мордовских песен «Ладушки», «Нумолня» | 22 апреля | Воспитатель |
5 | Знакомство с подвижной мордовской игрой «Верьгизт» («Волки») | 30 апреля | Воспитатель |
Май | |||
1 | Квест - игра «Сундук из прошлого» | 6 мая | Воспитатель |
2 | Консультация для родителей «Как помочь ребёнку полюбить родной (мордовский) язык» | 13 мая | Воспитатель |
3 | Итоговое занятие | 21 мая | Воспитатель |
4 | Итоговая диагностика детей | 27 мая | Воспитатель |
Итоговые результаты:
- ожидается положительная динамика показателей приобщения детей к мордовской культуре в процессе их ознакомления с народной игрой.
- проект позволит повысить качество воспитательно-образовательной работы в части реализации национально-регионального компонента. У детей возрастёт интерес к культуре мордовского народа.
- главный результат заключается в том, чтобы приобретенные навыки в процессе игры в дальнейшем помогли ребенку успешно овладеть новыми знаниями. А формировать эти навыки надо незаметно для ребенка, в игре.
Заключение
Мордовская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций и творческий способностей.
Использование мордовских народных игр помогут детям лучше усвоить культуру мордовского народа, а также сформируют познавательный интерес к национальным играм; национальные подвижные и дидактические игры развивают внимание, логическое мышление, воображение, двигательную активность и ловкость, умение действовать по заданным правилам.
Соприкосновение с традициями и культурой духовно обогащают ребенка. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах мордовского народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт.
Список использованной литературы:
1. Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению//Дошкольное воспитание 2007, No3.
2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.
3. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
4. Брыжинский В.С. Сиянь рисьминеть-Серебряные цепочки. – Саранск, Мордовское книжное издательство. 2002.
5. Валдоня (светлячок). Программа и методические рекомендации. – Саранск, Типография «Красный Октябрь». 2001.
6. Все о Мордовии. Энциклопедический справочник. Саранск. Мордовское книжное издательство. 2005.
7. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.,1982 г. 11. - М., 1991
8. Мокшин Н.Ф. Мы - Мордва! Саранск. ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева, 2007.
9. Мокшин Н.Ф. Боги и сказания мордвы. Саранск. ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева, 2007.
10. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. – Саранск, Мордовское книжное
издательство. 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию лексико- грамматических речи детей подготовительной группы «Культура и традиции русского народа»
Цель: развитие лексико- грамматических речи детей и связной речи.Задачи:-активизировать знания о культуре и традициях русого народа;-словообразование сложных слов-закрепить умения в образовании родств...
Конспект долгосрочного проекта для детей старшей группы "Прилет птиц!"
ЦЕЛИ ПРОЕКТА, ЗАДАЧИ:Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющихТипичное строение, приспособленных к...
Долгосрочный проект для детей старших групп "Юный читатель"
Проект о взаимодействии детского сада и библиотеки...
Долгосрочный проект для детей старшей группы по развитию речи с использование мнемотехники
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагоги...
Конспект НОД в старшей группе "Культура и традиции русского народа"
Данное занятие проходит вместе с родителями. На занятии знакомлю детей с культурой русского народа, с традицией - хлебосольство, с народным фольклором, народными играми, изготавливаем вместе с родител...
Долгосрочный проект для детей старшей группы «Финансовая грамотность»
В современном мире нас повсюду окружает реклама, в лексикон включается все больше слов из финансовой среды. Ребенок ежедневно сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной ...
Беседа с детьми старшей группы "Культура и традиции мордовского народа"
Цель:Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о культуре и традициях мордовского народа....