Умственное развитие дошкольников посредством развития мелкой моторики рук.
статья на тему
Статья, раскрывающая роль развития мелкой моторики рук детей для формирования умственных и сенсорных способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Умственное развитие дошкольников посредством
развития мелкой моторики рук.
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А.Сухомлинский
Дошкольный возраст представляет собой сензитивный период для становления в контексте игровых форм деятельности ряда способностей: воображения, общения, самоорганизации, которые задают основу для формирования системы компетенций, необходимых для дальнейшего обучения в школе. Доказано долгосрочное положительное влияние адекватно организованного дошкольного образования на последующее развитие детей. В связи с этим значимость дошкольного образования традиционно-ориентированного, прежде всего, на решение воспитательных задач, все более возрастает.
Стратегической целью политики ОАО «РЖД» в сфере дошкольного образования является создание условий и инновационных механизмов развития системы образования, обеспечивающих доступность, высокое качество и эффективность образования, его развития с учетом социальных и экономических потребностей работников железнодорожного транспорта и их запросов. Достижение указанной цели обеспечивается путем реализации мероприятий по двум направлениям: внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей, и внедрению в образовательный процесс эффективных технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей дошкольного возраста.
Учитывая тот факт, что одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики, в группе создана сенсорная среда на основе здоровьесберегающих технологий. Дети имеют возможность познавать окружающую действительность на основе индивидуальной сенсорной потребности: исследовать предметы, изучать их свойства и качества, используя помощь взрослого. По мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной, происходит знакомство ребенка с формой, строением, величиной, пропорциями, цветом, положением в пространстве окружающих его предметов, что позволяет педагогу в раннем детстве заложить основы формирования и развития умственных способностей ребёнка. Неотъемлемой частью сенсорного развития детей являются и малые формы народного фольклора, такие как: песенки – потешки “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка”. При этом слова прибауток сопровождаются движениями рук ребенка, что, в свою очередь, имеет важное значение, так как развитие речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Творческие игры «Театр в руке» - служат развитию у детей внимания, терпения, фантазии, а также проявлению творческих способностей. А путешествие детей по Стране пальчиковых игр происходит в свободное время в форме игр-загадок. Вместе с паровозиком из мультфильма «Паровозик из Ромашково» дети отправляются в гости и на «Ромашковую поляну», и на гору «Внимание», и на станцию «Спортивная». А станцию «Массажная» любят все дети, потому что здесь их ждет любимая песенка - «Рельсы-Рельсы» и все делают так:
Рельсы-Рельсы, кух-кух, (движение руками по спине, вверх, вниз).
Шпалы-Шпалы, тук-тук (постукивание).
Едет поезд, чух-чух, (движение руками по спине, вверх, вниз).
Запоздалый, пух-пух.
Из распахнутых окошек (постукивание кончиками пальцев).
Кто-то высыпал горошек,
Бух-бух-бух-бух-бух!
Пришли куры, цып-цып
Пощипали, цып-цып (пощипывание).
Пришли козы, бе-бе,
Пощипали, ме-ме (пощипывание).
Пришёл слон, потоптал (поколачивание кулачками).
Конь ему помогал,
Топ-топ-топ-топ-топ!
Прилетали пчёлки (встряхивание кистями рук),
Покусали колко (покалывание кончиками пальцев),
Прилетали мошки (встряхивание кистями рук),
Подбирали крошки (поглаживание)
От зелёного горошка,
Не осталось ни крошки.
Не осталось
Вот и песня вся.
Работа по развитию мелкой моторики рук у детей основана на принципах системности, последовательности и цикличности. Пальчиковая гимнастика, массаж с использованием предметов, определение предметов на ощупь, пальчиковые игры – без предметов, с атрибутами, с предметами, оригами., работа с пластилином, бумагой, тканью, работа с природным и бросовым материалом, графические диктанты – позволяют осуществлять процесс по подготовке руки ребёнка к письму, развивать пространственное воображение, учить ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что определяет возможность заложить дидактическую основу для формирования правильного письма.
Таким образом, использование в образовательном процессе дошкольного учреждения игровых технологий с одновременным использованием разнообразных стимулирующих материалов: среди них - мозаика, прищепки, шнуровка на специальных рамках, счётные палочки, пластилин, карандаши, бусы, орехи и многое другое, позволяет ребенку быть успешным при освоении изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладении языком, развитии первоначальных навыков письма.
Белая. А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. - АСТ.1999. 47с.
Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Л. П. Савина - АСТ. 2005. 48с.
Кислинская Т. А. Гениальность на кончиках пальцев / Т. А. Кислинская – Генезис. 2008. 120с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения
Осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет ребёнку с проблемным зрением познать признаки и свойства окружающего мира. Учёными давно доказа...
Формирование и развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с ослабленным зрением
Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для ребен...
Использование эффективных приемов и методов в работе с дошкольниками по развитию общей и мелкой моторики
Для развития мелкой моторики рук и координации движений можно использовать различные методы и приемы работы. Но сегодня я хотела бы акцентировать ваше внимание в большей степени на развитии мелк...
Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения.
Данный материал предназначен для воспитателей коррекционных групп ( дети с нарушением зрения)...
«Развитие умственной деятельности через занятия мелкой моторикой у детей раннего возраста».
как занятия мелкой моторикой влияют на умственное развитие ребенка в раннем возрасте...
Развитие общей и мелкой моторики, для развития речи у дошкольников, через искусство
Воображение позволяет ребёнку наделять героев пьесы человеческими свойствами, а эмоциональность и способность к подражанию делают ребёнка доверчивым, доступным педагогическому воздействию....
Развитие умственной деятельности через занятия мелкой моторикой у детей раннего возраста
Развитие умственной деятельности через занятия мелкой моторикой у детей раннего возраста...