Методическая разработка на тему: Песочная терапия в период адаптации детей раннего и младшего возраста.
методическая разработка (младшая группа)

Алексеева Светлана Сергеевна

Задачи

Средства

Структурные особенности

Календарно-тематическое планирование в период адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:  

Песочная терапии в период адаптации детей раннего и младшего возраста.

Подготовила: Алексеева С.С.

Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру... Подобно Богу
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Таким образом, важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.

Одним из эффективных средств адаптации является «Песочная терапия». Песочная терапия – разновидность игровой терапии.

Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из – за отсутствия активной речи. Песочная терапия может оказаться полезной для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка.

При работе с детьми рекомендуется использовать простые упражнения, которые основываются на таких особенностях детей раннего возраста, как: эмоциональность, впечатлительность, способность быстро заражаться, как положительными, так и отрицательными, эмоциями от взрослых и сверстников и подражать их действиям.

Каждое занятие с использованием метода песочной терапии имеет свои структурные особенности:

1. Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка.

Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.

На этапе прикосновений к поверхности сухого песка используют такие игры и упражнения как:

- Игра «Здравствуй песок!»

- Игра «Песочный дождик»

- Упражнение «Песочный ветер»

- Игра «Необыкновенные следы».

2. Непосредственно обучающая часть.

Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.

Игры:

Игра «Песочные прятки»

Игра «Спрячь игрушки»

Игра «Детские секретики»

Упражнение «Веселые пальчики» и др.

3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.

Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

На этом этапе используют игры:

Игра «Ручеек течет»

Игра «Дождик моросит»

Игра «Речка и ручеек»

Игра «Куличики»

Игра «Норки – холмики» и др.

Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. Например: "Заборчики". (Дети руками лепят заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка). При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.

Случается, так, что в процессе работы дети заболевают, и это факт. И после того как ребенок поправится и придет в детский сад, я начинаю работу сначала.

Работу с песком завершаю, когда у ребенка стабилизируется эмоциональный фон, он легко расстается по утрам с близкими, играет в группе, положительно относится к режимным моментам.

Заключение: таким образом, песочная терапия – прекрасный способ установления контакта с детьми, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению, она развивает коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации в период раннего возраста.

Комплекс занятий составлен на основе методического пособия Т.А.Андреенко «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками» для детей 2-3 лет.

Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Занятия проводятся в течение 15 минут, могут варьироваться, повторяться. Рекомендуется проводить в течение года.

Песочная терапия проводится с ребенком по запросу родителя (законного представителя) и заполняет заявление о согласии родителя (законного представителя) на оказание психолого-педагогической помощи  и сопровождения.

Данный комплекс занятий направлен:

- на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания.

- как продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.

-обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ.

- формирование эмоционального благополучия ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.

- использование художественного творчества как способа психологической работы с детьми.

Приоритет комплекса - эмоционально - личностное развитие ребенка. Помочь малышу адаптироваться к новым социальным условиям.

Формы:

Индивидуальные игры:

Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.  

Групповые игры( 2-4 детей)

          

Цель

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в процессе создания образов, используя сухой и мокрый песок.

Задачи

Коррекционно - обучающие:

- обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;

- учить выражать свою любовь;

- обучать рефлексивным умениям.

- овладеть техникой песочного рисования.

Коррекционно - развивающие:

- развивать фантазию, воображение, рисование по памяти;

- развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;

- развивать творческие способности;

- развивать познавательные и психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение.

- развитие сенсорно-перцептивной сферы творческого потенциала ребенка.

развитие коммуникативных навыков, установки на положительное отношение к себе.

- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Коррекционно- воспитательные:

- воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком, снижение психофизического напряжения.

- воспитывать актуализацию эмоций через закрепление положительного психологического состояния ребенка.

- воспитывать эстетический и художественный вкус.

- корректировать нежелательные черты характера и поведения.

Календарно-тематическое планирование по совместной деятельности педагога-психолога с детьми 2-3 лет адаптационной группы по песочной терапии.

Сентябрь.

Тема

Программное содержание

Содержание занятия

Материал

1 неделя.

«Знакомство с песком».

Знакомство детей с песком, развивать у детей желание играть в песок, знакомство с правилами поведения в песочнице, закрепить знание о свойствах песка. Развивать мелкую моторику, мышление. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

1.Знакомство

2.Упражнение «Волшебство»

3.Игра «Тучки и дождик»

4.Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»

5.Рефлексия

Кинетическая песочница.

«Колобок».

Обогащать тактильный опыт детей .Развивать мелкую моторику. Развивать мышление, внимание , наблюдательность. Вызвать  положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

1.Приветсвие

2. Проигрывание сказки на песке

3.Игра «Кто ты?»

4.Рефлексия

Кинетическая песочница. Текст русской народной сказки «Колобок», игрушки по сказке.

2 неделя

«Повтори-ка»».

Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать снижению психофизического напряжения. Обогащать словарный запас , развивать речь. Развивать мышление, внимание, наблюдательность.

1.Приветствие

2.Расслабляющая игра «Солнечный зайчик»

3.Следы  на песке.

4.Рефлексия

Кинетическая песочница, зеркальце, фасоль, игрушки-человечки.

«Что спрятано?

Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать снижению психофизического напряжения. Обогащать словарный запас , развивать речь. Развивать мышление, внимание. Вызвать  положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями

1.Приветствие

2.Игра «Прятки»

3.Гимнастика «Пальчики»

4.Игра-упражнение «Веселые барабанщики»

5. Игра-упражнение «Маленькие футболисты»

6.Рефлексия

Кинетическая песочница, мячики, записи музыки.

3 неделя

«Наши шустрые ручки».

Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать мышление, внимание, наблюдательность. Вызвать  положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями

1.Приветствие

2. Игра «Что изменилось?»

3.Лепка куличиков и украшение.

4.Рефлексия

Кинетическая песочница, формочка для песочницы, , предметы для украшения куличиков, мишка и зайка.

«Заборчики»

Обогащать тактильный опыт детей. Развивать коммуникативные навыки. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас. Вызвать  положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

1.Приветствие

2.Лепка заборчиков.

3.Подвижная игра «Зайка серенький сидит»

4.Рефлексия

Кинетическая песочница, пластиковые стаканчики,, совочки, игрушка мягкая заяц.

4 неделя

«Норки для зверюшек».

Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию развивать мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас Вызвать  положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями

1.Приветствие

2.Постройка домиков.

3.Игра «Угадай чего не стало»

4.Рефлексия

Кинетическая песочница, формочки домиков – большие  и маленькие .Игрушки –лисичка и домик.

«Прятки»

Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать снижению психофизического напряжения. Обогащать словарный запас ,

1.Приветствие.

2.Игра «откопай игрушку»

3.Рисование солнышка на песке.

4. Выкладывание из пробок на песке солнышка

4.Рефлексия

Кинетическая песочница, желтые и красные пробки от пластиковых бутылок, игрушки разных размеров, изображение солнышка.

Октябрь

Тема

Программное содержание

Содержание занятия.

Материал

1 неделя

«Веселые музыканты»

Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать снижению психофизического напряжения. Обогащать словарный запас ,

1.Приветствие.

2. игра «Веселые музыканты»

3.Пальчиковая игра «По клавишам стучим»

4.Игра «Научим неваляшку рисовать»

5.Рефлекия

Кинетическая песочница, игрушка птичка, игрушка неваляшка.

«Овощи и фрукты»»

Упражнять детей в названии овощей и фруктов. Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать мышление, внимание, наблюдательность. развивать игровую мотивацию, вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

1.Приветствие

2.Игра «Прятки на грядке»

3. рефлексия.

Кинетическая песочница, муляжи овощей и фруктов, игрушки –белочка и заяц.

2 неделя.

«Домики для друзей».

«Волшебные цветы»

 

Закрепление представлений о размере (большой- маленький) Развивать фонематический слух. Обогащать тактильный опыт детей, развивать мелкую моторику рук. Развивать мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас , Вызвать  положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями

1.Приветствие

2. Постройка домиков.

3. Рефлексия.

Кинетическая песочница, игрушка мишка и мышка. Аудиозапись «Голос мыши», формочки для песка, материалы для крашений.

 Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию развивать мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас Вызвать  положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

1.Приветствие

2.Упражнение «Кто к нам пришел?»

3.Украшение цветов.

4.Рефлексия.

Кинетическая песочница, кукла Аленушка, животные, предметы украшения, загадки о животных.

3 неделя

«Собери грибочки»

Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас Вызвать  положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

1.Приветствие

2.Игра «Соберем грибочки»

3.Игра «Сделай грибок»

4.Рефлексия.

Кинетическая песочница, корзина, муляжи грибов.

«Путешествие с игрушками»

Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас  Вызвать  положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

1.Приветствие

2.Упражнение «Идем быстро, идем медленно»

3.Игра «Мы создаем мир»»

4.Рефлексия.

Кинетическая песочница, маленькие игрушки, формочки для постройки домиков.

4 неделя

«Золотая рыбка»

Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию, развивать мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас  Вызвать  положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

1.Приветствие

2.Подвижная игра «Рыбки»

3.Игра «Рыбки плавают»

4.Рефлексия.

Кинетическая песочница, изображение золотой рыбки, формочки в виде рыбок.

«Сорока-ворона»

Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию, развивать мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас  Вызвать  положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями

1.Приветствие

2.Игра «Сорока-ворона»

3.Игра «Посадим огород»

4.Рефлексия.

Кинетическая песочница, иллюстрация к потешке «Сорока-ворона», фасоль, горох, грабельки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Методическая разработка на тему «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста »

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитан...

Методическая разработка на тему «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми ...

Методическая разработка на тему «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в ...

Статья: "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста...