«Речевое развитие ребенка в процессе режимных моментов»
статья (младшая группа)
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок интенсивно растет и развивается. Именно в этом возрасте формируются психические процессы у ребенка. Он взаимодействует с окружающим миром и людьми, получает опыт, новые впечатления, что способствует развитию его умственных способностей, а самое главное речи. Речь не дается человеку с рождения, он овладевает ею в дошкольном возрасте и на это требуется время, а так же не малые усилия со стороны взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_rebenka_v_protsesse_rezhimnyh_momentov.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевое развитие ребенка в процессе режимных моментов»
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок интенсивно растет и развивается. Именно в этом возрасте формируются психические процессы у ребенка. Он взаимодействует с окружающим миром и людьми, получает опыт, новые впечатления, что способствует развитию его умственных способностей, а самое главное речи. Речь не дается человеку с рождения, он овладевает ею в дошкольном возрасте и на это требуется время, а так же не малые усилия со стороны взрослых.
Развитие речи у дошкольников – это одна из актуальных проблем, решение которой должно проходить не только на занятиях, но и в режимных моментах, которые пронизывают всю жизнь ребенка в детском саду. Так как в дошкольном детстве игра является ведущей деятельностью, то для успешной работы по развитию речи будем использовать дидактические игры, с помощью которых дети смогли бы обогатить свой словарный запас.
Во все режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, фонетические, лексические, грамматические упражнения, русский народный фольклор - потешки. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием. Фольклорные произведения и стихотворения очень нравятся детям и они с удовольствием будут их повторять.
Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, городе, в котором живешь, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребенком и воспитателем. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в детском саду в период привыкания к новой обстановке. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому человеку – в общем, отвлечься и успокоиться. Учитывая, что многие народные произведения позволяют подставлять любое имя, не изменяя содержание.
Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший! Ванечка – пригожий!
Придет киска не спеша
И погладит малыша
«Мяу-мяу» – скажет киска,
Наша детка хороша
Ты мне ручки подай,
Да в садик забегай ,
Умываться мы пойдем,
Где водичка, мы найдем.
Во время подготовки к приемам пищи можно рассмотреть посуду, назвать ее форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе, обсудить меню, т.е. озвучить названия блюд, их полезность для детей, вспомнить правила поведения за столом.
Такие беседы способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми словами.
Чтобы обеспечить положительное отношение к режимным моментам подбираются также соответствующие потешки. Удачно подобранная потешка может помочь во время кормления:
Умница Юленька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
«А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.»
Часто бывает так, что дети во время еды начинают разговаривать. Вот здесь и будет уместно включать пословицы и поговорки, для того чтобы успокоить детей и настроить на прием пищи:
"Когда я ем, я глух и нем".
"Когда я кушаю, никого не слушаю".
В образовательной деятельности используем физкультминутки, так как дети быстро устают и им требуется смена деятельности. Дети проговаривают вместе с воспитателем слова и сопровождают все это движениями. Вот некоторые примеры физкультминуток:
1. Хомка, хомка, хомячок - полосатенький бочок,
Хомка раненько стает, шейку моет, щечки трет,
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять - Хомка хочет сильным стать.
2. «Зайка серенький сидит (Сидят, как зайчики)
И ушами шевелит. (делают ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопают в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгают, как зайки)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал»
3. «Мишка косолапый
По лесу идет, (Бодро шагают)
Шишки собирает,
Песенки поет. (Приседают – собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб. (Держатся ручками за лоб)
Мишка рассердился
И ногою – топ!» (Топают ногой)
Очень интересны для детей речевые игры с мячом:
- "Съедобное – несъедобное",
- "Скажи наоборот",
- "Один – много",
- "Назови ласково",
- "Повтори скороговорку",
- "Подскажи словечко",
- "Кто, что делает?" … и т. д.
Хороши в работе игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов, потешек, песенок поскольку движения пальцами, кистями рук так же благотворно влияют на развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи кроме того, народная потешка является прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построено на диалогах. При выполнении каждой игры нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой так и левой рукой.
Во время одевания или раздевания детей, воспитатель разговаривает с ними о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т. д.
1.Для этого хороша дидактическая игра «Одень куклу на прогулку». Сейчас зима. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу?(Теплую, зимнюю.)
2. Показ и рассматривание одежды.
Педагог показывает детям предметы одежды (зима), называет их, рассказывает о цвете, материале, из которого сшита одежда, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку). Подчеркивает, что зимняя одежда очень теплая, потому что зимой холодно.
3. Совместная деятельность: последовательное одевание куклы на прогулку с подробным рассказом, что надеть на куклу.
Подготовка к прогулкам дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым.
1. «Маша варежку надела:
-Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла:
-Поглядите, я нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
- Как живешь?»
2. «Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Машеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.»
Во время прогулок дети часто ведут наблюдение за явлениями и объектами природы. Перед этим занятием можно загадать загадки, прочитать стихотворение. Для того, что бы дети сами догадались за кем, или за чем будут наблюдать.
Без рук, без ног,
А ворота отворяет.
(Ветер)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда не пускают.
(Дождь)
Также на прогулке очень весело для детей проводить подвижные игры с речевым сопровождением например, как:
- "У медведя во бору",
- "Гуси-гуси",
- "Зайка серенький сидит",
- "Кот и мыши",
- "Карусели",
- "Два мороза " и другие игры.
Во время укладывания на сон:
1. Тишина у пруда,
Не качается вода.
Не шумят камыши,
Засыпают малыши.
После тихого часа проснуться детскому организму, улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус помогает бодрящая гимнастика.
2. Потянулись, потянулись!
Поскорей, скорей проснулись!
День настал давным – давно,
Он стучит в твое окно!
Так же приводим в порядок волосы после сна, причесываемся, одеваемся идем мыть руки перед полдником.
1.Солнце уж не спит давно,
Смотрит к нам оно в окно.
Хорошо Вам отдыхать,
Но пора уже вставать.
2. Тихо- тихо колокольчик позвени,
Всех мальчишек и девчонок разбуди.
Все проснулись, потянулись.
И друг другу улыбнулись.
3. Петушок-петушок,
Подари мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
4. Чешу, чешу, волосыньки,
Расчесываю косыньки.
Для развитие связной речи предлагаю детям чтение с последующим обсуждением произведений, заучивание и выразительное рассказывание стихов, рассматривание иллюстраций на различные темы и т. д.
Также не забудем и про то, что в игре дети многому учатся: расширяется и обогащается словарный запас, повышается речевая активность, что в наше время для детей просто необходимо.
Речь взрослого является для ребенка образцом, поэтому следует следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить слова. Вся работа по развитию речи – это подготовка к успешному обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культурно-гигиенических навыков в процессе режимных моментов.
В данной таблице приведены культурно-гигиенические навыки приобритаемые дошкольниками в ДОУ в различных возрастных группах ....
Интеграция образовательных областей на примере обучения детей домашнему адресу в процессе режимных моментов
Данный материал предназначен для работы воспитателей по обучению детей запоминания домашнего адреса ...
Художественное слово для использования в процессе режимных моментов ( автор Мажура Ю.М.)
Оригинальное художественное слово....
Консультация на тему: "Формирование образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию дошкольников в ходе режимных моментов".
Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка дошкольного возраста. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание ...
Рекомендация логопеда для родителей на тему: «Стимуляция речевого развития детей в различных режимных моментах»
Данная рекомендация была предложена родителям детей с ОВЗ (сложный дефект) в рамках родительского собрания на тему "Режим дня. Чем он важен?" В рекомендации собран материал потешек, который ...
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей раннего (младшего) возраста в процессе режимных моментов.
В презентации раскрывается единая система взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп раннего (младшего) возраста....
Консультация для родителей Речевое развитие ребенка в процессе общения со взрослым.
Влияние взрослого на становление речи ребёнка....