Проект Приобщение детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту путем формирования представления об Олимпийском движении «Мы-будущие олимпийцы!»
проект по физкультуре (подготовительная группа) на тему
Физическое воспитание дошкольника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире, так как отличительная черта физического воспитания детей дошкольного возраста — это органическая связь с умственным воспитанием. Проект по олимпийскому образованию «Мы будущие олимпийцы» представляет собой педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование мероприятий педагогического, физкультурно-оздоровительного и спортивного характера, мер, системность формирования здоровьесберегающей среды и направлен на интеллектуальное, физическое и нравственное развитие дошкольников и формирование высокого уровня физической культуры. Проект опирается на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moiseevoy.docx | 49.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №10 «БЕЛОЧКА»
Проект
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту путем формирования представления об Олимпийском движении
«Мы-будущие олимпийцы!»
Автор проекта:
Моисеева Наталия Геннадьевна,
инструктор по физической культуре
1 квалификационной категории
МАДОУ г. Нижневартовска ДС №10 «Белочка»
Нижневартовск. 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Паспорт проекта | 2 |
2 | Пояснительная записка | 6 |
3 | Этапы реализации проекта | 8 |
4 | Ресурсное обеспечение | 10 |
5 | Достигнутые результаты | 11 |
66 | Литература | 12 |
77 | Приложения | 13 |
Паспорт проекта.
Наименование проекта | Педагогический проект: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту путем формирования представления об Олимпийском движении «Мы – будущие олимпийцы» |
Основания разработки проекта | 1. Федеральная целевая программа «Развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года; 2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года; 3. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2010 - 2015 годы; 4. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 -2017 годы; 5. Конвенция о правах ребенка; 6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". 9. СанПин 2.4.1.3049-от 15 мая 2013 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» 10. Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС №10 «Белочка». |
Сроки реализации проекта | 1 год |
Основные потребители результатов проекта | Воспитанники (6-7 лет), педагоги, родители. |
Цель проекта | Формировать социальную и личностную мотивацию детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знакомства с Олимпийским движением, развитием физических качеств и физической подготовки. |
Задачи проекта | ДЛЯ ДЕТЕЙ: 2. Развитие у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом, умений и навыков сотрудничества через нравственный и эстетический опыт Олимпиад. 4. Развитие у детей физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. 5. Осуществление физической подготовки детей для результативного участия в городских соревнованиях. ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: 1. Создание информационной базы. 2. Создание условий для благополучного и комфортного состояния детей на спортивных мероприятиях. ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Развитие творческих и физических способностей в спортивной деятельности. |
Актуальность проекта | Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения приобретает все большую актуальность. |
Ожидаемые результаты проекта | Для детей:
Для педагогов:
Для родителей:
|
Инновационные подходы реализации проекта | Создание нетрадиционной модели организации воспитания, оздоровления и развития детей с учетом конкретных условий. |
Автор проекта | Моисеева Наталия Геннадьевна, инструктор по физической культуре 1 квалификационной категории МАДОУ г. Нижневартовска ДС №10 «Белочка |
2. Пояснительная записка.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения приобретает все большую актуальность.
Из-за образа современной жизни у большинства взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности и низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, о спорте и олимпийском движении, у детей недостаточный уровень физической подготовки для участия в спортивных городских соревнованиях. Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны творческие личности, гармонично развитые, активные и здоровые. Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы физического здоровья человека.
Олимпийские игры вошли в историю человечества как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. Они обладают огромной притягательной силой, потому что представляют прекрасную возможность для установления дружеских связей между спортсменами различных стран. Олимпийское движение – важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого человека. Формирование представлений об олимпийском движении является частью не только физического, но и эстетического, нравственного воспитания детей. Задачи патриотического воспитания успешно решаются через формирование у дошкольников чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.
Физическое воспитание дошкольника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире, так как отличительная черта физического воспитания детей дошкольного возраста — это органическая связь с умственным воспитанием. Инновационный проект по олимпийскому образованию «Мы будущие олимпийцы» представляет собой педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование мероприятий педагогического, физкультурно-оздоровительного и спортивного характера, мер, системность формирования здоровьесберегающей среды и направлен на интеллектуальное, физическое и нравственное развитие дошкольников и формирование высокого уровня физической культуры. Проект опирается на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.
Одной из главных задач ДОУ является совершенствование здоровьесберегающей среды, укрепление физического, психического здоровья, эмоционального благополучия дошкольников. Для решения этой задачи в образовательном учреждении используются разнообразные формы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Опрос родителей, педагогов, воспитанников показал возрастающий интерес, как педагогов и родителей, так и самих воспитанников к формированию представлений об олимпийском движении и приобщению к различным видам спорта.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Достижения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.
Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятным и аккуратным, причесываться.
Старший дошкольный возраст – время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами.
На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность индивидуальной.
В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания.
В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, подвижные и музыкальные игры.
Постановка проблемы.
Недостаточная информированность детей об олимпийских играх и их возникновении, недостаточный уровень физической подготовки детей в городских соревнованиях.
3. Этапы реализации проекта
Первый этап.
Постановка проблемы, определение цели и задач деятельности. Диагностика уровня развития физических качеств и уровня знаний о спорте.
Высокий уровень развития физических качеств у мальчиков 25%, средний-75%; высокий у девочек – 37,5, средний – 62,5%. Уровень знаний о спорте: высокий -18%, средний 35%, низкий – 47%.
Второй этап.
Организация деятельности детей в рамках проекта.
Виды деятельности | Тема |
1. Экспериментальная деятельность
| «Что такое Олимпиада и где она возникла?» « Что нужно знать, чтобы стать знаменитым спортсменом?» «Что происходит с нашим организмом (сердце, легкие, мышцы) после занятий физической культурой?» «Каковы мои физические возможности?» |
2. Сбор и систематизация информации | 1.Рассматривание картинок и фотографий с изображением разных видов спорта и оформление их в альбом. 2.Использование дидактических игр, посвященных разным видам спорта: «Назови вид спорта», «Спортивное оборудование». 3. Составление сборника рассказов детей о любимом спортсмене. 4.Фотосессия «Мы занимаемся спортом» (оформление стенда в физкультурном зале). 5. Беседы: «Возникновение Олимпийских игр», «Олимпийская символика и традиции», «Знаменитые олимпийцы современности». 6.Фоторепортажи с соревнований. |
3. Физкультурная деятельность детей | 1.Физкультурные занятия. 2. Прогулки. 3. Подвижные игры. 4. Утренняя и бодрящая гимнастики. 5. Спортивные досуги, праздники. 6. День здоровья. 7. Спортивная секция. 8. Упражнения и игры по развитию физических качеств. 9. Спортивные игры, эстафеты, соревнования. |
4.Творческая деятельность детей | 1.Придумывание рассказов о спорте и спортсменах. 2.Создание рисунков о спорте. Выставки рисунков и оформление альбома «Наше творчество». |
Работа с родителями | 1. «Спорт в жизни людей» 2. «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка» 3. «Детский фитнес дома» 4. «Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой?» |
Работа с педагогами | |
1.Конспекты занятий по теме проекта. 2.Библиография по теме проекта. 3. Альбомы с художественным словом. |
Третий этап:
Презентация материалов проекта
1. Выставка рисунков детей на тему «Галерея спорта»;
2. Сборник стихов, загадок о разных видах спорта и их значении для человека (при участии родителей);
3. Сборник рассказов детей об их любимом спортсмене (при участии родителей);
4. Выставка коллажей «Мой любимый вид спорта»;
5. Презентация проекта.
6. Спортивное развлечение «Будущие олимпийцы нынче ходят в детский сад» - итог проекта.
Четвёртый этап:
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
- сформированность знаний детей о видах спорта, истории Олимпийского движения, чемпионах нашей страны и г. Нижневартовска;
- освоение детьми главных правил безопасности жизнедеятельности, личной гигиены и правил питания;
- пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией;
- участие в городских соревнованиях «Губернаторские состязания».
Для педагогов:
- сформированность осознанного отношения к своему собственному здоровью;
- пополнение знаний об истории Олимпийского движения.
Для родителей:
- информированность об истории Олимпийского движения;
- проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми.
4. Ресурсное обеспечение:
1.Диск «Большая олимпийская энциклопедия» ID COMPANY, 2008 г. Литературное агентство «Научная книга» 2008 г.
2. ПК.
4. Фотоматериалы.
5. Музыкальный центр.
6. Аудиозаписи.
7. Художественная литература.
5. Продукты и результаты проекта.
Для детей:
- Альбом «Рассказы о спортсмене».
- Альбом «Наше творчество».
- Д\и « Спортивное оборудование», «Виды спорта».
- Фотогалерея «Мы занимаемся спортом»
- Фотоальбом «Олимпийская символика».
- Спортивное развлечение «Будущие олимпийцы - нынче ходят в детский сад».
- Высокий уровень развития физических качеств.
- Участие в городских соревнованиях «Губернаторские состязания»
- Сформированность знаний о спорте.
Уровень развития физических качеств у мальчиков высокий – 87,5%, средний – 12,5; у девочек высокий – 62,5%, средний – 37,5%. Уровень знаний о спорте – высокий 57%, средний 35%, низкий – 13
Продукты проекта для педагогов:
- Конспекты по теме проекта.
- Библиография по теме проекта.
- Планирование по данной теме.
Продукты проекта для родителей:
- Анкетирование «Спорт в жизни людей», «Какое место физкультура занимает в вашей семье?», «Исследование предложений о ЗОЖ.
- Консультации «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка», «Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой?», «Детский фитнес дома».
- Совместное творчество с детьми.
- Спортивное развлечение «Будущие олимпийцы - нынче ходят в детский сад».
- Литература:
- С.О. Филиппова «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» «Детство-Пресс» 2005 г.
- Виммерт, Йорг. Олимпийские игры.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007;
- Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2005;
- Метаев Ю.А. Олимпиада-80: Альманах.- М.: Физкультура и спорт, 1978;
- Филиппова С.О., Волосникова Т.В. Олимпийское образование дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2007.
- Т.Е. Харченко «Физкультурные праздники и развлечения» Детство-Пресс, 2009г
- Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет, Ярославль,2003.
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы – М.,2004.
- Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб. 1997.
- Сигимова М.Н. Формирование представлений о себе у старших
дошкольников. Волгоград. 2009.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перспективное планирование на тему:
«Олимпийское образование детей
старшего дошкольного возраста»
октябрь 2014-апрель 2015г.
№ | Вид деятельности | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель |
1 | Беседы | «Что такое Олимпиада?», «Где она возникла?» | «Какие спортсмены могут участвовать в олимпийских играх?» | «Олимпийская символик», «Любимые виды спорта» | «Спортсмены города Нижневартовска» |
|
|
2. | Занятия | «Что могут мои мышцы?» | «Лёгкие и их работа» | «Сердце и как оно работает?» |
|
| |
4. | Художественное слово | Чтение стихов о спорте и ЗОЖ | Загадки о летних видах спорта | Загадки о зимних видах спорта |
|
|
|
5. | Фоторепортажи спортивных мероприятий |
|
|
| Фотогаллерея «Мы занимаемся спортом» | Городские соревнования «Лыжня для всех», «Лыжные гонки, «Веселые старты» |
|
6. | Д\И | «Виды спорта» | «Спортивный инвентарь» |
|
|
| |
8. | Художественное творчество |
| Рисунки «Любимый вид спорта» | Рисунки «Любимый вид спорта» |
|
| |
9. | Спортивные игры | баскетбол | хоккей | лыжи | биатлон | Бадминтон |
|
10. | Анкетирование | «Какое место в вашей семье занимает физкультура?» |
| «Спорт в жизни людей» |
|
|
|
11 | Консультации |
| «Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой» | «Как стать спортивной семьёй?» | «Детский фитнес дома» | Стенд «Спортивные звёзды города Нижневартовска |
|
12 | Презентация проекта |
|
|
|
|
| «Мы- будущие олимпийцы!» |
14 | Спортивное развлечение |
|
|
|
|
| «Будущие олимпийцы-нынче ходят в детский сад» |
Приложение 2
Педагогическая диагностика.
Уровень физической подготовленности дошкольников определяется методикой Г. Лескова, Н. Ноткина.
3 балла – высокий уровень навыка. Правильно выполняются все основные элементы движения;
2 балла – средний уровень, справляются с большинством элементов техники, допуская незначительные ошибки;
1 балл- низкий уровень, при выполнении упражнения допускаются значительные ошибки.
Показатели бега на скорость (10м., 30м.)
Методика обследования:
Старший возраст:
- Небольшой наклон туловища, голова прямо. 2. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед - внутрь. 3. Быстрый вынос бедра маховой ноги. 4. Опускание толчковой ноги с носка с выраженным распрямлением в суставах. 5. Прямолинейность, ритмичность бега.
Предварительная работа.
Инструктор знакомит детей с командами («На старт», «Внимание», «Марш»), правилами выполнения задания: начинать бег строго по сигналу, возвращаются к линии старта только по краю беговой дорожки. Даются две попытки с интервалом отдыха 2-3 мин. Фиксируется лучший результат.
Челночный бег (3Х10м)сек.
Методика обследования:
Старший возраст:
Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления шаги становятся более частыми и короткими, колени согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движений рук естественные, помогающие движению по прямой и на повороте. Даются 2 попытки с интервалом отдыха 2-3 мин. Фиксируется лучший результат.
Показатели прыжков.
Прыжки в длину с места.
Методика обследования.
Старший возраст.
- И.п.: ноги стоят параллельно на ширине ступни, туловище наклонено вперед; руки свободно отодвинуты назад.2. Толчок: двумя ногами одновременно (вперед-вверх); выпрямление ног; резкий мах руками вперед -вверх. 3. Полет: туловище согнуто, голова веред; вынос полусогнутых ног вперед; движение рук вперед-вверх. 4. 4.Приземление: одновременно на обе ноги, вынесенные вперед, с переходом пятки на всю ступню; колени полусогнуты, туловище слегка наклонено, руки движутся свободно вперед- в стороны; сохранение равновесия при приземлении.
Показатели метания.
Метание мешочка в даль (150-200г) правой и левой рукой (см)
Методика обследования:
Старший возраст.
- Исходное положение: стоя лицом к направлению броска, ноги на ширине плеч, левая впереди, правая на носок; правая рука с предметом на уровне груди, локоть вниз. 2. Замах: поворот вправо, сгибая правую ногу и перенося на нее вес тела, левую на носок; одновременно разгибая правую руку, размашисто отвести ее вниз –назад –в сторону, перенос веса на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть вверх, спина прогнута. 3. Бросок: продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить; хлещущим движением кисти бросить предмет вдаль – вверх; сохранять заданное направление предмета 4. Заключительная часть: шаг вперед, сохранения равновесия.
Бросок набивного мяча (1 кг) из-за головы, стоя (см).
Методика обследования.
1. И.п.: ноги на ширине плеч, руки подняты вверх и согнуты так, чтобы предмет находился за головой; 2. податься всем туловищем вперед; 3. туловище и руки отклоняются назад, ноги сгибаются в коленях; 4. туловище и ноги выпрямляются, подняться на носки, руки выпрямить вперед – вверх и сделать бросок.
Гибкость.
Методика обследования.
- И.п.: стоя на гимнастической скамейке, ноги, на ширине ступни, руки опущены вниз.
- Наклон вперед -вниз, опустить руки ниже уровня скамейки, ноги не сгибать, зафиксировать результат.
Показатели ходьбы.
Старший возраст.
- Хорошая осанка. 2. Свободное движение рук от плеча со сгибанием в локтях. 3. Шаг энергичный, ритмичный, стабильный. 4. Выраженный перекат с пятки на носок, небольшой разворот стоп. 5. Активное сгибание и разгибание ног в коленных суставах (амплитуда небольшая). 6. Умение соблюдать различные направления, менять их.
Показатели лазанья по гимнастической стенке.
(высота – 3 метра)
Методика обследования.
Старший возраст.
- Знает одноименный и разноименный способ. 2. Координация движений соответствует выбранному способу. 3. Одновременность постановки руки и ноги на рейку. 4. Ритмичность движений. 5. Умеет перелезать с одного пролета на другой по диагонали. 6. Уверенно поднимается до самого верха. 7. Не пропускает реек, отсутствует страх высоты.
Приложение 3
Вопросы к детям.
- Какие виды спорта ты знаешь?
- Какой спортивный инвентарь используют в футболе?
- Какой спортивный инвентарь используют в теннисе?
- Какой спортивный инвентарь используют в спортивной гимнастике?
- Какой спортивный инвентарь используют в игре бадминтон?
- Как ты думаешь, что можно назвать полезным для здоровья?
- Как ты думаешь, что можно назвать вредной для здоровья?
- Назови летние виды спорта?
- Назови зимние виды спорта?
- Какое спортивное оборудование нужно хоккеисту?
- Какие ты знаешь командные виды спорта?
- Какие ты знаешь одиночные виды спорта?
- Каких известных спортсменов России, нашего города ты знаешь?
- Какие физические упражнения ты знаешь?
- Что знаешь об Олимпиаде?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к физической культуре посредством организации кружка "Юные баскетболисты"
Формирование стремления к здоровому образу жизни через обучение игре баскетбол....
Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .
Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...
Мой лучший проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре».
проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре»....
Презентация проекта "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской-народной культуры"
Тип проекта: познавательный, творческий.По составу участников: групповой.По срокам реализации: долгосрочный.Состав участников:- педагоги;- воспитанники и их родители.Цель проекта: Формирование чу...
Проект Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре через народные игры.
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, для организации двигательной деятельности.Направлен на приобщение детей к национальной культуре, формирование у них желания использовать иг...