Методическая разработка на тему: Песочная терапия в период адаптации детей раннего и младшего возраста.
методическая разработка (младшая группа)
Задачи
Средства
Структурные особенности
Календарно-тематическое планирование в период адаптации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
Песочная терапии в период адаптации детей раннего и младшего возраста.
Подготовила: Алексеева С.С.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру... Подобно Богу
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Таким образом, важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.
Одним из эффективных средств адаптации является «Песочная терапия». Песочная терапия – разновидность игровой терапии.
Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из – за отсутствия активной речи. Песочная терапия может оказаться полезной для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка.
При работе с детьми рекомендуется использовать простые упражнения, которые основываются на таких особенностях детей раннего возраста, как: эмоциональность, впечатлительность, способность быстро заражаться, как положительными, так и отрицательными, эмоциями от взрослых и сверстников и подражать их действиям.
Каждое занятие с использованием метода песочной терапии имеет свои структурные особенности:
1. Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка.
Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.
На этапе прикосновений к поверхности сухого песка используют такие игры и упражнения как:
- Игра «Здравствуй песок!»
- Игра «Песочный дождик»
- Упражнение «Песочный ветер»
- Игра «Необыкновенные следы».
2. Непосредственно обучающая часть.
Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.
Игры:
Игра «Песочные прятки»
Игра «Спрячь игрушки»
Игра «Детские секретики»
Упражнение «Веселые пальчики» и др.
3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.
Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.
На этом этапе используют игры:
Игра «Ручеек течет»
Игра «Дождик моросит»
Игра «Речка и ручеек»
Игра «Куличики»
Игра «Норки – холмики» и др.
Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. Например: "Заборчики". (Дети руками лепят заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка). При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.
Случается, так, что в процессе работы дети заболевают, и это факт. И после того как ребенок поправится и придет в детский сад, я начинаю работу сначала.
Работу с песком завершаю, когда у ребенка стабилизируется эмоциональный фон, он легко расстается по утрам с близкими, играет в группе, положительно относится к режимным моментам.
Заключение: таким образом, песочная терапия – прекрасный способ установления контакта с детьми, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению, она развивает коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации в период раннего возраста.
Комплекс занятий составлен на основе методического пособия Т.А.Андреенко «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками» для детей 2-3 лет.
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Занятия проводятся в течение 15 минут, могут варьироваться, повторяться. Рекомендуется проводить в течение года.
Песочная терапия проводится с ребенком по запросу родителя (законного представителя) и заполняет заявление о согласии родителя (законного представителя) на оказание психолого-педагогической помощи и сопровождения.
Данный комплекс занятий направлен:
- на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания.
- как продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.
-обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ.
- формирование эмоционального благополучия ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.
- использование художественного творчества как способа психологической работы с детьми.
Приоритет комплекса - эмоционально - личностное развитие ребенка. Помочь малышу адаптироваться к новым социальным условиям.
Формы:
Индивидуальные игры:
Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игры( 2-4 детей)
Цель
Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в процессе создания образов, используя сухой и мокрый песок.
Задачи
Коррекционно - обучающие:
- обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
- учить выражать свою любовь;
- обучать рефлексивным умениям.
- овладеть техникой песочного рисования.
Коррекционно - развивающие:
- развивать фантазию, воображение, рисование по памяти;
- развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;
- развивать творческие способности;
- развивать познавательные и психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение.
- развитие сенсорно-перцептивной сферы творческого потенциала ребенка.
развитие коммуникативных навыков, установки на положительное отношение к себе.
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком, снижение психофизического напряжения.
- воспитывать актуализацию эмоций через закрепление положительного психологического состояния ребенка.
- воспитывать эстетический и художественный вкус.
- корректировать нежелательные черты характера и поведения.
Календарно-тематическое планирование по совместной деятельности педагога-психолога с детьми 2-3 лет адаптационной группы по песочной терапии.
Сентябрь.
Тема | Программное содержание | Содержание занятия | Материал | |
1 неделя. | «Знакомство с песком». | Знакомство детей с песком, развивать у детей желание играть в песок, знакомство с правилами поведения в песочнице, закрепить знание о свойствах песка. Развивать мелкую моторику, мышление. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. | 1.Знакомство 2.Упражнение «Волшебство» 3.Игра «Тучки и дождик» 4.Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять» 5.Рефлексия | Кинетическая песочница. |
«Колобок». | Обогащать тактильный опыт детей .Развивать мелкую моторику. Развивать мышление, внимание , наблюдательность. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. | 1.Приветсвие 2. Проигрывание сказки на песке 3.Игра «Кто ты?» 4.Рефлексия | Кинетическая песочница. Текст русской народной сказки «Колобок», игрушки по сказке. | |
2 неделя | «Повтори-ка»». | Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать снижению психофизического напряжения. Обогащать словарный запас , развивать речь. Развивать мышление, внимание, наблюдательность. | 1.Приветствие 2.Расслабляющая игра «Солнечный зайчик» 3.Следы на песке. 4.Рефлексия | Кинетическая песочница, зеркальце, фасоль, игрушки-человечки. |
«Что спрятано? | Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать снижению психофизического напряжения. Обогащать словарный запас , развивать речь. Развивать мышление, внимание. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями | 1.Приветствие 2.Игра «Прятки» 3.Гимнастика «Пальчики» 4.Игра-упражнение «Веселые барабанщики» 5. Игра-упражнение «Маленькие футболисты» 6.Рефлексия | Кинетическая песочница, мячики, записи музыки. | |
3 неделя | «Наши шустрые ручки». | Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать мышление, внимание, наблюдательность. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями | 1.Приветствие 2. Игра «Что изменилось?» 3.Лепка куличиков и украшение. 4.Рефлексия | Кинетическая песочница, формочка для песочницы, , предметы для украшения куличиков, мишка и зайка. |
«Заборчики» | Обогащать тактильный опыт детей. Развивать коммуникативные навыки. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. | 1.Приветствие 2.Лепка заборчиков. 3.Подвижная игра «Зайка серенький сидит» 4.Рефлексия | Кинетическая песочница, пластиковые стаканчики,, совочки, игрушка мягкая заяц. | |
4 неделя | «Норки для зверюшек». | Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию развивать мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями | 1.Приветствие 2.Постройка домиков. 3.Игра «Угадай чего не стало» 4.Рефлексия | Кинетическая песочница, формочки домиков – большие и маленькие .Игрушки –лисичка и домик. |
«Прятки» | Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать снижению психофизического напряжения. Обогащать словарный запас , | 1.Приветствие. 2.Игра «откопай игрушку» 3.Рисование солнышка на песке. 4. Выкладывание из пробок на песке солнышка 4.Рефлексия | Кинетическая песочница, желтые и красные пробки от пластиковых бутылок, игрушки разных размеров, изображение солнышка. |
Октябрь
Тема | Программное содержание | Содержание занятия. | Материал | |
1 неделя | «Веселые музыканты» | Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать снижению психофизического напряжения. Обогащать словарный запас , | 1.Приветствие. 2. игра «Веселые музыканты» 3.Пальчиковая игра «По клавишам стучим» 4.Игра «Научим неваляшку рисовать» 5.Рефлекия | Кинетическая песочница, игрушка птичка, игрушка неваляшка. |
«Овощи и фрукты»» | Упражнять детей в названии овощей и фруктов. Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать мышление, внимание, наблюдательность. развивать игровую мотивацию, вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. | 1.Приветствие 2.Игра «Прятки на грядке» 3. рефлексия. | Кинетическая песочница, муляжи овощей и фруктов, игрушки –белочка и заяц. | |
2 неделя. | «Домики для друзей». «Волшебные цветы»
| Закрепление представлений о размере (большой- маленький) Развивать фонематический слух. Обогащать тактильный опыт детей, развивать мелкую моторику рук. Развивать мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас , Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями | 1.Приветствие 2. Постройка домиков. 3. Рефлексия. | Кинетическая песочница, игрушка мишка и мышка. Аудиозапись «Голос мыши», формочки для песка, материалы для крашений. |
Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию развивать мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. | 1.Приветствие 2.Упражнение «Кто к нам пришел?» 3.Украшение цветов. 4.Рефлексия. | Кинетическая песочница, кукла Аленушка, животные, предметы украшения, загадки о животных. | ||
3 неделя | «Собери грибочки» | Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. | 1.Приветствие 2.Игра «Соберем грибочки» 3.Игра «Сделай грибок» 4.Рефлексия. | Кинетическая песочница, корзина, муляжи грибов. |
«Путешествие с игрушками» | Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. | 1.Приветствие 2.Упражнение «Идем быстро, идем медленно» 3.Игра «Мы создаем мир»» 4.Рефлексия. | Кинетическая песочница, маленькие игрушки, формочки для постройки домиков. | |
4 неделя | «Золотая рыбка» | Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию, развивать мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. | 1.Приветствие 2.Подвижная игра «Рыбки» 3.Игра «Рыбки плавают» 4.Рефлексия. | Кинетическая песочница, изображение золотой рыбки, формочки в виде рыбок. |
«Сорока-ворона» | Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-моторную координацию, развивать мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями | 1.Приветствие 2.Игра «Сорока-ворона» 3.Игра «Посадим огород» 4.Рефлексия. | Кинетическая песочница, иллюстрация к потешке «Сорока-ворона», фасоль, горох, грабельки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/17/picture-477314-1410958784.jpg)
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/25/picture-1015626-1519545025.jpg)
Педагогический проект ОО «Познавательное развитие» Тема: «Роль игрушки в период адаптации детей раннего возраста» возрастная группа: вторая группа раннего развития
Педагогический проект по познавательному развитию....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/03/picture-1105335-1549199738.jpg)
"Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста".
Адаптации детей раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/22/picture-1114080-1550864097.jpg)
Методическая разработка на тему «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста »
Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитан...
Методическая разработка на тему «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/21/picture-1160355-1574334443.jpg)
Методическая разработка на тему «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1453759-1674984848.jpg)
Статья: "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста...