Особенности работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими множественные нарушения развития,в условиях Центра Социальной Реабилитации Инвалидов Выборгского района.
материал на тему
Одно из условий успешной реабилитации детей, имеющих сочетание нескольких патологий, это совместная работа разнопрофильных специалистов - дефектолога, логопеда, психолога. Некоторые аспекты этой работы будут отражены в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_no2.odt | 32.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии,в условиях Центра Социальной Реабилитации Инвалидов..
Социально-реабилитационный маршрут в нашем центре – это система мероприятий, направленных на развитие возможностей ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врачей - специалистов, социальных педагогов, педагогов-психологов, учителей-логопедов и учителей-дефектологов), работающих на разных отделениях, но тесно связанных между собой. Мы, специалисты отделения социальной реабилитации №1, ведем прием непосредственно в центре. За прошедшие годы нашей работы сотни детей и родителей получили различные логопедические и дефектологические услуги.
В наш центр часто обращаются родители с детьми, имеющими множественные нарушения развития. Эти дети отличаются низким уровнем познавательной активности, сниженной способностью к приему и переработке полученной информации, недостаточной сформированностью операций анализа, синтеза, сравнения. Значительно страдает речь как пассивная, так и активная.
Все это приводит к затруднению, а иногда и к невозможности интеграции и социальной адаптации данной категории детей.
Главной целью нашей работы является максимально возможная социализация для каждого ребенка. Поэтому, основная наша задача – частичная интеграция и адаптация данной категории детей в окружающий социум.
В своей работе мы определили приоритетные направления:
- обеспечение интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей;
-становление способности к сотрудничеству с взрослыми и детьми в разнообразной деятельности;
- развитие речи, особенно ее коммуникативной функции;
- частичная интеграция детей в общество более здоровых сверстников;
- консультативно-методическая поддержка родителей (лиц, их заменяющих).
Все дети, посещающие центр, имеют различные речевые недостатки. Это - трудности произношения звуков, проблемы с пониманием инструкции, с пересказом содержания. Есть дети, владеющие навыками письменной речи, но допускающие множество «странных» ошибок в письме и при чтении, имеются неговорящие дети. Основной диагноз: системное недоразвитие речи средней и тяжелой степени, осложненое дизартрией, алалией, аграфией, алексией, дисграфией и дислексией.
Цель нашей работы с детьми с множественными нарушениями состоит в том, чтобы устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, с тем, чтобы каждому ребенку в отдельности облегчить вливание в социальную жизнь настолько, насколько это окажется для него возможным, развить коммуникативную функцию речи.
Исходя из главной цели работы в рамках комплексного процесса реабилитации особо выделяются задачи:
Первая задача – изучение соматического, неврологического, психического и речевого статусов ребенка, особенностей его развития, выявление речевых дефектов и сопутствующих им нарушений.
Вторая задача - проведение количественной и качественной оценки результатов диагностик, позволяющей выявить глубину отставания и на основе полученных данных спрогнозировать возможный дальнейший ход развития в форме конкретных задач по каждому направлению работы.
После обследования мы со специалистами центра собираемся на реабилитационном совете, где делимся результатами диагностик и составляем индивидуальный маршрут реабилитации, а также определяем конкретные задачи и содержание дальнейшей работы ребенком.
Третья задача - осуществление развивающей помощи в рамках традиционных и нетрадиционных организационных форм обучения – на занятиях, проводимых с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и ведущей формы деятельности на каждом возрастном этапе.
Логопедическая работа с этими детьми имеет определенную специфику и базируется на следующих принципах:
- индивидуально-личностное ориентирование – ориентация на конкретного ребенка, его психоэмоциональные особенности. Каждый ребенок в полном смысле «особый»: у него свой тип восприятия внимания, памяти, характер и темперамент;
- эмоциональный резонанс и поддержка – создание на занятиях эмоционально –комфортной психологической обстановки;
- тесное постоянное взаимодействие с родителями;
-игровой контекст занятий – формирование положительной мотивации обучения.
Опыт нашей работы с детьми с множественными нарушениями развития позволил выделить следующие специфические особенности:
1. Систематический поиск индивидуальных подходов.
В работе каждый ребенок исключителен. Для каждого составляются индивидуальные маршруты реабилитации на основе комплексного обследования. Этот маршрут в ходе работы постоянно корректируется на основе индивидуальных продвижений и личностных особенностей ребенка.
2. Формирование подражательной деятельности.
Первый шаг нашей работы – развитие произвольного внимания. Важно, чтоб ребенок «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Для этого ведется работа по развитию подражательной способности ребенка. Это основа перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам; действиям.
3. Организация обстановки занятий.
Удержать произвольное внимание у данных детей очень трудно, поэтому в организации занятия важна каждая мелочь. Расположение оборудования, отсутствие лишних предметов в поле зрения ребенка, использование игрушек, к которым у него есть специфический интерес, местоположение специалиста.
4. Логопедические и дефектологические занятия носят игровой и комбинированный характер.
Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса. На занятии ведется работа над подвижностью артикуляционного аппарата, развитием фонематического слуха, звуковой культурой и лексико – грамматическим строем речи, развитием графомоторных навыков и высших психических функций. Используются яркие игрушки, аудиоцентры, речевые игры.
- Моделирование ситуаций.
Необходимо специально создавать условия, чтобы у ребенка возникла необходимость говорить. Это могут быть игровые, проблемные ситуации.
6. Постоянное наблюдение за внутренним состоянием ребенка.
Важно вовремя заметить, когда ребенок начинает утомляться и успеть переключить его до того, как он начнет отвлекаться. Если это происходит, то нарушается эмоциональная атмосфера занятия, падает результативность.
7. Медленный темп формирования новых навыков.
От детей с множественными нарушениями развития нельзя ожидать быстрого положительного результата. У них нет оперативного реагирования. Они длительное время поглощают информацию, обрабатывают ее, и результат работы может проявиться только через 2- 3 года.
8. Постоянная востребованность приобретенных навыков.
Вся логопедическая и дефектологическая работа с этими детьми была бы малоэффективна при отсутствии тесного продуктивного контакта с педагогами и специалистами других отделений, а также родителями. Именно они обеспечивают востребованность тех навыков, над которыми мы работаем. Связь с другими отделениями центра.
Форма работы с детьми с множественными нарушениями развития, как правило, индивидуальная, но мы стараемся включать ребенка и в подгрупповую работу. Подгрупповую форму работы мы используем на логоритмических занятиях, а также в группах:
«Любознайки»,
«Мир и звуки вокруг нас»,
«Путешествие в сказку»
Четвертая задача – состоит в том, чтобы мобилизовать усилия родителей на активное участие в реабилитационном процессе, создать вокруг ребенка атмосферу постоянной поддержки, искренней заинтересованности и сотрудничества с их стороны.
В своей работе специалисты используют традиционные и нетрадиционные приемы, т. к. состав детей неоднороден и практически каждый ребенок требует индивидуального подхода.
Чаще всего разнообразные приемы приходится использовать в работе с тяжелыми формами дизартрии, наиболее распространенным нарушением в детском возрасте у детей с множественными поражениями.
На индивидуальных занятиях проводится работа по: укреплению губной мускулатуры; развитию подвижности языка, губ, включая элементы логопедического массажа и упражнения пассивной артикуляционной гимнастики с подкреплением пищевого компонента; вызыванию губных звуков; развитию предметных действий методом пассивных движений; увеличению пассивного словаря; тренировке слухового восприятия.
Одним из характерных симптомов дизартрии является гиперсаливация, т.е. обильное слюнотечение. Проблема устранения усиленного слюноотделения слишком сложна. Практическая работа включает в себя различные виды (криотерапия, логопедический массаж, жевание твердой пищи, полоскание рта, статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения, активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика, дыхательные упражнения, произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке). Вся работа должна выполняться систематически, как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях по развернутым рекомендациям после обучения родителей. Но для эффективности используемых комплексов упражнений при разных видах дизартрии нередко приходится прибегать к консультации врачей центра, а именно рекомендации по фитотерапии, как одного из вспомогательных средств, облегчающих состояние ребенка, а так же средства ухода за кожей вокруг рта.
Совместно с педагогом-психологом разработана серия подгрупповых логоритмических занятий – игр для детей с множественными нарушениями. Главная цель которых - общение детей друг с другом, так как из-за своих особенностей они лишены социальных контактов. Это комплексное занятие, включающее в себя: коммуникативные и пальчиковые игры; дыхательные упражнения; упражнения на развитие слухового внимания и зрительного сосредоточения; а также активизацию голосовой и речевой активности. Каждое занятие строятся по одной теме или сюжету с обыгрыванием бытовых действий или сценок из жизни, что формирует базу для социализации. Результат: положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность и долгожданные единичные звуки и звукокомплексы к концу занятия.
Таким образом, совместная работа разнопрофильных специалистов создаёт базу для успешной реабилитации детей со множественными нарушениями развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
преемственность в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда
В данной работе представлены виды работ по отработке обобщающего понятия "Мебель"....
Выступление. «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с детьми с синдромом Дауна на ранних этапах»
ГАУЗ « Республиканский дом ребенка специализированный»филиал « Набережночелнинский дом ребенкаспециализированный» Выступление«Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с...
Основные направления работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в реабилитационном центре.
Статья посвящена основным формам и методам работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье подробно описываются задачи, принципы и направления работы специалистов по взаимод...
«Системный подход к работе учителя-дефектолога и педагогами ДОУ с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья, на основе развивающих игр В.В. Воскобовича».
Проект По теме: «Системный подход к работе учителя-дефектолога и педагогами ДОУ с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья, на основе развивающих игр В.В....
Взаимосвязь в работе педагога-психолога и учителя логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения
Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть организована по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог...
Статья из опыта работы учителя-дефектолога. «Развитие мелкой моторики с детьми имеющими статус инвалида, ОВЗ в условиях группы "Особый ребенок".
Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с инвалидностью, с ограниченными в...
Рабочая программа учителя-дефектолога разновозрастной группы для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
В настоящее время актуальной проблемой является рост доли детей с ТМНР , нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания....