ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ФОМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация
Консультация для педагогов ДОУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ФОМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ФОМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости ребенок растет и развивается. На определенном отрезке дороги раннего и дошкольного детства ребенок поступает в детский сад, где его окружают новые люди, взрослые и дети, которые составляют иную общность, чем его семья. Крепко держа маму за руку, малыш доверчиво протягивает свою маленькую ладошку воспитателю. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь, что способствует развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками.
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий – обязательное условие правильного воспитания ребенка. Именно в раннем возрасте и закладываются и формируются основные навыки, умения и знания дошкольников. Поэтому, рассмотрим усвоение предметных действий детьми раннего возраста, которое происходит в 3 этапа:
1 этап: В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением.
2 этап: Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению.
3 этап: На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование для других целей.
Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельностью.
Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок-предмет-взрослый (Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова). В возрасте 1-3 лет малыш как бы всецело поглощен предметом и не может от него «оторваться». Погруженный в предметное действие, он не видит тот факт, что за предметом всегда стоит взрослый. Взрослый создает предметы с определенным назначением и владеет способом их употребления. Малыш не может самостоятельно «открыть» функции предметов, потому что их физические свойства прямо не указывают на то, как их надо употреблять. Таким образом, социальная ситуация развития содержит в себе противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу.
В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!». В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили». С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции его поведения и деятельности со стороны взрослого.
В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Задача педагога вызывать положительные эмоции при развитии и воспитании ребенка. При этом рекомендуется употреблять художественное слово в воспитательном процессе и организации режима дня.
Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
При организации режима раннего возраста очень важно учитывать воспитательную роль режимных процессов:
• сон;
• пребывание на открытом воздухе (прогулки);
• воспитательная деятельность;
• игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);
• самообслуживание;
• приемы пищи;
• личная гигиена.
Дошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно "работает" непроизвольная память, т. е. они запоминают все буквально, даже не желая того. Образная богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей младшего дошкольного возраста - явление крайне редкое. А между тем овладение речью в возрасте 3-4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее сенситивен к ее усвоению. Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей и воспитателей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития речи дошкольника с младшего возраста.
Наиболее типичные из них:
1. Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь. Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение.
2. Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.
3. Использование в речи сленговых слов, рекламных клише, нелитературных слов и выражений.
4. Неспособность грамотно сформулировать вопрос.
5. Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему.
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест.
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и. т. д.
8. Плохая дикция.
Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием младших дошкольников и дошкольников раннего возраста. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и. т. д.
Для этого можно использовать художественное слово в организации режимных процессов. Например, для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок
Когда мы причесываем девочек – мы читаем стишок:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочку, слушайся.
Очень удобно и легко использовать художественное слово для развития речи и эстетического развития на прогулке:
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан! инсценируя текст.
А на занятии рисования, рисуя пальчиками снежок, можно прочитать потешку:
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей и педагогов «Использование малых форм фольклора для развития речи и формирования интереса к народной культуре при организации режимных моментов для дошкольников раннего возраста»
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности...
Использование малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста
Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется через:·специально-организованное обучение – на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физк...
«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»
Тема: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»Актуальность: В дошкольном возрасте ребенок овладевает величайшим достижением человечества &ndash...
Проект "Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
В младшем дошкольном возрасте ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью....
Консультация для воспитателей "Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста вовремя НОД и в режимных моментах"
Времена теперь другие, как и игры, и дела.Далеко ушла Россия от страны, какой была,Но преданья старины забывать мы не должны.Слава русской старине! Слава нашей стороне!...
Презентация "Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста вовремя НОД и в режимных моментах"
Использование различных форм фольклора в режимных моментах может способствовать безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду....