Примерная подборка художественного слова и малых фольклорных форм по режимным моментам для детей раннего возраста.
картотека (младшая группа) на тему
- Подбор стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, потешек, народных песенок, соответствующих режимному моменту.
- Заучивание подобранного материала во время свободной деятельности детей с использованием красочной наглядности и музыкальных инструментов или игрушек (металлофон, бубен, колокольчики, барабан, треугольник, дудочка).
- Воспроизведение поэтического слова во время режимного момента по напоминанию воспитателя или вместе с ним.
- Создание игровых ситуаций для использования поэтического слова.
- Разработка советов для родителей по использованию поэтического слова в режимных моментах в домашних условиях.
- Поощрение самостоятельного использования детьми поэтического слова в игровых действиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poteshki_rezhimnyy_moment.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная подборка художественного слова и малых фольклорных форм по режимным моментам
для детей раннего возраста.
- Подбор стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, потешек, народных песенок, соответствующих режимному моменту.
- Заучивание подобранного материала во время свободной деятельности детей с использованием красочной наглядности и музыкальных инструментов или игрушек (металлофон, бубен, колокольчики, барабан, треугольник, дудочка).
- Воспроизведение поэтического слова во время режимного момента по напоминанию воспитателя или вместе с ним.
- Создание игровых ситуаций для использования поэтического слова.
- Разработка советов для родителей по использованию поэтического слова в режимных моментах в домашних условиях.
- Поощрение самостоятельного использования детьми поэтического слова в игровых действиях.
Режимный момент | Поэтическое слово | Малые фольклорные формы | Методические указания |
Утренний приём детей. «С добрым утром, Детский сад!» | Кто с улыбкой вас встречает, На вопросы отвечает, Учит вас считать, лепить И поделки мастерить? Это воспитатели – Нам друзья, приятели. Здравствуйте, вам говорим Мы учиться все хотим! | Ладушки-ладошки Отдохнем немножко Наша деточка в саду, В светлом теремочке Вариант для мальчика: | Использовать как ритуал при утренней встрече детей в форме: вопрос-ответ. Потешки могут «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически. |
Утренняя гимнастика. «Мы зарядкой заниматься Начинаем по утрам!» | Каждый день по утрам Делаем зарядку Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать, руки поднимать Приседать и вставать Прыгать и скакать! | Ножки, ножки, где вы были? Вот мы руки развели Словно удивились. Потягуни — потягушечки, | Использовать как речёвку во время построения на зарядку. Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки. |
Водные процедуры. «Радость умывания» | Кран, откройся! Нос, умойся! Мойтесь сразу оба глаза! Мойтесь уши, мойся шейка! Шейка, мойся хорошенько! Мойся, мойся, обливайся! Грязь смывайся! Грязь смывайся! | Ладушки, ладушки, С мылом моем лапушки. Ай, лады, лады, лады, | Использовать как упражнение на координацию речи с движением во время принятия водных процедур. В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. |
Причёсывание «Я возьму расчёски, Сделаю причёски» | Я расчёсываю Анечку, Я причёсываю Танечку, Причешу Илюшку, Серёжку и Ванюшку. (Андрюшу и Катюшу, Машеньку и Дашеньку).
Мы причешем волосы, Мы причешем длинные, Заплетём в косички их, Ровные, красивые. | Расти, коса, до пояса, Уж я косу заплету, | Для режимных моментов подбираются потешки, которые, не только понятны детям по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра |
Подготовка к принятию пищи. «Вся наша пища - такая вкуснотища!»
| Чищу овощи для щей, Сколько нужно овощей? Три картошки, две морковки, Луку полторы головки, Да петрушки корешок Да капустный кочешок. Потеснись-ка ты, капуста, От тебя в кастрюле густо!
| Топ-топ по земле – Ведь земля-то наша, И для нас на ней растут Пироги и каша! Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку -на донышко! Ждут меня котята, Малые ребята. Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко. Всем дает здоровье Молоко коровье Умница Катенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую. | Использовать: вовремя подготовки к принятию пищи; в период изучения темы «Овощи»; как элемент математического счёта. Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком.
|
Дежурство в уголке природы. «Во саду ли, в огороде» | В нашей группе на окне, Во зелёной во стране, В расписных горшочках Подросли цветочки. Вот розан, герань, толстянка, Вся цветочная семья, Мы польём их спозаранку, Я и все мои друзья. | Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко, Ждут тебя детки, Ждут малолетки. Вдоль по реченьке лебедушка плывет, | Использовать во время дежурства в уголке природы. Можно попробовать напевать потешки. Звуки песенки завораживают малышей, помогают в общении. |
Подготовка к прогулке. «На прогулку собирайся, Поскорее одевайся!» | Я умею обуваться, Если только захочу. Я и маленького братца Обуваться научу. Вот они, сапожки. Этот- с левой ножки. Этот- с правой ножки. Если дождичек пойдёт, Наденем калошки. Эта-с правой ножки. Эта-с левой ножки. Вот как хорошо! | Валенки, валенки, Невелички, маленьки, Опушка бобровая, Маша чернобровая. У сыночка в гостях | Использовать во время подготовки к прогулке. Подбирать материал на каждый сезон (одежда, обувь, головной убор) |
Прогулка. «Очень весело гулять, Бегать, прыгать и играть. Мы по городу гуляем, всё замечаем и наблюдаем!» | Мы по улице идём, Дружно песенку поём. Всё хотим мы повидать, Обо всём хотим узнать! (Для экскурсий) Осень листья золотит, Ветер ими шелестит: И с деревьев их разносит. Поиграет. Снова бросит. Вверх поднимет, закружит И на месте завертит. Соберёт в большую кучу, Убежит и сядет в тучу. (Для наблюдений осенью) | Ты, рябинушка раскудрявая, Полно, беленький снежочек, Дождик, дождик, посильней - | Использовать во время прогулок, наблюдений, экскурсий. Материал для наблюдений подбирать на каждый сезон. Потешки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни природы. Это прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире. |
Подготовка ко сну. «Мы учились и играли И немножко все устали Нам пора уж отдохнуть – Всем тихонечко заснуть». | Реснички опускаются… Глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. | Баю-баю, надо спать, Все придут тебя качать: Приди, конь, успокой, Приди, щука, убаюкай, Приди сом, дай нам сон, Приди, несушка, дай подушку. Все придут тебя качать, Будет Коля засыпать. Где Ваня спит? Где люлька висит? В высоком терему, Пробойцы золоченые, Подцепочки шелковые. А подушка у него — Лебединое перо, Одеяльце-покрывальце — Соболиное Люли - люли - люленьки! Люли - люли - люленьки! | Использовать во время подготовки ко сну. Этот материал способствует успокоению и расслаблению детей, более быстрому засыпанию. Конечно, до года-двух малыш не понимает сюжета колыбельных песен. Но примерно с двухлетнего возраста ситуация меняется. Ребенок уже осознаёт, о чем ему поют. В колыбельных песнях, весь окружающий мир участвует в укачивании и сбережении ребенка. Его баюкают и голуби, и коты, и зайцы и другие существа. |
Пробуждение. «Просыпайтесь, улыбайтесь, На зарядку собирайтесь!» | Кто спит в постельке сладко? Уже пора вставать. Сейчас пришла зарядка, И прямо к нам в кровать. | Ночь прошла, темноту увела, Замолчал сверчок, запел петушок. Встала маменька, отрыла ставенку: «Здравствуй, солнышко -Колоколнышко!» | Звучные эпитеты и динамичные образы - все наполнено светом и радужным многоцветием, помогает радостному и спокойному пробуждению |
Закаливание «Закаляться нужно нам – и большим, и малышам». | Станешь сильным, ловким, смелым, Позабудешь путь к врачу, И тебе любое дело Сразу станет по плечу. | Топики, топики, | Потешки дают ребенку возможность настроится на нужный лад, понять что от него хотят взрослые, и в игровой форме сделать то, что необходимо. |
Игры. «Любим мы играть всегда, И в жару, и в холода!» | Мы сегодня занимались Много нового узнали Отдохнуть пришла пора Начинается игра! Две лягушки-хохотушки Прыгали-скакали Лапкой-хлоп, другою-хлоп Щёки раздували. Увидали комара, Закричали: Ква-ква-ква! Улетел комар, как ветер. Хорошо нам жить на свете! (Пальчиковая игра) | Хороводная игра « Куры и лиса». Как на птичьем на дворе, Ходят куры по траве, Ай-люли, ай-люли... Дети гуляют по кругу, высоко поднимая колени, махая руками. Зерна, крошечки клюют И цыплят к себе зовут. Ай-люли, ай-люли... На корточках сидят и «клюют» Стучат пальчиком по полу. К нам лисичка не ходи, Кур из дома не кради! Ай-люли, ай-люли... Грозят пальцем лисе. Лиса: Я вас не послушаю, все равно всех скушаю. Догоняет курочек, дети - куры убегают на стульчики – домики Посмотри, моя ладошка | Использовать подобранный материал, как подготовку к играм всех видов, а также в качестве сопровождения пальчиковых игр и игр на координацию речи с движением. Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. |
Уроки вежливости. «Волшебные слова» | За что мы говорим « Спасибо»? За всё, что делают для нас. .И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали сколько раз. - Добрый день!- тебе сказали, - Добрый день!- ответил ты. Как две ниточки связали- Теплоты и доброты. | На дубочке, на дубочке У них перья золотые, Здравствуй, Галенька, Здравствуй, маленька… | Использовать в беседах по нравственному воспитанию, а так же в соответствующих режимных моментах. Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. |
Вечерний уход детей домой «Вот уж вечер наступил - нам пора прощаться» | Детский сад наш всем хорош! Лучше сада не найдёшь! Здесь мы весело живём И танцуем, и поём Учимся читать, считать, Бегать, прыгать и играть Вечером идём домой И прощаемся с тобой | Ты умница, разумница | Использовать как ритуал ежедневного прощания. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от тех, кто их окружает, внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только хорошо относиться к малышу, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. |
МДОУ ДС №2 г. Лиски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Малые фольклорные формы в режимных моментах
Малые фольклорные формы в режимных моментах...
Подборка художественного слова и малых фольклорных форм по режимным моментам для детей младшего возраста (группа Солнышко)
Подборка художественного слова и малых фольклорных форм по режимным моментамдля детей младшего возраста (группа Солнышко)...
Влияние малых фольклорных форм на формирование речевой активности детей раннего возраста
Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца...Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас взрослых, воспитывающих д...
Примерная подборка художественного слова и малых фольклорных форм по режимным моментам для детей раннего возраста.
Воспитателю группы раннего возраста необходимо постоянно что-то придумывать, говорить. Предлагаю картотеку потешек в режимных моментах. Её можно распечатать, пополнять своими потешками....
Малые фольклорные формы как средство развития речи детей раннего возраста
Использование малых средств фольклора, как средства развития речи детей, приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря де...
Картотека "Использование малых фольклорных форм в режимных моментах" (ранний возраст 2-3 года).
Картотека потешек, закличек, прибауток, колыбельных для детей раннего возраста в режимных моментах ....
Сборник художественного слова и малых фольклорных форм, используемых в режимных моментах во второй группе раннего возраста
В данной методической разработке представлены художественное слово и малые фольклорные жанры, направленные на развитие речи детей второй группы раннего возраста. Данным сборником могут пользоваться ка...