Методическая разработка Применение релаксационных техник в целях психологической коррекции детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Замятина Ольга Александровна (Шабаршина)

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Применение релаксационных техник в целях психологической коррекции детей раннего и младшего дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья

Шабаршина Ольга Александровна

учитель-дефектолог 1 кв. категории

ГКУЗ СО «Специализированный дом ребёнка»

филиал №5

г. Серов

Введение

Маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Виной тому может быть адаптационный стресс, кризис трех лет, усталость и другие причины. Большинству детей свойственны нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Излишнее возбуждение в нервной системе ведёт к эмоциональным перегрузкам. Как следствие у детей появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе, мышечные зажимы.

Педагоги могут помочь снять это напряжение, успокоить их, используя в работе релаксационные техники.

Эта методическая разработка поможет педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, понять необходимость систематического, планомерного использования релаксационных упражнений. Очень важно, то, что релаксационные упражнения относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим  в список современных образовательных технологий.

Релаксационные техники

Релакса́ция- (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — это  снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных системах. Релаксация, наряду с медитацией, приобрела большую популярность как средство борьбы со стрессом и психосоматическими заболеваниями. Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40 –х гг. XX века. Первыми специалистами, применившими метод релаксации в своей деятельности и разработавшими техники мышечной релаксации, были американский психолог Эдмунд Джекобсон и немецкий врач-невропатолог Иоганн Шульц

Релаксация особенно эффективна для детей, а так же для взрослых  с повышенным мышечным тонусом. Применение релаксационных технологий для детей сопутствуют тому, что дети становятся более спокойными, они лучше понимают инструкции, становятся более коммуникативными. Так же многие упражнения на релаксацию учат детей лучше чувствовать свое тело, управлять им, снимать мышечные зажимы.

Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение этих упражнений делает ребёнка более, уравновешенным, а также позволяет ребёнку лучше понять свои чувства. В результате ребёнок владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребёнку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

На сегодняшний день новинкой релаксационных технологий стала сенсорная комната. Сенсорная комната – это комната психологической разгрузки, комната релаксации. Сенсорная комната представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту. В ней ребенок или взрослый, пребывая в комфортной, уютной обстановке, наполненной разнообразными эффектами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее.

Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психологическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и  тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому СК не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции ЦНС.

Занятия в сенсорной комнате помогают поднять простые ощущения на уровне осознанного восприятия, стимулируя тем самым процессы саморегуляции ЦНС – психоэмоциональная сфера человека начинает ограждать себя от негативного воздействия стрессовых ситуаций.

Доступным средством для снятия эмоционального напряжения являются релаксационные игры. Цель игр – снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный фон.

Существуют разные релаксационные игры

- Игры, помогающие достичь состояния релаксации путём чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела.

Э. Джекобсон доказал, что расслабление мышц помогает снять состояние гипервозбуждения нервной системы, помогая ей отдохнуть и восстановить равновесие. Напрягая попеременно разные группы мышц, можно добиться максимального расслабления всего тела. Этот вид мышечной релаксации самый доступный, в игровой форме его применяют даже с самыми маленькими детьми.

 - Игры, помогающие добиться состояния релаксации путём чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.

- Игры с прищепками. (Релаксация достигается путём сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки, монотонные движения руками и сжимание мышц кистей рук затормаживают отрицательные эмоции)

- Игры – «усыплялки» имеют сильное психоэмоциональное воздействие на ребёнка, расслабляют и лечат.

Необходимо сопровождать «усыплялку» поглаживаниями ручек, ножек, спинки, волос, лба, бровей. Все эти действия нужны, чтобы выработать у детей условный рефлекс на засыпание. Если педагог делает это правильно, то дети значительно быстрее расслабляются и отходят ко сну.

Советы по использованию релаксационных упражнений в работе

 с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

  1. Прежде чем выполнять упражнение с детьми, попробуйте сделать это самостоятельно.
  2. Не забывайте, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – более длительным. Обратите внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия.
  3. Перед каждым упражнением настройте детей, найдите способ заинтересовать их.
  4. Не повышайте голос при проведении релаксационного упражнения.
  5. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
  6. Повторяйте каждое упражнение не более 2-3 раз. Не используйте одновременно разные упражнения.
  7. Разучивать с детьми новые релаксационные упражнения следует планомерно.

Планирование игровых релаксационных упражнений рекомендуется размещать в «Перспективном годовом планировании по образовательным областям» в разделе «Физическое развитие»

Перспективное планирование релаксационных упражнений для  детей раннего и младшего дошкольного возраста.

 Сентябрь

1 неделя. «Спящий котёнок». Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком (напряжение). Но вот котята устали… начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (расслабление)

2 неделя. «Прогулка». Дети сидят на стульях. Мышечное напряжение – ходьба и бег приподнятыми ногами, не касаясь пола. Далее – ноги стоят, руки свисают, расслабление.

Мы собрались погулять. Все быстрей, не отставать!

Мы немножко побежали, наши ножки подустали.

Мы тихонько посидим, ну а дальше поглядим.

3 неделя. «Улыбнись-рассердись». Дети сидят. Улыбаются – всё тело расслаблено, всё вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, всё тело напрягается. И снова всё хорошо, мы улыбаемся.

4 неделя. «Грибок» дети сидят на корточках, затем медленно поднимаются – «грибок растёт». Выпрямились (напряжение). Вот какой красивый гриб! Затем показывают, какой гриб был маленький, медленно приседают – дети расслабленно опускаются на корточки, опускают руки, склоняют головы.

Октябрь.

1 неделя. «Холодно-жарко». На улице холодно, мы съёжились, замёрзли (присели на пол, подтянули и обхватили колени, опустили голову, мышцы напряжены). Звенит волшебный колокольчик, снова лето, жарко, мы на пляже (лежим на спине, все мышцы расслаблены).

2 неделя. «Осенний лист». (Крепкий лист – прямая спина, руки в стороны, мышечное напряжение). Лист на веточке такой красивый, ровный, крепкий. Но ведь это же осень, подул ветерок, и лист плавно оторвался от веточки и, медленно кружась, опустился на землю (расслабление). Но вот снова дунул ветер, уже с другой стороны – лист взлетел над землёй, зацепился за веточку. Вот он какой красивый, развернулся, чтобы издалека его было видно. Но снова дует ветер, снова лист плавно опустился на землю. Но что это? Хлоп! Закончилось волшебство, мы снова в группе, а за окном осень.

3 неделя. «Тропинка». Мы идём большими шагами. Попадаем на кочки. Оступиться с кочек нельзя, промочим в лужах ноги. Дошли до солнечной полянки, легли, расслабились, загораем. Потом встали и идём обратно. Пришли домой, устали, сели на стульчики и расслабились. Хлоп! Вот мы и снова детки в группе, на стульчиках красиво сидим.

4 неделя. «Пружинки». Дети сидят на стульчиках, носки поднимаются, пятки упираются в пол, руки с силой давят на колени. Затем полное расслабление.

Что за странные пружинки упираются в ботинки?

Мы ногами их прижмём, крепче, крепче подожмём!

Крепко-крепко прижимаем! Нет пружинок, отдыхаем.

Ноябрь

1 неделя. «Цветок распустился». Я – маленький цветок (дети присели на пол, обхватили подтянутые к себе колени, опустили головы, мышцы напряжены). Светит тёплое солнце, я расту (медленно поднимаются, улыбаются, расслабленно раскачивают руками). Солнце исчезло, темно, настала ночь, мои лепестки закрываются (исходное положение), и вновь всходит солнце.

2 неделя. «Жарко-холодно» мы сидим в лесу холодным осенним вечером. Холодно! Но вот наш костёр разгорелся. Нам тепло, жарко… костёр постепенно затухает. Вновь холодно. Подбросим веток, он вновь разгорелся и нам тепло и т.д.

3 неделя. «Штанга» дети сидят на стульях.

Мы – спортсмены хоть куда, штангу вверх держать, раз-два!

Ручки наши подустали, штангу вниз мы опускаем,

Сядем тихо, посидим, на спортсменов поглядим.

4 неделя. «Бабочка». Бабочка летает медленно по группе, взмахивает руками-крыльями. По сигналу колокольчика бабочки садятся на цветок (стульчики). Руки-крылья опущены, голова опущена, тело расслаблено. Вновь звенит колокольчик, бабочки полетели и т.д.

Декабрь

1 неделя. «Вьюга и сугроб». Мы – снежинки. Заметает вьюга, мы летим в разные стороны (стоя на месте, с силой раскачиваемся из стороны в сторону с поднятыми руками – все мышцы напряжены). Ветер стих, а из снежинок получился большой сугроб. Замерли снежинки, расслабились (дети садятся на пол, как удобно, расслабляют мышцы).

2 неделя. «Мячики». Один ребёнок – мяч, другой его надувает. «Мячик» - ноги полусогнуты, мышцы расслаблены, голова опущена, руки висят. Другой ребёнок надувает мяч – «С-с-с…» Мяч постепенно выпрямляется, руки в стороны, щёки надуты, смотрит вверх, мышцы напряжены. Выдернем насос, мяч спущен, как раньше. Далее дети меняются местами.

3 неделя. «Холодный-тёплый». Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер…

4 неделя. «Самолёты» во время чтения стихотворения дети раскидывают руки, мышцы напряжены, спина выпрямлена. Парашюты опустились, сели на стулья и расслабились, руки вниз, голова опущена.

Руки в стороны, в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд,

Улетает самолёт. Впереди огни зажглись,

К облакам мы поднялись.

Вот лес, мы тут приготовим парашют.

Парашюты все раскрылись,

Мы легонько приземлились.

Январь

1 неделя. «Шишки». Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой, сжимаете в лапах (напряжение). Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам.

2 неделя. «Одежда». Мы - одежда в магазине на вешалках -  плечиках. Висим красиво, ровно (Плечи развёрнуты, спина прямая, ноги вместе, руки в стороны, мышцы напряжены). Вот нас заметили и купили. Аккуратно сняли один рукав (расслабили и опустили одну руку), второй рукав, аккуратно сложили (сгибаемся в поясе, руки свободно свисают). Нас принесли домой, повесили в шкаф (вновь мышечное напряжение). Затем аккуратно сняли (расслабление). Надели на малыша. Хлоп! Мы – дети в нарядной одежде.

3 неделя. «Воздушный шар». Шарики сложены (расслабленный наклон). Надуем их медленно (дети распрямляются, руки вверх), они распрямились, полетели (раскачиваем поднятыми руками, мышцы напряжены), а затем сдулись через маленькую дырочку (медленно расслабляемся, опускаем руки, наклоняемся). Мы заклеили дырочку и опять надуваем шарики.

4 неделя. «Клякса» Я – клякса, растекаюсь по полу, все мои мышцы расслабляются. Но вот я начинаю высыхать, медленно пятно краски уменьшается, я медленно подтягиваю руки, ноги, сажусь (на полу). И снова я – это я, стою рядом с друзьями.

Февраль

1 неделя. «Кулачки». Отдыхаем. Руки на коленях. Что это? Волшебная сила сжала руки в кулачки, сильно, ещё сильнее… Попробуем переселить её, пошевелим пальчиками, подуем. Вот какие стали лёгкие пальчики.

2 неделя. «Сосулька». На 1 строку – мышечное напряжение, руки над головой, тянемся вверх. На 2 строку – мышечное расслабление, руки расслаблены, висят, голова опущена.

У нас под крышей сосулька висит,

Солнце взойдёт, сосулька растает и упадёт.

3 неделя. «Ледяные фигуры». (Мышечное напряжение – фигуры, расслабление – лужицы). Зима, ночь, во дворе ледяные фигуры. Какие красивые, будто хрустальные! Динь-дон! (дотрагиваемся до детей). Утром солнце пригрело, фигуры медленно тают, растекаются лужицы… Снова вечер, снова ночь, снова встали сказочные ледяные фигуры. Динь-дон! Но настало утро, медленно тают фигуры. Снова лужицы во дворе. Хлоп! Всё исчезло! Мы снова дети в группе.

4 неделя. «Снеговик». На первую часть стихотворения дети «скатывают» снежный ком, затем изображают снеговика: руки на поясе, спина прямая, мышцы напряжены, улыбка. Снеговик растаял, мышцы расслаблены, руки упали вниз, голова опущена.

Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком и станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла!

Но солнце припечёт слегка – увы! И нет снеговика!

Март

1 неделя. «Пылесос». Пылинки весело танцуют в луче солнца, по сигналу колокольчика кружатся всё медленнее, садятся на пол. Спина и плечи расслаблены, руки опущены, голова наклонена вниз. Заработал пылесос, он собирает пылинки. Кого педагог коснулся, тот медленно уходит на стульчик.

2 неделя. «Олени». Руки – рога очень твёрдые. Мы пробиваемся сквозь заросли. Пальцы сильно растопырены (рога ветвистые).

Посмотрите, мы олени! Рвётся ветер нам на встречу!

Ветер стих, ослабли плечи, руки снова на коленях,

Руки не напряжены, расслаблены.

Посмотрите, девочки и мальчики, отдыхают наши пальчики.

3 неделя. «Гуси». Идём гуськом, растопырили крылья, шипим: «Ш-ш-ш-ш…», крылья раскинули, сердимся (мышцы напряжены). Но присмотритесь! Вокруг все знакомые, улыбнёмся друг другу, расслабимся, опустим крылья – руки.

4 неделя. «Резиновые игрушки». Я – насос, а вы резиновые игрушки, сейчас вы спущены, мышцы расслаблены. С каждым качком насоса игрушки раздуваются всё больше и больше, руки в стороны, щёки надуты, смотрим вверх, мышцы напряжены. Выдернем насос, игрушки спущены, как раньше, мышцы расслабились.

Апрель

 1 неделя. «Мыльные пузыри». Встряхнули бутылочку, открутили крышку (показ жестами), медленно и долго подули в колечко (вдох носом, выдох – ртом). Ах, какие красивые мыльные пузыри! Покажите, как они взлетают. (Мышцы напрягаются, руки вверху сцеплены в круг и тянутся вверх, голова повернута вверх, смотрим на руки). Ой! Лопнули пузыри, только мыльная лужица осталась (расслабили мышцы).

2 неделя. «Шарики». Очень быстро напрягаем мышцы с первыми строками стихотворения: руки в стороны, щёки надуты, смотрим вверх, мышцы напряжены. Во время второй части стихотворения мышцы расслабляются, руки вниз, голова опущена.

Надуваем быстро шарик, он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел, стал он тонкий и худой.

3 неделя. «Ныряльщики». Мы купаемся в море, плаваем под водой. Наклон, смотрим вперёд, руками делаем жесты пловца, мышцы напряжены. Выныриваем (выпрямляемся). Ложимся загорать, солнце припекает, тепло, мы расставились. Жарко. Снова идём купаться и т. д.

4 неделя. «Солнышко и тучка». Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы собраться (мышечное напряжение, задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе)

Май

1 неделя. «Цветы и дождь». Какие красивые цветы! (дети стоят с поднятыми руками, кисти рук показывают «тюльпан»). Давно не было дождя. Цветы завяли. Сначала опустились головки (дети опустили руки, склонили головы, плечи расслаблены), потом листья (расслаблены опущенные руки), затем весь стебелёк согнулся до земли (наклон с расслабленными руками). Вдруг закапал дождик, цветы стали медленно оживать (повтор движений в обратном порядке).

2 неделя. «Загораем». Дети лежат на полу на спине.

Мы прекрасно загораем, выше ноги поднимаем.

Держим, держим, напрягаем,

Загорели, опускаем, ноги не напряжены и расслаблены.

3 неделя. «Спортсмены». На первую часть стихотворения напрягаются все мышцы, дети стоят на одной ноге, раскинув руки в стороны, на вторую часть – мышечное расслабление.

Спортом надо заниматься, каждый день тренироваться,

Руки в стороны, не падай, очень трудно так стоять,

Ногу на пол не спускать!

Мы все мышцы напрягаем

А теперь их расслабляем

Опускаем руки вниз. Ну-ка, быстро улыбнись!

4 неделя. «Облака». Дети лежат на ковре. Педагог говорит: «Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. Вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие ваши ножки, всё ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно обнимает вас, это пушистое и нежное облако... Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке. А сейчас снова вернулись обратно в группу.

Игры, помогающие достичь состояния релаксации путём чередования сильного напряжения

и быстрого расслабления основных мышц тела.

Игра: «Поймай бабочку»

Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.

Процедура проведения. Воспитатель показывает бабочку, пробует ее поймать – выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

Игра: «Лягушонок»

(Перед выполнением упражнения нужно помыть руки!)

Цель: снятие напряжения мышц лица.

Процедура проведения. Воспитатель рассказывает стихотворение и показывает движения к нему.

Вот понравилось лягушкам:

Тянут губы прямо к ушкам!

Воспитатель и дети осторожно пальцами растягивают улыбку к ушкам

Потяну – перестану и нисколько не устану!

«Отпускают» улыбку

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны.

Пальчиком руки проводят по расслабленным губам сверху вниз

 

Игра: «Потягушечки»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Процедура проведения. Воспитатель предлагает всем поспать, отдохнуть. Дети собираются а круг, садятся на корточки, закрывают глаза. Воспитатель (через несколько секунд): «Вот мы и проснулись, сладко потянулись». Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носки. Воспитатель: «Сладко потянулись, друг другу улыбнулись». Дети встают на ступни, опускают руки вниз.

Игры, помогающие добиться состояния релаксации путём чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.

Игра: «Согреем бабочку»

Цель: достичь релаксации через дыхательные техники.

Процедура проведения. Дети сидят в кругу на стульях. Воспитатель показывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки (обучая этому дыхательному упражнению, можно попросить детей широко открыть рот и произнести долгий звук «А»).

Воспитатель рассказывает, что бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки (на начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе произнести долгий звук «У»).

Игра: «Часики»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона.

Процедура проведения. Воспитатель: «Ребята, а вы видели часики? У кого они есть?  Хотите, мы сегодня с вами будем показывать часики? Встаньте прямо, ножки слегка расставьте так, чтобы машина могла проехать, руки опустите. Мама часики завела, и они стали тикать: «Тик-так!». Размахивайте прямыми руками вперед и назад. Устали часики, остановились, отдыхают… Мама снова завела часики, и они снова стали тикать». Дети и воспитатель размахивают руками, говорят «Тик-так».

Игра: «Каша кипит»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники.

Процедура проведения. Воспитатель: «Поставила мама кашу варить и ушла. А каша закипела. Вы знаете, как каша кипит? Давайте покажем. Одну ручку положим на животик, другую – на грудь. Втянули животик – набрали воздух. Говорим громко: «Ф-Ф-Ф»,-выпятили животик. Вот как каша кипит!»

 Игры с прищепками

Игра: «Поможем маме»

Цель: снять напряжение, развивать мелкую моторику рук, развивать коммуникативную функцию речи.

Процедура проведения. Воспитатель показывает детям прищепки и рассказывает о предназначении их в быту, предлагает поиграть с ними – показывает, как тремя пальчиками можно прицепить прищепку к краю коробки, сопровождая действия словами:

Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала,

Милой маме помогу,

Все прищепки соберу.

(Дети повторяют текст и движения за воспитателем.)

Игра: «Ёжик»

Цель: снять напряжение, развивать мелкую моторику рук, развивать коммуникативную функцию речи.

Процедура проведения. Воспитатель предлагает помочь ёжику стать колючим, прикрепить прищепки-иголки к туловищу ёжика, сопровождая действия словами:

Ходит ёжик без дорожек,

По лесу, по лесу,

И колючками своими

Колется, колется.

Затем воспитатель показывает, как прищепка может открывать и закрывать «ротик». Далее прищепка «превращается» в волка:

Серый волк – зубами щелк.

Не боимся тебя, волк!

(Дети повторяют текст и движения за воспитателем).

Игра: «Зайчик и собака»

Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.

Процедура проведения. Воспитатель рассказывает стихотворение и выполняет действия с прищепкой.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышел зайчик погулять.

Пальцы левой руки показывают «зайчика».

Вдруг охотник выбегает

И собаку выпускает.

Собака злая лает,

Правая рука открывает и закрывает прищепку, изображая, как лает собака

Зайчик убегает

Левая рука убирается за спину

 

Игра: «Глупая ворона»

Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, закрепить сенсорные навыки, развивать коммуникативную функцию речи.

Процедура проведения. Дети и воспитатель сидят за столами. У каждого в руках по одной прищепке и фантики, скрученные в «конфетку». Взрослый сопровождает действия с прищепкой проговариванием стихотворного текста. Дети повторяют текст и движения за воспитателем.

Глупая ворона

Увидела бумагу

Прищепка ритмично открывает и закрывает «ротик»

Как ее ухватит.

Думала конфета,

Оказалось… фантик.

Производится наклон кисти с прищепкой к столу, захват фантика.

 

Игры – «усыплялки»

Игра: «Усыплялка для ладошек»

Цель: подготовить ко сну, снять отрицательные эмоции, снять напряжение с рук.

Процедура проведения. Дети лежат в кроватях, педагог обращает внимание на ладошки и начинает спокойным напевным голосом проговаривать текст, сопровождая его движениями. Дети повторяют за ним.

Устали наши ладошки,

Хотят отдохнуть немножко.

Показать ладони, несколько раз расслабленно встряхнуть ими

Они собирали игрушки.

Показать, как собирали невидимые игрушки

С мамой лепили плюшки.

Полепить из невидимого теста

С бабулей варили кашку.

Помешать невидимую кашу

Рвали в саду ромашки.

Сорвать несколько невидимых цветков

Кидали хлебные крошки,

Воробушкам на дорожке.

Собрать пальцы горсточкой, перебирая ими, кидая невидимые крошки

Устали наши ладошки,

Пускай отдохнут немножко.

Сложить ладони одну на другую, расслабить руки

 

Игра: «Малышам всем спать пора»

Цель: подготовить ко сну, снять напряжение с основных мышечных групп тела ребенка.

Процедура проведения. Все ребята лежат в кроватях, педагог нежным голосом начинает напевать, сопровождая поглаживаниями слова. Повторяет несколько раз, пока все дети не получат нежное поглаживание:

Нашим пальчикам спать пора,

Нашим ручкам спать пора,

Нашим глазкам спать пора,

И волосикам спать пора.

Нашим ножкам спать пора,

И животику спать пора,

Спинке тоже спать пора,

Лобику тоже спать пора.

Малышам всем спать пора!

Игра: «Игрушки»

Цель: подготовить ко сну, снять напряжение.

Процедура проведения. Дети в кроватях. Педагог начинает рассказывать знакомое стихотворение, постепенно настраивая детей на сон, призывая уснуть и увидеть во сне сказку:

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать.

Слоник тоже хочет спать,

Хобот опускает слон,

Видит сладкий, дивный сон.

Наши детки тоже спят,

Тихо носики сопят.

Мягкие подушки

Согревают ушки.

Глазки закрываются,

Сказки начинаются!

Опыт показывает, что в результате дозированного применения релаксационных упражнений в режиме дня, дети становятся более уравновешенными и спокойными, устраняются повышенная злость, раздражительность, напряжённость, тревожность и страхи, что способствует благоприятной психологической обстановке в группе.

Предлагаю вашему вниманию памятку по проведению релаксационных упражнений. Информация по этой теме будет размещена на стенде «Уголок дефектолога».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения

Представлен опыт работы по теме "Коррекция двигательной сферы у старших дошкольниковс ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательн...

Методическая разработка "Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков детей раннего и младшего дошкольного возраста"...

Программно – методический материал «Тьюторское сопровождение младших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных образовательных условиях»

Программно – методический материал«Тьюторское сопровождение младших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных образовательных условиях»...

Методическая разработка, направленная на развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством релаксационных технологий

В  данных  методических  рекомендациях  представлены   различные  варианты  педагогических  и  коррекционных  технологий, котрые  можно испо...

Методическая разработка «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...

Методическая разработка на тему: Песочная терапия в период адаптации детей раннего и младшего возраста.

ЗадачиСредстваСтруктурные особенностиКалендарно-тематическое планирование в период адаптации....