Методическая разработка, направленная на развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством релаксационных технологий
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
В данных методических рекомендациях представлены различные варианты педагогических и коррекционных технологий, котрые можно использовать в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_2.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для участия во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства Инновационная образовательная организация 2021г Номинация «Инновации в образовательном процессе» Методическая разработка ,направленная на развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством релаксационных технологий Автор : Рубан Ольга Геннадьевна, педагог-психолог Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 108 Выборгского района Санкт-Петербурга
В данных методических рекомендациях представлены различные варианты педагогических и коррекционных технологий, которые можно использовать в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Цель и направление работы : 1.Создание условий для релаксации детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой форме. 2.Снятие в процессе релаксационных тренингов эмоционального напряжения, капризных поведенческих реакций, нервного возбуждения. 3.Развитие у воспитанников умений проявлять положительные действия эмоциональной окрашенности по отношению к сверстнику. 4.Речевое и сенсорное развитие детей , формирование психических процессов: внимания ,мышления ,памяти, ,воображения. Материал и оборудование : - отрывки из классических музыкальных произведений П. И. Чайковского «Октябрь», «Декабрь», «Вальс цветов», Ф.Шопен «Вальс дождя», «Весенний вальс». - музыкальные релаксационные произведения ( шум моря, леса, ручейка) Возрастная категория : Дети раннего и младшего дошкольного возраста Длительность проведения : 5-10 минут. Содержание работы ( релаксационные сеансы) Данные релаксационные игры могут проводиться , как отдельные элементы при организации образовательной деятельности с воспитанниками, а также возможно включение их как варианта совместных мероприятий с участием родителей ( праздники, мастер-классы, открытые и он-лайн занятия через систему интернет). Варианты релаксационных игр ( релаксационные сеансы) -«Ручеёк» Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить, что они оказались в весеннем лесу.(звучит релаксационная музыка-шум ручейка).Ярко светит солнышко ,и если ему подставить свои маленькие ладошки, то они станут очень мягкими и тёплыми. Ласковое солнце согревает ваши ручки и щёчки. Ребята ,а вы слышите, как звучит весёлый ручеёк, это водичка бежит по камушкам. Представьте, как ручеёк поёт свою песенку. Какая в ручейке водичка? ( холодная) . Солнышко согревает своими лучиками водичку в ручейке, и если опустить в него руку, то водичка становится тёплой .Педагог расставляет детей в небольшой паровозик ( колонну) и предлагает представить им, что они все вместе становятся «Маленьким ручейком» .Мы должны помочь нашему ручейку быстро и весело бежать по камушкам. По инструкции взрослого малыши начинают гладить друг другу различные части тела ( головку, ушки, носики, спинку, ручки, ножки). Затем дети меняются ролями. Взрослый участвует в совместных действиях с ребёнком. Игра повторяется 3-4 раза. В данной игре могут участвовать родители воспитанников ,Родители также могут гладить своих малышей, а дети родителей. -«Океан» Дети предварительно рассматривают иллюстративное изображение «Моря» .( морского пейзажа).Педагог говорит детям ; «Ребята, давайте представим, что мы оказались на берегу моря.( звучит релаксационная музыка, шум моря). Слышите, как шумят волны, они поют вам свою морскую песенку. Давайте, закроем глазки и представим, как одна волна набегает на другую. (длительность слушания музыки-2 минуты) .А теперь откроем глазки и встаём парами». Дети встают парами и под музыку «Моря», начинают покачиваться из стороны в сторону, имитируя движение волн. После проведённой игры дети отвечают на вопросы педагога: Вы слышали шум моря? А какое у вас было море? ( теплое или холодное?). А какое у вас сейчас настроение ? ( вам весело или грустно?) -«Подснежник» Предварительная работа : Рассматривание иллюстративного материала с изображением первых цветов-подснежников. Педагог предлагает малышам представить, что они оказались в весеннем сказочном лесу и природа пробуждается после долгой зимы( звучит музыкальное сопровождение «Вальс цветов» П.И Чайковского, «Весенний вальс» Ф.Шопен).. Ярко светит солнышко и из снега появляется весенний цветочек-подснежник. Давайте, представим, что у нас в руках первые весенние цветы – подснежники .Они тянут свои длинные зелёные лепестки к солнышку.( дети присаживаются и показывают, вставая на носочки, как их зелёные стебельки тянутся к небу).Солнышко греет наши носики, щёчки, ручки (дети показывают , как это происходит -дотрагиваются ладошками и гладят у себя различные части тела). Вот и нашим цветочкам становится очень хорошо, тепло и светло, они распускают свои бутончики( дети соединяют ладошки «лодочкой» и показывают в соответствии с образцом взрослого, как бутончики распускают свои лепестки).Вот подул ветерок и подснежники закачались ( малыши показывают как качаются цветочки).Игра повторяется 2-3 раза. Педагог в конце игры предлагает детям рассказать о том, какого цвета были лепестки у цветочков. - «Путешествие в осенний лес» Педагог приглашает детей в путешествие в осенний лес .Ребята, представьте, что мы оказались в осеннем лесу.( звучит музыкальное сопровождение П. И. Чайковского «Октябрь») Как красив осенний лес. Он словно терем расписной (листья на деревьях разноцветные :красные ,жёлтые, зелёные).Вот подул лёгкий ветерок , листики качнулись и полетели на землю, и земля стала подобно разноцветному ковру. Давайте представим, что у вас на ладошке лежит разноцветный листочек. А теперь подуем на наши листочки (ладошки), набираем воздух в носик , выдыхаем через ротик. Как весело качаются наши листочки. Необыкновенный воздух в осеннем лесу .Ой, а кто это залез на красивый жёлтый осенний листочек, это маленький жучок-паучок, который плетёт свою воздушную невесомую паутинку. Давайте, каждый из вас представит, как выглядит его маленький жучок-паучок. Какой у вас жучок-паучок? А теперь мы открываем с вами наши глазки. Понравилось Вам в осеннем лесу? Что вы там видели интересного?( дул ветерок, падали красивые осенние листики, светило солнышко ,паучок ткал свою воздушную паутинку.)Представьте, что у вас на ладошке сидит маленький паучок, давайте покажем ,как он ткёт свою паутинку ( дети круговыми движениями на ладошке, имитируют действия паучка).В данной игре могут участвовать и родители воспитанников. - «Путешествие в волшебную зимнюю сказку» Педагог приглашает детей в сказочный волшебный зимний лес. Представьте, что мы оказались с вами в волшебном зимнем лесу, закрываем глазки..( звучит музыкальное сопровождение П.И.Чайковского «Декабрь» ).Вся природа готовится к наступлению зимнего праздника . Как красиво в лесу зимой. Снег лежит на земле, как белоснежное покрывало, все веточки деревьев одеты в снежные наряды. Вот пробежал маленький беленький зайчик, а за ним рыжая лисичка-сестричка .Вот вышел из своей берлоги- медведь. А сейчас мы с вами открываем глазки, и отправляемся путешествовать по волшебному сказочному лесу. Представьте, что мы с вами идём по волшебному зимнему покрывалу. Вот подул легкий ветерок -у-у-у ( дети набирают воздух в нос и выдыхают через рот).И наши снежинки закружились в волшебном танце, а затем упали на землю.( дети кружатся под музыку).А кто у нас живёт в зимнем лесу? ( зайка) .Дети выполняют имитационные движения под стихотворение «Жил-был зайка, длинные ушки, отморозил зайчик носик на опушке, отморозил носик, отморозил хвостик, и поехал греться к ребятишкам в гости. Там тепло и славно, волка нет, и дают морковку на обед. У нас в лесу живет лисичка. (Лисичка-сестричка по лесу идёт, лапками перебирает, хвостиком крутит, носиком нюхает, ищет зайчика, имитация движений под рассказ взрослого).А вот проснулся медведь ( Дети выполняют движения под стихотворение «Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, в корзиночку кладёт).Понравилось вам в волшебном сказочном зимнем лесу? Молодцы! До новых встреч. В данной релаксационной игре могут участвовать родители воспитанников. Результативность проводимой работы; 1.Положительная динамика в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста ( развитие речи , тонкой моторики, социальной адаптации). 2.Снятие эмоциональных «зажимов». Дети ,прошедшие обучение по релаксационным технологиям не испытывают проблем в выражении настроения, легко приспосабливаются к условиям жизни в коллективе дошкольного учреждения, быстро вступают в контакт с незнакомыми взрослыми и детьми. 3.У детей наблюдается высокий уровень развития сюжетно-ролевой игры, творческих проявлений ,познавательной активности. 4.У воспитанников, прошедших обучение по данной технологии не наблюдается отклонений в поведении( агрессии, тревожности, негативизма в общении со взрослыми и сверстниками). Общие рекомендации; Релаксационные сеансы могут проводиться как отдельно в игровой форме, а также как и варианты в комплексе с различными формами психотехник. Наиболее эффективной является форма с привлечением «Беспредметного рисования» после проведённых сеансов с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Данный вариант работы используется как вариант усложнения проводимых технологий. «Беспредметное рисование» позволяет уйти от ожидания оценки, что делает сеанс еще более терапевтическим , является формой выражения наиболее значимых переживаний. Содержание, которое вкладывает ребёнок в свой рисунок, наиболее полно отражает его психофизическое состояние после проведённого релаксационного сеанса.