Методическая разработка. «Воспитание через художественное слово (загадок, потешек, стихов, народного фольклора) культурно- гигиенических навыков и режимных моментов у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа) на тему

У дошкольников игра является одним из основных методов формирования навыков личной гигиены, многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с вещами, усваиваются в значительной мере в играх . Воспитатель использует художественное слово, к месту вспоминает знакомые потешки, поговорки, пословицы, меткие сравнения из любимых художественных произведений.  

Так же к игровым приемам относятся загадывание загадок.

Обучая дошкольников навыкам самообслуживания, важно сохранить  стремление детей  к самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования его трудолюбия. Особое терпение и педагогический такт требуется от воспитателя, чтобы не погасить детскую инициативу.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Методическая разработка.

«Воспитание через художественное слово

(загадок, потешек, стихов, народного  фольклора)  культурно- гигиенических навыков и режимных моментов у детей дошкольного возраста»

                                                                                             Составил :

                                                                                             воспитатель  Баранова Наталья Сергеевна

                                                                                             МКУ СРЦН «Берег надежды»

Новокузнецк

2015г.

 У дошкольников игра является одним из основных методов формирования навыков личной гигиены, многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с вещами, усваиваются в значительной мере в играх . Воспитатель использует художественное слово, к месту вспоминает знакомые потешки, поговорки, пословицы, меткие сравнения из любимых художественных произведений.  

Так же к игровым приемам относятся загадывание загадок.

Обучая дошкольников навыкам самообслуживания, важно сохранить  стремление детей  к самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования его трудолюбия. Особое терпение и педагогический такт требуется от воспитателя, чтобы не погасить детскую инициативу.  

 

Загадки

Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке

И пока она гуляла,

Спинка розовою стала.

(Губка)

Костяная спинка,

Жесткая резинка,

С мягкой пастой дружит,

Нам усердно служит.

(Зубная щетка)

Я увидел свой портрет,

Отошел – портрета нет.

(Зеркало)

Посмотрите, посмотрите –

Тонет в речке и в корыте

Почему ж оно всегда

Только там, где есть вода.

(Мыло)

Пузыри пускала,

Пеной кверху лезла –

И его не стало

Все оно исчезло.

(Мыло)

Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою,

Что это такое?

(Полотенце)

Вытираю я, стараюсь

После бани паренька

Все намокло,

Все измялось

Нет сухого уголка.

(Полотенце)

Зубастая пила

В лес густой пошла

Весь лес обходила,

Ничего не спилила.

(Расческа)

Хожу – брожу не по лесам,

А по усам и волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(Расческа)

Хлопотун Егорка

Взялся за уборку:

В пляс по комнате пошел

Оглянулся – чистый пол.

(Веник)

То назад, то вперед

Ходит бродит пароход.

Остановился – горе

Продырявил море.

(Утюг)

Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи

По одежде пробежит –

И одежда станет чище.

(Щётка)

Умывание

Ты журчи, журчи водица,

Помоги ты нам умыться!

Вымыл ротик, вымыл носик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

Мама взяла мыло,

Лицо дочурке помыла.

Теперь нос чистый,

И подбородок чистый,

И глазки блестят,

Весело глядят!

Кран, откройся! Нос, умойся!

Лень, сдавайся!

Грязь, смывайся!

Мы не ляжем рано спать!

Дочку надобно купать!

Теплую водичку

Льём на нашу птичку.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Чище мойся, воды не бойся!

Моем шею, моем уши,

Вытираемся посуше,

На спеша, не спеша,

Всего дороже чистота!

Надо мыться непременно

Утром, вечером и днём,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Кто тут будет куп-куп?!

По водичке хлюп-хлюп.

Будет мыло пениться,

Грязь куда-то денется!

Ручки надо чисто мыть,

Рукава не замочить!

Достану полотенце

С зелёною каймой.

Сильнее мыло пенься,

Почище руки мой!

Мы дружим с водою чистой,

Можем это доказать:

Мылом твердым и душистым

Не боимся мыть глаза!

Миша, мойся, мойся,

Мыла ты не бойся,

Ты от пены весь седой,

Пена смоется водой!

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз!

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз!

А водичка булькает,

А водичка пенится,

Машенька помоется,

Причешется, оденется!

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут прячется вода.

Выходи водица,

Мы пришли умыться!

Зубы чистить нужно дважды

Каждое утро и вечер каждый.

Чтобы зубы не болели,

Мы их чистим гребешком,

Чтобы волосы блестели,

Мы их чистим гребешком.

Ты журчи, журчи водица,

Помоги ты нам умыться,

Если кончил умываться,

Надо сухо вытираться.

Засучу я рукава,

Возьму в руки мыло,

Чисто вымою лицо,

Стану я красивой.

Руки нужно чисто мыть,

Рукава нельзя мочить,

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

Без воды, без мыла

Всех бы грязь покрыла.

Кто умеет чисто мыться,

Тот болезней не боится.

Постель свою мы бережем,

Порядок у нас строгий.

И каждый вечер перед сном

Мы с мылом моем ноги.

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться,

Моем шею, моем уши

После вытремся посуше.

Замарашка рук не мыл,

Месяц в баню не ходил.

Сколько грязи, разных ссадин

В уши лук ему посадим,

Репу – на ладошки,

На щеках – картошку.

На носу морковь взойдет,

Будет целый огород!

Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок.

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойся сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка

Шейка мойся хорошенько.

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь сдавайся!

Грязь смывайся!

Дядя Стёпа утром рано

Быстро вскакивал с дивана,

Окна настежь открывал,

Душ холодный принимал.

Чистить зубы Дядя Стёпа

Никогда не забывал.

Чистка зубов

Надо чистить каждый зуб,

Верхний зуб, нижний зуб,

Даже самый дальний зуб,

Очень важный зуб.

Изнутри, снаружи три,

Три снаружи, изнутри,

Даже самый дальний зуб

Очень важный зуб.

Мы чистим, чистим зубы

И весело живем,

А тем, кто их не чистит,

Мы песенку поем:

Эй, давай, не зевай,

О зубах не забывай,

Снизу вверх, снизу вверх

Чистить зубы не ленись.

С самых ранних детских лет учимся порядку,

Начиная туалет, сделаем зарядку.

А потом бежим быстрей в ванну умываться,

Отрываем кран – ручей и давай плескаться.

Вымыв руки чисто-чисто, всех микробов мылом смыв,

Начинаем зубы чистить, вымыв щёчку не забыв.

Чистить зубы нам не лень вечером и утром.

Чистя зубы дважды в день - поступаем мудро.

Зуб во рту со всех сторон очищаем тщательно,

И тогда здоровым он будет обязательно.

Зубы спереди и сзади, сверху, снизу чисти ты

Не здоровья только ради, но и ради красоты.

Одевание

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем галошки.

Дождик капает: кап-кап,

Мокрые дорожки,

Всё равно пойдем гулять,

Ведь у нас сапожки!

Маша варежку надела…

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла:

- Поглядите-ка, нашла!

Шапка да шубка,

Вот и весь мишутка!

Надо вещи прибирать –

Не придется их искать!

Всякая вещь своё место любит!

Обед

На твоей тарелочке

Рыженькая белочка,

Ешь скорее всё до дна –

Будет белочка видна!

Далеко, далеко

На лугу пасутся ко…

Правильно, коровы!

Пейте, дети, молоко,

Будете здоровы!

Люли, люли, люли,

Прилетели гули

Стали гули ворковать,

Стали гули хлопотать,

Залетели в уголок,

Зажигали огонек,

Стали кашу варить,

Стали Ваню кормить…

Правильно держите ложку,

Набирайте понемножку,

На дне твоей мисочке –

Полосатая кисочка.

Чтоб она была видна –

Всё съедай скорей до дна!

Тот, кто пьет молоко,

Будет прыгать высоко!

Обиделась коровушка наша:

Не съела Маша манную кашу!

Умница, Катенька!

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую

Сидят дети за столом,

Едят кашу с молоком.

Каша вкусная у нас,

Няня нам добавки даст!

Ешь по вкусу, пей по силам,

Говори друзьям спасибо.

Всё до капли доедай

И запомни правило –

Посуда любит чистоту,

И это очень правильно.

Час обеда подошел,

Сели дети все за стол.

Правильно держите ложку,

Наблюдайте понемножку.

Скатерть, платье не марайте

Ротик свой вы закрывайте.

И сердитый лук, ребята,

Витаминами богатый,

Хоть глаза он и щипает,

Лук от гриппа помогает.

Детям каша надоела,

Дети кашку не доели.

Дети кашку доедайте,

Силу вы не остав


Подготовка ко сну

Я умею у кроватки

Простыню разгладить гладко,

А у скомканной подушки

Кулачком расправлю ушки.

Ах, ты моя душечка,

 Пуховая подушечка.

На тебя щекой ложусь,

За тебя рукой держусь.

Глазкам спать давно пора,

Ждет тебя кроватка.

Спите детки сладко

Баю, баю, баиньки

Спать ложатся заиньки.

Спите, детки, почивайте,

Крепко глазки закрывайте.

А вы, котики, не спите,

Мелких деток стерегите.

Сон на цыпочках приходит,

И на цыпочках уходит

У кого закрыты глазки,

Он тому расскажет сказки.

Мне спалось сегодня сладко,

 Уберем кроватку гладко.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила,

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденье!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная подборка художественного слова и малых фольклорных форм по режимным моментам для детей раннего возраста.

Подбор стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, потешек, народных песенок, соответствующих режимному моменту.Заучивание подобранного материала во время свободной деятельности детей с использование...

Подборка художественного слова и малых фольклорных форм по режимным моментам для детей младшего возраста (группа Солнышко)

Подборка художественного слова и малых фольклорных форм по режимным моментамдля детей младшего возраста (группа Солнышко)...

«Игровые технологии в режимных моментах доу детей дошкольного возраста»

laquo;Игровые технологии в режимных моментах доу детей дошкольного возраста»«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое...

режимные моменты для детей дошкольного возраста

режимные моменты для детей дошкольного возраста...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ФОМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для педагогов ДОУИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ФОМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

«Формирование элементарных математических представлений в процессе организации режимных моментов у детей дошкольного возраста»

В данный момент времени актуальным вектором научно-технического прогресса современного общества выступает математическое развитие детей....

Аттестационная работа "Проектирование циклограммы образовательной деятельности в режимных моментах для детей дошкольного возраста с ОВЗ

проектирование циклограммы образовательной деятельности в режимных моментах для детей дошкольного возраста с  ОВЗ...