Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Култаева О.В., Лущенкова Ю.А.
ГБДОУ д/с № 91 Красносельского района г. Санкт- Петербург.
Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук
Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга. Учеными на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
В наше время бурно развиваются информационные технологии, которые, конечно же, необходимы человечеству для выполнения различных работ, сейчас нет ни одной области, где не используют компьютеры и информационные программы. Но негативная сторона информационных технологий заключается в том, что люди перестали общаться между собой. И первыми забили тревогу педагоги, потому что именно они видят, как деградирует общество, а самый незащищённый контингент – это конечно дети.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Один из способов формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук это игра.
Мы хотим предложить вашему вниманию игровые упражнения, которые помогут развить у ребенка мелкую моторику рук, совершив переход в игру. Нашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки.
Счётные палочки – это универсальная игрушка для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей, многофункциональная. Счётными палочками можно играть по-разному, используя их в образовательной и творческой деятельностях, сюжетно – ролевых играх.
Дети выкладывают, например пароход. Построение фигурки сопровождается стишком «Пароход большой плывет, капитан его ведет». Благодаря этому приему у ребенка возникает не только зрительный образ, но и слуховой. Дети получают огромное удовольствие от процесса складывания и от полученного результата. После отправляемся в путешествие на пароходе, надев матросскую форму. В этот момент происходит переход в сюжетно-ролевую игру. Данное игровое упражнение показывает неразрывную связь между формированием коммуникативных навыков и мелкой моторикой рук.
Таким образом, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук (мелкую моторику). Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.
Список используемой литературы:
- Андреева Г.М. Социальная психология – М.: Аспект Пресс, 2005 г.
- Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей //Дошкольное воспитание. – 2005. – №11. – С.3-9.
- Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003 г.
- Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/25/picture-107987-1351161089.jpg)
Логоритмика - метод формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством музыки, движения и слова
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. От того, как организован процесс в...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/16/picture-212433-1392545898.jpg)
Развитие речи дошкольников посредством развития мелкой моторики
"Ум ребенка на кончиках его пальцев" В.А. Сухомлинский...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/19/picture-513592-1479572026.jpg)
Умственное развитие дошкольников посредством развития мелкой моторики рук.
Статья, раскрывающая роль развития мелкой моторики рук детей для формирования умственных и сенсорных способностей детей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-236514-1365504794.jpg)
Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук
Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/11/picture-294586-1378911329.jpg)
Опыт работы. Тема "Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством сказкотерапии"
Опыт работы.Тема: «Формированиекоммуникативных навыков дошкольников посредством сказкотерапии»Актуальность:Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореал...
Модель формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством игрового взаимодействия
Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми, учитывая речевые каноны фонетики, семантики, грамматики, а в неречевых языковых ...
Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук
Связь между развитием речи и мелкой моторикой рук....