Конспекты по ЗОЖ и ОБЖ и досуговая деятельность.
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Сычева Лидия Ивановна

Конспекты ОД по темам "Здоровый образ жизни, ОБЖ" для работы в старшей группе. Использованы ИКТ.

Досуг по ПДД ""Для чего нам светофор?". Конспект целевой прогулки по ПДД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа № 2083» СП «Знамя Октября» ДО  «Росинка»

Конспект

занятия на тему

«Уроки дорожной грамоты инспектора Леопольда».

(ПДД и ТРИЗ)

Составила

           Сычева Л.И.

Программные задачи:

  1. Закреплять знания о правилах поведения на дороге; профессии дорожного инспектора – регулировщика ГИБДД (на примере близких). Совершенствовать знания о дорожных знаках, о современных средствах, помогающим инспекторам сделать движение на дорогах менее опасным.
  2. Развивать поисковое мышление при решении проблемных ситуаций (эл.ТРИЗ)
  3. Воспитывать желание обезопасить себя в опасных ситуациях.
  4. Словарная работа. Активизация:инспектор, регулировщик, регулировать, жезл.

         

Ход занятия.

На прошлом занятии мы с вами узнали историю, как изобретались правила дорожного движения.

Уже тогда мы люди поняли, что без правил обойтись никак нельзя.

А теперь, что изменилось? (стало много транспорта, высокая скорость движения, шоферу трудно затормозить).

Все верно, вот поэтому и решили мы с вами пойти «ШКОЛУ ПЕШЕХОДНЫХ НАУК».

Итак, начнем первое занятие. Вы помните, как называют человека следящего за порядком на дорогах и регулирующего движения? (инспектор ГИБДД) – изображение на плакате или экране. 

-Что он делает на дороге? (следит за выполнением правил пешеходами и шоферами, замечает, если вдруг не работает светофор, необходимо поправить стершуюся «зебру» и т.д.) С помощью чего он это делает?

Но кроме того, ему приходится решать задачи.   Не верите? Это правда.

Пусть кто-нибудь из вас станет понарошку инспектором-регулировщиком.

Ваня, ты инспектор. Что ты должен делать (РЕГУЛИРОВАТЬ движение). Вот тебе фуражка, жезл.

А решить тебе предстоит такую задачу (задачи иллюстрируются соответствующими плакатами или на экране. Можно использовать модель «Улицы города»):

  1. «Перекресток».

На перекрестке всегда много машин, пешеходов. Здесь стоит вот такой знак, предупреждающий, что место опасное, надо быть очень внимательным.

Водителям знак говорит, что надо сбавить скорость, внимательно проследить ситуацию на дороге. Но есть водители, которые пренебрегают правилами, спешат, не смотрят на знаки. Чем опасна такая ситуация? Как быть? Что придумать, чтобы заставить водителей остановиться? (знаки, штрафы, различные наказания)

А если все это не помогает?

Давайте думать вместе, поможем нашему инспектору решить трудную задачу. Пусть дорога сама заставит водителя притормозить. Может быть такое? Ничего невозможного нет.

-Надо только хорошенько подумать(выслушиваются все варианты ответов, одновременно решая противоречия).  

Постепенно с помощью вопросов, проблемных ситуаций воспитатель подводит детей к тому, что надо как-то преобразовать дорогу, чтобы она остановила машину. Все варианты ответов принимаются («в виде ступенек», «волнообразная дорога»,  «рельса» и т.д.) Воспитателю не следует  говорить: «Неправильно».    

«Дети сами изобретут и «лежачего полицейского», металлическую подъемную полосу или другие варианты.

  1. «Перекресток».

Движение снова регулирует и решает задачу «инспектор» (можно другого ребенка, но участвуют все дети).

Все подчиняются инспектору. Но вот наступает вечер. Жезл регулировщика плохо виден. Ведь шоферы должны его заметить издалека (помним, что тормозить трудно). Что делать?  (варианты ответов детей также принимаются все – лампочка на жезле, светящаяся краска, поставить светофор и т.д.)

А теперь решим такие задачи.

  1. Как сделать, чтобы машины не были такие шумные?
  2. Шоферу тоже нелегко за рулем. Ведь ему приходится целый день быть в шумной машине, на шумной улице. Посмотрите на рисунки и рассудите прав шофер, так поступая или нет (шофер в наушниках -–слушает музыку; шофер разговаривает по телефону).
  3. Придумайте сигналы для того, чтобы шофер мог сообщить о своих действиях пешеходу или другому водителю, не останавливаясь, не выходя из машины (поворот, торможение, авария – свет фары, рука, сигнал, красный предмет или специальный знак). На экране возникает (или иллюстрация) знак «Поворот»
  4. Придумайте фантастическую машину, которую еще никто никогда не видел.  (Можно показать иллюстрации фантастических машин).
  5. Как быть в тех случаях, когда нет светофора, да и регулировщика невозможно поставить на каждом шагу? (компьютеры, видеокамеры в спецмашинах).

Задачи мы решили.

- А теперь уроки проведет наш добрый знакомый  «Кот Леопольд». В школе пешеходных наук он работает инспектором ГИБДД  (плакаты «Ходим по улицам с инспектором Котом Леопольдом»). А вызнаете кто такой инспектор_регулировщик? У кого папа работает регулировщиком? Он рассказывал тебе о своей работе?  Что делает регулировщик? Что ему помогает?

Дети подходят к каждому плакату, рассматривают его,  решают проблемные ситуации, обговаривают правила, знаки:

1.

Светофора красный глаз

Останавливает нас.

Он тревогою горит:

Пешеходам путь закрыт!

(Обсуждают световые сигналы светофора)

2.

Был невнимателен этот Слоненок.

И пострадал в результате ребенок.

Чтоб нарушителем не оказаться,

Надо правее, Слоненок, держаться.

(На дороге всегда надо держаться правой стороны – напомнить историю правил движения - ситуация в  Лондоне).

3.

Если автобус стоит на пути, не торопитесь его обойти.

Тот, кто не видит проезжую часть,

Может легко под машину попасть!

(всегда надо быть осторожным, если есть помехи – стоящая машина, кусты: за ними может быть движущаяся машина. Да и шоферу вас не видно за помехой)

4.

Путь открыт и чем прекрасен?

Он ребятам не опасен!

Лучше друга, право, нет,

Чем зеленый добрый свет!

(дорогу переходить надо только на зеленый свет светофора)

5.

Объясняет строго Кот

Детям нарушителям:

-Вам подземный переход

 Сделали строители!

(Если есть подземный переход, то переходить улицу по дороге нельзя – машины едут быстро их много и затормозить водители не смогут. Надо спускаться в подземный переход)

6.

Что надо знать о спецмашинах?

Что маячок у них на спинах.

Что на любой сигнальный свет

Мчаться им запрета нет!

Машинам таким надо путь уступать,

И правило это нельзя забывать!

(Если проезжает спецмашина – «скорая помощь», «милиция», «пожарная» – надо быть внимательным и не идти даже на зеленый свет. Такая машина спешит помочь людям в беде и не может ждать)

-Прощаемся с инспектором Леопольдом. До новых встреч!



Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа № 2083» СП «Знамя Октября» ДО  «Росинка»

Конспект

занятия на тему

«На автостраде или история машин и дорожных знаков».

(ПДД и ТРИЗ)

Составила

Сычева Л.И.

Задачи:

  • Формировать у детей приемы решения противоречий         во времени, пространстве, использование ресурсов..
  • Познакомить детей с историей происхождения машин и дорожных знаков, правил движения.
  • Закреплять знания о правилах дорожного движения, изобретения и рисования знаков-символов.
  • Развивать поисковое, изобретательское мышление.
  •  Воспитывать культуру поведения на дороге.

Словарная работа. Обогащение:дорожное покрытие, двустороннее движение,. Активизация: скользкий, водители, инспектор ГИБДД, пешеходы, перекресток, обочина, жезл регулировщика.

Предварительная работа.

Наблюдения, целевые прогулки, игры по теме «ПДД», беседы с детьми о машинах, изобретенных человеком (средства передвижения), чтение книг «Азбука здоровья», «Дети и дорога». Занятия по теме «Транспорт», рисование видов транспорта. Занятия и игры на решение противоречий, поиск ИКР.

Материал.

Магнитофон, мультимедийный проектор, фонограмма «Звуки автострады», слайды с изображением различных машин,  дорог (грунтовые, мостовые, асфальтовые). Магнитная доска с моделью дороги и автомашин. Макет перекрестка, куклы,

Раздаточный: Игрушки мелкие (машины) и магнитные доски на столах детей, изображение дорожных знаков (модели) карандаши, фломастеры, бумага

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 часть. Представим себе, что мы оказались на большой автомобильной дороге – автостраде (слайды1-2).

Включается фонограмма «Шум автострады».

-Вам здесь нравится? Чем? (интересно, много разных машин)

-Кому не нравится? Объясните (шумно, загазованность, опасно)

-Почему вы считаете, что здесь опасно?

-Значит, машины – это плохо?(игра «Цепочка противоречий»)

-А теперь я приглашаю вас отправиться на улицу города, который существовал сотни лет тому назад. Закрывайте глаза.

Почему здесь так тихо? (нет машин). Правда - тишина от того, что нет машин.

-Но подождите, кажется едет одна (слайд «старинная машина). Но она совсем мало похожа на современную. Как вы думаете - могла она ехать с большой скоростью?

-Конечно, нет. Слабый был мотор, неудобный руль. Кабина открытая и шоферу зимой было холодно.

-Но ведь скорость зависит и от дороги, по которой движется машина. А дороги в то время были узкими, грунтовыми – песок, ямы, колдобины, лужи. (Показслайдов).

-Какая дорога удобней – мягкая или с твердым дорожным покрытием?

(обсуждаются и положительные стороны и отрицательные – игра «Хорошо-плохо»).

Давайте попробуем придумать самую хорошую дорогу. Из чего ее лучше сделать? (ИКР) Обсуждаются все варианты.

2 часть.

Я расскажу вам историю. В большом городе Лондоне в то давнее время произошла авария - столкнулись две машины, хотя и всего-то их было 7 на весь город ). Почему это произошло? (варианты).

Все дело в том, что не было правил движения, дороги были узкие.

На магнитной доске моделируется ситуация и проигрывается изобретение правил «двустороннего движения»).

Вот вы сами изобрели двустороннее движение, как настоящие изобретатели. А может и не надо было этого делать? Просто сделать дороги очень широкие, чтобы 5 машин могла выстроиться в ряд? (проигрывается на моделях ситуация).

Но до сих пор есть узкие дороги, тесно стоящие дома. Как же быть, если нельзя сделать  широкую дорогу?

Дети решают противоречие во времени:

Сначала проедет одна машина, а затем другая. А как водители (шоферы) договорятся? Сигналы)

Но четко не видно, где чья сторона. Как же быть? (деление дороги белой полосой). Мы знаем, что сигналы «СТОЙ», «ПРОЕЗЖАЙ», «ПОДОЖДИ» подает светофор.

Если нет светофора, как регулируется перекресток? (его регулирует ИНСПЕКТОР ГИБДД). Как он подает сигналы (жезл)?

3 часть.

Дети подходят к столу с макетами знаков.

Часто и водителей и пешеходов ждут на дорогах опасности. Много несчастий произошло, пока человек научился предупреждать об опасностях и пешеходов, и водителей. А вот как он это сделал, догадайтесь сами (с помощью символов специальных – дорожных знаков).

Игра «Назови знак и поставь» с макетами дорожных знаков на столе с доской, расчерченой под улицу города. «Впереди яма»

  • «Крутой поворот»
  • «Пешеходный переход»
  • «Проезд запрещен»

Некоторые знаки мы можем придумать сами и нарисовать:

Водитель устал. Хочет отдохнуть и поесть. Как ему подсказать, где есть кафе?

Как помочь водителю, везущему больного, быстрее найти больницу?

Дети рисуют. А затем сравнивают с общепринятыми знаками.

4 часть.

А теперь отправимся на перекресток и посмотрим, какие опасности могут подстерегать нас – пешеходов. А вы расскажете,  как их избежать .

Воспитатель на макете перекрестка инсценирует с помощью машин, знаков и кукол проблемные ситуации, а дети их решают, поднимая при опасности красные сигналя «светофорчики».

  • Стоящая на обочине машина, а кукла, не посмотрев, бежит через дорогу (опасно – за машиной может быть другая движущаяся)
  • Кукла выскочила из-за кустов и, не остановившись, идет через дорогу (Опасность - шоферу не видно – кусты закрывают обзор)
  • Кукла переходит дорогу рядом с «зеброй».

Ну вот мы с вами побыли и изобретателями, и водителями, и пешеходами. В следующий раз мы отправимся в «Школу пешеходных наук» Хотите? Но это будет на следующем занятии.



Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа № 2083» СП «Знамя Октября» ДО  «Росинка»

                   Досуг

    «Для чего нам светофор?»

  (старший возраст с участием, в качестве зрителей, среднего и младшего возраста)

Действующие лица:

Колдун

Незнайка

Буратино

Инспектор-регулировщик

Светофор

Дорожные знаки («Пункт питания», пешеходный переход»)

Дети старшей группы (в костюмах транспорта, прохожих).

Костюмы и атрибуты: костюм инспектора, жезл, костюмы дорожных знаков, «зебра», костюмы по теме «транспорт», костюм колдуна. Лошадка для всадника. 

Вед:

Утром во вторник,

Ворча на людей брел по проспекту Колдун-чародей.

Мрачно держался за щеку рукою –

Зубы ему не давали покоя.

Колдун.

Ох вы, зубики мои бедные!

Чтобы придумать мне вредное-вредное?

Чтобы такое сейчас совершить?

Или мне всех напугать, устрашить?

Ну-ка начну я сейчас колдовать:

Эники, беники, восеьмью пять!» (исчезает, а вместе с ним и «зебра»)

Вед.:

Смотрите – промолвить едва он успел,

Зубом волшебным едва проскрипел,

Все светофоры погасли вокруг,

Все переходы растаяли вдруг.

Незнайка:

Ну подумаешь, ах колдовство!

Не случилось ровным счетом ничего.

Ну исчезли переходы:

Не заплачут пешеходы,

Сами выберут пути,

Где дороги перейти!

Буратино:

Светофор не светофорит?

Ну какое в этом горе?!

Красный свет, зеленый свет…

Может в нем и толку нет?!

Светофор:

Что я слышу? Вот те на!

Вот так рассуждения!

Позабыл про колдуна

Я от удивления.

Кто, ребята, до сих пор

Все еще не знает,

Для чего нам светофор

Светит и мигает?

1 Ребенок:

Наши дети

(Да и все дети на свете)

Знают: красный – он опасный;

Желтый - ты немного подожди,

А зеленый – проходи.

2 Ребенок:

Вот только так было всегда?

И в любые года?

 Инспектор:

Во всех городах и в любые года

По улице шли пешеходы всегда.

И каждый идущий куда-то,

Считался прохожим, ребята.

И в древности даже

На улице каждой

Колеса скрипели,

Подковы звенели.

Светофор:

Но только была еще в те времена

Для ног и колес мостовая одна.

 Инсценировка «Старинная улица»

Вед.:

Вот прохожий идет по делам (идет ребенок).

Песню мурлычет беспечно.

А из-за угла, закусив удила,

Выносится всадник навстречу.

  Прохожий:

Тормози!!!

Ну вот я уже очутился в грязи.

Шагаю, хромая, обратно…

Кому это будет приятно?!

Инспектор:

С тех пор, чтоб ходить, ничего не боясь,

Придумали люди ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ.

И делать там нечего пешим – у пеших своя пешеходная часть,

Где нету дороги проезжим.

Машины и всадники редко встречались

И ехали быстро, но вовсе не мчались.

И были в ту давнюю пору

Еще не нужны светофоры.

Незнайка:  

Да, взгляни-ка ты на нашу проезжую часть…

Машин тут ………легко под колеса попасть!

Буратино:

А как же  мне – прохожему быть?

Мне  улицу надо переходить.

Мне срочно, мне спешно, мне важно!

Сойти с тротуара мне страшно.

(в это время дети в костюмах, изображающих различный транспорт, быстро движутся по проезжей части).

Незнайка:

Я знаю ответ,

И вам я открою секрет.

Проще дорогу нам перейти, если очередь навсегда завести.

Вот едут машины, положим(«едут»).

Положено ждать их прохожим.

Дождались? Теперь проходите,

Теперь уж водители ждите.

Инспектор:

Ты молодец, Незнайка!

Поставить надобно дозор.

Но кто поможет?

Дети:

Светофор!

Ребенок:

Проследит он за дорогой в свои цветных три глаза.

И отдаст без промедленья нужные приказы.

Светофор:

Я отдам, а вы следите и сигналы назовите.

Красный глаз…(дети договаривают)

Стоять приказ!

Желтый глаз мигнет народу…..

Приготовьтесь к переходу!

А зеленый загорится -

Путь свободен, можешь и не торопиться.

Знак «Пешеходный переход»

Я всегда вам помогу:

У «зебры» рядом я стою

Регулировщик:

Ну а если светофора здесь и вовсе нет,

Кто поедет, кто пойдет, он вам даст простой ответ.

За жезлом за его следите, и осторожно – не  спешите.

Буратино:

Вот спасибо!

Научили!

Объяснили!

Незнайка:

Знаем мы как «раз, два, три»,

Где дорогу перейти.

Ребенок –знак «пункт питания».

Новый знак вам шлет привет (знак «пункт питания»).

Рядом должен быть обед.

Он шоферу сообщает и нас обедать приглашает.



Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа № 2083» СП «Знамя Октября» ДО  «Росинка»

Конспект

целевой прогулки

в старшей группе

(ПДД и ТРИЗ)

Составила

           Сычева Л.И.

Программные задачи

  1. Продолжать формировать и конкретизировать знания о правилах поведения на дороге: дорожной азбуке (пешеходный переход – «зебра», сигналы светофора).
  2. Формировать навыки составления чертежей (план) и использования их в жизненных ситуациях.
  3. Воспитывать культуру общения, поведения на улице.
  4. Словарь: пешеходный переход, «зебра», регулировщик, инспектор.

Подготовка к целевой прогулке:

Моделирование ситуаций на тротуаре (территория сада), черчение плана с детьми, занятия по теме «Речь и культура общения» Чтение произведения О.Тарутина «Для чего нам светофор?», рассматривание иллюстраций, игры с макетом улицы.

Материал:

План-чертеж (изготовляется перед прогулкой), площадка, с начерченной «зеброй», разделительной полосой и т.д. Знаки -  модели «пешеходный переход», «Осторожно - дети!», «Проезд на велосипеде запрещен»,  «Проезд на велосипеде разрешен», фуражка, костюм регулировщика, жезл, машины, велосипеды.  

 Ход прогулки.

1часть.

До начала прогулки детям предлагается начертить план: обозначить здание сада, ворота, улицу перед садом, здание напротив.

Беседа «Что такое улица?»

Улица – это место, по которому движутся люди, машины. Их много. Если бы не было правил дорожного движения, правил культурного поведения на улице, всем было бы очень трудно и даже опасно. Но мы с вами люди воспитанные, знающие. Сейчас мы будем собираться на улицу. С чего начнем? (собираться, одеваться). Для чего у нас в прихожей висит зеркало?

-Конечно, мы должны смотреться в него, чтобы быть аккуратными, опрятными. Ведь на улице мы встретим большое количество людей и среди них малознакомые или вовсе незнакомые.

Всегда ли мы проходим мимо и не смотрим друг на друга? Конечно, нет. Человек как в зеркало смотрит на другого человека, здоровается со знакомыми, улыбается им. Поэтому нельзя выходить на улицу неряшливо одетым.

В старину говорили: «К выходу на улицу надо готовиться со тщанием (тщательно) и без торопливости»,  ибо показаться на улице неряхою считалось позором.

Вот и мы оделись, прихорошились. Улыбнитесь своему отражению в зеркале и будьте всегда веселым и улыбчивым.

2 часть.

На улице дети рассматривают план, определяют направление (к воротам ) и идут. У ворот останавливаются и сверяют с планом улицы (повороты, здание напротив, где проезжая часть.

-Где тротуар?

-Как надо двигаться по тротуару? (придерживаясь правой стороны).

-Как переходить улицу? (посмотрев направо и налево. Быть осторожным, если есть помеха слева)

Дети здороваются со знакомыми, обсуждают нарушения правил (если они есть, но делать это надо так, чтобы посторонние не слышали).

На улице всегда надо быть вежливым, внимательным и осторожным.

Внимательно выслушайте, если вдруг у вас спросят, как пройти к какому-нибудь зданию и понятно объясните. Если по дороге человека ждет опасность, предупредите (яма, оживленный перекресток).

Если бы вы были инспектором, какой бы знак вы поставили возле детского сада? («осторожно – дети»).

3 часть.

-На нашей улице нет светофора, нет большого движения. Но ведь мы с вами ездим в Подольск, Москву. Да и вдоль нашего поселка проходит оживленная трасса, по которой в обе стороны едут много машин и нам приходится переходить дорогу.

-Пойдемте на нашу площадку, где изображена улица города, где есть дорожные знаки и вспомним все, что мы знаем о правилах движения. А если что забыли, то повторим снова.

Азбуку дорожную

Знать каждому положено.

Есть ли на этой улице специальное место для перехода? Как оно называется?

-Почему его назвали «зеброй»?

-Вот только знака специального нет. Но у нас заготовлено много знаков. Найдите и поставьте нужный знак (дети ставят). Что обозначает этот знак? Как его называют? («Пешеходный переход»). Что еще может помочь правильно сориентироваться, когда можно переходить улицу, а когда нет? (светофор – назвать назначение каждого цвета светофора).

 На другом конце улицы стоит какой-то знак. Что он говорит? А где можно кататься на велосипеде? (показывают место, где расположен знак)

-Ну что же прокатимся по очереди на наших велосипедах. Но не забывайте о правилах.

- А вот регулировщиком, инспектором будет кто-нибудь из вас (Выбирают. Ребенок надевает фуражку, костюм).

-Что еще нужно регулировщику?(жезл, свисток). Где ему лучше встать? (Там, где нет светофора).

Дети катаются на велосипедах и больших автомобилях. Регулировщик регулирует движение, использует свисток при нарушении правил.

Вы молодцы и правила движения знаете и выполняете их. Только вот как вы считаете, стоит ли вам одним уходить к большой дороге, переходить дорогу без взрослых? Конечно, нет. Это опасно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно – досуговая деятельность в ДОУ ( план мероприятий по культурно-досуговой деятельности в ДОУ по нравственно –патриотическому воспитанию).

план мероприятий по культурно-досуговой деятельности в ДОУ по нравственно –патриотическому воспитанию...

Организация досуговой деятельности детей в старшей_группе по теме «Салют Победа!» Автор конспекта досуговой деятельности (далее – ННОД): (Темербекова А.А., воспитатель, СП детский сад Моховской ООШ)

Для нашего поколения Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летоп...

Конспект досуговой деятельности ОО Художественно-эстетическое развитие Музыкальной деятельности во второй младшей группе на тему: «На бабушкином дворе».

методический материал могут  использовать в своей работе музыкальные руководители, воспитатели, студенты...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному-художественному развитию «Праздник дружбы!» досуговая деятельность

Цель: закрепление у детей представлений о доброте, радости и дружеских взаимоотношениях.Задачи:- стимулировать совместную музыкально-художественную деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость,-...

«Технологическое обеспечение досуговой деятельности В ДОУ» Досуговое мероприятие «Прощай Масленица» Уличное гуляние для детей старшего возраста

Методическая разработка досугового мероприятия для дошкольников по фольклору "Прощай, Масленица"....

Особенности организации культурно-досуговой деятельности в образовательных организациях. Тема : Организация социокультурной среды по средствам досуговой деятельности дошкольников

В системе дошкольного образовательного учреждения деятельность, организуемая в свободное время, определяется как культурно-досуговая. Задачи, гипотеза исследования; проблема подготовки специалистов; в...