Примерная подборка художественного слова и малых фольклорных форм по режимным моментам для детей раннего возраста.
картотека (младшая группа) на тему

Сибрина Анна Евгеньевна
  1. Подбор стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, потешек, народных песенок, соответствующих режимному моменту.
  2. Заучивание подобранного материала во время свободной деятельности детей с использованием красочной наглядности  и музыкальных инструментов или игрушек (металлофон, бубен, колокольчики, барабан, треугольник, дудочка).
  3. Воспроизведение поэтического слова во время режимного момента по напоминанию воспитателя или вместе с ним.
  4. Создание игровых ситуаций для использования поэтического слова.
  5. Разработка советов для родителей по использованию поэтического слова в режимных моментах в домашних условиях.
  6. Поощрение самостоятельного использования детьми поэтического слова в игровых действиях. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poteshki_rezhimnyy_moment.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная подборка художественного слова и малых фольклорных форм по режимным моментам

для детей раннего возраста.

  1. Подбор стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, потешек, народных песенок, соответствующих режимному моменту.
  2. Заучивание подобранного материала во время свободной деятельности детей с использованием красочной наглядности  и музыкальных инструментов или игрушек (металлофон, бубен, колокольчики, барабан, треугольник, дудочка).
  3. Воспроизведение поэтического слова во время режимного момента по напоминанию воспитателя или вместе с ним.
  4. Создание игровых ситуаций для использования поэтического слова.
  5. Разработка советов для родителей по использованию поэтического слова в режимных моментах в домашних условиях.
  6. Поощрение самостоятельного использования детьми поэтического слова в игровых действиях.  

Режимный момент

Поэтическое слово

Малые фольклорные формы

Методические указания

Утренний приём детей.

«С добрым утром, Детский сад!»

Кто с улыбкой вас встречает,

На вопросы отвечает,

Учит вас считать, лепить

И поделки мастерить?

Это воспитатели –

Нам друзья, приятели.

Здравствуйте, вам говорим

Мы учиться все хотим!

Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки

Отдохнем немножко  

Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!

В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.

Вариант для мальчика:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.

 Использовать как ритуал при утренней встрече детей в форме:  вопрос-ответ. Потешки   могут «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации.

В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

Утренняя гимнастика.

«Мы зарядкой заниматься

Начинаем по утрам!»

Каждый день по утрам  

Делаем зарядку

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать, руки поднимать

Приседать и вставать

Прыгать и скакать!                                                                                                                                                                               

Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- А вы, ручки, помогали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

Вот мы руки развели

Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

Потягуни — потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем, Растем, Растем!

 Использовать как речёвку во время построения на зарядку.

Потешки  рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки.            

Водные процедуры. «Радость умывания»

Кран, откройся! Нос,  умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь смывайся! Грязь смывайся!

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

Использовать как упражнение на координацию речи с движением во время принятия водных процедур.

В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем.

Причёсывание  

«Я возьму расчёски,

Сделаю причёски»            

Я расчёсываю Анечку,

Я причёсываю Танечку,

Причешу Илюшку,

Серёжку и Ванюшку.

(Андрюшу и Катюшу,

Машеньку и Дашеньку).

               

Мы причешем волосы,                                                                        Мы причешем длинные,

Заплетём в косички их,

Ровные, красивые.

 Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коснька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти,расти, коса,
Всему городу краса

 Для режимных моментов подбираются потешки, которые, не только понятны  детям по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра

Подготовка к принятию пищи.

«Вся наша пища - такая вкуснотища!»

 

Чищу овощи для щей,

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

 

Топ-топ по земле –

Ведь земля-то наша,

 И для нас на ней растут

Пироги и каша!

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку -на донышко!

Ждут меня котята, Малые ребята.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко.

Всем дает здоровье

Молоко коровье

Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Использовать: вовремя подготовки к принятию пищи; в период изучения темы «Овощи»; как элемент математического счёта.

Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком.  

 

 Дежурство в уголке природы.

«Во саду ли, в огороде»

В нашей группе на окне,

Во зелёной во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

 Вся цветочная семья,

Мы польём их спозаранку,

Я и все мои друзья.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко,

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

Использовать во время дежурства в уголке природы.

Можно попробовать напевать потешки. Звуки песенки завораживают малышей,    помогают  в общении.  

Подготовка к прогулке.

«На прогулку собирайся,

Поскорее одевайся!»

Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца

Обуваться научу.

Вот они, сапожки.

Этот- с левой ножки.

Этот- с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем калошки.

Эта-с правой ножки.

Эта-с левой ножки.

Вот как хорошо!

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

У сыночка в гостях
два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане,
А корова в юбке,
В теплом полушубке

Использовать во время подготовки к прогулке.

Подбирать материал на каждый сезон (одежда, обувь, головной убор)  

Прогулка.

«Очень весело гулять,

Бегать, прыгать и играть. Мы по городу гуляем, всё замечаем и наблюдаем!»

Мы по улице идём,

Дружно песенку поём.

Всё хотим мы повидать,

Обо всём хотим узнать!

(Для экскурсий)

Осень листья золотит,

Ветер ими шелестит:

И с деревьев их разносит.

Поиграет. Снова бросит.

Вверх поднимет, закружит

И на месте завертит.

Соберёт в большую кучу,

Убежит и сядет в тучу.

(Для наблюдений осенью)

Ты, рябинушка  раскудрявая,
Ты когда взошла, когда выросла?
Я весной взошла, летом выросла,
По зорям цвела, солнцем вызрела.

Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!

Дождик, дождик, посильней -
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

Использовать во время прогулок, наблюдений, экскурсий.

Материал для наблюдений подбирать на каждый сезон.

 Потешки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни  природы. Это  прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в    игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.

Подготовка ко сну.

«Мы учились и играли

И немножко все устали

Нам пора уж отдохнуть –

Всем тихонечко заснуть».

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Баю-баю, надо спать,

Все придут тебя качать:

Приди, конь, успокой,

Приди, щука, убаюкай,

Приди сом, дай нам сон,

Приди, несушка, дай подушку.

Все придут тебя качать,  

      Будет Коля засыпать.

Где Ваня спит?

Где люлька висит?

В высоком терему,

Пробойцы золоченые,

Подцепочки шелковые.

А подушка у него — Лебединое перо,

Одеяльце-покрывальце — Соболиное

Люли - люли - люленьки!

Люли - люли - люленьки!
      Где вы, где вы, гуленьки?
     Прилетайте на кровать,
      Начинайте ворковать.
      Люли - люли - люленьки,
Прилетели гуленьки!
Сели в изголовьице...
Спи-ка на здоровьице!

Использовать во время подготовки ко сну. Этот материал способствует успокоению и расслаблению детей, более быстрому засыпанию.

Конечно, до года-двух малыш не понимает сюжета колыбельных песен. Но примерно с двухлетнего возраста ситуация меняется. Ребенок уже осознаёт, о чем ему поют. В колыбельных песнях, весь окружающий мир участвует в укачивании и сбережении ребенка. Его баюкают и голуби, и коты, и зайцы и другие существа.

Пробуждение.

«Просыпайтесь, улыбайтесь,

На зарядку собирайтесь!»

Кто спит в постельке сладко?

Уже пора вставать.

 Сейчас пришла  зарядка,

И прямо к нам в кровать.

Ночь прошла,  темноту увела,

Замолчал сверчок, запел петушок.

Встала маменька, отрыла ставенку:

«Здравствуй, солнышко -Колоколнышко!»

Звучные эпитеты и динамичные образы - все наполнено светом и радужным многоцветием, помогает радостному и спокойному пробуждению

Закаливание

«Закаляться нужно нам – и большим, и малышам».

Станешь сильным, ловким, смелым,

Позабудешь путь к врачу,

И тебе любое дело

Сразу станет по плечу.

Топики, топики,
По водичке хлопики,
Хлопики ладошками,
Да босыми ножками

 Потешки  дают ребенку возможность настроится на нужный лад, понять что от него хотят взрослые, и в игровой форме сделать то, что необходимо.

Игры.

«Любим мы играть всегда,

И в жару, и в холода!»

Мы сегодня занимались

Много нового узнали

Отдохнуть пришла пора

Начинается игра!

Две лягушки-хохотушки

Прыгали-скакали

Лапкой-хлоп, другою-хлоп

Щёки раздували.

Увидали комара,

Закричали: Ква-ква-ква!

Улетел комар, как ветер.

Хорошо нам жить на свете!

(Пальчиковая игра)

Хороводная игра « Куры и лиса».

Как на птичьем на дворе,

Ходят куры по траве,

Ай-люли, ай-люли...

Дети гуляют по кругу, высоко

поднимая колени, махая руками.

Зерна, крошечки клюют

И цыплят к себе зовут.

Ай-люли, ай-люли...

 На корточках сидят и «клюют»

 Стучат пальчиком по полу.

К нам лисичка не ходи,

Кур из дома не кради!

Ай-люли, ай-люли...

 Грозят пальцем лисе.

Лиса: Я вас не послушаю,

все равно всех скушаю.

Догоняет курочек,

 дети - куры убегают на стульчики

 – домики

Посмотри, моя ладошка
как веселая гармошка,
Пальчики я разжимаю
А потом опять сжимаю  1-2-3
Я играю, посмотри!

Использовать подобранный материал, как подготовку к играм  всех видов, а также в качестве сопровождения пальчиковых игр и игр на координацию речи с движением.

Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в   потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность.  

Уроки вежливости.

«Волшебные слова»

За что мы говорим « Спасибо»?

За всё, что делают для нас.

.И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали сколько раз.

- Добрый день!- тебе сказали,

- Добрый день!- ответил ты.

Как две ниточки связали-

Теплоты и доброты.

На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,

У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку...

Здравствуй, Галенька,

Здравствуй, маленька…

Использовать в беседах по нравственному воспитанию, а так же в соответствующих режимных моментах.

Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным.                  

Вечерний уход  детей домой

«Вот уж вечер наступил - нам пора прощаться»

Детский сад наш всем хорош!

Лучше сада не найдёшь!

Здесь мы весело живём

И танцуем, и поём

Учимся читать, считать,

Бегать, прыгать и играть

Вечером идём домой

И прощаемся с тобой

Ты умница, разумница
Ты умница, разумница,
Про то знает вся улица,
Петух да кошка,
Да я немножко.

Использовать как ритуал ежедневного прощания.  И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от  тех, кто их окружает,  внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только  хорошо относиться к малышу, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство.

                                                                                                                                                 МДОУ ДС №2 г. Лиски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малые фольклорные формы в режимных моментах

Малые фольклорные формы в режимных моментах...

Подборка художественного слова и малых фольклорных форм по режимным моментам для детей младшего возраста (группа Солнышко)

Подборка художественного слова и малых фольклорных форм по режимным моментамдля детей младшего возраста (группа Солнышко)...

Влияние малых фольклорных форм на формирование речевой активности детей раннего возраста

Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца...Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас взрослых, воспитывающих д...

Примерная подборка художественного слова и малых фольклорных форм по режимным моментам для детей раннего возраста.

Воспитателю группы раннего возраста необходимо постоянно что-то придумывать, говорить. Предлагаю картотеку потешек в режимных моментах. Её можно распечатать, пополнять своими потешками....

Малые фольклорные формы как средство развития речи детей раннего возраста

Использование малых средств фольклора, как средства развития речи детей, приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря де...

Картотека "Использование малых фольклорных форм в режимных моментах" (ранний возраст 2-3 года).

Картотека потешек, закличек, прибауток, колыбельных для детей раннего возраста в режимных моментах ....

Сборник художественного слова и малых фольклорных форм, используемых в режимных моментах во второй группе раннего возраста

В данной методической разработке представлены художественное слово и малые фольклорные жанры, направленные на развитие речи детей второй группы раннего возраста. Данным сборником могут пользоваться ка...