Умственное развитие дошкольников посредством развития мелкой моторики рук.
статья на тему

Гламоздина Светлана Викторовна

Статья, раскрывающая роль развития мелкой моторики рук детей для формирования умственных и сенсорных способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Умственное развитие дошкольников посредством

развития мелкой моторики рук.

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В.А.Сухомлинский

Дошкольный возраст представляет собой сензитивный период для становления в контексте игровых форм деятельности ряда способностей: воображения, общения, самоорганизации, которые задают основу для формирования системы компетенций, необходимых для дальнейшего обучения в школе. Доказано долгосрочное положительное влияние адекватно организованного дошкольного образования на последующее развитие детей. В связи с этим значимость дошкольного образования традиционно-ориентированного, прежде всего, на решение воспитательных задач, все более возрастает.

Стратегической целью политики ОАО «РЖД» в сфере дошкольного образования является создание условий и инновационных механизмов развития системы образования, обеспечивающих доступность, высокое качество и эффективность образования, его развития с учетом социальных и экономических потребностей работников железнодорожного транспорта и их запросов.  Достижение указанной цели обеспечивается путем реализации мероприятий по двум направлениям: внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей, и внедрению в образовательный процесс эффективных технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей дошкольного возраста.

Учитывая тот факт, что одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики,  в группе создана сенсорная среда на основе здоровьесберегающих технологий. Дети имеют возможность    познавать окружающую действительность на основе индивидуальной сенсорной  потребности: исследовать предметы, изучать их свойства и качества, используя помощь взрослого. По мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной, происходит знакомство ребенка с формой, строением, величиной, пропорциями, цветом, положением в пространстве окружающих его  предметов,  что позволяет педагогу в раннем детстве заложить основы формирования и развития умственных способностей ребёнка. Неотъемлемой частью  сенсорного развития детей являются и малые формы народного фольклора, такие как: песенки – потешки  “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка”.  При этом слова прибауток сопровождаются движениями рук ребенка, что, в свою очередь, имеет важное значение, так как развитие  речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Творческие игры «Театр в руке» - служат развитию у детей внимания, терпения, фантазии, а также  проявлению творческих способностей.  А путешествие  детей  по Стране пальчиковых игр происходит  в свободное время в форме игр-загадок. Вместе с  паровозиком из мультфильма «Паровозик из Ромашково» дети отправляются в гости и  на «Ромашковую поляну», и на гору «Внимание», и на станцию «Спортивная». А станцию «Массажная» любят все дети, потому что здесь их ждет любимая песенка - «Рельсы-Рельсы» и все делают так:

Рельсы-Рельсы, кух-кух,  (движение руками по спине, вверх, вниз).
Шпалы-Шпалы, тук-тук (постукивание).
Едет поезд, чух-чух, (движение руками по спине, вверх, вниз).
Запоздалый, пух-пух.
Из распахнутых окошек (постукивание кончиками пальцев).
Кто-то высыпал горошек,
Бух-бух-бух-бух-бух!

Пришли куры, цып-цып 
Пощипали, цып-цып (пощипывание).
Пришли козы, бе-бе,
Пощипали, ме-ме (пощипывание).
Пришёл слон, потоптал (поколачивание кулачками). 
Конь ему помогал,
Топ-топ-топ-топ-топ!

Прилетали пчёлки (встряхивание кистями рук),

Покусали колко (покалывание кончиками пальцев),
Прилетали мошки  (встряхивание кистями рук),

Подбирали крошки (поглаживание)

От зелёного горошка,
Не осталось ни крошки.

Не осталось

Вот и песня вся.

Работа по развитию мелкой моторики рук у детей основана на принципах системности, последовательности и цикличности. Пальчиковая гимнастика, массаж с использованием предметов, определение предметов на ощупь, пальчиковые игры – без предметов, с атрибутами, с предметами, оригами., работа с пластилином,  бумагой, тканью, работа с природным и бросовым материалом, графические диктанты позволяют осуществлять процесс по  подготовке руки  ребёнка к письму, развивать пространственное воображение, учить ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что определяет возможность заложить дидактическую  основу для формирования правильного письма.

Таким образом, использование в образовательном процессе дошкольного учреждения игровых технологий  с одновременным использованием разнообразных стимулирующих материалов: среди них - мозаика,  прищепки, шнуровка на специальных рамках, счётные палочки, пластилин,  карандаши, бусы, орехи и многое другое,  позволяет ребенку быть успешным при освоении изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладении языком, развитии первоначальных навыков письма.

 Белая. А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. -  АСТ.1999. 47с.

Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Л. П. Савина -   АСТ. 2005. 48с.

Кислинская  Т. А.  Гениальность на кончиках пальцев / Т. А. Кислинская – Генезис. 2008. 120с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения

Осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет ребёнку с проблемным зрением познать признаки и свойства окружающего мира. Учёными давно доказа...

Формирование и развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с ослабленным зрением

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для ребен...

Использование эффективных приемов и методов в работе с дошкольниками по развитию общей и мелкой моторики

Для развития мелкой моторики рук и координации движений можно использовать различные  методы и приемы работы. Но сегодня я хотела бы акцентировать ваше внимание в большей степени на развитии мелк...

Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения.

Данный материал предназначен для воспитателей коррекционных групп ( дети с нарушением зрения)...

«Развитие умственной деятельности через занятия мелкой моторикой у детей раннего возраста».

как занятия мелкой моторикой влияют на умственное развитие ребенка в раннем возрасте...

Развитие общей и мелкой моторики, для развития речи у дошкольников, через искусство

Воображение позволяет ребёнку наделять героев пьесы человеческими свойствами, а эмоциональность и способность к подражанию делают ребёнка доверчивым, доступным педагогическому воздействию....

Развитие умственной деятельности через занятия мелкой моторикой у детей раннего возраста

Развитие умственной деятельности через занятия мелкой моторикой у детей раннего возраста...