Программа оздоровительной деятельности ДОУ
учебно-методический материал на тему

Данная программа комплексно подходит к решению проблемы сохранения, укрепления и коррекции здоровья детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа 201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5

Программа оздоровительной деятельности ДОУ

г.Можайск

Пояснительная записка

Главной ценностью для человека является его здоровье. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы его жизни.

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности. Исходя из этого, оценка состояния здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:

  1. Физическое развитие;
  2. Развитие движений;
  3. Психическое развитие;
  4. Адаптационные возможности

На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием - 30%. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Более 15% детей старшего дошкольного возраста имеют 3-ю группу здоровья.

В детском саду №5 г.Можайска из 234 воспитанников

1 группу здоровья имеют  64 ребёнка

2 группу здоровья имеют 163 ребёнка

3 группу здоровья  имеют 7 детей

    Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.

Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ  не полностью реализуется оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.

   Данная программа комплексно подходит к решению проблемы сохранения, укрепления и коррекции здоровья детей.

   Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:

  • Медицинский кабинет, изолятор и процедурный кабинет, которые оснащены медицинским оборудованием;
  • опытные медицинские специалисты: врач-педиатр, находящийся в ДОУ 2 раза в неделю, старшая медицинская сестра;
  • физкультурный зал, который оборудован необходимым инвентарём: мягкими модулями (тоннелями, полосой препятствия, горками),  гимнастическими скамьями, спортивными матами;  гимнастическими стенками, ребристыми досками, мячами, обручами, канатами и другим необходимым оборудованием;
  • Площадка для обучения спортивным играм (баскетбол, футбол, городки, классики и т.д.);
  • библиотека методической литературы для организации эффективной двигательной активности детей,  развития основных видов движений;
  • в каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
  • в ДОУ работают узкие специалисты узкой направленности: педагог-психолог, учителя-логопеды,  инструктор по физ. Воспитанию;
  • оснащены кабинеты педагога – психолога, учителей – логопедов,  для групповой и индивидуальной коррекционной работы с детьми

Цель программы:

Сохранение и укрепление физического, психического здоровья детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей.
  2. Оздоровление детей через систему лечебно – профилактических мероприятий.
  3. Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.
  4. Формирование основ двигательной культуры и обеспечение нормального уровня физической подготовленности с учетом возможностей и состояния здоровья детей.
  5. Воспитание у физически слабых и малоактивных детей уверенности в своих силах и повышение их двигательной активности.
  6. Осуществление единого понимания и подхода к оздоровительно – закаливающей системе воспитания детей и единства действий родителей и всего персонала ДОУ (физкультура и закаливающие мероприятия каждый день, облегченная одежда, режим дня)

Стратегические задачи по формированию мотивации здорового образа жизни по возрастам:

- младший дошкольный возраст – формировать элементарные навыки личной гигиены; формировать навыки охраны личного здоровья, здоровья окружающих;

- средний возраст – формировать элементарные навыки здорового образа жизни;

- старший дошкольный возраст – формировать представления о факторах, влияющих на здоровье человека; формировать установку на здоровый образ жизни (самосознание, саморегуляцию)

Нормативно – правовое обеспечение

- Устав ДОУ

- Типовое положение ДОУ

- Должностные инструкции

- Инструкции по охране жизни и здоровья детей

- Приказ по ДОУ

Основные направления программы – оздоровительное

Программа охватывает все возрастные группы ДОУ

Принципы

- принцип научности

- принцип системного подхода

- принцип дифференцированного и индивидуального подхода

- принцип динамического обучения

- принцип единства диагностики и коррекции

- принцип эмоционально – положительного настроя

Разделы программы

- Диагностика физического развития и состояния здоровья детей

- Оздоровительная работа

- Реабилитационная работа

- Коррекционная работа

- Работа с родителями

- Работа с педагогами

Диагностика физического развития и состояния здоровья

Диагностика проводится в соответствии с разработанным на федеральном уровне медицинскими  и психолого – педагогическими стандартами 2 раза в год (сентябрь, май)

Ожидаемые результаты

- Снижение уровня заболеваемости

- Повышение уровня физической готовности

- Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни

Формы и методы оздоровления детей

Формы и методы

Содержание

Контингент детей

1.

Обеспечение здорового ритма жизни

- щадящий режим (адаптационный период);

-гибкий режим;

-организация благоприятного психологического микроклимата в группе

Все группы

2.

Физические упражнения

- утренняя гимнастика;

- физкультурно – оздоровительные занятия;

- подвижные игры;

- спортивные игры;

- профилактическая гимнстика, гимнастика пробуждения (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрение);

- оздоровительный бег

Все группы

3.

Гигиенические и водные процедуры

- обширное  умывание;

- игры с водой;

- обеспечение чистоты среды

Все группы

4.

Свето – воздушные ванны

- проветривание помещений (в том числе сквозное)

- прогулки на свежем воздухе

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

Все группы

5.

Активный отдых

- развлечения, праздники;

- игры – забавы;

- дни здоровья;

Все группы

6.

Аромотерапия и фитотерапия

- фиточай, отвары;

Все группы

7.

Диетотерапия

- рациональное питание

Все группы

8.

Музыкотерапия

-музыкальное сопровождение режимных моментов;

-музыкальное оформление фона занятий;

- музыкально – театральная деятельность

Все группы

9.

Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия

- фронтальные занятия с детьми по базисным и коррекционным  программам, в структуре и содержании которых уделяется большое внимание развитию речи, мышления, воображения детей;

- создание полноценной предметно-развивающей среды в группах;

- организацию игровой деятельности детей;

- индивидуальную коррекционную работу с детьми педагога-психолога,  учителей-логопедов.

Все группы

10.

Специальное закаливание

- ходьба босиком;

- игровой массаж;

- дыхательная гимнастика;

- обширное умывание

Все группы

11.

Пропаганда ЗОЖ

- занятия по ОБЖ

- беседы

Старший дошкольный возраст

Закаливающие процедуры

Характер действий

Метод

Методика

Противопоказания

Воздух (температурное воздействие на организм)

Утренняя гимнастика

Проведение на свежем воздухе в облегченной одежде

Медицинский отвод после болезни

Прогулка

Прогулки на свежем воздухе в любую погоду в одежде по сезону

   -

Воздушные контрасные ванны. Гимнастика пробуждения

Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла, в групповой комнате).

Температура воздуха ниже нормы. Наличие противопоказаний

Хождение босиком

Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья

Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинских отводов

Вода (температурные и механические раздражающие воздействия на кожу, органы обоняния, дыхательную систему)

Полоскание рта отварами трав (кипяченой водой)

Постепенное обучение полосканию рта, начиная с 1 –й младшей группы.

Чередование процедур (2 недели – отвар трав, 2 недели – кипяченая вода)

Аллергическая восприимчивость

Обширное умывание

Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку, и умыванию лица. Процедура проводится 1 раз после сна.

Температура воздуха ниже  нормы. Наличие медицинских отводов

Солнце (общее температурное воздействие на организм)

Прогулка. Солнечные ванны.

Использование ослабленного влияния атмосферы (раннее утро, после полудня). Проведение солнечных ванн в облачные дни.

Хронические заболевания, температура свыше 30С

Мероприятия, ориентированные на формирование у детей положительного отношения к ЗОЖ

                    Мероприятия

   Ответственные

1.

Беседы с детьми о здоровье «Болезни грязных рук», «Если хочешь быть здоров - закаляйся» и др.

Воспитатели

2.

«Уроки Неболейки» практические советы

Воспитатели

3.

Все виды оздоровительных и закаливающих мероприятий по сезонным картам.

Воспитатели, медсестра

4.

Дни здоровья

Ст.воспитатель, инструктор по физ.культуре

5.

Физкультурные  развлечения

Воспитатели, инструктор по физ. культуре

6.

Физкультурные праздники

Инструктор по физ. культуре

7.

Музыкально – спортивные праздники

Муз. Руководитель, инструктор по физ. культуре

Работа с родителями

     Мероприятия

Количество

Ответственный

1.

Оформление медицинской и педагогической информации в уголках, папках - передвижках

ежемесячно

Воспитатели, ст.воспитатель

2.

Консультации, семинары

2 раза в год

Ст.воспитатель, медсестра

3.

Дни открытых дверей о ЗОЖ

1 раз в год

Заведующий

4.

Нетрадиционные формы работы с родителями о здоровье детей, ЗОЖ

2 раза в год

Воспитатели, ст.воспитатель

5.

Анкетирование родителей по данной теме

Работа с педагогами

   Мероприятия

  Количество

Ответственный

1.

Оформление выставок информации по оздоровительной работе с детьми

По годовому плану

Воспитатели, медсестра, инструктор по физ. культуре  

2.

Педсоветы, семинары, семинары – практикумы, консультации

По годовому плану

Воспитатели, медсестра, ст.воспитатель, заведующий, инструктор по физ. культуре

3.

Подготовка и участие в днях открытых дверей о ЗОЖ, физической культуре

1 раз в год

Заведующий, инструктор по физ. культуре

4.

Анкетирование педагогов по данной проблеме

1 раз в год

Ст.воспитатель

                                                                           

Использование современных здоровьесберегающих технологий в регламентированной и нерегламентированной деятельности

Виды здоровье-сберегающих пед.технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технология сохранения и стимулирования здоровья

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используются лишь элементы спортивных игр

Воспитатели, инструктор по физ. культуре  

Динамические паузы

Во время занятий, 2 – 5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Использовать спокойную классическую музыку, звуки природы

Воспитатели

Пальчиковая гимнастика

С младшего возраста индивидуально или с подгруппой

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время

Воспитатели, учитель - логопед

Гимнастика для глаз (Приложение 1)

Ежедневно по 3 – 5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Воспитатели

Дыхательная гимнастика

(Приложение 2)

В различных формах физкультурно – оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, проинструктировать детей о гигиене полости носа перед проведением процедуры

Воспитатели

Гимнастика пробуждения

Ежедневно после дневного сна,

 5 – 10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание и т.д.

Воспитатели

Корригирующая гимнастика

В различных формах физкультурно – оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели

2. Технология обучения здоровому образу жизни

Физкультурные занятия

3 раза в неделю в физкультурном зале. Ранний возраст -  в групповой комнате, 10 минут. Младший возраст – 15 – 20 мин. Старший возраст – 25 – 30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, о которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветривать помещение

Инструктор по физ. культуре  

Самомассаж

(Приложение 3)

В зависимости поставленных педагогом целей, сеансами, либо в различных формах физкультурно – оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели, ст.медсестра, инструктор по физ. культуре  

Точечный массаж

Проводится в осенний и весенний периоды  в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Показана детям  с частыми простудными заболеваниями

Воспитатели, медсестра,  инструктор по физ. культуре  

Приложение № 1

Методика профилактики зрительного утомления и развития зрения у детей 

(по Ковалеву  В.А.)

        Специальные упражнения для глаз – это движение глазными яблоками во всех возможных направлениях вверх-вниз, в стороны, по диагонали, а также упражнения для внутренних мышц глаз. Их надо сочетать с обще развивающими, дыхательными и коррегирующими упражнениями. При выполнении каждого из них (особенно с движениями рук) можно выполнять и движения глазного яблока, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Голова при этом должна быть неподвижной. Амплитуда движения глазного яблока максимальная, темп средний или медленный.

        Важно строго соблюдать дозировку специальных упражнений. Начинать следует с 4-5 повторений каждого из них, постепенно увеличивая до 8-12.

        

Тренажер «Солнышко»

Для изготовления тренажера нужен материал темного цвета, из которого шьются две рукавички. Из желтой, красной или оранжевой материи вырезаются два кружка размером 4-5 см. Они нашиваются в центр ладонной поверхности рукавичек снаружи.

                      Рис. 1. Тренажер «Солнышко»

Тренажер применяется для детей с ясельного возраста, с успехом может быть применен в дошкольных группах детского сада.

Схема проведения упражнений:

  1. Положение  рук «в стороны». 10-15 секунд поочередно сжимать и разжимать ладони. Дети переводят точку взора, держа голову неподвижно. Воспитатель контролирует выполнение задания, глядя в глаза детям.
  2. Положение рук «в сторону-вверх /одна рука/ и другая в сторону  вниз. Рука как бы показывают диагональ прямоугольника. Продолжительность 10-15 секунд. Поменять положение рук.
  3. Одну руку вытянуть перед собой, раскрыть ладонь, сжать и убирать на 40-50 см к себе и снова раскрыть. Ребенок видит «объект» постоянно перемещающийся в глубину от него и к нему.

В результате сокращаются и расслабляются все глазодвигательные мышцы ребенка. Развивается  конвергенция и  аккомодация глаз.

Примечание: Вместо солнышка, на рукавичку можно пришить бабочек и др. предметов.

Примечание:

Упражнения по профилактике близорукости рекомендуется проводить после утренней гимнастики в группе.

Приложение № 2

Комплекс дыхательных упражнений

Универсальным является обучение четырехфазовым дыхательным упражнениям, содержащим равнее по времени этапы: «вдох—задержка — выдох—задержка». Вначале каждый из них может составлять 2 — 3 сек. с постепенным увеличением до 7 сек. Как уже отмечалось, вначале необходима фиксация психологом рук ребенка, что значительно облегчает обучение. Психолог должен также вслух отсчитывать указанные временные интервалы с постепенным переходом к самостоятельному выполнению упражнений ребенком. Правильное дыхание — это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание, при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних, состоящее из следующих четырех этапов:

1-й — вдох: расслабить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперёд; наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц; приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.

2-й — пауза.

3-й — выдох: приподнять диафрагму вверх и втянуть живот; опустить ребра, используя группу межреберных мышц; опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.

4-й — пауза.

Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий, без напряжения вдох ртом или носом. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи. При выполнении упражнения в положении сидя или стоя не нагибаться вперед. Все упражнения выполняются по 3—5раз.

1. Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. На 2 — 5сек. задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков.

2. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится, желание вдохнуть, с закрытым ртом сделать глубокий, без напряжения вдох носом. Затем пауза {задержать грудную клетку в расширенном состоянии). Сделать полный выдох, медленно и плавно выпуская воздух через нос. Пауза.

3. После выдоха начать дыхание через нос, следя, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота, спокойны ли плечи. Выдержав паузу, начать постепенный, плавный выдох через узкое отверстие, образованное губами. При этом должно возникнуть ощущение, будто струя воздуха является продолжением воздушного потока, идущего от диафрагмы. Необходимо следить за тем. чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шее. При ощущении напряжения следует, расслабившись, медленно покачать головой вправо-влево, вперед-назад, по кругу.

4. «Шарик». Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию образного представления, подключения воображения, так хорошо развитого у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания). Ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, припевая отдельные звуки (а, о, у, щ, х) и их сочетания (з переходит в с, о — в у, ш — в г ц, х и и т.п.).

5. «Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

6. Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед ребенком. Голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу воздушной струи, Затем немного отодвинуть свечу и повторить упражнение; еще больше увеличить расстояние и т.д. Обратите внимание ребенка на то, что при удалении свечи мышцы живота будут все более напряженными.

После усвоения ребенком этих навыков можно переходить к упражнениям, в которых дыхание согласуется с движением. Они выполняются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз удерживается поза.

7. Исходное положение (и. п.) — лежа на спине. По инструкции ребенок медленно поднимает одну руку (правую, левую), ногу (левую, правую) затем две конечности одновременно на вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы. После этого У. выполняется лежа на животе.

8. И.п. — сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая (!). Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет другой возможности.

9. И. п. то же, либо встать на колени и сесть на пятки, ноги вместе. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. С вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом — вниз. Вариант: руки вытянуты вперед, и большие пальцы поворачиваются в такт дыханию налево и направо.

10. И.п. то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в лучезапястном суставе). С выдохом левая кисть идет вниз, правая — вверх.

11. И. п. то же. Дыхание: только через левую, а потом только через правую ноздрю. При этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, а левую — мизинцем правой руки. Дыхание медленное, глубокое. Как утверждают специалисты в области восточных оздоровительных практик, в первом случае активизируется работа правого полушария головного мозга, что способствует успокоению и релаксации. Дыхание же через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, повышая рациональный (познавательный) потенциал.

12. И. п. — встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На быстром вдохе руки притягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленном выдохе опускаются вдоль тела ладонями вниз. Такой тип дыхания оказывает мощное мобилизующее действие, быстро снимает психоэмоциональное напряжение.

13. И.п. то же. На медленном вдохе руки плавно разводятся в стороны и поднимаются вверх (или в стороны и к груди) — «притягивающее движение». На выдохе — «отталкивающее движение» — опускаются вдоль тела ладонями вниз. Это упражнение гармонично сочетается с представлением о втягивании в себя солнечного света и тепла, распространении его сверху вниз по всему телу.

14. И. п. — встать, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх, постепенно «растягивая» все тело (не отрывать пятки от пола); задержать дыхание. На выдохе, постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице; задержать дыхание. Вернуться в и. п.

15. И. п. — встать, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри ладоней, кулаки прижаты к низу живота. На медленном вдохе, поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Зафиксировать эту позу, задержать дыхание На выдохе руки вниз, пытаясь «достать» пальчиками до пола.

16. Ребенок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе — опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он показывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе — опускается). Далее ребенок должен плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет (на 8, на 12).

В процессе последующей коррекции отработанные и закрепленные (автоматизированные) дыхательные упражнения сочетаются с любым из описываемых ниже заданий, что требует дополнительного внимания со стороны специалиста.

Приложение № 3

Массаж и самомассаж

Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем — руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.

Попросите его описать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?». Например, массируемые (или иные) части тела стали более теплыми, горячими, легкими или покрылись мурашками, стали тяжелыми и т.п.

Упражнения:

«Волшебные точки». Массаж «волшебных точек» повышает сопротивляемость организма, способствует улучшению обменных процессов, лимфо- и кровообращения. Безусловно, методы акупунктуры гораздо обширнее, и овладение ими принесет большую пользу как специалистам, так и ребенку. Однако такая работа однозначно должна вестись только специально обученными профессионалами. Здесь же приведены примеры тех «волшебных точек» (по проф. А.А.Уманской), которые апробированы, доказали свою эффективность и доступность при широком внедрении в повседневную педагогическую и домашнюю практику. На рис. 1 даны точки, которые следует массировать последовательно.

Приемы этого массажа легко освоить взрослым, а затем обучить детей. Массаж «волшебных точек», производимый вращательными движениями, надо делать ежедневно три раза в день по 3 с (9 раз в одну сторону, 9 — в противоположную). Если вы обнаружили у себя или ребенка болезненную зону, то ее надо массировать указанным способом через каждые 40 мин до восстановления нормальной чувствительности. Помимо других эффектов постоянный массаж благоприятен для ребенка, поскольку:

точка 1 связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение;

точка 2 регулирует иммунные функции организма, повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям;

точка 3 контролирует химический состав крови и слизистую оболочку гортани;

точка 4 - зона шеи связана с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Массаж этой точки нормализует работу вестибулярного аппарата. Эту точку следует массировать не вращательными, а только поступательными, надавливающими или вибрирующими движениями сверху вниз, так же, как и точку 5;

точка 5 расположена в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонка. Работа с ней дает разнообразные положительные эффекты, в том числе улучшение общего кровообращения, снижение раздражительности и чувствительности к аллергическим агентам;

точка 6 - массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Нос очищается, насморк проходит;

точка 7 - улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга;

точка 8 - массаж воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат;

точка 9 - массаж дает многосторонний эффект; снимаются отеки, нормализуются многие функции организма.

1. Ребенок располагает свои ладони перпендикулярно друг другу и производит резкие хлопки (5—10 хлопков с интервалом около 1 с); местами соприкосновения становятся углубления между запястьем и нижней частью ладони, затем упражнение повторяется, но местами соприкосновения становятся внешние стороны запястья.

2. Руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулаки; резкие удары выполняется сначала кулаками, обращенными вверх, затем — вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.

После этих стимулирующих упражнений можно переходить к массажу и самомассажу различные частей тела.

3. «Мытье головы».А. Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении; 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее.Б. Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

4 . «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы — по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно,

5. «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед).

Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение,

6. «Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

7. «Веселые носики». Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3 — 5 раз. После этого проделать 3 — 5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.

8. Покусывание и «почесывание» губ зубами: то же — языка зубами от самого кончика до середины языка. Интенсивное «хлопанье» губами и растирание губами друг друга в различных направлениях.

9.«Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой — нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.

10. «Расслабленное лицо». Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3 — 5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.

11. «Гибкая шея, свободные плечи». Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения. Аналогично: а) правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой — правое плечо; б) правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5 — 10 вращательных движении по часовой стрелке и против нее; то же — левой рукой, затем обеими руками одновременно.

12. «Сова». Поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, одновременно делая глубокий вдох; левой рукой захватить правую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминайте захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и глядя как можно дальше за спину. То же — с левым плечом правой рукой.

13. «Теплые ручки». Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление ее движению и одновременно массируя ее. Затем руки меняются.

Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук.

14. «Домик». Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.

15. «Качалка» на спине и животе, «Бревнышко», «Растяжки» являются прекрасным массажем для позвоночника, спинных и брюшных мышц, внутренних органов.

16. «Теплые ножки». Сидя, энергично растереть (разминать, пощипывать) правой рукой подошву, пальцы и тыльную сторону стопы у межпальцевых промежутков левой ноги, то же — левой рукой со стопой правой ноги. После этого потереть (побарабанить) стопы друг об друга, а также о пол.

Полезно также поглаживание стоп и пальцев ног тыльной стороной кисти и пальцев; растирание, разминание их и давление на них кончиками пальцев и большим пальцем, косточками пальцев сжатой в кулак кисти, краем ладони и т.д.

Эти упражнения оказывают активизирующее и заземляющее действие на организм, а также укрепляют мышцы и связки свода стопы, снимают усталость, предотвращают плоскостопие; их полезно также использовать при простуде и головных болях. Хорошим подкреплением к ним является хождение босиком по гальке, фасоли, любым неровным поверхностям (массажные коврики шлепанцы, тренажеры).

Список использованной литературы

1. . Е. Ю. Александрова  «Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья».

2. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.

3. А. П. Лаптев «Как закалять детей».

4. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей.  С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-N2.-С.171-187.

5. В. И. Теленчи «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет.

6. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-N4.-С.61-65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровительной деятельности дошкольного учреждения.

Программа оздоровительной деятельности дошкольного учреждения....

Рекомендации по разработке программы «Коррекционно – оздоровительная деятельность для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Общеизвестно, что основы здоровья человека закладываются в детстве. В специальной литературе представлено сравнительно мало данных об особенностях физического развития детей с общим недоразвитием речи...

Программа оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Программа «Здоровье», разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, иниц...

Программа оздоровительной деятельности дошкольного образовательного учреждения

Состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. В соответствии с рекомендациями Государственного Совета Российской Федерации от 30.01.2002. «О повышении роли ф...

ПРОГРАММА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель – формировать осознанное отношение к соблюдению культурно – гигиенических требований и здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенн...

Программа оздоровительной деятельности «Будь здоров, малыш» дошкольного отделения ГБОУ Школа № 1393 «Школа РОСТ»

Программа оздоровительной деятельности предлагает систему  работы с детьми дошкольного возраста....