Этикет в процессе режимных моментов.
статья (старшая группа) на тему
В слове «успех» заложено несколько значений: положительный результат, удачное завершение чего-либо, признание людей, одобрение достижений. Состояние, которое позволяет человеку поверить в собственные силы, почувствовать себя нужным людям, лидером коллектива, признанным знаком своего дела, определяется словом «успешность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Этикет в процессе режимных моментов.
М.Н. Самосадская
(АНО ДО «Планета детства «лада» ДС №188 «Степашка», г.о. Тольятти)
В слове «успех» заложено несколько значений: положительный результат, удачное завершение чего-либо, признание людей, одобрение достижений. Состояние, которое позволяет человеку поверить в собственные силы, почувствовать себя нужным людям, лидером коллектива, признанным знаком своего дела, определяется словом «успешность»
Мы убеждёны: достижение успеха, радость переживания успешности приобретаются человеком в детские годы. Став взрослым ,он уже сознательно стремится к материальному достатку и карьерному росту, личностному развитию, успешным межличностным отношениям и к результативному общению , общественному признанию, успеху в делах и профессии.
В любом случае для успешности нужны такие качества, как умение определить цель. Составить и реализовать план ее достижения, а еще позитивное отношение к миру и людям. Ответственность, активность, воля, развитое мышление и, конечно, компетентность в той области, в которой он стремится к успеху. Человеку также необходимы здоровье и энергетическая сила.
Все это закладывается в детстве.
Одна из ведущих задач педагога - воспитать в ребенке готовность к успеху, способность к успешной деятельности, успешно общению и к отношениям, которые этому способствуют. Иными словами, воспитать в ребенке личность, поскольку, как известно. Личность – это субъект отношений и сознательной деятельности, активный член общества и определенной общественной группы. Успешность всегда связана с личностью.
В многогранной воспитательной работе необходимо обращать пристальное внимание на поведение дошкольников. На то. Как они овладевают основными правилами этикета , на соблюдение этих правил во всех жизненных ситуациях.
Мы неоднократно подчеркивали значение этикета в жизни человека и общества , говорили о необходимости обучения детей этикетным правилам , поведенческой технологии. С помощью которой каждый сообщает окружающим сведения о себе , принципиально важные в развитии общения , именно: о своем настрое на жизнь , об отношении к людям и отношении, которого ждем к себе . том, к чему стремимся, чего желаем и на что надеемся.
Чтобы стать успешным человеком ,ребенка надо научиться подавать о себе. Своих отношениях и желаниях верные сигналы.
Дошкольникам даются основные поведенческие правила, соблюдение которых делает их равноправными членами детсадовской группы и семьи, способными любить своих близких , дружить, играть, познавать, делиться знаниями с товарищами, переживать успех в делах и отношениях.
Одна из основных задач, решаемая через познание детьми правил этикета, - обучение способом установления и развития коммуникаций.
Ребенок учится налаживать связи со сверстниками и взрослыми, с людьми близкого и дальнего окружения, и с теми, кто не желает дружить.
Осваивая этикет , дети учатся общаться с людьми: убеждать, договариваться, уступать в спорной ситуации, примиряться, отстаивать свое мнение, просить о помощи и предлагать ее, приветствовать. Благодарить. Он осознает, если хочешь, чтобы с тобой общались и вели совместные дела, надо выглядеть так, чтобы окружающим твой внешний облик доставлял удовольствие, т.е. всегда выглядеть красиво, эстетично, привлекательно и соответственно ситуации (делу. Которым занимаешься , времени года, цветовому и стилевому решению).
Дети учатся делать подарки, совершать приятные людям действия и поступки, красиво и правильно вести себя за столом, в гостях, общественных местах.
Чтобы дети стремились к освоению этикета, им прежде всего необходима мотивация на обучение, которая может быть выражена следующим образом:
МЫ УЧИМСЯ устанавливать доброжелательные отношения; проявлять любовь и уважение к близким людям, друзьям и товарищам.
МЫ ХОТИМ создать дружеские отношения в группе, быть хорошими людьми - добрыми и красивыми, нравится людям.
МЫ ЖЕЛАЕМ, чтобы нас принимали и понимали наши товарищи и близкие, чтобы они верили нам.
Обучение правилам этикета происходит в процессе режимных моментов, через приобретение жизненного опыта.
ПРИШЛИ В ДЕТСКИЙ САД – как привлечь воспитателя и ребят к радостному общению с тобой? Поздороваться с ними, пожелать доброго дня и здоровья. Опрятно выглядеть, поскольку в опрятности и красоте облика заложен важный знак: я тебя уважаю и хочу тебе нравится.
ВРЕМЯ ЗАСТОЛЬЯ – как сделать так, чтобы оно протекало приятно для тебя и для других?
Есть аккуратно, не разбрасывая крошки хлеба на столе, не опрокидывая бокал с киселем, правильно пользоваться салфеткой и столовыми приборами, поскольку они верные друзья изящного застолья. Говорить мало и тихо, не разговаривать в тот момент, когда во рту есть пища. В начале застолья пожелать всем приятного аппетита, а в конце поблагодарить за совместную трапезу. Обязательно сказать слово благодарности помощнику воспитателя, поскольку он многое сделал для того, чтобы дети красиво и вкусно ели.
В ИГРЕ быть внимательным к товарищам, не обижать, уступать, действовать сообща на пользу всем и каждому.
НА ЗАНЯТИИ слушать воспитателя, никому не мешать трудится, отвечать на поставленные вопросы, предварительно обдумав ответ, содержать в порядке и чистоте свое рабочее место.
ПЕРЕД СНОМ аккуратно уложить одежду на стульчик. Чтобы она не поменялась и чтобы в спальной комнате сохранились чистота и порядок, обувь убрать под стульчик, чтобы она никому не мешала, если понадобится пройти.
УХОДЯ ИЗ ДЕТСКОГО САДА, обязательно сказать слова расставания : «до свидания», «до завтра». И улыбнуться воспитателю, выразив ему свою благодарность: он трудился, чтобы ты стал умнее и добрее, чтобы ты многому научился за этот день, как и в другие дни присутствия в детском саду.
Этим простым правилам общежития обучают родители, не всегда правда, соблюдая требовательность и системность. О них говорят воспитатель и его помощник, обращая внимание на то , что общежитие требует от каждого соблюдения тех правил, которые группа установила.
Однако эти правила оказываются трудными для исполнения , когда они выполняются лишь по обязанности, потому что «так взрослые велели».
Надо обязательно объяснить детям: без выполнения этих простейших правил человек не может вписаться в коллектив товарищей .Он не сможет в полной мере ощутить успех, поскольку никто не будет рад ему и его делу.
Мы обучаем детей поведенческим правилам в различных видах деятельности, будь то самая увлекательная игровая, самая сложная – образовательная или самая важная – трудовая ,будь то рисование или конструирование , пение или чтение, подготовка к празднику или наведение порядка в групповой комнате. В каждом деле есть место правилам поведения, соблюдение которых является знаком уважения к тем, кто с тобой вместе играет, трудится , что-то создает или познает.
Главная детская наука – научиться жить в группе и в семье. Дети создают свое общество, в котором становятся необходимыми и равноправными членами.
Старшие дошкольники усваивают поведенческие эталоны.
Они могут анализировать свое поведение других людей, способны к нравственному выбору, т.е. к такому поведенческому шагу, который не ущемляет интересы товарищей группы, педагога, родителя, любого человека, с которым они общаются. Расширяются коммуникативные возможности детей.
Ребенок становится субъектом, регулирующим собственное поведение.
В старшей и подготовительной к школе группах педагог формирует у детей понятие об этикете, о его нравственной и эстетической основе. Старшие дошкольники овладеют этикетными правилами, осознают их необходимость и взаимосвязь. Закрепляют полученное знание собственным поведением и построением отношений с детьми и со взрослыми. Создают доброжелательную обстановку, в которой благополучно развиваются, ощущая себя успешными людьми.
Главное , что они усваивают : этикет создан для проявления уважения к людям.
В этом же возрасте ребенок желает успеха, и ему надо знать, что успешный человек – это тот, кто уважают, кто может направить на поставленную цель не только свои умения , но и собственное поведение.
Воспитатель в работе с детьми использует широкую палитру словесных методов .Беседует о том ,как следует о том, как они оценивают собственное поведение товарищей, как следует поступить в гостевых, застольных ситуациях, какие правила этикета и зачем соблюдаются в общественных местах ( в транспорте и на улице, в театре и в музее)
Он акцентирует внимание детей на раскрытии поведения героев народных сказок и художественной литературы. Назовём некоторые произведения, в которых сосредоточены большие возможности для анализа поведения: русские народные сказки «Лиса и журавль», «Колобок», «Репка», Ш.Перро. «Золушка», А, Милн. «Винни Пух и все-все-все», В. Драгуновский. «Друг детства», Д.Хармс. «Очень-очень вкусный пирог», а также произведения А.Барто, С.Михалкова, Э.Мошковской и многие другие, входящие в круг детского чтения.
Иной раз, обсуждая возникшую ситуацию, воспитатель должен подсказать детям, как следовало правильно поступить, разъяснить, почему желательно такое поведение.
Приведём в пример такую ситуацию: на вопрос Серёже, почему он не сказал слова благодарности Татьяне Николаевне, когда вышел после обеда из-за стола, тот ответил, что он всегда говорит «спасибо» маме за вкусный обед, а Татьяна Николаевна суп и картошку не варила. И ещё в беседе выяснилось, что мама всегда требует от него говорить «спасибо», когда он поест, но сейчас мамы рядом нет.
В подобной ситуации детям нужны следующие разъяснения:
- Всегда, есть мама рядом или её нет, надо говорить слова благодарности людям за то, что они старались вам помочь, что-то важное для вас сделали.
- Воспитатели и помощник воспитателя в течении дня выполняют важную работу: они помогают детям жить и проводить время в детском саду.
- Чтобы дети сели за стол и вкусно поели, работает много людей: повар, работники детсадовской кухни, помощник воспитателя, который накрывает на стол и подаёт еду.
- После застолья принято говорить «спасибо» : то благодарность всем детям, воспитателю и помощнику воспитателя за то, что они вместе с вами участвовали в застолье; благодарность работникам кухни за то, что они подготовили еду для застолья; благодарность помощнику воспитателя, который накрывает на стол, а после уберет посуду и приведёт в порядок столы, за которыми ребята ели.
Немаловажны практические методы, прежде всего упражнения, в которых отрабатывается поведенческая техника (уступи место младшему, скажи комплимент товарищу, положи на колени полотняную салфетку, преподнеси подарок или цветы и т.д.). Поведение человека состоит из огромного числа поведенческих фрагментов, которые следует отрабатывать с детьми. От закрепления техники действия в упражнении можно перейти к дидактическим играм, в которых эта техника закрепляется. Известно, что в игровой ситуации ребёнок легче и охотнее выполнит то действие, которое ему почему-то не даётся в ситуации реальной жизненной.
И наконец, от игры можно привести ребёнка к выполнению поведенческих действий в жизненных ситуациях. Например, ситуация приёма пищи во время обеда: накрыть стол, сесть за стол, есть, пользуясь столовыми приборами и салфеткой, соблюдая за столом чистоту и порядок, завершить обед и выйти из-за стола, поблагодарить за обед.
Ситуация праздника в группе: пригласить гостей ( родителей, детей другой группы, работников детского сада), подготовить подарки и сюрпризы, продумать, как будем развлекать гостей и чем угощать их, привести в «идеальный порядок» групповую комнату, нарядиться, встретить гостей, развлекать и угощать приглашённых, всем гостям уделять внимание, никого не забыть и не обидеть, проводить гостей, привести групповую комнату в порядок после окончания праздника. Разумеется, все перечисленные дела выполняются не сразу, а постепенно, может быть, и за несколько дней. В будние дни готовят приглашения и подарки, накануне праздника приводят групповую комнату в порядок, в день праздника выполняют все поручения взрослых.
Выступления детей во время праздника имеют высокую степень заряда на успешность. Во-первых, надо много сил потратить на подготовку: выучить стихотворение, песню или танец, отработать выступление, привлекательное для зрителей. Во- вторых, приложить огромное усилия, перебороть в себе страх, собрать свою волю, чтобы не испугаться, не сбиться и провести выступление, а также не подвести товарищей. доставить, наконец, радость зрителям и самому себе. В-третьих, переживать за товарищей, слушать и смотреть то, что они подготовили, радоваться их успеху.
Наглядные методы не сводятся только к показу книжных иллюстраций, дидактических картин, мультфильмов и видеофильмов с поведенческой тематикой. Живым, емким и хорошо запоминающимся примером является поведение воспитателя и его помощи, родителей каждого воспитанника (а также бабушек и дедушек), гостей и посетителей группы, работников детского сада, наконец, поведение каждого ребёнка в группе.
Жизнь ребёнка в детском саду и за его пределами сопровождается правилами поведения, благодаря которым он проявляет уважение к людям, настраивает окружающих на общение с собой, привлекает к совместной деятельности и переживает состояние успешного осуществления своих дел.
Обучение правилам этике ведёт детей от выполнения внешних, общепринятых форм поведения к усвоению нравственных принципов; от техники поведения к нравственной и эстетической поведенческой основе. Оно вооружает детей техникой установления коммуникаций и способствует, в конечном счёте, формированию личностной успешности.
Используемая литература
- Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этике: Метод. Пособие для педагогов. М.:Посвещение, 2007
- Курочкина И.Н. Этикет для дошкольников: Пособие для родителей. М.:Просвещение, 2007
- Методические рекомендации к примерной общеобразовательной программе воспитания и обучения дошкольников по образовательным областям «Счастливый ребёнок». М.:Школьная пресса,2012г.
- Мониторинг к образовательным областям «Коммуникация», «Социализация», «Труд». М.:Школьная пресса,2012.
- Счастливый ребёнок: Программа воспитания и обучения дошкольников по образовательням областям. М.:Школьная пресса.2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культурно-гигиенических навыков в процессе режимных моментов.
В данной таблице приведены культурно-гигиенические навыки приобритаемые дошкольниками в ДОУ в различных возрастных группах ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/14/picture-221285-1363256777.jpg)
Интеграция образовательных областей на примере обучения детей домашнему адресу в процессе режимных моментов
Данный материал предназначен для работы воспитателей по обучению детей запоминания домашнего адреса ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-309659-1385752040.jpg)
Художественное слово для использования в процессе режимных моментов ( автор Мажура Ю.М.)
Оригинальное художественное слово....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/08/picture-779434-1460124783.jpg)
Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом в процессе режимных моментов
Содержание коррекционно-развивающей работы, в соответствии с Федеральными Государственным образовательным стандартом образования, в настоящее время направлено на со...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/17/picture-879463-1547751056.jpg)
Конспект совместной деятельности педагога с детьми в процессе режимных моментов «Подготовка к прогулке» с использованием художественного слова
Конспект совместной деятельности педагога с детьми «Подготовка к прогулке» с использованием художественного слова...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/10/picture-1161815-1568140622.png)
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей раннего (младшего) возраста в процессе режимных моментов.
В презентации раскрывается единая система взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп раннего (младшего) возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/25/picture-743404-1453746050.jpg)
«Речевое развитие ребенка в процессе режимных моментов»
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок интенсивно растет и развивается. Именно в этом возрасте формируются психические процессы у ребенка. Он взаимодействует с окружающим миром и л...