Выступление из опыта работы: «Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения».
консультация по коррекционной педагогике
В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые может использовать логопед в своей коррекционной работе для оптимизация процесса коррекции речи и поддержания и обогащения здоровья детей. Так же разработана памятка для воспитателей, где представлена картотека упражнений дыхательной гимнастики и саммомассажа, рассказано о свойствах цветов в хромотерапии и о свойствах ароматов в ароматерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление из опыта работы | 31.73 КБ |
Буклет для воспитателей | 291.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы: «Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения».
Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, вредное воздействие гиподинамии, значительные умственные перегрузки - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье ребёнка. Дефекты речи являются распространенным нарушением здоровья дошкольников, что в той или иной степени влияет на различные стороны жизни ребенка, отражается на его деятельности, поведении, на физиологических функциях детского организма. С другой стороны, у детей с дефектами речи диагностируются отклонения в физическом развитии, преимущественно за счет дефицита массы и длины тела, а также задержка моторного развития и созревания биоэлектрической активности головного мозга. Среди дошкольников с речевыми нарушениями преобладают часто болеющие дети. У этих детей чаще определяются 3-я и 4-я группы здоровья при незначительном количестве 2-й и отсутствии 1-й группы. У них выявлено наличие сопутствующей патологии, в основном со стороны центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, ЛОР-органов.
В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с дошкольниками здоровьесберегающих образовательных технологий. Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе - оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.
При применении здоровьесберегающих технологий необходимо знать и строго соблюдать основные принципы здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
- доступности - использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастом детей;
- систематичности - реализация оздоровительных мероприятий постоянно;
- оптимальности - разумно сбалансированная психофизическая нагрузка;
- последовательности - последовательное усложнение и увеличение нагрузки;
- комплексного воздействия на все анализаторы;
- совместного – педагогического воздействия (учителя-логопеда, воспитателя, психолога, медицинского персонала, родителей).
Организуя работу по коррекции речи, я ставлю перед собой и оздоровительные задачи:
- повышение умственной и физической работоспособности;
- охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;
- стимулирование речевых зон коры головного мозга;
- формирование орального праксиса (способности совершать дифференцированные действия мышцами лица и губ: подуть, поцокать, пощелкать и т.д.);
- совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса (узнавание формы, величины, цвета, пространственных отношений и смысловой нагрузки предметов);
- повышение резервов дыхательной системы;
- профилактика нарушения зрения;
- создание благоприятного эмоционального фона.
Основная форма логопедической деятельности в дошкольном учреждении – образовательная, в ходе которой осуществляется систематическое,целенаправленное и всестороннее воспитание и развитие речевых и творческих способностей каждого ребёнка. Система логопедической оздоровительной работы в нашем ДОУ предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий. К ним относятся:
- Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- Су-Джок – японская технология пальцевого массажа
- Самомассаж, растирания подушечек пальцев, ладонных поверхностей каменными стеклянными шариками, массаж грецкими орехами, шишками, корой и другим природным материалом;
- Биоэнергопластика;
- Ароматерапия – воздействие с помощью ароматов;
- Музыкотерапия – воздействие музыки на человека;
- Имаготерапия – театрализация;
- Куклотерапия;
- Сказкотерапия;
- Пескотерапия (sand-play) – игры с песком как способ развития ребенка;
- Крупотерапия – игры с крупой;
- Хромотерапия – воздействие с помощью цвета.
Регулярное выполнение артикуляционой гимнастики помогает улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость), улучшить подвижность артикуляционных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щёк, уменьшить напряжённость артикуляционных органов.
Дыхательная гимнастика является важной в логопедической работе, но и профилактика простудных заболеваний тоже важна, а тем более эти две задачи можно объединить в одну. Обучать детей правилам гигиены дыхания и навыкам его регуляции полезно и необходимо начинать с дошкольного возраста и продолжать в школе, так как с дыханием связаны: речь, движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной и иммунной систем, биологические ритмы организма. Работа голосового аппарата – это постоянная нагрузка на дыхание. Учащенный дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз. Неумение управлять дыханием вносит дезорганизацию в произношение звуков. Поэтому регулярные дыхательные упражнения на логоритмических занятиях используются не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут. В процессе логопедического занятия используются физкультминутки направленные на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
Су-Джок терапия – регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма, в частности, профилактики и коррекции речевых нарушений. Су – кисть, Джок – стопа. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений: шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики и др. Эффективен и ручной самомассаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Чаще всего эта работа осуществляется на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать логопедические коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе. Элементы самомассажа лица и пальцев применяются с целью развития подвижности артикуляционного аппарата щек и губ. Использование игрового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях. Дети делают себе массаж, развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.
Массаж с дарами природы. Приспособления для самомассажа. С помощью грецкого ореха можно массировать запястья, кисти рук, ладони, пальцы. Желательно иметь орехи различной величины, круглой, продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами:
- прятать орехи в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки;
- кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки;
- раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.
- С помощью еловых и сосновых шишек можно массировать кисти рук, ладони, пальцы, сопровождая движения стихотворным текстом.
- Упражнение «Сосновая шишка».
- Вращение основанием шишки на тыльной стороне рук по часовой и против часовой стрелки.
- Шишки крутить между ладонями как колесо в разных направлениях.
- Подбрасывать шишку вверх, ловить двумя руками, затем одной рукой левой, право - Упражнение «Еловая шишка».
- Сначала движения выполняются с одной шишкой, затем двумя шишками и вращать их между ладонями.
- Катать шишку на тыльной стороне правой, левой рук.
- Круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук.
Биоэнергопластика направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизация естественного распределения биоэнергии в организме. Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Как и все учителя-логопеды в своей работе с успехом применяю артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Но ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому моё обращение к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики вполне закономерно. У ребенка формируются пластичность, ощущение свободы, раскрепощенности, что активизирует естественное состояние организма, улучшается кровообращение. Оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику, улучшают внимание, память, мышление, речь.
Игры с природным материалом — водой, песком, шишками, каштанами, желудями, крупой и другими плодами и семенами — включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Так как они:
- Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук
- Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности
- Способствуют расширению словарного запаса
- Помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза
- Позволяют развивать фонематический слух и восприятие
- Способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений
- Помогают в изучении букв, освоении навыков чтения, письма
- Снимают мышечную напряженность, помогают ребенку чувствовать себя защищенным в комфортной для него среде
- Развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребенка форме
Играть с песком и другими природными материалами можно не только на улице, но и дома, в детском саду, в логопедическом кабинете. Примеры некоторых упражнений.
- «Чувствительные ладошки». Положить ладоши на песок, закрыть глазки, почувствовать, какой он. Открыть глазки, рассказать, что чувствовали (ответы детей). Сделать то же самое, повернув ладошки другой стороной. Рассказать о своих ощущениях.
- Пройтись пальчиками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
- Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
- Создать узоры и рисунки : солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
- «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
- Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
- Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
- Посчитать камешки, желуди, шишки каштаны и решить на песке математическую задачку.
- Выложить деревянными палочками, каштанами, желудями, камешками геометрическую фигуру, букву.
- Можно на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера, отрабатывая слоговую структуру слова.
- Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, камней, желудей, каштанов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке.
- Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
- Находить спрятанные в песке буквы и составлять из них слоги, слова.
- Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
- «Человечек». Указательный и средний пальцы руки «бегают» по песку. Это упражнение помогает разобраться детям со сложными понятиями сверху, снизу, вперед, назад, левый, правый, выучить названия пальцев.
- «Золушка». В песке смешивают желуди и каштаны. Ребенок сортирует в другие две миски.
- «Вылови предмет». Ребенку предлагают «выловить» из песка задуманный предмет (синий квадрат, красный круг и т.д.)
- «Где спрятались зайцы?» ребенку предлагают построить из теплого влажного песка заборчик вокруг домика. По заданию логопеда помещает зайчика за заборчиком, у домика, перед заборчиком, на домике и т.д.
- «Дорожки». Педагог предлагает ребенку через воронки разного размера просыпать песок и определить узкую, широкую дорожку, по которым пройдут мишка, зайка.
- «Песочный домик». Педагог предлагает ребенку построить домик с тремя
комнатами. Поселить человечка в комнате соответствующей месту нахождения заданного звука в слове (начало, середина, конец)
- «Послушай и повтори». Игра, направлена на развитие слухового внимания и памяти. Педагог говорит слова, а ребенок отстукивает количество слогов с помощью грецких орехов или каштанов.
Крупотерапия. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной величины, пинцетов, с открытыми и закрытыми глазами. Широко известны такие приемы:
- Рисование на цветном подносе. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе или в коробочке с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению. Можно рисовать буквы и цифры.
- Сортировка круп, раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки, заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами.
- Выкладывание геометрических фигур по опорным точкам, выкладывание, цифр, букв.
- Угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые; Помимо рисования на подносах, крупа и бобовые будут полезны в массаже ладоней помощью горошины (катайте горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливайте горошину к столу и вращайте ее каждым пальчиком).
Применение таких методов коррекции как ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, имаготерапия, нельзя рассматривать изолированными, самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Ароматерапия. Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением людей. Но, прежде чем приступить к ароматерепии, мы выясняем у родителей, нет ли аллергии у ребёнка на какие-либо запахи. Чтобы проверить действие настойки – необходимо несколько капель втереть в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц. Эффект от ароматов можно получить вдыхая запахи живых цветов и трав, пользуясь ароматом эфирного масла.
Ароматерапию применяем в сочетании с музыкотерапией. Она рекомендована для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей.
Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в различных видах.
- музыкопсихотерапия – решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. Может проходить в форме «музыкального сна» с последующей беседой и анализом образов или в форме музыкально-образной медитации;
- музыкосоматотерапия оказывает лечебное воздействие музыки непосредственно на тело человека.
- вокалотерапия – пение – обучение основам правильного дыхания;
- кинезитерапия – танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика;
- инструментальная музыкотерапия – игра на музыкальных инструментах.
Некоторые рекомендации по использованию музыки:
- она не должна быть слишком громкой или слишком тихой, недлинной и интересной детям.
- возбуждающие мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.
-бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
- восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.
Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии - создание положительного эмоционального фона реабилитации:
- снятие фактора тревожности;
- растормаживание речевой функции;
- развитие чувства ритма, темпа, времени;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- нормализация просодической стороны речи.
Имаготерапия - театрализация психотерапевтического процесса. В основе лежит использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию. Известно, что дети с удовольствием слушают сказки. Они грустят и радуются вместе с их героями, с интересом следят за сюжетом, эмоционально реагируют на неожиданные повороты во взаимоотношениях персонажей. Это и натолкнуло нас на мысль создать цикл логопедических сказок, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими те или иные трудности в речевом развитии.
Хромотерапия - терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы и эндокринных желез. На занятиях можно использовать скатерти разного цвета, с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
Перечисленные выше здоровьесберегающие методы и приемы можно использовать в разных частях занятия, физкультминутках, динамических паузах. Применение в логопедической работе здоровьесберегающих технологий способствует пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогают сделать речь яркой и эмоциональной, закрепить счёт, понятия «правая-левая рука», названия пальцев, содержат элементы пальчиковой гимнастики, релаксации и эмоциональной разрядки, повышают настроение детей. Произнесение звуков – это результат координированной работы всего организма, а не только артикуляционных органов. Точное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища подготавливает работу губ, языка, нижней челюсти.
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда и воспитателя становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия.
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы
здоровьесберегающих технологий
в дошкольном образовательном учреждении.
Учитель-логопед:
Колесникова Ю.Л.
Дыхательная гимнастика - неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей. Она способствует укреплению здоровья и является надежной профилактика ОРВИ. Регулярные занятия помогают укрепить дыхательную мускулатуру и иммунитет ребенка, даже когда он здоров.
Известным фактом является то, что дыхательная гимнастика:
• повышает общий жизненный тонус человека, сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы
• предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту, способствует нормализации физиологического дыхания через нос:
• укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы;
• стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно-сосудистую системы, кровообращение;
• насыщает организм оптимальным количеством кислорода;
• способствует уравновешиванию нервных процессов
Из вышесказанного видно, какое важное место занимает дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно подойти к решению этой задачи обдуманно и ответственно.
Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких.
Основные правила дыхательной гимнастики:
- дышать носом;
- дышать медленно,
- концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие;
- выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие;
- дышать с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
С детьми дыхательную гимнастику необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20—30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи.
Картотека дыхательной гимнастики
Карта №1 «Кораблик» | На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку. |
Карта №2 «Самолёты» | По команде воспитателя «заводятся моторы» - произносятся на выдохе «р-р-р-р»; летают самолёты–«ж-ж-ж-ж»; разворачиваются на виражах – «у-у-у-у»; садятся на посадку – «ух-ух-ух». |
Карта №3 «Жуки» | Дети сидят на стульях, воспитатель произносит: «Ж-ж-ж, - сказал крылатый жук, - посиж-ж-ж-у». Дети обнимают себя за плечи, произносят: «Поднимуся, полечу; громко, громко зажуж-ж-ж-ж-у». Дети разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением звуков «ж-ж-ж-ж-ж» (2 – 3 мин) |
Карта №4 «Пузырь» | Дети встают в круг, взявшись за руки, и произносят вместе с воспитателем: Раздувайся пузырь, Раздувайся тугой, Оставайся такой, Да не лопайся. Произнося слова, дети постепенно расширяют круг. После слов: «пузырь лопнул», дети опускают руки и произносят «пух»; после чего «надувается» новый пузырь. |
Карта №5 «Чудо нос» | После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Воспитатель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание. Носиком дышу, |
Карта №6 «Бегемотик» | И.п.: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться словами: Сели бегемотики, Потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). |
Карта № 7 «Ветерок» | Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками) |
Карта № 8 «Сердитый ежик» | Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз |
Карта № 9 «Подуем на плечо» | Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. Повторить 2-3 раза: Подуем на плечо, Как трубка станет рот Подуем на другое. Ну а теперь на облака Нас солнце горячо И остановимся пока. Пекло дневной порой. Потом повторим всё опять: Подуем на живот, Раз, два и три, четыре, пять (Е. Антоновой-Чалой |
Карта №10 «Цветочки» | Дети стоят по кругу. Воспитатель читает им стихи: Каждый бутончик склониться бы рад Направо, налево, вперёд и назад. От ветра и зноя бутончики эти Спрятались живо в цветочном букете (Е. Антоновой-Чалой). По команде воспитателя дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались. Упражнение повторить 6-8 раз |
Карта №11 «Куры» | Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки - «крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох. Повторить 3-5 раз: Бормочут куры оп ночам, Бьют крыльями тах-тах (выдох), Поднимем руки мы к плечам (вдох), Потом опустим – так (Е. Антоновой-Чалой |
Карта № 12 «Насос» | Едем, едем мы домой. На машине легковой. Въехали на горку – стоп! Колесо спустило – хлоп! Из багажника насос достанем – Шину быстро накачаем! Воздух мы внизу вдыхаем Голову не поднимаем! |
Карта №13 «Футбол» | Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее». |
Карта №14 «Вырастим большими» | На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз. |
Карта №15 «Греем руки» | Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются. |
Карта №16 «Шарик надуваем и сдуваем» | Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»). |
Карта № 17 «Паровоз с грузом» | Дети сидят на полу в кругу. По сигналу они перекидывают мяч друг другу (грузят вагоны). «Погрузка закончена», когда мяч прошёл по кругу. Дети выполняют движения руками (имитация езды паровоза) с произношением на выдохе чух-чух-чух (до 1 мин). После чего паровоз останавливается, (произносятся на выдохе ш-ш-ш-ш) как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос (набрались сил … и начинается разгрузка вагонов) – передаётся мяч по кругу в другую сторону. (игра продолжается 3 – 4 минуты) |
Самомассаж для дошкольников.
Правила проведения самомассажа:
- Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.
- Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.
- В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.
- Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.
- Все материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.
Обучая детей самомассажу, педагог показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой форме.
1. Самомассаж пальцев рук.
1. «Ручки греем» - растирание выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой, Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть.
2. «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь, Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим – И огонь себе добудем.
3. «Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Раскатаем колобок, Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять, няне (маме) помогать.
4. «Растирание пальцев» - руку сжать в кулак, резко разжать (5 раз)
«Крепко пальчики сожмём, После резко разожмём».
5.«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:
«Зажигалку зажигаю, Искры, пламя выбиваю!»
6.«Мельница» - сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Закружилась мельница, Быстро мука мелется.
7.«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш, Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили, Острый кончик получили.
8.«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.
Ножик должен острым быть, Будем мы его точить.
Раз, два, три, четыре, Острый ножик наточили.
9.«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно, Очень толстое оно.
Надо сильно постараться, И терпения набраться.
10.Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.
«Вот все пальцы на виду! Бух! – теперь их не найду»
11.Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.
«Ручкой ручку поддержу, Сильно ею потрясу»
12. «Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю «двигаем браслет», прокручивая его влево-вправо,- (по 2 раза на каждой руке).
Мы браслеты надеваем, Крутим, крутим, продвигаем,
Влево-вправо, влево-вправо, На другой руке сначала.
13.«Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.
Мы пружинку нарисуем Длинную и крепкую.
Мы возьмём её растянем, А потом обратно стянем.
14.«Гуси» - пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю.
Гуси травушку щипали, Громко, весело кричали:
Га-га-га, га-га-га, Очень сочная трава.
15. «Человечки» - указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют, прыгают, бегут»).
Для маршировки:
Человечки на двух ножках Маршируют по дорожке,
Левой-правой, левой-правой Человечки ходят браво.
Для прыжков:
Человечки на двух ножках Стали прыгать по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок, Всё быстрее: скок -поскок.
Для бега:
Человечки на двух ножках Стали бегать по дорожке,
Побежали, побежали, Вдруг споткнулись и упали.
2. Самомассаж мышц лица
1.Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз).
Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями).
Смышлёные (слегка пощипать щёки)
Учёные (пальцевой душ)
Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).
2.Артикуляционные упражнения – как приёмы самомассажа:
Толстячок — худышка,
Шарики — гоняем воздух из одной щеки в другую,
Футбол — плюс выполняем движения языком вверх-вниз,
Хлопушка – надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу.
Самовар – сжать губы, надуть щёки. Затем выпустить воздух через губы, произнося звук «П».
Рыбка – несколько раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать рот, надувая щёки. В результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые запираемым во рту воздухом.
4. Губы:
Упражнения для укрепления губ:
Смешная песенка — указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б….»
Индейцы – широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его.
Помада – обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У» ,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И»
Кисточка – проводим кисточкой с мягким ворсом по губам малыша.
Расчёска – слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами.
Прятки - втягиваем губы так, что с наружи они становятся не видны, а затем выпускаем их, можно несколько раз провести языком по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам – предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка.
Проговаривание слогов – амма, абба, аппа…
Скороговорка – От топота копыт пыль по полю летит …
Упражнение с присоской — при слабых губах.
Упражнения с бинтом – первое — сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт, пытаемся вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Второе — бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Третье — зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого — в правый и т.д.
Упражнение с пуговицей — 2 пуговицы размером 25-30 мм. Соединить шнуром и расположить на расстоянии 15-18 см. Одну пуговицу ребёнок захватывает губами, другую берёт правой рукой, натягивает шнур 2-3 раза в день по 10 раз.
Самомассаж лица «Озорные мишки»
Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.
Оттяну вперёд я ушки, А потом назад.Словно плюшевые мишки Детки в ряд сидят.
Раз, два, три - скажу, четыре, Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для ушек Нужно делать всем.
Оттяну вперёд я ушки, А потом назад.Словно плюшевые мишки Детки в ряд сидят.
Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 минуту.
А теперь по кругу щёчки Дружно разотрём:
Так забывчивым мишуткам Память разовьём.
Раз, два, три - скажу, четыре, Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для щёчек Нужно делать всем.
Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом – круги по лбу, также, считая до 30 Делать по 1разу.
На подбородке круг черчу: Мишке я помочь хочу
Чётко, быстро говорить, Звуки все произносить.
Раз, два, три - скажу, четыре, Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой Нужно делать всем.
Чтобы думали получше озорные мишки,
Мы погладим лобики Плюшевым плутишкам.
Раз, два, три - скажу, четыре, Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой Нужно делать всем.
Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.
Чтобы мишка лучше видел, Стал внимательней, шустрей,
Мы волшебные очки Нарисуем поскорей.
Раз, два, три - скажу, четыре, Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой Нужно делать всем.
Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 20. Делать 1 минуту.
Мы подушечками пальцев В точки попадём:
Так курносому мишутке Носик разомнём.
Раз, два, три - скажу, четыре, Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для носа Нужно делать всем.
Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 10 раз.
Мишка, мишка, рот открой! И налево двинь щекой…
Мишка, мишка, рот открой! И направо двинь щекой…
Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.
Ох, устали наши мишки, Тихо в ряд сидят.
Знают: польза от массажа Будет для ребят!
Самомассаж «Игра с ушками»
Раз, два, три, четыре, пять – Будем с вами мы играть.
Есть у ушка бугорок Под названьем «козелок».
Напротив ушко мы помнём И опять считать начнём.
Раз, два, три, четыре, пять – Продолжаем мы играть.
Сверху в ушке ямка есть, Нужно ямку растереть.
Раз, два, три, четыре, пять – Продолжаем мы играть.
Ушкам отдыхать пора, Вот и кончилась игра.
Ароматерапия.
Реакция малышей на разные ароматы в большинстве своем положительная. Эфирные масла способствуют профилактике простудных заболеваний у детей, нормализуют их сон, поддерживают хорошее настроение. К выбору аромавеществ для самых маленьких нужно отнестись серьезно. Следует отметить, что детям в большинстве случаев нравятся теплые и сладковатые запахи. Специалисты отмечают, что существует ряд веществ, применение которых исключает детская ароматерапия. Эфирные масла, кроме того, в большинстве случаев не рекомендуется использовать малышам до 2 лет.
Ароматерапия для детей будет эффективной, если соблюдать несколько важных рекомендаций: Не нарушайте правила хранения масел. Не употребляйте эти вещества внутрь.
Не применяйте масла в неразбавленном виде. Соблюдайте указанную в инструкции дозировку.
Эфирные масла для детей
Масло апельсина оказывает успокаивающий и одновременно тонизирующий эффект, снимает депрессию и бессонницу, отлично улучшает настроение, нормализует кровяное давление, является антисептиком
Масло герани оказывает антистрессовый эффект, повышает тонус кожи, оказывает благотворное действие при инфекционных заболеваниях полости рта и носа, выводит шлаки.
Масло гвоздики улучшает память, способствует быстрому восстановлению после психологических и физических нагрузок, обладает антибактериальными и противовирусными свойствами
Масло корицы улучшает настроение, помогает при лечении ОРВИ.
Масло лаванды оказывает антистрессовый, седативный эффект, помогает бороться с бессонницей и депрессией, стимулирует восстановительную функцию клеток кожи, оказывает антисептическое действие.
Масло лимона является прекрасным средством при гриппе, ОРВИ, обладает ярко выраженным антибактериальным эффектом. Эфирное масло лимона помогает справиться со стрессом и сосредоточиться.
Масло мяты японской (можно применять с 1 года) повышает настроение, полезно при инфекциях горла, помогает против укачивания, смягчает кашель.
Масло ромашки оказывает седативное действие, благотворно действует на кожу, помогает против опрелостей, потниц, стимулирует аппетит
Масло розмарина (с 6 лет) помогает справиться со стрессом, бодрит и улучшает настроение, борется с простудой и ее проявлениями.
Масло розы является прекрасным средством для борьбы с детской бессонницей, тревожностью, стрессовым состоянием. Подходит для ухода за нежной кожей младенца. Дает хороший профилактический эффект ОРВИ.
Масло сандала имеет расслабляющий эффект, способствует засыпанию и избавлению от бессонницы, стимулирует иммунную систему.
Масло чайного дерева (с 6 лет) оказывает антисептическое и антибактериальное действие, используется для обработки кожи в области порезов, царапин, ран.
Масло чабреца (с 6 лет) помогает справиться с хронической усталостью, помогает при насморке, кашле, борется с воспалительными процессами в бронхах и трахее, является природным имунностимулятором.
Масло эвкалипта (с 2,5 лет) оказывает противопростудное действие, смягчает кашель, уменьшает отеки и снимает мышечные боль, помогает при инфекциях кожи, бодрит.
Для ароматизации помещения, в котором находятся дети, во избежание ожогов, пожаров и других недоразумений лучше использовать не аромалампу со свечой, а фигурки, выполненные и терракоты или необработанного дерева. Можно также развесить арома медальоны.
Хромотерапия - лечебное воздействие цвета на организм. Ее используют с целью предупреждения и лечения заболеваний и стрессовых состояний, таких как нарушение сна, головных болей, синдрома хронической усталости, нервных расстройств, опорно-двигательных заболеваний, органов дыхания, пищеварительных органов, сердца и сосудов, суставов и т.д.
Основой хромотерапии являются индивидуальные свойства каждого цвета.
Красный цвет активизирует жизнедеятельность, пробуждая физическую силу человека, его энергию и жизнелюбие. Однако существует рекомендация ограничить использование красного цвета по времени, чтобы избежать утомления и снижения работоспособности, как побочных эффектов его длительного воздействия.
Оранжевый цвет является цветом здоровья и отличным лекарством против депрессии. Оранжевый цвет способен создать бодрое и веселое настроение, подарить вам радость от восприятия жизни и помочь преодолеть трудности в общении, вызванные внутренней скованностью. Его используют для увеличения работоспособности при эмоциональных и значительных интеллектуальных нагрузках, для более легкого усвоения материала. По своему воздействию оранжевый цвет сходен с красным, но меньше утомляет.
Желтый цвет обладает укрепляющими, тонизирующими свойствами и является достаточно эффективной профилактикой депрессии, т.к. помогает поддерживать приподнятое настроение и побуждает человека к творческой деятельности. Наблюдается увеличение работоспособности, но не так сильно, как при использовании красного и оранжевого. Желтый цвет способствует усилению аппетита.
Зеленый цвет относится к нейтральной гамме цветов, он мягкий и успокаивающий. В хромотерапии зеленый цвет показал свое благотворное влияние на зрение, способствует снятию умственного и физического перенапряжения, исцелению головной боли, стабилизации давления. Цвет наполняет ощущением покоя, умиротворения, влияет на регенерацию клеток организма.
Синий цвет, являясь холодным и спокойным, снижает жизненную активность и работоспособность, сглаживает сильные эмоции, побуждает к созерцанию и размышлению, может вызвать печаль. Полная противоположность красному. Под влиянием этого цвета создается благоприятная обстановка для спокойной умственной работы и понижается ощущение утомления. Синий цвет снижает аппетит.
Голубой цвет - цвет пассивности, представляет собой смешение синего цвета с белым. Обладает ярко выраженным успокаивающим эффектом, вызывает сонливость. Жизненные процессы замедляются, понижается эмоциональное напряжение. Голубой цвет помогает познать себя, дарит комфорт в одиночестве и способствует творческому вдохновению. Недаром голубой цвет считается идеальным для спальни, ванной комнаты и кабинета.
Фиолетовый цвет еще более пассивен. Воздействие на организм этого цвета заключается в ослаблении жизненных процессов, снижении работоспособности, сонливости, усталости. Однако энергия фиолетового цвета помогает отвлечься от каждодневных проблем и настраивает на наслаждение гармонией с собой и с окружающим миром, погрузиться в приятные сновидения. Избегайте долгого воздействия фиолетового цвета, оно грозит появлением чувства постоянной усталости.
Белый цвет создает защиту, укрепляет весь организм и очищает его. С точки зрения психологии, белый помогает скрыть эмоции, не принимать все близко к сердцу.
Коричневый относится к депрессивным цветам. Он спокойный и сдержанный. Воздействие коричневого цвета характеризуется ощущением тепла, созданием мягкого и спокойного настроения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация совместной работы педагога - психолога и логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения
Презентация интегрированного занятия...
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...
«ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
Аннотация : Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая ст...
Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).
Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете). Успешная коррекционна...
статья "Работа логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения".
об основных задачах и направлениях деятельности логопеда....
Взаимосвязь в работе педагога-психолога и учителя логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения
Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть организована по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Специфика работы воспитателя в группах комбинированной или компенсирующей направленности с детьми, имеющими речевые нарушения»
В группах для детей комбинированной и компенсирующей направленности существует два направления работы воспитателя - коррекционно-развивающее и общеобразовательное. Коррекционно-развивающее направление...