Рекомендации по разработке программы «Коррекционно – оздоровительная деятельность для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
рабочая программа по теме
Общеизвестно, что основы здоровья человека закладываются в детстве. В специальной литературе представлено сравнительно мало данных об особенностях физического развития детей с общим недоразвитием речи, отдельных экспериментальных исследований в этом направлении не проводилось. Однако, большинство учёных Н. И. Озерецкий, В. В. Ковалёв, И. Ф. Маркоский указывают на присутствие в физическом статусе у детей данной категории инфантильных черт, недоразвитие мелкой и общей моторики, нарушение координации и регуляции движений.
Представленная программа включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий направленных на воспитание привычки к здоровому образу жизни через двигательную активность детей с ОНР. Данная программа, разработана таким образом, что позволяет создать условия и организовать коррекционно – оздоровительную работу, обеспечить психологическую безопасность ребёнка, а именно – профилактику негативных эмоций и срывов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_razrabotke_programmy.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Л. А. Добринчук, воспитатель, МКДОУ ДС КВ№2, с. Черниговка, Приморский край.
Рекомендации по разработке программы «Коррекционно – оздоровительная деятельность для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Общеизвестно, что основы здоровья человека закладываются в детстве. В специальной литературе представлено сравнительно мало данных об особенностях физического развития детей с общим недоразвитием речи, отдельных экспериментальных исследований в этом направлении не проводилось. Однако, большинство учёных Н. И. Озерецкий, В. В. Ковалёв, И. Ф. Маркоский указывают на присутствие в физическом статусе у детей данной категории инфантильных черт, недоразвитие мелкой и общей моторики, нарушение координации и регуляции движений.
Представленная программа включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий направленных на воспитание привычки к здоровому образу жизни через двигательную активность детей с ОНР. Данная программа, разработана таким образом, что позволяет создать условия и организовать коррекционно – оздоровительную работу, обеспечить психологическую безопасность ребёнка, а именно – профилактику негативных эмоций и срывов.
В процессе реализации программы активно используются современные здоровьесберегающие технологии (релаксации, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, корригирующая гимнастика после сна, коммуникативные игры, психогимнастика и др.). Основу коррекционно – оздоровительной работы по двигательному режиму составляют специально организованные формы двигательной деятельности.
При проектировании программы «Коррекционно – оздоровительная деятельность для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» применяла следующую схему построения:
- Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения. На титульном листе указывается: наименование учреждения (точно по уставу), учредитель, подпись руководителя ДОУ, название Программы, адресность (возрастная группа, возраст детей), сведения об авторе (должность, ФИО), место нахождения, год составления Программы.
- Содержание.
- Пояснительная записка (отражает тип программы, цель, задачи, основные направления работы по программе, организационно – педагогические условия реализации программы).
- Нормативные документы, опубликованные авторские программы, лежащие в основе разработки программы (приказ №655 от 23 ноября 2009г., (ФГТ), примерная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы 2010г., программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной 2010г., СанПиН 2.4.1.2660-10 от 1 октября 2010г., образовательная программа ДОУ).
- Проект «Коррекционно – педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ОНР» (Проблема, актуальность проекта, цель, задачи, методы и приёмы способствующие развитию двигательной активности, срок реализации проекта).
- Перспективный план коррекционно – оздоровительной работы.
- Перспективный план по взаимодействию с родителями.
- Мониторинг, который проводится в начале (сентябрь) и конце (май) учебного года, обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых результатов освоения воспитанниками программы. Благодаря чему правильно выстраивается коррекционно – оздоровительная работа по всем видам деятельности. Мониторинг проводится с разрешения законных представителей ребенка и является конфиденциальной информацией.
- Приложение. Не обязательно, однако позволяет обогатить содержание программы.
- Список литературы. Требует включения современных методических источников.
- Список учебно-методического обеспечения: структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данной образовательной области методические и учебные пособия, оборудование, игровой, дидактический материал, ТСО.
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Таблица 1. Перспективный план коррекционно-оздоровительной работы
Месяц | Неделя | Вид деятельности | Комплексы |
Октябрь | I | Лакание | Лакание с мёдом. |
Артикуляционная гимнастика | Сказка о язычке «Домашняя» комплекс 2. | ||
Коррекционно -оздоровительная гимнастика | Комплекс 2. | ||
Дыхательная гимнастика | «Цветок распускается», «Лес шумит» «Задувание свечки» комплекс 2. | ||
Пальчиковая гимнастика | «Зайчики пальчики» комплекс 2. | ||
Гимнастика для глаз | «Кукушка» комплекс 2. | ||
Ритмическая гимнастика | По плану музыкального руководителя | ||
Физкультминутка | «Аист», «Вертишейка» комплекс 2 | ||
Релаксация | «Улыбнись -речевая настройка» «Бабочка» | ||
Корригирующая гимнастика после сна | Комплекс 2. |
Все комплексы гимнастик расписаны по лексическим темам находятся в приложении.
Рекомендуемое количество выполнений корригирующих гимнастик.
Артикуляционная гимнастика – 3-4 раза в день.
Лакание – 2 раза в день.
Пальчиковая гимнастика – 3-4 раза в день.
Дыхательная гимнастика – 4-5 раз в день.
Ритмическая гимнастика – 1 раз в день.
Коррекционно – оздоровительная гимнастика – 1 раз в день.
Гимнастика для глаз – 4-5 раз в день.
Физкультурные минутки – 3-4 раза в день.
Корригирующая гимнастика после сна – 1 раз в день.
Таблица 2. Состояние ручной моторики.
Ф.И. ребенка _________________________________
№ п/п | Критерии | Начало года | Конец года |
1 | Кинестическая основа движения пальцев «пальчики здороваются» | ||
2 | Поочерёдное сгибание и разгибание пальцев рук | ||
3 | «Ребро-кулак-ладошка» | ||
4 | Вращение между пальцами карандаша | ||
5 | Расправить лист скомканной бумаги одной рукой | ||
6 | Умение лепить шарики, столбики и др. | ||
7 | Владение ножницами | ||
8 | Умение рисовать | ||
9 | Застёгивание и расстегивание пуговиц | ||
10 | Шнуровка | ||
ИТОГО |
Таблица 3. Состояние артикуляционной, мимической моторики.
Ф.И. ребенка _________________________________
№ п/п | Критерии | Начало года | Конец года |
1 | Закрыть глаза (левый, правый) | ||
2 | Поднять, нахмурить брови | ||
3 | Надуть щёки, сомкнуть губы | ||
4 | Набрать воздух под верхнюю (нижнюю) губу | ||
5 | Втянуть щёки | ||
6 | Артикуляционные упражнения: «Заборчик» «Трубочка» | ||
7 | Движения языка (вправо, влево, поднять язык к носу и т.д.) | ||
ИТОГО |
Примечание: критерии оценки устанавливаются единые для всего учреждения:
1балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту;
4 балла – высокий уровень.
Календарно – тематическое планирование утреннего отрезка времени может выглядеть следующим образом.
Лакание с мёдом. Проводиться для разогрева артикуляционного аппарата, профилактики простудных заболеваний. Следить, чтобы дети лакали водичку «как кошечка», а не пили.
Речевая настройка. Создание тёплой дружеской атмосферы, формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу. Лучше всего проводить речевые настройки после утреннего приёма детей.
Артикуляционная гимнастика. Стимулирует функции речедвигательного аппарата. Все упражнения выполняются перед зеркалом. Наиболее эффективно выполнение упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.
Коррекционно-оздоровительная гимнастика. Необходимость её проведения обусловлена наблюдением за состоянием детей в утренние часы. Эта гимнастика позволяет обретать положительное эмоциональное состояние, хороший тонус на целый день. Сюда входят:
- дыхательные упражнения;
- пальчиковая гимнастика;
- ритмическая гимнастика;
- подвижная игра;
- релаксация.
Оформленная работа требует представления и рассмотрения на педагогическом совете учреждения. Рецензирование программы не обязательно, однако наличие в ней официальной рецензии компетентного специалиста позволяет скорректировать программу и уверенно реализовывать ее.
Список литературы.
1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М.: «Просвещение», 1986.
2. Галкина Г.Г. Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить». Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.
3. Желобкович Е.Ф. «Физкультурные занятия в детском саду». М.: - Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
4. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.
5. Мастюкова Е.М. «Коррекционно – оздоровительная работа по физическому воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи». Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ,2002.
6. Пенькова Л.А. «Под парусом лето плывёт по земле». Методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2006.
7. Подольская Е.И. Необычные физкультурные занятия для дошкольников/ авт. – сост. Е.И. Подольская. – Волгоград: Учитель,2010.
8. Чистякова М. Психогимнастика. – М.: «Просвещение»,1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.
Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов. В работе...
Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр
Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...
Методическая разработка.«Методические рекомендации родителям по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».
Методическая разработка. "Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики."...
Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на 2019 – 2020 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области Коррекцио...
Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову». план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме Опубликовано 10.02.2013 - 17:15 - Коваленко Окса
Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову».план-конспект занятия по физкультуре (старшая ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Данная программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» (Принят от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ), Конвенцией о правах ребенка, Всемирной декларацией ...
Программа коррекционной развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи при стертой форме дизартрии для детей дошкольного возраста (5-7 лет) на 2021-2022 учебный год
Данная программа включает в себя методические рекомендации по преодолению стертой формы дизартрии у детей с общим недоразвитием речи. Данная программа может применятся для совершенствовани...