Методическая разработка на тему: Песочная терапия в период адаптации детей раннего и младшего возраста.
методическая разработка (младшая группа)
Задачи
Средства
Структурные особенности
Календарно-тематическое планирование в период адаптации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
Песочная терапии в период адаптации детей раннего и младшего возраста.
Подготовила: Алексеева С.С.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру... Подобно Богу
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Таким образом, важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.
Одним из эффективных средств адаптации является «Песочная терапия». Песочная терапия – разновидность игровой терапии.
Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из – за отсутствия активной речи. Песочная терапия может оказаться полезной для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка.
При работе с детьми рекомендуется использовать простые упражнения, которые основываются на таких особенностях детей раннего возраста, как: эмоциональность, впечатлительность, способность быстро заражаться, как положительными, так и отрицательными, эмоциями от взрослых и сверстников и подражать их действиям.
Каждое занятие с использованием метода песочной терапии имеет свои структурные особенности:
1. Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка.
Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.
На этапе прикосновений к поверхности сухого песка используют такие игры и упражнения как:
- Игра «Здравствуй песок!»
- Игра «Песочный дождик»
- Упражнение «Песочный ветер»
- Игра «Необыкновенные следы».
2. Непосредственно обучающая часть.
Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.
Игры:
Игра «Песочные прятки»
Игра «Спрячь игрушки»
Игра «Детские секретики»
Упражнение «Веселые пальчики» и др.
3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.
Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.
На этом этапе используют игры:
Игра «Ручеек течет»
Игра «Дождик моросит»
Игра «Речка и ручеек»
Игра «Куличики»
Игра «Норки – холмики» и др.
Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. Например: "Заборчики". (Дети руками лепят заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка). При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.
Случается, так, что в процессе работы дети заболевают, и это факт. И после того как ребенок поправится и придет в детский сад, я начинаю работу сначала.
Работу с песком завершаю, когда у ребенка стабилизируется эмоциональный фон, он легко расстается по утрам с близкими, играет в группе, положительно относится к режимным моментам.
Заключение: таким образом, песочная терапия – прекрасный способ установления контакта с детьми, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению, она развивает коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации в период раннего возраста.
Комплекс занятий составлен на основе методического пособия Т.А.Андреенко «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками» для детей 2-3 лет.
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Занятия проводятся в течение 15 минут, могут варьироваться, повторяться. Рекомендуется проводить в течение года.
Песочная терапия проводится с ребенком по запросу родителя (законного представителя) и заполняет заявление о согласии родителя (законного представителя) на оказание психолого-педагогической помощи и сопровождения.
Данный комплекс занятий направлен:
- на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания.
- как продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.
-обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ.
- формирование эмоционального благополучия ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.
- использование художественного творчества как способа психологической работы с детьми.
Приоритет комплекса - эмоционально - личностное развитие ребенка. Помочь малышу адаптироваться к новым социальным условиям.
Формы:
Индивидуальные игры:
Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игры( 2-4 детей)
Цель
Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в процессе создания образов, используя сухой и мокрый песок.
Задачи
Коррекционно - обучающие:
- обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
- учить выражать свою любовь;
- обучать рефлексивным умениям.
- овладеть техникой песочного рисования.
Коррекционно - развивающие:
- развивать фантазию, воображение, рисование по памяти;
- развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;
- развивать творческие способности;
- развивать познавательные и психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение.
- развитие сенсорно-перцептивной сферы творческого потенциала ребенка.
развитие коммуникативных навыков, установки на положительное отношение к себе.
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком, снижение психофизического напряжения.
- воспитывать актуализацию эмоций через закрепление положительного психологического состояния ребенка.
- воспитывать эстетический и художественный вкус.
- корректировать нежелательные черты характера и поведения.
Календарно-тематическое планирование по совместной деятельности педагога-психолога с детьми 2-3 лет адаптационной группы по песочной терапии.
Сентябрь.
Тема | Программное содержание | Содержание занятия | Материал | |
1 неделя. | «Знакомство с песком». | Знакомство детей с песком, развивать у детей желание играть в песок, знакомство с правилами поведения в песочнице, закрепить знание о свойствах песка. Развивать мелкую моторику, мышление. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. | 1.Знакомство 2.Упражнение «Волшебство» 3.Игра «Тучки и дождик» 4.Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять» 5.Рефлексия | Кинетическая песочница. |
«Колобок». | Обогащать тактильный опыт детей .Развивать мелкую моторику. Развивать мышление, внимание , наблюдательность. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. | 1.Приветсвие 2. Проигрывание сказки на песке 3.Игра «Кто ты?» 4.Рефлексия | Кинетическая песочница. Текст русской народной сказки «Колобок», игрушки по сказке. | |
2 неделя | «Повтори-ка»». | Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать снижению психофизического напряжения. Обогащать словарный запас , развивать речь. Развивать мышление, внимание, наблюдательность. | 1.Приветствие 2.Расслабляющая игра «Солнечный зайчик» 3.Следы на песке. 4.Рефлексия | Кинетическая песочница, зеркальце, фасоль, игрушки-человечки. |
«Что спрятано? | Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать снижению психофизического напряжения. Обогащать словарный запас , развивать речь. Развивать мышление, внимание. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями | 1.Приветствие 2.Игра «Прятки» 3.Гимнастика «Пальчики» 4.Игра-упражнение «Веселые барабанщики» 5. Игра-упражнение «Маленькие футболисты» 6.Рефлексия | Кинетическая песочница, мячики, записи музыки. | |
3 неделя | «Наши шустрые ручки». | Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать мышление, внимание, наблюдательность. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями | 1.Приветствие 2. Игра «Что изменилось?» 3.Лепка куличиков и украшение. 4.Рефлексия | Кинетическая песочница, формочка для песочницы, , предметы для украшения куличиков, мишка и зайка. |
«Заборчики» | Обогащать тактильный опыт детей. Развивать коммуникативные навыки. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. | 1.Приветствие 2.Лепка заборчиков. 3.Подвижная игра «Зайка серенький сидит» 4.Рефлексия | Кинетическая песочница, пластиковые стаканчики,, совочки, игрушка мягкая заяц. | |
4 неделя | «Норки для зверюшек». | Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию развивать мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями | 1.Приветствие 2.Постройка домиков. 3.Игра «Угадай чего не стало» 4.Рефлексия | Кинетическая песочница, формочки домиков – большие и маленькие .Игрушки –лисичка и домик. |
«Прятки» | Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать снижению психофизического напряжения. Обогащать словарный запас , | 1.Приветствие. 2.Игра «откопай игрушку» 3.Рисование солнышка на песке. 4. Выкладывание из пробок на песке солнышка 4.Рефлексия | Кинетическая песочница, желтые и красные пробки от пластиковых бутылок, игрушки разных размеров, изображение солнышка. |
Октябрь
Тема | Программное содержание | Содержание занятия. | Материал | |
1 неделя | «Веселые музыканты» | Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать снижению психофизического напряжения. Обогащать словарный запас , | 1.Приветствие. 2. игра «Веселые музыканты» 3.Пальчиковая игра «По клавишам стучим» 4.Игра «Научим неваляшку рисовать» 5.Рефлекия | Кинетическая песочница, игрушка птичка, игрушка неваляшка. |
«Овощи и фрукты»» | Упражнять детей в названии овощей и фруктов. Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать мышление, внимание, наблюдательность. развивать игровую мотивацию, вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. | 1.Приветствие 2.Игра «Прятки на грядке» 3. рефлексия. | Кинетическая песочница, муляжи овощей и фруктов, игрушки –белочка и заяц. | |
2 неделя. | «Домики для друзей». «Волшебные цветы»
| Закрепление представлений о размере (большой- маленький) Развивать фонематический слух. Обогащать тактильный опыт детей, развивать мелкую моторику рук. Развивать мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас , Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями | 1.Приветствие 2. Постройка домиков. 3. Рефлексия. | Кинетическая песочница, игрушка мишка и мышка. Аудиозапись «Голос мыши», формочки для песка, материалы для крашений. |
Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию развивать мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. | 1.Приветствие 2.Упражнение «Кто к нам пришел?» 3.Украшение цветов. 4.Рефлексия. | Кинетическая песочница, кукла Аленушка, животные, предметы украшения, загадки о животных. | ||
3 неделя | «Собери грибочки» | Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. | 1.Приветствие 2.Игра «Соберем грибочки» 3.Игра «Сделай грибок» 4.Рефлексия. | Кинетическая песочница, корзина, муляжи грибов. |
«Путешествие с игрушками» | Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. | 1.Приветствие 2.Упражнение «Идем быстро, идем медленно» 3.Игра «Мы создаем мир»» 4.Рефлексия. | Кинетическая песочница, маленькие игрушки, формочки для постройки домиков. | |
4 неделя | «Золотая рыбка» | Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию, развивать мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. | 1.Приветствие 2.Подвижная игра «Рыбки» 3.Игра «Рыбки плавают» 4.Рефлексия. | Кинетическая песочница, изображение золотой рыбки, формочки в виде рыбок. |
«Сорока-ворона» | Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию, развивать мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями | 1.Приветствие 2.Игра «Сорока-ворона» 3.Игра «Посадим огород» 4.Рефлексия. | Кинетическая песочница, иллюстрация к потешке «Сорока-ворона», фасоль, горох, грабельки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Педагогический проект ОО «Познавательное развитие» Тема: «Роль игрушки в период адаптации детей раннего возраста» возрастная группа: вторая группа раннего развития
Педагогический проект по познавательному развитию....
"Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста".
Адаптации детей раннего возраста....
Методическая разработка на тему «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста »
Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитан...
Методическая разработка на тему «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми ...
Методическая разработка на тему «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в ...
Статья: "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста...