Формирование психологического здоровья детей как одна из задач содержания работы педагога-психолога на этапе подготовки к школьному обучению.
статья по психологии (подготовительная группа)

Серегина Мария Викторовна

В данной статье говорится о формировании психологического здоровья как структурного компонента психологической готовности к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Улыбка»

 Краснослободского муниципального района

 Республики Мордовия

Выступление на районном

методическом объединении

Тема: «Формирование психологического здоровья детей как одна из задач содержания работы педагога-психолога на этапе подготовки к школьному обучению»

                                          Подготовила: Минашкина М.В.

                                                                                        педагог-психолог МБДОУ

                                                                                 детский сад «Улыбка»  

        

Краснослободск 2015 г.

Формирование психологического здоровья детей как одна из задач содержания работы педагога-психолога на этапе подготовки к школьному обучению.

  

Современная система образования очень четко реагирует на динамические изменения, происходящие в обществе, старается учитывать практически все потребности образовательных ступеней (дошкольное, школьное, профессиональное образование). На сегодняшний момент отмечается бурное развитие дошкольного образования, особенно актуальным является вопрос о качестве подготовки будущего первоклассника, и его отражение в последующей успешной учебной деятельности. В условиях данной ситуации необходимо внедрение психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс в дошкольном общеобразовательном учреждении.                В русле данного анализа современной ситуации, необходимо отметить, что образовательная практика ДОУ в широком диапазоне набора психолого-педагогических услуг обусловлена потребностью в формировании психологического здоровья детей, особенно остро ставится вопрос о проведении психологической работы в данном направлении в подготовительной группе.                                                                Термин «психологическое здоровье» был введен в научный обиход И.В.Дубровиной. Данный автор указывает, что «психологическое здоровье» относится к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной.                                                О.В. Хухлаева понимает под психологическим здоровьем «необходимое условие полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности».                                                                                В нашем детском саду на протяжении нескольких лет реализуется психологическое сопровождение процесса подготовки к обучению в школе и профилактики школьной дезадаптации.                                                                                        В рамках сопровождения работа педагога-психолога при подготовке детей к школе ведется в разных направлениях:

1. Формирование психологического здоровья детей. Сюда входят: проведение специально разработанных комплексных занятий по профилактике и коррекции страхов, негативных эмоциональных реакций ребенка, повышение стрессоустойчивости, игровые, психогимнастические упражнения, присутствие на занятиях элементов музыкотерапии, арттерапии, чтение и последующий анализ художественных произведений, главным образом, сказок, проведение бесед, сюжетно-ролевых игр, отдельное место занимает моделирование игровых ситуаций с конкретным проигрыванием и обсуждением.

2. Подготовка детей подготовительных к школе групп:

- Диагностика (2 раза в год, в октябре, мае), включающая исследование  психологической готовности к школе по следующему диагностическому инструментарию: тест Керна-Йерасика, беседа С.А. Банкова «Психосоциальная зрелость», «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Семаго, М.Семаго.

- Групповые занятия (цель: развитие познавательных процессов, эмоциональной сферы ребенка, коммуникативных навыков).

- Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, у которых по результатам диагностики низкий и ниже среднего уровни психологической готовности к школе.

- Экскурсии в школу: библиотеку, планируется посещение музея (цель: формирование новой социальной позиции – школьника).

- Участие в торжественной линейке 1 сентября.

- Организация выставок детских работ на темы:

 «Моя будущая школа»

(цель: формирование мотивационной готовности к обучению в школе).

- Проведение развлечений на темы «Путешествие в страну Заниматики», «Книги – наши друзья», интеллектуальных викторин.

3. Подготовка родителей будущих первоклассников, одной из основных задач которой является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышения их психолого-педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе.

Работа с родителями строится поэтапно:

- Анкетирование родителей (цель: определить ожидания, опасения), например, «Готов ли Ваш ребенок к школе?» и т.д.

- Разработка информационных стендов, папок-передвижек, буклетов (с целью просвещения родителей).

- Семинар-практикум для родителей по теме «Психологическая готовность к обучению в школе».

- Индивидуальные консультации по результатам диагностик.

4. Работа с педагогами:

- Выступления на педагогических советах по вопросам подготовки к обучению в школе:

• «Портрет будущего первоклассника»

• «Психологические особенности детей 6-7 лет».

- Индивидуальные консультации с целью ознакомления их с результатами диагностики и рекомендациями.

В рамках преемственности между дошкольными учреждениями и школами в конце учебного года приглашается школьный психолог и проводится психологическая диагностика всех выпускников, с целью информирования учителей школы об особенностях выпускников, их успехах и трудностях, об эффективных приемах и способах взаимодействия с ними.

Такой режим работы способствует:

- повышению уровня психологической готовности будущих первоклассников, более полноценному развитию интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы детей;

- снижению уровня тревожности, повышению стрессоустойчивости;

- формированию мотивации учения, «внутренней позиции школьника»;

- расширению знаний педагогов о том, как готовить детей к школе;

- вовлечению родителей в процесс подготовки к школе.

Таким образом, формирование психологического здоровья как структурного компонента психологической готовности к школьному обучению является первостепенной задачей, так как данное направление работы педагога-психолога позволяет предупредить возникающие психологические проблемы в ходе образовательного процесса и семейного воспитания у дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого- педагогической работы с родителями на этапе подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

В этом материале раскрываются основные формы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.  В большинстве случаев родителям, ...

Развитие мелкой моторики рук дошкольника как важнейший этап подготовки к школьному обучению

Развитие мелкой моторики рук дошкольника как важнейший этап подготовки к школьному обучению...

«Основные педагогические средства и методы формирования психологического здоровья детей. Использование элементов арт-терапии в работе воспитателя с детьми»

Материал для педагогов-психологов ДОУ, который поможет  им познакомить воспитателей с некоторыми техниками музыкотерапии, сказкотерапии, изотерапии, танцтерапии и пр., будет способствовать повыше...

Детско-родительский клуб «Мама - рядом», как одна из интерактивных форм работы педагога-психолога с родителями детей раннего возраста.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день достаточно широко представлено в различных как научных, так и популярных источниках. В ...

Содержание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп

Описание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп...

Формирование психологического здоровья детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения

В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье.Автор термина «психологическое здоровье» Дубровина И.В. считает, что необходимым условием ...

План профильных мероприятий реализации одной из задач профессиональной деятельности педагога-психолога по одному из объектов профессиональной деятельности «ребенок и детский коллектив», «семья».

Психологическая служба образования – интегральное явление, которое представляет собой единство четырех составляющих, или аспектов, научного, прикладного, практического и организационного. Каждый...